Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Комплексная медико-социальная реабилитация детей-инвалидов с ИПР и сопровождающих их родителей в специализированных заездах «Мать и дитя»

Оренбургская область, г. Оренбург Государственное учреждение системы социальной защиты населения Областной центр комплексной реабилитации инвалидов «Русь»

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является процесс поэтапного создания системы всесторонней поддержки семей, имеющих детей-инвалидов (медико-социальной, социальной, правовой, психологической, педагогической, профориентационной и др.).
На протяжении пяти лет в Оренбургской области наблюдается тенденция к снижению численности детей-инвалидов в области (2003 г. - 12,0 тыс. чел., 2004 г. -11,9 тыс. чел., 2005 г. - 11,7 тыс. чел., 2006 г. - 11,0 тыс. чел.).
В настоящее время на территории Оренбургской области проживают 10500 детей-инвалидов, из них 8041 чел. воспитывается в семьях, 2459 чел. находятся в государственных учреждениях, в том числе 23 чел. - дети-сироты.
Структура детской инвалидности за весь период наблюдения (с 1999 г.) остается неизменной: на первом месте - психические расстройства и расстройства поведения, на втором месте - врожденные аномалии, на третьем месте - болезни нервной системы и органов чувств, на четвертом месте - заболевания органов дыхания.
Усилия по решению проблем детской инвалидности сосредоточены на профилактических мерах по предупреждению инвалидности, массовом обследовании новорожденных с целью выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации, обеспечение детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами, совершенствование системы социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В Оренбургской области с августа 2001 года деятельность по комплексной реабилитации инвалидов осуществляет Центр «Русь». За это время оздоровление и реабилитацию прошли 6472 человека (87 заездов), из них взрослых 4 202 чел. (64,9%), детей 2270 чел. (35,1%).
Накопленный опыт позволил приступить к разработке и выполнению долгосрочной межведомственной программы по организации специализированных заездов «Мать и дитя» с целью комплексной реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями:
- детский церебральный паралич;
- сахарный диабет;
- гемофилия;
- онкогематология.
Для реализации реабилитационных мероприятий в Центре имеются: достаточная лечебнопрофилактическая база с широким набором физиотерапевтической аппаратуры; хорошо
оснащенный спортивно-оздоровительный комплекс, включающий тренажерный зал, кабинет лечебной гимнастики, бассейн и две сауны; библиотека; гостиная; комната психологической релаксации; кабинет технических средств реабилитации. Центр «Русь» оборудован
приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов во все подразделения Центра - пандусами, электроподъемником, поручнями и др.
В ингалятории реабилитируемые получают полноценное лечение медикаментами и различными аэрозолями с настоями трав.
Водные процедуры в сочетании с дозированной физической нагрузкой в виде игр и плавания в бассейне - мощные естественные факторы оздоровления организма.
Инвалиды с ДЦП и другой патологией получают комплекс индивидуальных занятий на механотерапевтических тренажерах по методу Дикуля.
В случае необходимости технические средства реабилитации выдаются реабилитируемым на период нахождения в Центре.
Три жилых номера оборудованы с учетом требований обеспечения доступности среды жизнедеятельности инвалидов с нарушением функции движения.
В 2003 году произведен монтаж устройства для подъема инвалидов - колясочников с первого на второй этаж и обратно.
В Центре ведет прием врач невролог - рефлексолог, специалист высшей категории, владеющий техникой акупунктуры, внедрение которой планируется в ближайшее время.
Фармацевт следит за наличием в Центре самых современных медикаментозных препаратов.
В кабинете лечебной гимнастики ежедневно проводятся групповые занятия лечебной физкультурой. На велосипедном и степпинговом тренажерах, а также на «беговой дорожке» можно получить дозированную циклическую нагрузку для тренировки сердечно - сосудистой системы.
Коррекционно - развивающие занятия с детьми - инвалидами младшей возрастной группы, страдающими ДЦП
Участие в конкурсах, спектаклях, концертах, пение под «караоке» и аккордеон в гостиной помогают реабилитируемым преодолеть неуверенность в себе и повысить коммуникативные навыки.
Под руководством опытных воспитателей инвалиды всех возрастных групп получают назначенные им мероприятия социокультурной реабилитации.
Занятия в кружках по интересам, игротерапия постоянно используются при работе с детьми. Библиотека Центра располагает богатым набором классической и современной литературы, а также периодических подписных изданий для реабилитируемых всех возрастов.
Под руководством библиотекаря проводятся тематические вечера «Литературной гостиной». Основной целью реабилитации детей-инвалидов является повышение их качества жизни и готовности к более полноценной интеграции в общество. В Центре это осуществляется путем эффективного использования детских специализированных заездов, при проведении интенсивного курса комплекса реабилитационных мероприятий с последующим поэтапным продолжением их в условиях учреждений социальной реабилитации и амбулаторно-поликлинической службы, приближенно к месту жительства.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Разработка и уточнение программ медицинской, социально-психологической и социокультурной реабилитации детей и сопровождающих их лиц;
2. Практическая реализация вышеуказанных программ в специализированных заездах с последующим анализом результатов их эффективности;
3. Методическое сопровождение деятельности социально-реабилитационных учреждений, реализующих мероприятия по комплексной реабилитации детей и их родителей, для максимального приближения к месту жительства (СРО ЦСО).
