aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Преодоление социальной исключенности детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Центр содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь" (далее - Центр) образовался в результате объединения детского дома-интерната № 8 и дома ребенка № 25. Центр является учреждением Департамента социальной защиты населения г. Москвы. Здесь проживают, обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 18 лет. Две трети из них - это дети-сироты, для которых Центр стал родным домом, где они окружены заботой и теплом специалистов медицинского и педагогического профиля. Центр имеет три отделения: 1 отделение медико-социальной реабилитации и 2 отделения милосердия. Центр имеет два структурных подразделения: "Борисовский" и "Елецкая" в соответствии с фактическим местом расположения.
В отделениях милосердия проживают дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, где уважающий и развивающий ребенка уход является основной задачей сотрудников. Приоритетными направлениями работы педагогов с детьми являются: формирование элементарных культурногигиенических навыков, навыков самообслуживания, развитие коммуникативных умений. Большое внимание в работе педагогов уделяется созданию и поддержанию у детей положительного эмоционального настроения, развитию мелкой и крупной моторики, пониманию обиходной речи, обогащению сенсорного опыта. Все это приводит к значительному улучшению состояния детей: многие из них постепенно обретают элементарную двигательную самостоятельность - начинают сидеть, ползать и ходить. В дальнейшем воспитанники отделений милосердие переводятся в отделение реабилитации.
В отделении медико-социальной реабилитации проживают дети с множественными нарушениями в развитии, с которыми осуществляется коррекционно-развивающая работа по всем направлениям. С детьми занимаются логопеды, дефектологи, психолог, музыкальный руководитель и педагоги дополнительного образования. С ними проводятся занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному развитию, предметно-практической деятельности, а также занятия по развитию моторных и графомоторных навыков. Большое внимание также уделяется инновационным методам обучения. Проводятся занятия по развитию альтернативных методов коммуникации (пиктограммы) и занятия по пособию "Нумикон", которое помогает формировать элементарные математические представления.
В отделении ранней помощи (структурное подразделение "Елецкая") с 2000 г. совместно с сотрудниками кафедры клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета при поддержке регионального общественного объединения Содружество "Утешение", специалистов психолого-медико- социального центра Северного округа Москвы реализуется проект "Российская лекотека". Лекотека рассматривается как структурно-функциональная единица, которая может работать автономно или в составе служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических центров, детских садов, домов ребенка, других организаций и учреждений, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями развития и их семьям. Цель лекотеки - поддержка детей с нарушениями в развитии и их семей для облегчения включения детей в полный спектр семейной и общественной жизни. Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию взросло-детского взаимодействия, создание развивающей среды. В этой связи гуманистическая идеология лекотеки и ее личностно-ориентированные технологии наиболее эффективны для профилактики и коррекции психических расстройств, обусловленных депривацией детей, находящихся в условиях дома ребенка. Основная цель внедрения лекотеки в структуру дома ребенка - это улучшение психического развития детей-сирот с рождения до 4 лет, воспитывающихся в домах ребенка, что увеличивает возможность их усыновления.
В России законодательно определено, что получать образование должен каждый ребенок. В современном обществе образование является необходимой составляющей социализации, а также фактором, предупреждающим социальную исключенность ребенка-инвалида. В настоящее время остро встал вопрос об организации образования детей-инвалидов, особенно детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Основными правовыми документами, регламентирующими образование детей с ограниченными возможностями здоровья в социальных учреждениях являются:
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
- Закон РФ "Об образовании".
В целях реализации права детей-инвалидов на образование, а также профилактики социальной исключенности воспитанников было принято решение об организации обучения детей через реализацию индивидуального образовательного маршрута. Воспитанники центра с 1 сентября 2014 г. включены в образовательный процесс, а именно зачислены в специальные (коррекционные) образовательные школы VIII вида с 1-го по 4-й классы, в детский сад компенсирующего вида, в группу "Особый ребенок", в детский сад общеразвивающего типа. До конца 2014 г. большая часть детей была обследована на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и на 2015-2016 учебный год часть из них включена в специализированные учебные заведения.
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка проводится с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации специальных условий их обучения и воспитания. Данную функцию выполняют территориальные или окружные ПМПК.
ПМПК - это совещательный орган специалистов, на заседании которого происходит комплексная диагностика ребенка, возможности обучения в общеобразовательных или коррекционных школах. ПМПК создается для проведения оценки динамики развития ребенка, определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута, для разработки индивидуальной образовательной программы, оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в образовательном учреждении.
