aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

2. Теоретическая основа

Подход к данной компоненте был разработан в результате совмещения двух теорий развития, образования и мобилизации общества.
Первая теория это теория Общественного Движения (Social Action), которая имела положительный результат использования в предыдущих проектах ТАСИС в России, а именно «Усиление Демократии через Общественные НКО» и «Работа с Группами Риска-2». Разработка материалов семинаров в настоящем проекте и определение формы консультационных встреч основывались на Процессе Общественного Движения, а работа всех экспертов соответствовала Принципам Общественного Движения (Principles of Social Action).
Вторая теория - теория Положительной Девиантности, также вызвала наш интерес и нашла активное применение в процессе создания выставки и высказывания мнения тренеров по поводу работ, созданных участниками в ходе семинаров. Мы не могли знать, что необходимо обществу, но полагались на то, что члены общества обладают полезной информацией и идеями. Наша работа заключалась в том, чтобы выявить эти идеи и информацию и найти возможность для их представления.
Далее следует краткое объяснение двух теорий.

2.1. Что такое общественное движение (Social Action)?

Общественное Движение (Social Action) это теория развития общества, основанная на простом положении: изменения возможны. Но изменения только тогда имеют смысл, когда люди, которых они затрагивают, сами начали изменения, и участвовали в их внедрении и оценке. Участники данной программы ТАСИС - это проживающие в ПФО члены общества, целевые группы, сами россияне, особенно люди с ограниченными возможностями или те, кто непосредственно связан с проблемами инвалидности. Общественное Движение было выбрано теоретическим подходом из следующих соображений: изменения не могут быть навязаны; они должны быть созданы теми, кто обладает глубокими познаниями в области данной проблемы и продолжительно участвует в ее решении, в противном случае общественная мобилизация превращается в бессмысленный процесс временного оживления общества, который не «дотянет» и до конца проекта.
Общественное Движение - это подход, позволяющий группам людей разных возрастов, присущего им статуса и опыта, работать вместе для достижения коллективно поставленных целей. Он предлагает легкий для понимания, гибкий и открытый процесс, позволяющий людям определить важные для них проблемы, проанализировать их, выработать стратегию и действовать совместно для их решения.
Все это происходит в рамках согласованных правил, основанных на принципах равенства и справедливости. Общественное Движение - это особая методология, которую не следует путать с общественной активностью или даже с родовым понятием «общественное движение», которое описывает деятельность, нацеленную на привнесение социальных изменений.
Программа ТАСИС привлекла эксперта из Компании Общественного Движения (Social Action Company (Великобритания), чтобы создать модель компоненты и проводить тренинги и семинары по социальной рекламе, а также последующие консультации. Эта методика применялась в процессе всей работы над компонентой. Была предпринята попытка пересмотреть отношения между профессионалами и обществом, политиками и специалистами, тренерами и участниками, экспертами и обучающимися. Мы хотели путем демократичного обсуждения создать основу для настоящего сотрудничества, чтобы включить в это сотрудничество всех, у кого есть на это право. Опыт Компании Общественного Движения (Social Action Company) показывает, что возможно привлечь даже самые неконтактные группы, поскольку работа начинается с понимания ими проблемы и включает их в дальнейший процесс. Этот подход резко контрастирует с другими методиками тренингов и подходами к решению проблем, поскольку в их представлении отдельные люди или группу сами по себе представляют их негативно и стремятся переубедить, изменить или модифицировать.
В рамках Общественного Движения (Social Action) все члены общества являются экспертами своей собственной жизни, социальными партнерами, обладающими возможностями и правом вносить положительные и устойчивые социальные изменения.

2.2. В чем особенность тренинга общественного движения (Social Action)?