Медицинская реабилитация детей-инвалидов и комплексное оздоровление их родителей проводятся по традиционным схемам лечения в зависимости от заболеваний, имеющихся у реабилитируемых, согласно разработанным в Центре стандартам качества медицинских реабилитационных услуг.
С 2005 года Центром «Русь» заключён договор с ГУЗ «Областная детская клиническая больница» для направления специалистов с целью медицинского обслуживания детей-инвалидов на период заезда для оздоровления в Центре. Врачи: педиатр, онколог, диабетолог во время целевых заездов оказывают консультативную и практическую помощь специалистам Центра в реабилитации детей- инвалидов. При необходимости обследование последних с возможным последующим лечением проводится в ГУЗ «Областная детская клиническая больница». В ГУ ОЦКРИ «Русь» всем детям- инвалидам разрабатываются индивидуальные карты реабилитации с учётом особенностей заболеваний.
Для проведения целевых заездов закупаются и выдаются детям-инвалидам медикаментозные препараты (антигемофильный фактор, факторы свёртываемости крови, гемостатические препараты, инсулины и т. д.). В дополнение к этому Центр «Русь» обеспечивает реабилитируемых в достаточном количестве поливитаминами, метаболическими препаратами, при необходимости
выдаются кардиотрофики, гепатопротекторы, корректоры астенических нарушений, противовоспалительные средства, препараты железа, иммунокорректоры, фитосборы.
Медицинская реабилитация детей-инвалидов с соответствующими заболеваниями осуществляется согласно плану работы специалистов отделения. Так, в течение всех заездов проводятся:
- ингаляции;
- физиотерапевтическое лечение (УФО НАСА, в щадящем режиме электропроцедуры, аэрозольные ингаляции);
- медикаментозное лечение;
- водолечение (бассейн, ванны: йодобромные, жемчужные, лавандовые, лечение душем);
- массаж;
- фитолечение (фитосборы, ароматерапия);
- лечебная физкультура (терренкуры);
- аэроионизация.
Для достижения наилучших результатов комплексной реабилитации врачи Центра «Русь», специалисты ГУЗ «Областная детская клиническая больница», председатель «Детского общества больных сахарным диабетом» Анисова Л. П. организуют ряд мероприятий для родителей и лиц, сопровождающих инвалидов, по обучению уходу за данными категориями детей-инвалидов. Так, проводятся следующие лекции и беседы познавательного и обучающего характера:
- «Гемофилия. Особенности ухода за детьми. Техника введения гемофильного фактора. Тактика поведения и оказание неотложной помощи при осложнениях данного заболевания»;
- «Онкогематология. Особенности ухода за детьми. Тактика поведения и оказание неотложной помощи при осложнениях данного заболевания»;
- «Сахарный диабет. Особенности ухода за детьми. Показания для введения инсулина. Тактика поведения и оказание неотложной помощи при осложнениях данного заболевания»;
- «ДЦП. Особенности ухода за детьми. Тактика поведения и оказание неотложной помощи при осложнениях данного заболевания»;
- «Основные принципы ухода за больным ребёнком»;
- «Здоровые сосуды - долгая жизнь»;
- «Формирование здорового образа жизни подростка» и т. д.
Программа социальной реабилитации включает:
- социально-бытовую адаптацию (в виде информирования по вопросам реабилитации и обучения пользованию техническими средствами реабилитации с выдачей их на период нахождения в Центре);
- социально-средовую реабилитацию (представленную мероприятиями социокультурного, спортивного плана и мероприятиями социально-психологического характера).
В отделении социальной реабилитации ГУ ОЦКРИ «Русь» каждому ребёнку-инвалиду разрабатывается индивидуальная карта социальной реабилитации с учётом ограничений жизнедеятельности, его возрастной и социальной группы. Воспитатели отделения организуют жизнедеятельность детей-инвалидов, находящихся в Центре на оздоровлении и отдыхе. Каждый из воспитателей проводит повседневную социально-реабилитационную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, адаптации и интеграции инвалида в общество, используя разнообразные приёмы, методы и средства обучения реабилитируемых навыкам проведения отдыха и организации досуга. На основе изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога воспитатель совместно со специалистами психологической службы Центра планирует и проводит психокоррекционную работу с группой детей-инвалидов или индивидуально. Кроме этого, воспитатель организует выполнение детьми режима дня, вовлекает их в художественные и творческие кружки, спортивные секции и другие объединения по интересам, организует среди детей работу по самообслуживанию, обучению пользованию техническими средствами реабилитации.
Для осуществления социально-средовой реабилитации специалисты отделения социальной реабилитации (методист, специалисты по социальной работе) постоянно сотрудничают с учреждениями, которые занимаются планированием и организацией детского досуга (Центры детского и юношеского творчества, Центр занятости молодёжи, Комитет по делам молодёжи, ДК «Строитель», ДК «Экспресс» и т. д.), осуществляют выезды детей в цирк, парки культуры и отдыха, кинотеатры, музеи города Оренбурга, поездки на детскую железную дорогу и т. д.