Решение о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение принимается родителями (законными представителями) на основании заключения ПМПК. В данном документе представлены: образовательный маршрут ребенка, перечень и описание условий, необходимых для разработки и реализации индивидуальной образовательной программы. Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи специалистами разного профиля в образовательных учреждениях с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь, как программу обучения на определенном этапе развития ребенка, реализацию личностного образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (коммуникативно-социальных, культурно-гигиенических);
• формирование продуктивной деятельности (игровой, предметной);
• развитие речи (увеличение пассивного и активного словаря);
• формирование представлений об окружающем мире.
С 1 сентября 2014 г. воспитанники центра включены в
образовательный процесс, а именно зачислены в различные учреждения основного и дополнительного образования:
- детский сад № 2356 компенсирующего вида, в группу "Особый ребенок";
- специальные (коррекционные) образовательные школы VIII вида ГБУ СКОШ № 991 и ГБУ СКОШ № 567 с 1-го по 4-й классы;
- детский сад общеразвивающего типа, ГБОУ СОШ № 996, дошкольное отделение № 2;
- колледж, ГБОУ среднего профессионального образования строительный техникум № 30;
- музыкальную школу имени В. Я. Шебалина;
- бассейн ФОК "Орехово" ЮАО;
- спортивную школу для занятий конным спортом (иппотерапия), КСК "Русь";
- реабилитационный центр для занятий ЛФК ГБУ ТЦСО "Орехово", филиал "Борисово".
Совершенно очевидно, что чем лучше решаются задачи образования, тем выше возможность ребенка с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в обществе, тем более он подготовлен к самостоятельной жизни. Специалисты центра сопровождают процесс обучения воспитанников в образовательных учреждениях, оказывают помощь и поддержку в адаптации, усвоении знаний, умений, навыков. В сопровождении участвуют комплексные специалисты (психологи, дефектологи, социальный педагог, воспитатели), каждый осуществляет свои профессиональные задачи, помогающие воспитанникам осваивать учебную программу.
В учреждении 50% детей имеют родителей, которые обязательно включены в образовательный процесс. Специалисты учреждения проводят консультации для родителей, помогают решать вопросы обучения детей в школе. Главной целью центра содействия семейному воспитанию является социализация ребенка и профилактика его социальной исключенности. Воспитанники учатся пользоваться общественным транспортом. В сопровождении специалистов центра дети посещают общественные места, учатся правилам поведения в социуме. В общественном транспорте учатся правильно пользоваться валидатором, узнавать номер нужного маршрута. С удовольствием ходят в магазин за покупками: общаются с продавцами, учатся пользоваться корзинами для продуктов, пробуют самостоятельно расплачиваться на кассе. Очень любят прогулки в парке, общаются с другими детьми, вместе играют.
В процессе социализации неоценимую услугу оказывает Благотворительный фонд "Я есть!". Сотрудники фонда организуют для детей праздники, концерты, мастер-классы в центре и сопровождают в выездных мероприятиях (цирки, кино, кафе, бассейн, музеи).
Важной задачей для специалистов является устройство детей в семью (восстановление связи с кровными родителями, приемная или замещающая семья, опекунство). В последнюю субботу марта и октября в социальных учреждениях города проходят дни открытых дверей - "Дни аиста". В Центр приходят потенциальные родители, знакомятся с детьми, общаются с ними. Также специалисты центра посещают школы приемных родителей и рассказывают о воспитанниках, пишут статьи в городские газеты. Семьям, которые решили принять к себе ребенка-инвалида, специалисты предоставляют юридическую, медицинскую помощь, а также оказывают психолого-педагогическую поддержку.
Юридическая помощь направлена на разъяснение законодательных и нормативных актов о льготах и правах, связанных с наличием у ребенка проблем в развитии, медицинская - на предоставление информации о заболевании, его прогнозе, коррекции. Психолого-педагогическая поддержка включает следующие формы работы:
1. Чтение лекций, посвященных знакомству родителей с этапами психического развития ребенка, основам и принципам воспитания и обучения, организации предметноразвивающего пространства для ребенка в семье, условиям абилитации, лечения, ухода за малышом.
2. Индивидуальные практические занятия с ребенком в присутствии матери в целях обучения ее правильному и содержательному взаимодействию с ребенком, так как она наиболее заинтересована в успехе абилитации и больше всего времени проводит с ребенком.
