aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Служба ранней помощи — основа профилактики инвалидности детей младенческого и младшего возраста

Государственное автономное учреждение "Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов" имени Л. И. Швецовой (сокращенное название НПЦ МСР) создано в 2004 г.
Основная задача Центра - проведение комплексной реабилитации инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности вследствие тяжелого нарушения функции движения (последствия травм позвоночника и спинного мозга, черепномозговых травм, инсультов (в том числе и спинальных), ДЦП), имеющих благоприятный реабилитационный прогноз.
Уникальность Центра обусловлена внедрением принципов интегративной терапии, сочетающей в себе медицинскую помощь по восстановлению и поддержанию жизненно важных функций и психолого-социальную адаптацию в зависимости от личностных особенностей реабилитанта.
Реабилитационная помощь осуществляется в следующих формах: стационар круглосуточного пребывания, нестационарная форма, а также силами выездных мобильных бригад, что позволяет длительное время сохранять преемственность используемых методик и эффективность проводимых реабилитационных мероприятий. Ежегодно реабилитационную помощь в Центре получают около 2,5 тыс. человек.
Центр оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, способствующим восстановлению двигательной активности, профилактике и коррекции соматических осложнений, выработке навыков самостоятельного проживания в рамках программы "Безбарьерная среда".
Специалисты Центра ставят своей целью не просто вернуть человеку утраченные бытовые навыки, но научить его жить самостоятельно, вести активный образ жизни, найти свое место в обществе.
Методы психологической коррекции и психотерапии применяются на всех этапах реабилитационного процесса. Для этого в Центре организованы кабинеты психологического сопровождения, индивидуальной и групповой психотерапии. Большое значение имеет индивидуальная работа психологов и психотерапевтов с пациентами и членами их семей с целью создания психологической совместимости инвалида с окружающей его социальной средой.
В сентябре 2014 г. на базе Центра было организовано отделение медико-социальной реабилитации детей с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы на 35 коек. Впервые в Москве появилось место, где в условиях стационара круглосуточного пребывания детям с инвалидностью обеспечены не только комплексная медико-социальная реабилитация с использованием высокотехнологичных реабилитационных методик, но и психологопедагогическая коррекция.
Необходимость создания данного отделения обусловлена сложившейся за последние годы негативной тенденцией к увеличению в городе числа детей-инвалидов. Поэтому одним из направлений деятельности детского отделения стало создание первой в столице "Службы ранней помощи" (далее - Служба) как службы комплексной семейно-ориентированной медико-социальной помощи и психолого-педагогической коррекции. Служба курирует малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет с тяжелым перинатальным поражением нервной системы и опорно-двигательного аппарата, аномалиями и пороками развития, ДЦП, малышей из групп биологического и социального риска.
Основная цель деятельности Службы - профилактика инвалидности детей младенческого и младшего возраста, а также оказание всесторонней помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их появления, в целях содействия оптимальному развитию таких детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Из поставленной цели вытекают функции Службы:
1. Наиболее раннее выявление детей, имеющих отставания и нарушения в развитии.
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы реабилитации.
3. Систематическая оценка уровня психофизического развития ребенка.
4. Информационная и эмоциональная поддержка семьи, обеспечение связи с другими ресурсами в сообществе и ближайшем окружении.
5. Развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития.
6. Координация и взаимодействие с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи.
7. Организация групп поддержки для семей.
8. Сохранение кровной семьи для ребенка-инвалида.
Критерии включения в программу курации Службы могут быть как медицинские, так и социальные.
По медицинским критериям в программу могут быть включены:
- дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал;
- дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии;
- дети, имеющие серьезные трудности в контакте, подозрение на ранний детский аутизм;
- дети, имеющие серьезные изменения в поведении в результате пережитого стресса;
- дети биологической группы риска: недоношенные дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель; дети, рожденные с критически низкой массой тела (менее 1500 г).
По социальным критериям могут быть выбраны:
- дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающих алкоголизмом, наркоманией;
- дети родителей-инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности;
- дети молодых (в возрасте до 17 лет) родителей;
- дети, которые хотя бы один раз в жизни подвергались насилию в семье.
Важно отметить, что в программу Службы включаются семьи с детьми, имеющими хотя бы один из вышеперечисленных критериев.
Деятельность Службы ранней помощи осуществляется в постоянной беспрерывной форме на основе результатов динамического мониторинга состояния ребенка и обеспечивает совместную целенаправленную работу мулътидисциплинарной бригады специалистов: врачей (невролога, педиатра, физиотерапевта, врача по лечебной физкультуре, психиатра и т.д.), психолога, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, массажистов, педагогов (дефектолога, логопеда, воспитателя, музыкального работника), специалиста по социальной работе, юриста. В своей работе Служба ранней помощи использует все диагностические и реабилитационные мощности Центра.
Длительность курации Службой - от б мес. до 1,5_2 лет с момента зачисления ребенка на курацию. Частота посещения Службы - от 1 -2 до 5 раз в неделю.
