Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика Профилактика

Глава 6. Дыхательная терапия

Дыхательная терапия была известна уже в Древнем Китае, и едва ли найдется какая-либо другая система врачевания, которая была бы столь тесно связана с философской и религиозной концепциями.

Изучение происхождения дыхательной терапии – дело довольно трудное. Но все же можно сказать, что практики магов и отшельников предполагали не только достижение высокого уровня медитации, но и терапевтического эффекта. Это подтверждается надписями на двенадцати нефритовых камнях, датируемых VI веком до нашей эры и сохранившихся до наших дней. Они гласят: «Вот как должен осуществляться процесс дыхания. Дыхание задерживается, и воздух накапливается. Когда он накапливается, он растекается. Распространяясь, он двигается вниз. Когда он двигается вниз, он успокаивается. Когда он успокоился, он уплотняется. Когда он уплотнился, он начинает набухать. Когда он набух, он взращивается. Когда он вырос, его нужно проталкивать обратно. Когда он вытеснен обратно, он достигает макушки головы. На самом верху он давит на макушку, опускается к низу и давит вниз. Тот, кто следует этому принципу дыхания, – живет, тот, кто поступает вопреки ему, – погибает». Лишь позднее дыхательные упражнения были взяты на вооружение даосами и буддистами. Употребляемая при этом терминология имеет в основном даосское происхождение, но частично и буддистское тоже. Мы уже рассматривали выше эти два религиозных направления и объясняли, что даосизм как философское учение первоначально зародился в народной среде и основывался на рациональных воззрениях, тем не менее со временем он вылился подчас в высшей степени иррациональные толкования и практики. Уже во времена первого императора Цинь Шихуанди (III век до нашей эры) даосские маги жили при дворе и занимались поиском «травы вечной жизни» или эликсира бессмертия, «западного рая» и философского камня. Дыхательные упражнения использовались при этом с целью достижения «внутреннего бессмертия». Несмотря на то что и медицинские труды, в том числе «Канон Желтого императора о внутренней медицине», уделяют определенное внимание дыхательным упражнениям, в первую очередь именно даосы широко использовали эту методику в качестве вида терапии.

Распространявшийся в Китае буддизм внес новые аспекты в теорию дыхания. Хорошо известно, что они являются составной частью йоговских упражнений Индии, колыбели буддизма. Поскольку буддизм впервые достиг Китая в I веке нашей эры, а китайские нефритовые надписи о системе дыхания относятся к VI веку до нашей эры, можно, по крайней мере, предположить, что не существовало тесной взаимосвязи между созданием индийской и китайской теорий дыхания и что обе теории развивались независимо одна от другой. Ученый-востоковед Генри Масперо также придерживается того мнения, что даосская техника дыхания не берет свое происхождение от индийской йоги.

Как только буддизм начал усиливать свое влияние в Китае, цель дыхательных упражнений изменилась. Если даосы, выполняя эти упражнения, первоначально преследовали цель добиться практического результата, а позднее использовали их для религиозных нужд для того, чтобы с помощью дыхания достичь физического бессмертия и «облегчить тело», то буддисты были озабочены духовным аспектом: «очищением сердца, успокоением духа, с тем чтобы каждый в отдельности мог стать подобным Будде».

Мы также можем найти упоминания о даосской системе в работе, озаглавленной «Несколько заметок из Западной столицы» («Си Цзи Цза-чи»), датируемой XVI веком нашей эры. Если верить этой книге, Лю Ань, принц княжества Хуайнань, был сильно привязан к своим магам, которые могли выполнять разного рода трюки. Один из них рисовал линию на земле, и по ней начинала течь вода. Другой сосредотачивался, затем силой мысли собирал землю и образовывал из нее гору. Другие при помощи дыхания могли менять погоду и время года, вызывая по своему желанию лето или зиму. Третьи могли вызывать дождь или туман чихая или кашляя. Согласно этому повествованию, сам Лю Ань в конце концов исчез вместе со своими магами и больше его не видели.

Из врачей, кто пользовался дыхательной терапией в медицинских целях, можно назвать Чжан Чжун-цзина, жившего в эпоху династии Хань, и Хуа То, родоначальника анестезии. Даосские врачи уделяли особое внимание терапевтическим и оккультным опытам. Их письменные труды – это смесь как рациональных, так и иррациональных начал. Например, работа алхимика, мага и врача Гэ Хуна (IV век нашей эры) под заголовком «Бао Пу-цзы» является не только бесценным вкладом в деле наблюдения природы, но и образцом даосского суеверия. То же самое можно сказать о даосском враче и фармацевте Тао Хунцзине (V—VI столетия нашей эры), а также о Сун Сымяо, враче-отшельнике эпохи Тан. Ли Шичжэнь, великий врач и фармацевт XVI столетия, который был врагом суеверий и боролся со всеми мистическими концепциями, также занимался дыхательной терапией.