Тренинг Общественного Движения отличается от традиционной педагогики тремя важными моментами:
- Участникам вручается план работы;
- Тренеры и участники работают как партнеры;
- Все участники рассматриваются как люди, имеющие возможность проводить социальные изменения, и им предоставляется такая возможность.
Общественное Движение (Social Action) почти целиком опирается на теории, практику и труды бразильского педагога Паоло Фрейре. В своих работах он описывает студента (участника) в традиционном процессе обучения как пустой сосуд, который учитель наполняет знаниями, и этот процесс он описывает как вложение знаний в голову ученика. Общественное Движение (Social Action), основанное на отклике Фрейре на эту дилемму, предлагает использовать в обучении подход, при котором перед учеником ставится проблема.
Подход «Вложение Знаний»
- Тренер рассматривается как человек, обладающий всей необходимой информацией
- Участники рассматриваются как пустые сосуды, которые необходимо наполнить знаниями;
- Тренер дает информацию;
- Участники пассивно впитывают информацию;
- Знание рассматривается как готовый пакет надежной информации.
Подход «Постановка Проблемы»
- Тренер предоставляет думающим, творческим и активным участникам систему, позволяющую рассмотреть общую проблему и найти для нее решения;
- Тренер задает вопросы: почему, как, кто?
- Участники активны: они описывают ситуацию/проблему, исследуют, анализируют, делятся мнениями, советуют, решают, планируют;
- Все активно участвуют в социальном приобретении знаний.
При воплощении этого подхода Общественное Движение (Social Action) сочетает в себе два неотделимых элемента: принципы и процесс. И принципы, и процесс не могут существовать отдельно и целиком зависят друг от друга. Без наличия принципов процесс превращается в набор упражнений и техник, которые едва отличаются от других совершенно иных методик.
Общественное Движение (Social Action) постоянно развивается и изменяется как способ работы, но все изменения происходят в рамках возникших со временем и незначительно изменяющихся принципов.

2.3. Принципы общественного движения (Social Action)

- Работники Общественного Движения (Social Action) преданы социальной справедливости. Мы стремимся бороться с неравенством и притеснениями в отношении расы, пола, возраста, религии, классовой принадлежности или любой другой формы социальной дифференциации.
- Общественное Движение (Social Action) - это борьба за равенство и справедливость. Это должно быть открыто заявлено при проведении тренинга, семинара или обучающего класса. Люди, принимающие участие в тренинге общественного движения, осознают, что дискриминация и несправедливость существуют, и соглашаются найти возможность противостоять им.
- Мы полагаем, что у всех есть достаточно навыков, опыта и понимания, которые они могут использовать для решения проблем, с которыми столкнулись. Работники Общественного Движения (Social Action) понимают, что каждый является экспертом своей жизни, и используют это как отправной момент всей нашей работы.
- Задача тренера помочь обнаружить скрытые возможности, побудить участников использовать знания и опыт, чтобы внести изменения в собственную жизнь и трансформировать общество, в котором они живут.
- Каждый человек обладает правами, включая право быть услышанным, право определить проблемы, стоящие на пути, и право предпринять действия для их решения. Человек также имеет право на самоопределение, и никто не может навязывать ему стереотипы.
- Права обычных людей участвовать в изменениях, влияющих на их жизнь, право голоса и участия в жизни общества, являются фундаментальными в процессе Общественного Движения (Social Action). Право «назвать свой мир», как заявляет Фрейре, и мир вокруг, это то, на чем мы настаиваем. Слишком часто людям приходится довольствоваться тем, как понимают их ситуацию другие, когда для удобства чиновников и отстраненных профессионалов, культуре и обществу людей дается неточное или обидное описание.
- Несправедливость и притеснения - это сложные проблемы, которые заложены в социальной политике, окружающей среде и экономике. Работники Общественного Движения (Social Action) понимают, что люди могут иметь проблемы как частные лица, но знают, что эти сложности могут стать общей заботой.
- Мы осознаем, что в жизни каждого человека существует много разнообразных проблем. Он/Она может быть ошеломлен/а, даже подавлен/а этими проблемами, может даже чувствовать за них ответствен ность.
Общественное Движение (Social Action) дает людям возможность освободиться от этих негативных эмоций, увидеть эти проблемы в более широком политическом контексте и объединиться для их решения.
- Мы понимаем, что люди, работая коллективно, обладают властью. Отдельные лица, не имеющие власти и средств в борьбе с несправедливостью и притеснением, могут достичь необходимой власти, объединяясь с другими людьми, находящимися в сходной ситуации.
- Притеснения происходят в результате изоляции и разделения, несмотря на то, что их испытывает большинство. Наша задача в том, чтобы объединить людей, которые будут делиться своим опытом и использовать свои ресурсы в борьбе с несправедливостью. Возможность действовать сообща наделяет отдельных людей волей и силами справляться с проблемами, которые намного сложнее, чем те, которые они могли бы решить поодиночке.
- Работники Общественного Движения (Social Action) - не лидеры, а координаторы. Наша работа заключается в том, чтобы позволить людям самим принимать решения и отвечать за последствия принятых решений. Вклад каждого в этот процесс одинаково ценен, и необходимо, чтобы наша работа не приобретала особого статуса.
- Работники Общественного Движения (Social Action) ценят все навыки и знания одинаково высоко, не различая опыт и формальную квалификацию. Наша работа действовать в одном направлении с группой, и при этом противостоять соблазну стать либо членом группы, либо лидером группы.

