Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Оценка эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями

Саратовская область, г. Саратов ГНПУ «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями» О. С .Бажанова, Е. М. Желуницына

Поиск новых подходов и стратегий к улучшению качества реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра актуализировал проблему разработки и внедрения в практическую деятельность системы критериев оценки эффективности.
Оценка эффективности реабилитации становится неотъемлемым элементом реабилитационного процесса, поскольку без формирования и внедрения системы оценки представляется затруднительным выявление тех нозологических групп заболеваний, которые максимально эффективны с точки зрения реабилитационного процесса. Кроме того, результаты оценки эффективности используются нами для формирования потока детей по нозологическому признаку, прогнозирования необходимых изменений материально-технического обеспечения и кадрового состава специалистов.
Нами были разработаны две таблицы: шкала оценки нарушений функций больного и шкала оценки динамики развития ребенка в процессе реабилитации. При составлении данных шкал оценки использовались Международная классификация нарушений ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, разработки НИИ педиатрии АМН под руководством проф. К.А.Семеновой и Санкт-Петербургским НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Их последовательное заполнение включает определение и сопоставление двух параметров: исходного уровня и состояния после курса реабилитации.
Первой заполняется шкала оценки функций больного (приложение 1), где оцениваются двигательные нарушения, нарушения высших мозговых функций и нарушения психических функций на основе медицинской документации об обследовании и диагностики данного ребенка и первичного осмотра врачей при поступлении в реабилитационный центр.
Затем заполняется шкала оценки динамики развития ребенка в процессе реабилитации (приложение 2), которая включает в себя определение уровня психического развития ребенка при его поступлении и динамику психического развития ребенка, его отношений с родителями за период пребывания в центре.
При заполнении «шкалы оценки нарушений функций больного» проводят оценку по пятибалльной системе, где 1 балл - это сохранение функции в норме, 5 баллов - крайняя степень отклонения от нормы. По полученным результатам обследования рассчитывается количественный показатель эффективности медицинской реабилитации по формуле:
С
К Э Р= --,
Д
где С - среднеарифметическое значение оценки тяжести нарушений функций до реабилитационных мероприятий.
Д - среднеарифметическое значение оценки тяжести нарушений после реабилитационного курса.
КЭР (коэффициент эффективности реабилитации) позволяет судить об эффективности медицинской реабилитации s удовлетворительная реабилитация КЭР до 1.0 s хорошая КЭР 1.01-1.05 s высокая КЭР 1.06- 1.10 s достаточно высокая КЭР более 1.10
При заполнении шкалы оценки динамики развития ребенка в процессе реабилитации необходимо описать уровень психического развития ребенка до проведения реабилитационных мероприятий и изменения, произошедшие в их процессе.
Это достигается специалистами в ходе психолого-педагогической диагностики особенностей психического развития ребенка с использованием специальных диагностических методик. Диагностируются основные показатели, выделяемые в педагогике (учебные и социальные навыки), психологии (психические функции и отношения) и логопедии, характеризующие в комплексе уровень психического развития человека. Таким образом, исследуется педагогический, логопедический и психологический статус детей.
Педагогический статус - уровень освоения образовательной программы и сформированности учебных навыков - включает в себя оценку особенностей сенсорного развития, мелкой моторики, общего развития речи, конструктивной и игровой деятельности, сформированности математических представлений, навыков бытовой ориентировки, навыков самообслуживания и широты представлений об окружающем мире.
