aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Челябинск: Новые возможности

Челябинский Центр общественных объединений существует и активно работает уже в течение нескольких лет. Одно из направлений деятельности Центра связано с поддержкой организаций инвалидов. Для осуществления проекта "Ломаем барьеры" менеджеры Центра пригласили в команду молодых инвалидов из нескольких организаций

- "Аппарель", "Специалист", отделений ВОИ и ВОС, а также организации "Нет алкоголизму и наркомании". Получилась слаженная команда. Одним из направлений ее деятельности в рамках проекта было проведение семинаров для молодых инвалидов и создание групп взаимной поддержки (ГВП). Это был для ребят первый опыт, поскольку раньше они выступали чаще всего в роли консультантов. Об этом проекте рассказывают его активисты - Мария Артемьева, Юлия Высоких и Екатерина Черникова.

Общепринятые, распространенные толкования терминов "инвалид" и "инвалидность" воспринимаются как неизбежное, бескомпромиссное ограничение человека абсолютно во всем. Такое видение ситуации присуще, прежде всего, самому человеку, имеющему инвалидность. Однако, на самом деле, заниженная самооценка - результат недостатка общения и понимания со стороны людей, не являющихся инвалидами.

Взаимная поддержка помогает поднять самооценку, научиться адекватно воспринимать самих себя, свои особенности, способности, потребности и гармонично строить отношения с окружающими.

В Челябинске группы взаимной поддержки начали действовать только с начала 2002 года. Они охватывают молодых людей с ограниченными физическими возможностями в возрасте от 18 до 26 лет. Выбор именно такой возрастной категории обусловлен тем, что в этот период жизни перед любым человеком остро встает вопрос о своем месте и роли в обществе. В связи с этим он особенно нуждается в понимании и поддержке окружающих, особенно, если активному включению в жизнь социума мешают проблемы, связанные с его инвалидностью. Участие молодого человека в группах взаимной поддержки дает возможность по-иному взглянуть на создавшуюся проблему и найти пути ее решения, более продуктивно построить свои отношения с окружающими.

Первый опыт создания групп взаимной поддержки.

Мы собрали группу первую группу взаимной поддержки из числа слушателей подготовительных курсов в региональном центре образования инвалидов при Челябинском Государственном Университете. Мы очень волновались перед первой встречей, сможем ли мы вызвать и поддержать доверительные отношения, создать атмосферу взаимопонимания.

Кроме того, мы проводили первое собрание группы сразу после трехчасового семинара, на который пришли учащиеся сразу двух групп, а не одной, как было запланировано. Мы даже растерялись от такого количества присутствующих. Все участники хорошо знали друг друга, что создавало дополнительную проблему привлечения их внимания и поддержания интереса. Мы боялись, что к концу семинара они устанут или просто им покажется неинтересной идея участия в группе взаимной поддержки. Но опасения наши не подтвердились. По мнению Юлии Высоких, то, что на собрание группы взаимной поддержки осталось семь человек, уже было хорошо и, как потом мы поняли, такое количество было вполне достаточным.

Стоит особо сказать о выборе темы для обсуждения. На наш взгляд, на первой встрече сам ведущий должен задать тему или какое-то направление, иначе разговор не сложится. Нельзя полагаться на предложения участников ГВП, так как наиболее активные из них могут предложить тему, интересующую только их. И, соответственно, у остальных участников желание встретиться в другой раз может не возникнуть.

Выбор темы для первой встречи ГВП вызвал у нас большие затруднения. На помощь пришла Лена, куратор проекта, начав рассказывать о несправедливо обрушившемся на нее гневе кондуктора в автобусе из-за порванной 10-рублевой банкноты. Ее разговор неожиданно подхватили почти все участники группы, поочередно повествуя о случаях, связанных либо с незнанием кондукторов всех документов, дающих право инвалидам на льготный проезд, либо с их грубостью и некорректным поведением. Так у нас появилась тема: "Общественный транспорт. Отношение с кондукторами и контролерами".