2.4. Процесс общественного движения (Social Action)

Роль работника Общественного Движения (Social Action) - координировать работу группы в ходе процесса, включающего пять стадий. Намерение заключается в том, чтобы изменить традиционную форму отношений между пользователями услуг и профессионалами, которые с ними работают. Работник Общественного Движения (Social Action) - это координатор, а не провайдер. В этом процессе пользователи услуг- не просто потребители, а активные проводники изменений в обществе.
Работая вместе с членами общества таким образом, необходимо умело планировать и подготавливать работу, использовать творческий подход, внимательно слушать других, быть терпеливым, дисциплинированным и заинтересованным в жизни других людей. Также необходимо поддерживать оптимизм и энтузиазм, которые будут воодушевлять группу.
Процесс общественного движения состоит из пяти стадий:
1. Что?
На этой стадии происходит открытие и выяснение того, что происходит в жизни людей. Какие у них проблемы и заботы? Что злит их, пугает, делает счастливыми или раздражает? О чем они думают? Работник Общественного Движения (Social Action) ищет способы, позволяющие людям выразить все это, рисуя при этом целостную картину того, что в данный момент происходит в их жизни, не интерпретируя и на данном этапе не задумываясь о том, что делать с этим материалом. Зачастую это самый долгий процесс общественного движения. Видеоматериалы, ролевые игры, рисование и обсуждение часто используются для исследования жизни в обществе.
2. Почему?
Как только проблемы определены, необходимо выяснить почему они существуют, чтобы их решение искореняло именно причины, а не симптомы. Вопрос «Почему?» помогает людям увидеть свои личные проблемы в более широком контексте. Это также дает им возможность глубже понять корни проблем, что необходимо, если члены общества и потребители услуг далее будут внедрять свои социальные изменения. Эта стадия процесса позволяет членам общества участвовать в анализе и предлагать свое понимание проблем, с которыми они сталкиваются. В дополнение, появляется возможность определить наиболее подходящую отправную точку. Данный анализ принимается работником Общественного Движения (Social Action) опять же без какой-либо интерпретации, что подкрепляет один из наших основных принципов: люди являются экспертами своей собственной жизни.
3. Как?
Что мы может сделать с этим пониманием? Как члены общества сами могут значительно менять положение дел?
На данном этапе роль работника Общественного Движения (Social Action) меняется. Теперь он отвечает за то, чтобы создать безопасное пространство, в котором группа может протестировать свои представления об изменениях, прежде чем воплотить их в жизнь. Важно, чтобы члены общества не были изначально настроены на поражение и чтобы их идеи прошли тщательную проверку, прежде чем они будут перенесены во внешний мир. Решение о таком переносе зависит от группы, но работник Общественного Движения (Social Action) должен выявить жизнеспособность идей, не подавляя при этом энтузиазм членов группы.
4. Действие
Группы воплощают в жизнь свою/и идею/и изменений. К данному моменту они уже должны реально представлять возможные последствия, знать, решит ли это их проблему сразу или будет только первым шагом в продолжительной борьбе. Даже если действие приносит разочарование, что иногда случается, польза такой работы в том, что теперь члены группы знают, какой инструментарий будет необходим для решения проблем, с которыми они столкнутся в будущем.
5. Размышления
Пятая стадия заключается в том, что работник Общественного Движения (Social Action) собирает группу и задает вопрос: «Что же произошло?».
Теперь, когда мы осуществили действие, остались ли проблемы и заботы прежними? Такое критическое рассмотрение позволяет членам общества учиться на своем опыте и планировать следующие действия. Далее процесс Что, зачем, как начинается снова.