3. Групповой тренинг. Важнейший терапевтический эффект данной формы работы заключается в том, что, помогая другому, человек помогает себе. Родители начинают понимать, что их собственный опыт также очень ценен и может сыграть большую роль в жизни другого человека. Участники тренинговой группы оказывают друг другу практическую помощь и эмоциональную поддержку. Родители, которые занимаются в тренинговой группе, более адекватно относятся к проблемам собственного ребенка и своим внутрисемейным проблемам.
4. Консультирование семьи (родственников), которое направлено на формирование адекватной позиции к проблемам ребенка у родителей и ближайшего окружения, создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка.
5. Дистанционное сопровождение. Оно включает:
- разработку и написание методических пособий для родителей, описание игр и упражнений, направленных на коррекцию психоречевого и психомоторного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- разработку и составление видеофильмов по практической работе с особыми детьми;
- открытие интернет-портала для консультирования в режиме отсроченного времени (форум) по вопросам медицинского, юридического и психолого-педагогического характера.
6. Домашние визиты специалистов центра (психолог, дефектолог, логопед). Специалисты проводят коррекционные занятия. Отвечают на вопросы родителей по обучению и воспитанию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Оказывают психологическую поддержку родителям и детям.
Также в центре созданы группы кратковременного пребывания, где дети находятся в утреннее и дневное время. Это дает возможность родителям посещать работу, а детям общаться, посещать утренники и праздники, участвовать в выездных мероприятиях (цирк, кино, театры, кафе, выставки, мастер классы, экскурсии, бассейн). В группах кратковременного пребывания с детьми занимаются специалисты - дефектолог, логопед, психолог, педагог дополнительно образования, музыкальный руководитель.
В центре для воспитанников проводятся занятия по иппотерапии и канистерапии. Иппотерапия - общение ребенка с лошадью. Оно воздействует на организм сразу по нескольким направлениям: нормализует тонус мышц, улучшает двигательные функции. Такие занятия очень полезны детям с ДЦП. Канистерапия - общение ребенка с собакой. Метод лечения с помощью собаки используется для детей, имеющих проблемы в сфере общения, с поведенческими нарушениями, задержкой речи и (или) психического развития, страдающих аутизмом. Поглаживая и угощая собаку, ребенок учится общаться, снимает эмоциональное напряжение, при этом совершенствуя тактильную чувствительность и мелкую моторику.
С целью отработки и распространения условий, методов, технологий профилактики и преодоления социальной исключенности детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях Центра содействия семейному воспитанию учреждению был присвоен статус "Опытно-экспериментальная площадка Департамента социальной защиты населения г. Москвы". В 2014 г. на базе ЦССВ "Вера. Надежда. Любовь" была начата опытноэкспериментальная работа. Участники экспериментальной деятельности выдвинули гипотезу о том, что процесс преодоления социальной исключенности детей-инвалидов будет более эффективным при условии позитивного отношения к воспитанникам; осуществлении комплексного социального психолого-педагогического сопровождения специалистами, родителями, волонтерами; наличии уважающей и развивающей среды. Основная экспериментальная работа еще впереди, но уже видны позитивные результаты:
- повышается качество жизни детей и молодых инвалидов, вырос процент посещаемости учреждений социальной сферы;
- запущены социальные методы интенсивной социализации;
- внешний вид воспитанников меняется в лучшую сторону;
- поведенческие реакции изменяются в лучшую сторону;
- улучшаются коммуникативные возможности воспитанников;
- формируются навыки общей культуры;
- социальный опыт трансформируется в ключевые компетенции;
- налажено взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых обучаются воспитанники (совместные педагогические советы, участие в дискуссионных площадках и проч.).
Коллектив Центра "Вера, Надежда, Любовь" всегда готов сотрудничать с родителями, попечителями, общественными организациями, людьми, способными поделиться своим теплом и вниманием с воспитанниками. Описанные направления деятельности специалистов центра - обучение воспитанников в общеобразовательных коррекционных заведениях через реализацию индивидуального образовательного маршрута; социокультурная реабилитация; устройство детей на семейные формы жизнеустройства; сопровождение специалистами приемных семей, взявших на воспитание детей-инвалидов; деятельность групп кратковременного пребывания - играют важную роль в формировании жизненно необходимых социальных знаний, умений, навыков, создают активную развивающую среду, способствуют социализации детей-инвалидов.

Назад Оглавление Далее