По мнению Екатерины Черниковой, выбранная тема универсальна. Ее можно предложить любой аудитории, независимо от того, какой вид инвалидности у участников группы взаимной поддержки (особенно если она смешенная).

Надо отметить, что собрать еще раз эту группу в таком составе у нас больше не получилось. Поскольку ее участники одновременно учились в школе и на подготовительных курсах в университете, свободного времени у них было мало. К тому же они, как нам показалось, были уже довольно уверены в себе и раскрепощены. Их самооценка, несомненно, была поднята уже тем фактом, что у них есть цель: поступить в вуз.

Таким образом, один из уроков, извлеченных из опыта проведения первой встречи ГВП - группу нужно формировать на постоянной основе, исходя из того, что встреча не будет первой и последней одновременно.

Формирование группы взаимной поддержки с постоянными участниками.

Формирование стабильной группы взаимной поддержки потребовало много времени и терпения. Было несколько способов привлечения молодых инвалидов: во-первых, те из нас, кто обучался в школах-интернатах, пригласили своих соучеников. Во-вторых, мы достали номера телефонов молодых инвалидов из регионального центра образования инвалидов при Челябинском Государственном Университете. В-третьих, мы распространили информацию о проведении ГВП среди общественных организаций инвалидов. И, в-четвертых, дали объявление в местные СМИ.

На наш взгляд, будет интересно привести текст этого объявления:

"Вы молоды, впереди большая жизнь! Но!

Вы имеете какие-либо физические ограничения (инвалидность), поэтому неуверенно себя чувствуете и испытываете затруднения.

Мы прошли через это! У нас есть опыт решения проблем инвалидности. Мы поделимся с Вами нашими знаниями.

Взаимная поддержка - вот что поможет Вам восстановить самооценку, справиться с одиночеством, изменить отношения с окружающими, выразить себя".

Из всех четырех способов основные результаты принесли первые два. Надо отметить, что когда мы дозванивались до конкретного человека и приглашали на ГВП, то ни в одном случае не получали отказа. Хотя все равно из десяти приглашенных таким способом реально пришли на встречу один или два человека.

Но как мы поняли, даже если с самого начала удалось заинтересовать хотя бы двух-трех человек, работу можно назвать успешной. В последующем, как показала практика, эти участники приводят на следующие занятия своих знакомых и друзей.

Работа групп взаимной поддержки с постоянными участниками.

В результате через некоторое время была сформирована постоянная группа. Нужно отметить, что при формировании ГВП мы не ограничивались, принимая в нее людей с какой-то одной формой инвалидности. В первую группу вошли молодые люди с ДЦП различной степени тяжести, в том числе с нарушениями речи, а так же незрячие и слабовидящие. С самого начала мы столкнулись с проблемой замкнутости и недоверия. Оптимальная численность группы, как известно, должна составлять 8-10 человек. На первое занятие пришло лишь четверо. Но уже к третьему занятию группа была сформирована полностью (всего с каждой группой проводится цикл из 10-12 занятий). К середине цикла мы почувствовали, что участники ГВП начали проявлять активность и живой интерес к обсуждаемым вопросам. На занятиях обсуждались такие темы:

- "Стереотипы общества по отношению к инвалидам и самих инвалидов по отношению к обществу",

- "Реализация и защита своих прав",

- "Как расширить круг знакомств",

- "Как избавиться от негативных эмоций",

- "Как преодолеть комплексы, мешающие самореализации" и др. Если сначала занятия проходили по 40-60 минут, то со временем они стали затягиваться на два часа.

Главное, что влекло участников к встречам в группе - потребность в общении, причем в довольно тесном и дружеском. В результате проведенных ГВП участники подружились друг с другом. Их общение стало выходить за рамки группы. Почти каждый из них привел в группу своих знакомых. Таким образом, группа значительно расширилась. По мнению Юлии Высоких, всем ведущим ГВП было очень приятно, что в результате встреч сложились теплые и добрые отношения с участниками.

Проведя серию встреч ГВП, мы пришли к выводу, что не следует ограничиваться только беседами и обсуждением различных тем. Возникла необходимость в профессиональном консультировании. Поэтому на основе ГВП были организованы встречи, где проводились групповые консультации, а также психологически тренинги.

В поисках наиболее интересных форм проведения групп взаимной поддержки, Юлия Высоких сочла возможным и полезным провести несложные психологические тренинги и тематические игры. А также приглашала специалистов по каким-то конкретным вопросам (тематические беседы), отвечая на пожелания участников группы и исходя из своих возможностей. Темы, обсуждаемые со специалистами, были актуальны и вызывали активное оживление в группе. С психологами обыгрывались ситуации, связанные с особенностями общения людей друг с другом, варианты выхода из эмоционально сложных ситуаций.

На наш взгляд, имеет смысл привести мнения некоторых участников ГВП:

"Мне очень помогли психологические тренинги. Я приобрела уверенность в себе. Моя закомплексованность в процессе общения как-то незаметно ушла. Да и вообще было интересно".

"Благодаря участию в группе взаимной поддержки я нашел новых знакомых. В ходе занятий было затронуто много интересных тем. Я получил помощь в решении разнообразных вопросов. Больше всего мне понравилась сплоченность и возникшие дружеские отношения в группе".

"Мне понравилось участие в группах взаимной поддержки. Я рада, что меня все-таки уговорили прийти. Сначала у меня не было желания ехать через весь город на какое-то непонятное мероприятие. Но в итоге я увидела, что в группе можно пообщаться с новыми людьми и поговорить об интересных и полезных вещах. Так я втянулась и не жалею об этом".

ГВП объединили молодых людей с различными видами инвалидности. Таким образом, они научились быть терпимее и лучше понимать людей с другими физическими проблемами. Обычно каждый человек думает, что его ситуация самая сложная. Но, пообщавшись и узнав ближе то, с чем сталкивается человек с иной формой инвалидности, участники группы находили для себя новый стимул, избавление от какого-либо комплекса. Многие стали понимать, что они имеют возможность помочь другим - тем, кто нуждается именно в их помощи.

По мнению ведущих групп, возможность общения людей с различными видами инвалидности через группы взаимной поддержки стала определенным мостиком для преодоления замкнутости и закомплексованности.

Подведение итогов и оценка результативности групп взаимной поддержки.

По мере того, как проект близился к завершению, мы стали задумываться о подведении его итогов и оценке эффективности проводимых групп взаимной поддержки. Безусловно, у нас уже были положительные отклики участников ГВП. Мы видели, с каким желанием они приходят на группу каждую неделю. Тем не менее, хотелось чего-то, что увидели бы не только мы.

Во-первых, пришла мысль разработать анкету. Но тут возникало опасение, что участники воспримут это отрицательно, так как была обещана конфиденциальность, и откажутся от дальнейшего участия в группе. Однако все-таки анкета была разработана с учетом того, чтобы в ней не было личных вопросов, но чтобы вместе с тем она была показательной. Надеемся, что разработанная нами анкета поможет многим ведущим ГВП.

Примерные вопросы оценочной анкеты по ГВП

1. Какую практическую пользу Вам принесло участие в ГВП?

- Появилась возможность высказаться и при этом быть услышанным и понятым.

- Расширился круг общения.

- Разрешилась какая-либо проблема социального или правового характера.

- Разрешилась какая-либо личностная (психологическая) проблема.

2. Какие из тем, обсуждавшихся на ГВП, Вам были особенно интересны?

- Отношение к инвалидам в обществе.

- Стереотипы общества по отношению к инвалидам и самих инвалидов по отношению к обществу.

- Как расширить круг друзей.

- Как преодолеть комплексы, мешающие самореализации.

- Как избавиться от негативных эмоций.

- Трудности при поступлении в среднеспециальные и высшие учебные заведения.

- Реализация и защита своих прав.

- Вопросы трудоустройства.

3. Нужно ли лично Вам проведение таких групп в дальнейшем?

- Да

- Нет

- Не знаю

- Необходимо просто поддерживать дружеские отношения

4. Нужно ли проведение таких групп в дальнейшем с другими молодыми инвалидами?

- Да

- Нет

- Не знаю

Данная анкета, к нашему удовольствию, ни у кого не вызвала негативных эмоций. Все охотно ответили на предложенные вопросы.

Результаты анкетирования.

Отвечая на первый вопрос: "Какую практическую пользу Вам принесло участие в ГВП?" 87,5% респондентов отметили расширение своего круга общения, 75% сказали, что у них разрешилась определенная проблема социально-правового характера, 62,5% указали на представившуюся возможность высказаться и быть услышанным, и 37,5% сказали о решении личностно-психологических проблем.

По тематике занятий в группе наибольший интерес вызвали вопросы о защите и реализации прав в сфере трудовых отношений (87,5%), а также вопросы социально-психологического характера, связанные с расширением круга общения (75%), с преодолением своей закомплексованности и адекватной реакцией на оценку себя окружающими (62,5%).

На вопрос "Нужно ли лично Вам проведение таких групп в дальнейшем, а также необходимо ли их проведение с другими молодыми инвалидами?" все 100% респондентов были единодушны и ответили положительно.

Таким образом, оценку результатов с помощью анкетирования можно назвать успешной.

Кроме того, у нас была запланирована публичная акция "Доступный город". Смысл такой акции - собрать подписи в поддержку строительства в городе зданий с учетом всех норм и стандартов (использование нескользких материалов, наличие пандусов, съездов, поручней и т.д.). Мы решили привлечь к участию в данном мероприятии молодых инвалидов из группы взаимной поддержки. Они без смущения и страха вышли на улицу, раздавали листовки прохожим, объясняли им цель акции, давали интервью журналистам местных телекомпаний. В результате прошедшая публичная акция, кроме выполнения своей непосредственной задачи еще и наглядно показала результаты проведенных собраний групп взаимной поддержки.

Извлеченные уроки и рекомендации.

Наряду с собраниями постоянно действующей ГВП мы проводили трехчасовые семинары с молодыми инвалидами в школах-интернатах, после которых просили остаться присутствующих на собрание группы.

В большинстве своем такие собрания проходили достаточно успешно. И мы можем рекомендовать такой метод работы всем ведущим ГВП, дав следующие рекомендации:

Во-первых, необходимо, чтобы учащиеся - участники ГВП были ровесниками. В необходимости этого мы убедились на собственном примере, когда нас пригласили провести семинар в школу-интернат для детей с ДЦП, где учителя решили объединить в одну группу сразу учащихся 7, 8, 9, и 10 классов. Излишне говорить, что уровень восприятия и готовность выслушать новую информацию у присутствующих очень разный. Поэтому приходилось приспосабливаться и несколько раз объяснять одно и тоже, приводить разные примеры. Надо заметить, что особенность специализированных школ заключается в некоторой изоляции ее учащихся от проблем и забот внешнего мира. Человек находится в неком замкнутом пространстве и не всегда сохраняет возможность объективно оценить дальнейшие свои жизненные перспективы. Для многих такая проблема, как независимость от других - физическая, материальная или любая другая - еще не была осмыслена и воспринята. Поскольку они привыкли к условиям несамостоятельной жизни: их кормят, одевают, обувают и т.п. Сложно было объяснить, что это когда-то кончится и им самим придется принимать ответственные и жизнеопределяющие решения.

Учитывая особенности специализированных школ и интернатов, также необходимо максимально серьезно подойти к выбору темы обсуждения. Так, на вышеуказанном собрании ГВП тему выбирали сами ведущие, и она была сформулирована как "Ваше лучшее качество, обусловленное инвалидностью".

Несмотря на то, что тема была достаточно нейтральной, поддерживали разговор лишь единицы. Мы полагаем, их зажатость обуславливалась прежде всего тем, что принцип конфиденциальности в столь большой группе не действует. Мы уйдем, а они останутся и будут сталкиваться друг с другом ежедневно. Такая ситуация не особо располагает к откровенности.

Таким образом, мы можем посоветовать заранее оговаривать количество присутствующих, и, если набирается большая группа, делить ее на две или три маленькие.

Назад Оглавление Далее