В структуру Службы ранней помощи входят:
- подразделение дневного пребывания - состоит из игровой и спальной зон, буфетной, санузла;
- подразделение патронажа на дому силами мобильных бригад;
- подразделение дистанционной реабилитации;
- подразделение восстановительного лечения - в медицинской реабилитации пациентов Службы чаще всего используются такие методы физиотерапевтического воздействия, как водо- и теплолечение, массаж, общее УФО в фотарии по схеме, ингаляции и т.д. Большое внимание уделяется кинезотерапии: индивидуальной и групповой лечебной физкультуре, причем не только с использованием классических методик, но и с применением гимнастик по методу Войты и Боббота, занятиям в "сухом" бассейне, а также высокотехнологичным реабилитационными технологиям (например совместным занятиям с психологом и специалистом по лечебной физкультуре на системе для нейромоторной реабилитации "Нирвана");
- подразделение психолого-педагогической коррекции и эмоционального развития ребенка. Кроме процедур медицинской реабилитации большое внимание специалисты уделяют психолого-педагогической коррекции и эмоциональному развитию детей. В подразделении работают: логопеды, психологи, учитель-дефектолог, специалист по Монтессори-терапии, специалисты по социальной работе. В социальной реабилитации основной акцент делается на развитие у ребенка соответствующих возрасту бытовых и гигиенических навыков. Психологи стараются как можно раньше научить ребенка жить в социуме, чтобы он всегда чувствовал себя равным среди равных, умел адекватно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Специалисты подразделения направляют свою работу не только на ребенка, но и на членов его семьи, создавая предпосылки для того, чтобы семья мобилизовала все свои усилия, и ребенок из группы риска не перешел в категорию "ребенок- инвалид";
- подразделение социального мониторинга и социального патронажа семьи ребенка-инвалида. Основная задача подразделения - выявление, постановка на учет, мониторинг и социальный патронаж семей детей-инвалидов раннего возраста, нуждающихся в комплексной медико-социальной реабилитации и мерах социальной поддержки. Подразделение работает не по "заявительному", а по "выявительному" принципу;
- подразделение технических средств реабилитации (TCP) и проката предметов ухода. Оно осуществляет комплексные реабилитационные мероприятия длительное время и в постоянном режиме. Понятно, что без постоянных, систематических занятий с ребенком в домашних условиях эффективность реабилитационных мероприятий будет снижена. В связи с этим на базе Центра организовано подразделение, осуществляющее прокат технических средств реабилитации (модулей для занятий ЛФК, фитболов, вертикализаторов, развивающих игр и т. д). Специалисты подразделения не только выдают родителям на прокат необходимые ребенку TCP, но и обучают их правильному, рациональному и максимально эффективному использованию технических средств;
- школа-клуб для родителей "Вместе мы можем больше!" Это сообщество родителей и специалистов Службы ранней помощи. Основная задача Школы - путем консолидированных усилий родительской общественности и специалистов в области реабилитации повысить эффективность реабилитационных мероприятий, сделать максимально благоприятным процесс интеграции в общество ребенка раннего возраста с нарушением развития.
С момента начала работы Службы ранней помощи были оказаны комплексные услуги по медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической коррекции более 100 детям-инвалидам раннего возраста, а также детям, имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности, нуждающимся в мерах социальной поддержки, включая социально-психологическую поддержку родителей. Эффективность проводимых реабилитационных мероприятий составила 96,7%.
В целях распространения инновационного опыта Службы ранней помощи на базе детского отделения центра создана и начала свою работу опытно-экспериментальная площадка (ОЭП). В рамках работы данной площадки обобщен опыт работы Службы ранней помощи, подготовлен к публикации пакет практических технологий для специалистов учреждений Департамента социальной защиты г. Москвы по работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Данное направление деятельности ОЭП актуально в связи с расширением спектра услуг, оказываемых социальными учреждениями г. Москвы семьям, воспитывающих детей-инвалидов, открытием в ТЦСО, СРЦ для несовершеннолетних отделений по реабилитации семьи ребенка-инвалида.
В планах по дальнейшему развитию инновационной деятельности стоит осуществление центром проекта "Служба дистанционной реабилитации", победившего в декабре 2014 г. на конкурсе инновационных предложений "Новаторы Москвы".
Цель проекта - создание семейно-ориентированной службы дистанционной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, содействие оптимальному развитию таких детей, их адаптации и социальному включению в общество.
Задачи проекта: социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание службы дистанционной реабилитации; внедрение и тиражирование технологий по дистанционному социальному сопровождению семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; дистанционное обучение родителей в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития; информационная и психологическая поддержка целевой группы.
Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в семье; родители, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в мероприятиях практики; ближайшее окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (бабушки, дедушки, братья и сестры ребенка-инвалида).
В рамках проекта внедряется технология по социальному сопровождению семей, имеющих в своем составе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием современных дистанционных информационно-компьютерных средств. Участникам целевой группы в домашних условиях устанавливают веб-камеры, и по системе видеоконференций привлеченные специалисты (врачи и инструкторы ЛФК, врач физиотерапевт, психолог) в установленное время связываются с семьей по Интернету, выходят на онлайн-трансляцию. Врачи отвечают на вопросы, контролируют правильность выполнения упражнений на предоставленном гимнастическом модуле, проводят тестирование. Внедренная технология позволит постоянно осуществлять поддержку семей с детьми-инвалидами в домашних условиях, развивать у ребенка функциональные способности, помогут участвовать в повседневной жизни, познавать окружающий мир, быть мобильным для своих нужд, помогать в повседневных делах, участвовать в жизни семьи.
Мероприятия, реализуемые как в Службе ранней помощи, так и в проекте, соответствуют реализации индивидуальных программ социально-бытовой адаптации и социально- средовой ориентации детей-инвалидов и детей с ограничением жизнедеятельности, что способствует: оптимальному развитию детей, их адаптации и социальному включению в общество; сохранению кровной семьи.
Служба ранней помощи как служба комплексной медикосоциальной помощи и психолого-педагогической коррекции детям младенческого и раннего возраста с ограничением жизнедеятельности - пилотный для Москвы проект. В планах Департамента социальной защиты населения создать единую городскую службу ранней помощи с представительством в каждом административном округе столицы.

Назад Оглавление Далее