Логопедический статус (уровень речевого развития) определяется в ходе диагностики состояния артикуляционного аппарата, особенностей произношения и различения звуков, просодической стороны речи, ее грамматического строя, объема импрессивного словаря.
Психологический статус (уровень развития психических функций и межличностных отношений) описывается через отражение особенностей познавательной (память, внимание, мышление, пространственные представления), эмоционально-волевой сфер ребенка, особенно его поведения, общения и детско-родительских отношений.
Полученные результаты по каждому показателю оцениваются по их соответствию возрастной норме в баллах. Сильное нарушение оценивается в один балл, частичное нарушение - 2 балла, соответствие норме - 3 балла. Анализ этих результатов позволяет построить индивидуальный профиль психического развития ребенка, сделать выводы о характере нарушений, их глубине, тотальности (локальности). Подсчитывается средний балл и по результатам первичной диагностики делается заключение об уровне психического развития ребенка. Низкий уровень характеризуется тотальными и глубокими нарушениями в психическом развитии ребенка, зачастую малокурабельными. Средний уровень - локальные нарушения разной степени тяжести или тотальное отставание от нормы средней степени. Нормальный уровень развития определяется при соответствии измеряемых показателей возрастной норме или наличии отдельных незначительных отклонений.
В процессе работы с ребенком и реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы специалистами отслеживаются изменения в выделенных статусах, позволяющие судить о динамике в психическом развитии ребенка. По итогам работы диагностируются изменения по выделенным показателям, оценивается степень этих изменений, их значимость для данного ребенка. Отсутствие изменений оценивается в 0 баллов, незначительное улучшение - 1 балл, улучшение в состоянии ребенка оценивается 2 баллами. Анализ этих результатов позволяет судить об изменениях в рамках отдельного статуса (педагогического, психологического, логопедического) или уровня психического развития в целом (за счет выведения среднего показателя и построения индивидуального профиля динамики психического развития ребенка в ходе курса реабилитации), их степени, характере, широте.
Соотношение двух основных параметров (уровня психического развития ребенка и динамики этого развития) позволяет судить об эффективности психолого-педагогических мероприятий.
Рассчитывается количественный показатель эффективности как частное значений оценки динамики психического развития ребенка по итогам проведения психолого-педагогических мероприятий и оценки уровня психического развития ребенка до проведения реабилитационных мероприятий. Полученное значение показателя оценивается по шкале:
0 - 0,05 - нулевой
0,06 - 0,2 - положительный
0,21 - 0, 65 - высокий
0,66 и более - очень высокий.
В данной методике при оценке эффективности деятельности учитывается значимость изменений для детей с различным уровнем развития. При относительно равных значениях оценки динамики психического развития показатель эффективности при положительной динамике будет больше у ребенка с более тяжелыми нарушениями и меньшим реабилитационным потенциалом, и это оправдано, поскольку достижение такого результата требует от педагога большего профессионализма в организации развивающей среды. Сравнение показателей двух курсов реабилитации позволяет судить об индивидуальном реабилитационном потенциале психического развития ребенка.
Опыт практического применения расчета эффективности как составляющей системы оценки эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями (приложение 3), может быть предложен вниманию специалистов, занятых разработкой и реализацией индивидуальных программ реабилитации детей, имеющих инвалидизирующие отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.