Традиционно во многих реабилитационных учреждениях акцент делается на медицинские формы реабилитации. Другим же видам реабилитации, в том числе и психологической, серьезного внимания не уделяется.
Между тем, современная концепция реабилитационной помощи значительно расширила и сделала более полным понимание всех вопросов этого явления. В частности, стал очевидным психологический аспект проблемы, понимание того, что человек, ставший инвалидом изменился психологически. Инвалиды представляют собой «группу риска» с точки зрения психологической и социально-психологической дезадаптации, проявляющейся в многообразных психических отклонениях и нарушении взаимодействия между инвалидом и его социальным окружением. Главной причиной тому служат ограничение жизнедеятельности инвалида и его социальная изоляция.
На каждом этапе реабилитации психолог должен принимать активное участие, то есть речь идет о психологическом сопровождении инвалида на всех этапах и во всех сферах реабилитации. Психологами центра «Русь» в ходе работы были определены цели, задачи, принципы реабилитационной работы с детьми разных возрастных категорий, с учетом имеющихся у них патологий.
Цель: Реабилитируемый, способный к конструктивному взаимодействию и независимому существованию в социальной среде.
Задачи:
1. Стабилизация нервно-психического состояния;
2. Снятие психологических барьеров, блокирующих развитие личностного потенциала.
3. Развитие положительной «Я»- концепции.
4. Обучение конструктивному взаимодействию инвалида с окружающими его людьми.
5. Формирование навыков самостоятельного преодоления состояния дезадаптации.
Исходя из поставленных целей и задач, в работе психологов были использованы следующие методики: проективная методика «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», шкала явной тревожности СМАБ (7-12 лет) и шкала личностной тревожности А. М. Прихожан (форма А для 10-12 лет, форма Б - 13-16 лет), опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Спилбергера. Методика «Определение готовности к школе» Л. А. Ясюкова, «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» под ред. Ясюковой Л., диагностика минимальных мозговых дисфункций «Тест Тулуз-Пьерона; тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), проективная методика «Рисунок семьи», сочинение на тему «Портрет моего ребенка», «Я как родитель».
Для определения качества проведения социально-психологической реабилитации в Центре разработан показатель - «Динамика уровня адаптированности», который оценивается с использованием динамики психологического состояния в виде изменения эмоционального и энергетического уровней по данным входной и итоговой психодиагностики, проводимой психологами Центра, а также полноты прохождения курса адаптационного обучения и активности реабилитируемых при их участии в мероприятиях культурного и спортивного плана.
В результате чего повышение уровня адаптированности наблюдается у 86,8%, без изменений - у 13,2%.
Эффективность качества медицинской реабилитации в Центре оценивается динамикой соматического состояния, проявляющегося в виде «улучшения», «ухудшения» либо «состояния без перемен».
В результате проведенных реабилитационных мероприятий выписано с улучшением 98,4% реабилитируемых, без изменений - 1,6%.
После пребывания в Центре детям-инвалидам и родителям даются рекомендации о дальнейшей реабилитации по месту жительства. Для совершенствования амбулаторно-реабилитационной помощи специалисты ГУ ОЦКРИ «Русь» выезжают в СРО ЦСО городов и районов области для оказания консультативно-методической помощи инвалидам и сотрудникам, проведения медикосоциального патронажа детей-инвалидов, оздоровленных в нашем Центре.
Во время целевых заездов тема «Жизнь семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации» проходит сквозной нитью. Ведь семейная жизнь - это не столько праздник, это, прежде всего, обычные заботы, тревоги, удачи и огорчения. Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Всё чаще в печати встречаются утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.
Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.
В свое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль (он — кормилец и защита семьи от давления внешних обстоятельств), а мать — экспрессивную (она — хранительница очага и мира в семье, ее эмоциональный центр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и перегрузок внешнего мира). Значение отца в воспитании детей имеет большое значение, без него подготовка ребенка к роли супруга и родителя оказывается неполноценной.
Особенно велика роль отца для самоидентификации мальчика в процессе становления того уровня его личности, который связан с развитием его роли как мужчины. Не вовлеченность отца (или мужчины-воспитателя) в этот процесс приводит к формированию замещающих мужественность проявлений, т. е. к псевдомужественности, требующей постоянного подтверждения в актах агрессии и других видах отклоняющегося поведения.
В связи с вышеобозначенными актуальными на сегодняшний день проблемами в ноябре 2007 года в Центре «Русь» запланировано проведение заезда «Отец и дитя». Целью организации этого заезда, помимо проведения медикаментозного лечения реабилитируемых, является усиление значимости роли отца в семье, повышение его социального статуса.
Коррекция и профилактика повышенной тревожности у детей в комплексе с обширной программой социокультурной, спортивной и медицинской реабилитации, с одновременным обучением родителей навыкам организации совместной жизнедеятельности в период специализированных заездов является залогом успеха в общем реабилитационном процессе и ведет к повышению качества жизни и улучшению психологической атмосферы в семьях с детьми-инвалидами, готовности последних к взрослой жизни.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы