aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Как воплотить христианскую любовь в архитектурном дизайне

«Не препятствуйте приходить ко мне…»

(«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк. 10, 14).)

Что может мешать человеку быть в храме, молиться, участвовать в Таинствах?

Казалось бы, ответ должен лежать в сфере духовной. Но наша книга – о другом.

В 90-е – начале 2000-х годов было важно вернуть храмы общинам верующих, чтобы храмы снова стали местом молитвы, а не хранилищем книг, мастерскими и грязелечебницами. Сейчас эта задача в основном решена. Но появились новые. Одна из них – сделать восстановленные или строящиеся храмы доступными для всех прихожан, учитывая их особенности здоровья и ограничения в передвижении. О важности этой задачи говорит и Предстоятель Русской Православной Церкви: Святейший Патриарх убежден, что зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяются способностью здоровых членов этого общества помогать инвалидам, поддерживать их на протяжении всей жизни. В этой связи вспоминают слова владыки Антония Сурожского о том, что христианин – это человек, которому Бог поручил заботу о мире. Думать о другом человеке, видеть мир его глазами, создавать мир, в котором человек имеет возможность беспрепятственно прийти в храм Божий, – это очень трудное и поистине ангельское дело (Антоний, митр. Сурожский. Христианин – это человек, которому Бог поручил заботу о мире // Континент. – 2011. – № 149).

Пример нам в этом – те заботливые, упорные и верующие четверо друзей, которые несли расслабленного ко Христу. Они несли его на постели, но не смогли пройти сквозь многолюдную толпу, чтобы приблизиться к Господу. И тогда они поднялись на кровлю дома, раскрыли ее и через кровлю, с трудом и усилиями, спустили постель, на которой лежал болящий, к ногам Чудотворца и Исцелителя (Мк. 2, 1 – 12). И именно благодаря им, видя веру их, Иисус говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Господь не слышал исповедания их веры, но Он увидел и познал веру их по тем стараниям и труду, которые они приложили, чтобы принести болящего к Нему. А вот парализованному у купальни Вифезда в этом не повезло: «Господи, не имею человека, который опустил бы меня в купальню» (Ин. 5, 7). Эти слова выражают горькую истину: ему пришлось ждать очень долго, 38 лет, и так и не дождаться проявления человеческой любви. В Иерусалим – город, где находился Храм и приносились жертвы Богу, – постоянно устремлялись толпы паломников, и за все эти годы не нашлось ни одного израильтянина, который увидел бы нужду беспомощного человека и деятельно откликнулся на нее (Святитель Николай Сербский (Велимирович). Неделя вторая Великого поста. Евангелие об исцелении расслабленного («Беседы») // Вера и время. Религиозные ценности и современная система образования. Адрес доступа: http://www.verav.ru/common/prop.php?num=6 (дата доступа: 17.08.2015)).

Когда заходит речь идет об адаптации храма для маломобильных людей, многим кажется, что нужно сначала обосновать экономическую целесообразность работ по обеспечению доступности – подсчитать, будет ли в храме достаточно инвалидов, для которых нужно стараться. Конечно, знать, сколько примерно в районе расположения храма проживает инвалидов – безусловно, полезно и даже необходимо для проектирования работ, чтобы правильно рассчитать их характер и объем. Но само по себе следование экономической целесообразности – тупиковый путь для христиан. Если для Господа бесценно спасение каждой души, значит, и нам надо постараться именно так смотреть на ситуацию: наши храмы открыты для всех, они удобны для всех без исключения, мы ждем всех, кто только имеет намерение прийти ко Христу, и никому не станем на этом пути преградой, а лишь помощниками.

Доступность храма и традиции русского храмостроительства

Именно для того, чтобы у человека не было препятствий прийти в храм, церкви традиционно находились в шаговой доступности для жителей села, каждого городского района, и добраться до храма было достаточно легко. Храм был, как принято теперь говорить, градообразующим центром, вокруг которого формировалась инфраструктура. В особых случаях строили домовые храмы – прямо внутри здания. Такое разрешение давали особо уважаемым лицам, имевшим высокое положение или исключительные заслуги и при этом по возрасту или болезни не имевшим возможности посещать приходские, соборные или монастырские храмы. Также домовые храмы были в больницах, богадельнях, детских приютах и других благотворительных или учебных заведениях. При строительстве таких храмов всегда учитывались особенности учреждений и людей, находящихся в них. Например, в больничных храмах, находящихся в здании больницы, был обеспечен доступ как для тех, кто может передвигаться самостоятельно, так и для тех, чьи возможности в передвижении ограничены. Есть больничные храмы (например, храм царевича Димитрия в Голицынской больнице, ныне ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова, Москва), в которых для больных устроены на втором этаже большие окна, смотрящие в храм. Благодаря им можно было не тратить силы на перемещение и участвовать в службах, находясь возле собственной палаты, никого не стесняя и не создавая опасность заражения.

Много в истории и других примеров, как создатели храмов заботились об удобстве прихожан (и не только немощных) во время и после службы, устраивая гардеробы, отдельные входы и лестницы и т. д.

Перспективы создания безбарьерной среды в современной России

Конечно, вся городская среда должна измениться для того, чтобы маломобильный человек (например, человек на коляске или мама с коляской) добрался до храма, – чтобы он смог спуститься на улицу из своей квартиры (лифт, пандус, проемы), сумел воспользоваться транспортом (низкопольные автобусы), проехал бы от остановки до храма (ширина тротуаров, высота бордюров, пандусы).

В мире процесс создания доступной среды для людей с инвалидностью начался давно. В России решать эту проблему пытались начиная с 1992 года. Согласно Указу Президента Бориса Ельцина «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (№ 1156 от 2.10.92), проекты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений должны были разрабатываться с учетом требований их доступности для инвалидов, а не позднее 2003 года планировалось завершить реконструкцию и приспособление всех ранее построенных зданий в стране. Однако практически ни один субъект РФ не включился в этот процесс. В качестве основной причины бездействия называли отсутствие необходимых материальных и финансовых средств.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (№ 46-ФЗ от 3.05.2012 г.). Ратификация обязывает страну реализовать положения документа. В связи с этим людям с инвалидностью должен быть гарантирован равный доступ к транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам в городских и сельских районах.

Федеральный закон, закрепляющий реализацию положений Конвенции (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. № 419-ФЗ от 1.12.2014 г.), как раз и направлен на то, чтобы создать доступную среду в учреждениях здравоохранения, в сфере транспорта, культуры, занятости, спорта, образования. В частности, приоритетные объекты инфраструктуры (среди них могут быть и храмы) будут меняться с учетом мнения самих инвалидов. На редизайн и перепланировку таких объектов можно будет получить государственное финансирование.

Уже много лет развивается федеральная программа «Доступная среда», цель которой – решить сложную проблему доступности с помощью межведомственного взаимодействия и усиленного контроля над результатом.

В 2015 году в федеральной программе «Доступная среда» принимают участие уже 67 регионов, которым из федерального бюджета выделяется около 4,2 млрд рублей. К 2016 году 45% приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры должны быть приспособлены для использования инвалидами (Донских Е. Города не для всех? Зачем России новый закон об инвалидах [электронный документ] [08.05.2014] // Аргументы и факты. Адрес доступа: http://www.aif.ru/society/healthcare/1165452 (дата доступа: 17.08.2015)).

Россия только начинает свой путь к жизни без барьеров: забота об инвалидах едва-едва стала проникать в городской дизайн. Комплексного переустройства ждать, вероятно, придется еще долго. Участие Церкви в этой деятельности могло бы стать современным миссионерским проектом и дать возможность множеству людей стать активными участниками приходской жизни.

Отношение первично, экономика вторична

Когда встает вопрос о дополнительном строительстве или адаптации храмов, то естественно возникают вопросы. Традиционно высказывают следующие опасения:

1) специальные приспособления по адаптации храма нарушат гармонию форм и традиции храмовой архитектуры, особенно если речь идет о памятнике архитектуры;

2) работа по обеспечению доступности – это неэффективное использование средств: затраты будут существенными, а инвалидов в приходе мало, поэтому лучше адаптировать для инвалидов не все храмы в городе/благочинии, а лишь один или несколько под разные категории: для слепых или глухих прихожан, или для прихожан с нарушением опорно-двигательного аппарата, другие же храмы оставить как есть.

Что можно ответить на эти опасения?

В Конвенции о правах инвалидов есть термин «разумное приспособление». Он означает, что в каждом конкретном случае должны вноситься подходящие модификации и коррективы, которые не будут несоразмерным или неоправданным бременем для организаторов. В каждом случае надо с помощью специалистов искать уникальные решения, возможные на основе типовых предложений.

Наша книга как раз делает попытку показать варианты практических решений для храма. Не возможен пандус (из-за отсутствия прихрамовой территории, близости уличного тротуара) – можно установить подъемник или лифт. Мешает подсветка путей движения внутри храма (для слабовидящих передвижение в темноте опасно) – можно сделать контрастное выделение цветом напольного покрытия и т. д.

Опыт показывает, что если предусматривать мероприятия по организации доступной среды на этапах проектирования храма или перед его ремонтом, то это ненамного удорожает проекты. Профессиональный уровень подготовки современных архитекторов и дизайнеров позволяет найти нужные решения даже для объектов исторического значения. В то время как перепланировки действительно потребуют больше средств и, скорее всего, будут не такими гармоничными.

Конечно, в некоторых случаях можно создавать и особые, интеграционные храмы, готовых рецептов на все случаи жизни нет ни у авторов книги, ни у кого бы то ни было другого. Но важно понимать, что хорошие решения могут появиться только в том случае, когда община храма будет готова видеть проблемы своих прихожан и деятельно участвовать в их жизни, меняя для них окружающую среду. Так что зачастую дело в отношении к инвалидам, а не в предполагаемых расходах, подтверждается примерами из жизни.

В нашей стране практически повсеместно появляются пандусы: в переходах, метро, у подъездов и т. д. Однако несмотря на то, что на них затрачены значительные средства, большинство из них непригодны для использования. Это происходит потому, что организаторы процесса не понимают интересов другого человека и не стараются выполнить требования законодательства, которое на сегодняшний день достаточно разработано.

Если уж говорить именно о пандусах, то часто высказывают еще одно мнение: чем строить пандус – лучше пусть человеку на коляске помогают попасть в храм другие прихожане. Можно попросить их занести и вынести коляску.

Что и говорить, все прихожане должны помогать и заботиться друг о друге. Но поднимать тяжелую коляску со взрослым человеком на ней под силу далеко не всякому. Человек на коляске, обращаясь с просьбой, должен будет оценить физические возможности и здоровье другого, а это не всегда возможно. Есть риск ошибиться: кто-то нездоров и должен отказать; или согласится, а потом будет мучиться, и т. д. Не всегда и есть, кого попросить о помощи. Пандус же дает возможность человеку на коляске попасть на богослужение в любом случае.

Безопасность и доступность: подходить комплексно, помнить о деталях

Итак, для того, чтобы создать для людей, ограниченных в передвижении, приемлемые условия жизни и устранить помехи на их пути в храм, нужно уметь посмотреть на окружающий мир глазами другого. Например, поставить себя на место мамы с коляской, дав возможность завезти коляску в храм; немощной бабушки, для которой важно иметь возможность передохнуть на скамейке в середине службы; слабослышащего студента, который хочет вместе со всеми прихожанами следить за ходом богослужения и молиться вместе с другими. Нужно помочь слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, слепоглухим людям ориентироваться в храме. Для этого используются тактильные таблички, знаки и мнемосхемы – для людей с нарушением зрения; знаки доступности – информационные и предупреждающие знаки, стенды, табло и таблички, индукционные системы для слабослышащих. Бывает, что нужна помощь во время службы или просто в том, чтобы почувствовать себя в безопасности: человек с особенностями с трудом включается в новый коллектив, все новое кажется непривычным и поэтому пугающим.

Нужно обязательно помнить и о ситуациях, которые действительно таят в себе потенциальную опасность: это дни, когда в храм приходит очень много народа.

Нужно заранее предпринять хотя бы некоторые шаги к созданию доступной и комфортной среды внутри и вокруг храма в дни больших праздников. Если в храме узкие дверные проемы, разноуровневый пол, торчащие ручки дверных створок – это создает опасность для всех, а не только для людей, испытывающих сложности при передвижении.

Можно минимизировать эту опасность, если позаботиться загодя – например, открыть обычно закрытый дополнительный вход в храм или обе створки двери, поменять ручки и т. д.

Большую пользу могло бы принести и распространение информации о храмах, которые уже создали условия для людей с инвалидностью. Распространить такую информацию можно через карты доступности – например, на сайтах программы «Доступная среда» «Жить вместе.ру» (http://zhit-vmeste.ru) и проекта «Карта доступности» (http://kartadostupnosti.ru), а также на сайтах храмов, епархий, на сайте «Милосердие.ru» и т. д.

Для кого эта книга

Книга предназначена всем, кто связан с жизнью храма:

- священнослужителям, которые являются заказчиками проекта и осуществляют общий контроль за реконструкцией или строительством храма;

- архитекторам и строителям, так как именно от них будет зависеть, какой проект будет выбран, будут ли на этапе согласования проекта учтены все необходимые вопросы, а во время строительства все грамотно реализовано;

- благотворителям, которые тратят свои ресурсы на создание и поддержание храма;

- мирянам-прихожанам, которые будут помогать своим собратьям, а также благодаря которым идеи доступности смогут быстрее распространиться в обществе.

В книге много цифр и схем. Без этого трудно будет понять, что именно и как нужно изменить в конкретном храме. При этом не все рекомендации, которые вы найдете в нашей книге, имеют абсолютный и обязательный характер. Каждый конкретный случай адаптации храма будет иметь свои архитектурные и дизайнерские решения, которые должны предложить специалисты с учетом истории храма, места, где он расположен, финансовых возможностей, цели, времени на редизайн, законодательства и пр. Наша цель – дать пищу для размышления и расставить акценты.

Надеемся, наши советы вдохновят и поддержат вас на пути создания доступной среды для прихожан!

Назад Оглавление Далее