Приложение 1.
Шкала оценки нарушений функций больного

№ п/п Функциональные нарушения Степень выраженности (в баллах)
до курса реабилитации после курса реабилитации
1 Рост    
2 Масса тела    
3 Двигательные нарушения    
3.1 Мышечная сила (характеристика пареза)    
3.2 Тонус мышц    
3.3 Объем активных движений    
3.4 Патологическая поза и положение сегментов конечностей    
3.5 Нарушения двигательной рефлекторной сферы (характеристика патологических рефлексов)    
3.6 Гиперкинезы    
3.7 Координаторные расстройства    
4 Нарушения органов чувств    
4.1 Нарушение проприоцепции    
4.2 Нарушение зрения    
4.3 Нарушение слуха    
5 Нарушение высших мозговых функций    
5.1 Нарушение речи    
5.2 Нарушение зрительно-пространственного восприятия    
6 Нарушение психических функций    
6.1 Нарушения эмоционально-волевой сферы    
6.2 Нарушение мышления    
6.3 Нарушение психического развития    
6.4 Нарушение интеллектуальной сферы    
7 Общемозговые нарушения (внутричерепная гипертензия)    
8 Судорожный синдром    

Шкала оценки динамики психического развития ребенка в процессе реабилитации
Приложение 2.

Фамилия, имя ребенка
Возраст/дата рождения
Дата поступления Дата выписки
Домашний адрес

№ п/п Оцениваемые показатели Уровень развития Динамика развития в ходе реабилитации
Сильные нарушения Частичные нарушения Норма Без изменений Незначительное улучшение Улучшение
Педагогический статус
1. Сенсорное развитие 1 2 3 0 1 2
2. Мелкая моторика 1 2 3 0 1 2
3. Графические навыки 1 2 3 0 1 2
4. Развитие связной речи, грамотность 1 2 3 0 1 2
5. Конструктивная деятельность 1 2 3 0 1 2
6. Игровая деятельность 1 2 3 0 1 2
7. Бытовая ориентировка 1 2 3 0 1 2
8. Навыки самообслуживания 1 2 3 0 1 2
9. Математические представления и навыки 1 2 3 0 1 2
10. Представления об окружающем мире 1 2 3 0 1 2
Логопедический статус
11. Состояние артикуляционного аппарата 1 2 3 0 1 2
12. Произношение и различение звуков 1 2 3 0 1 2
13. Просодическая сторона речи 1 2 3 0 1 2
14. Грамматический строй речи 1 2 3 0 1 2
15. Импрессивная речь 1 2 3 0 1 2
Психологический статус
16. Память 1 2 3 0 1 2
17. Внимание 1 2 3 0 1 2
18. Мышление 1 2 3 0 1 2
19. Пространственные представления 1 2 3 0 1 2
20. Эмоциональное состояние и реагирование 1 2 3 0 1 2
21. Поведение и механизмы его регуляции 1 2 3 0 1 2
22. Общение 1 2 3 0 1 2
23. Детско-родительские отношения 1 2 3 0 1 2

Приложение 3.
Эффективность реабилитации детей за 9 месяцев 2007 г. в ОРЦ

Группа Наименование Удовл етв. До 1.0 Хорошая 1.01 1.05 Высокая 1.06 1.10 Достаточно высокая >1.10 Общий итог
F00-f99 Нарушения психологического развития 1 13 13 2 29
  Психические расстройства и расстройства поведения   1 1 2 4
  Умственная отсталость 10 36 21 3 70
  Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте 1 6 7 3 17
  Органические, включая симптоматические, психические расстройства   2 1   3
  Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства   1     1
  Шизофрения, шизотипические состояния и бредовые расстройства 1       1
F00-f99 итог 13 59 43 10 125
G00-g99 Болезни нервно-мышечного синапса и мышц 1 1 4   6
  Другие нарушения нервной системы 1 4 1   6
  Церебральный паралич и другие паралитические синдромы 4 19 51 20 94
  Эпизодические и пароксизмальные расстройства 1 6 5   12
G00-g99 итог 7 30 61 20 118
H00-h59 Болезни глаза и его придаточного аппарата 1 1 1   3
  Болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции 1 7 3 2 13
  Болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиарного тела     1   1
  Болезни сосудистой оболочки и сетчатки 1 2     3
  Болезни хрусталика   2     2
  Болезни зрительного нерва и зрительных путей   1   1 2
  Болезни стекловидного тела и глазного яблока   1     1
  Глаукома   1     1
H00-h59 итог 3 15 5 3 26
H60-h95 Другие болезни уха       1 1
H60-h95 итог       1 1
M00-m99 Другие нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани     1   1
  Системные поражения соединительной ткани 1       1
  Дорсопатии   1     1
M00-m99 итог 1 1 1   3
P00-p96 Родовая травма   2 2   4
P00-p96 итог   2 2   4
Q00-q99 Врожденные аномалии [пороки развития] глаза, уха, лица и шеи 1 2     3
  Врожденные аномалии [пороки развития] и деформации костно-мышечной системы 1 3 3   7
  Врожденные аномалии [пороки развития] нервной системы 1 1 1 1 4
  Врожденные аномалии [пороки развития] системы кровообращения   1 1   2
Q00-q99 итог 3 7 5 1 16
R00-r99 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу     1   1
R00-r99 итог     1   1
S00-t98 Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин     1   1
S00-t98 итог     1   1
Общий итог 27 114 119 35 295

Литература

1. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. рекомендации. Т.2, Москва-С-Петербург, 1998.
2. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. МНН, ВОЗ Женева, Москва, 1994.

Назад Оглавление Далее