2.5. Положительная девиантность

Как и Общественное Движение (Social Action), Положительная Девиантность основана на предположении, что решения общественных проблем уже существуют в самом обществе. Этот подход заключается в определении и оптимизации существующих знаний, идей, деятельности и общественных ресурсов, таким образом, чтобы они могли получить более широкое распространение. Роль общественного работника в том, чтобы найти способы, при помощи которых члены общества могут обмениваться друг с другом знаниями и опытом.
Положительная Девиантность явилась результатом проекта «Спасти Детей», проведенного во Вьетнаме в 1990. Проект был направлен на решение проблем недостаточного питания в сельской местности. В одной и той же местности одна семья процветала, в то время как другая погибала от голода. Казалось они имеют в распоряжении одинаковые ресурсы, и, должно быть, какие-то особые привычки позволяли им оставаться здоровыми. Общественные работники, встречаясь с членами семьи, выяснили, что они питались мясом особого вида крабов, о котором не знали их соседи. Эти сведения до этого никогда не были известны, попросту потому, что для этого не было возможности.
С тех пор работники Общественного Движения (social action) используют некоторые методы, связанные с движением положительной девиантности. Они особенно уместны при работе с обособленными и лишенными гражданских прав социальными группами, такими как, например, группы людей с ограниченными возможностями. В данном проекте мы надеялись, что конкурс социальной рекламы «Мир Един Для Всех» станет той платформой, на основе которой как можно больше людей смогут поделиться своими знаниями и обычаями. Подход Положительной Девиантности включает семь шагов процесса развития и мобилизации общества, который тесно связан с подходом Общественного Движения (Social Action).
Шаг 1: Не считайте, что Вы знаете ответы
Поверьте, что Вы делаете свою работу, когда слушаете, а не когда говорите. Постарайтесь начинать работу с каждой отдельной группой с чистого листа и будьте открыты новому. Когда решения будут найдены, дайте членам группы поделиться ими друг с другом. Не присваивайте себе их знания.
Шаг 2: Не думайте, что это званый обед
Не пытайтесь создать наигранное восхищение или искусственный конфликт. Ваша задача объединить интересные группы людей. Ваша задача работать с людьми в обстановке, которую они сами выбирают. В теории Фрейре работник общественного движения (social action) всегда ищет плодотворные темы, вызывающие обсуждение и споры. Теория положительной девиантности утверждает, что мы не должны искусственно создавать эти темы, поэтому на данном проекте, мы не смешивали студенческие группы и не смешивали людей с ограниченными возможностями с другими мало им знакомыми людьми.
Шаг 3: Дайте участникам возможность делать все самим
Создайте ситуации, в которых члены группы смогут открыть для себя способ делать что-либо лучше. Задайте вопрос, но дайте группе возможность самим найти ответ. Этот шаг стал основным принципом проведения семинаров.
Шаг 4: Оцените сложившуюся ситуацию
Вы должны сначала выяснить отношение участников к проблеме и поведение, прежде чем начать их менять.
В ходе семинаров эксперты уделяли определенное время выявлению точек зрения и опыта участников.
Шаг 5: Проанализируйте личности участников
Кто выделяется из группы своим необычным мнением или поведением? Отметьте это и проанализируйте для других участников. Убедитесь, что они понимают, что это интересно и стоит рассмотрения.
Шаг 6: Дайте участникам возможность самим усваивать девиации
Помните, что мы стараемся изменить положение вещей, а не просто поделиться знаниями. Поэтому, как только вы выявили интересное поведение у человека, не старайтесь скрыть, ограничить его действия, или учить его. Позвольте остальным членам группы исследовать или дать ему развиваться его. Не стоит довольствоваться лишь мыслью, что такое поведение просто удивляет или заинтересовывает Вас.
Шаг 7: Сообщайте о результатах
Распространение результатов преследует цель вызвать любопытство у других групп, а не учить их каким-либо догмам. Однако, когда мы сталкиваемся с положительными результатами, мы должны ими делиться, давая людям надежду и побуждая остальных стремиться к лучшему.
Шаг 8: Повторите Шаги с Первого по Седьмой
Любая работа по развитию общества является цикличной. Сложность проведения проектов заключается в том, как оставить людям инструментарий, материалы, теории, примеры и опыт, чтобы, столкнувшись с любой новой проблемой после окончания финансируемого проекта, они могли самостоятельно с ней справиться.

Назад Оглавление Далее