Основные принципы дыхательной терапии

Теория дыхательной терапии основывается на концепции инь-ян, учении о пяти первоэлементах и традиционном представлении об органах чжан и фу. Также во главу угла ставится старинная теория о существовании ци, о которой мы уже рассказывали. Ци означает воздух, дыхание, энергия. Здесь ци пока что имеет свое первоначальное значение – воздух. Позднее этот термин стал обозначать и дыхание как физиологический процесс (вдыхание и выдыхание воздуха), соответствующий эмоциональному состоянию человека, а в настоящее время он приобрел специфическое нейрофизиологическое значение в смысле влияния на нервную деятельность. Так, например, человек может иметь ци, соответствующую состоянию во время прогулки и ощущению тепла и холода.

Цель упражнений дыхательной терапии состоит в генерировании ци (ци-гун – взращивание ци). Следовательно, дыхательные упражнения не состоят только из вдыхания и выдыхания; они требуют участия в автоматическом режиме всей нервной системы и сознания. Каждое упражнение включает в себя «внутреннюю активность» (ней-гун) и «внешнюю собранность» (чан-чжуан-гун). Две эти составные части упражнения, взятые вместе, рассматриваются как «способ консервации жизни» (ян-шэн).

Термин ту-на также обычно встречается в старых книгах; это сокращение даосского высказывания «ту-ку на-синь» – «выдыхай старое и вдыхай новое». Термин дао-инь (вести, руководить) также даосского происхождения и означает соединение дыхательных и гимнастических упражнений.

Согласно древней теории, тело сохраняет ци, которая также циркулирует в пяти первоэлементах. Они, в свою очередь, подобным же образом присутствуют «на небе и на земле». Но тело в то же время является «хранителем пяти элементов» и, следовательно, энергии, проявляющей себя и в этих элементах.

Ци влияет на взаимодействие между инь и ян, и взаимосвязь между пятью первоэлементами существует не только во всем космосе, но и в каждом индивидууме. Ци побуждает внутренние органы к активности, и следовательно, каждое заболевание (то есть нарушение гармонии в организме) может быть объяснено неправильной циркуляцией ци или отсутствием ци.

Целью как дыхательных, так и гимнастических упражнений, таким образом, является стимулирование гармонизирующей циркуляции ци путем внутреннего «пассивного» и внешнего «активного» воздействия.

В соответствии с традицией упражнения на одни только внешние части тела без мобилизации внутренних органов недостаточны. Упражнение на внешние части тела подразумевает движения рук, ног, туловища и головы. Цель «внутренних» упражнений, напротив, состоит в том, чтобы оказать влияние на внутренние органы, известные как фу и чжан, и таким образом воздействовать на всю нервную систему. Активизация мускулатуры сравнительно несложна, поскольку конечностями можно двигать произвольно, но на внутренние органы обычно невозможно оказывать влияние одной лишь силой воли. Тут мы возвращаемся к необходимости дыхательных упражнений, потому что с их помощью возможно контролировать состояние внутренних органов. В двух фазах процесса дыхания двигается диафрагма, и изменение ее положения оказывает физическое воздействие на внутренние органы. Если дыхательные упражнения выполняются правильно, то «внутренние органы постепенно начинают слушаться волевого внушения и их функционирование может контролироваться».

Современная интерпретация традиционного искусства врачевания предполагает следующие отличительные черты дыхательной терапии.

1. В основном больной лечит себя сам. Врач, который контролирует выполнение упражнений, просто помогает ему победить болезнь. Успех, достигнутый с помощью упражнений, придает больному оптимизм – немаловажный фактор, особенно при заболеваниях, сопровождающихся депрессией.

2. Дыхательная терапия относится к «внутренним» упражнениям, в отличие от «внешних» гимнастических упражнений. Поскольку «внутренние» упражнения, как правило, для пациента непривычны, прежде всего необходимо установить связь между дыханием и особой формой его осознания. Это требует терпения и доверия к терапевту со стороны пациента. В результате регулярных дыхательных упражнений через определенное время могут возникать синестетические ощущения (галлюцинации), такие, как хромопсия (цветные видения), или ощущение невесомости – трансцендентальные состояния, которым некоторые даосы и буддисты придают большое значение.

3. Необходимо принимать во внимание психическое состояние пациента, его режим питания и окружающую обстановку. Полезно сочетать дыхательную терапию с другими методами лечения. Следует избегать любых псевдорелигиозных состояний экстаза у пациента или, что часто случается применительно к данному виду терапии, галлюцинаций оккультного толка или корректировать их.

4. Умение управлять функционированием внутренних органов посредством дыхательных упражнений приходит постепенно, и, таким образом, важно, чтобы упражнения выполнялись естественно и непринужденно. Любая сознательная излишняя активность после быстрого успеха либо выполнение упражнений торопливо и без пауз безусловно будут во вред. Это не только ставит под угрозу достижение успеха, но может также вызвать опасные физиологические изменения. Поэтому важно, чтобы больной следовал указаниям своего врача, а не просто выполнял упражнения по своему собственному разумению.

5. Дыхательная терапия включает в себя «как движение, так и отдых», и то и другое существенно важно для достижения состояния уравновешенности. Расслабление в течение целого дня так же вредно для здоровья, как и безостановочные упражнения.

6. Очень важным фактором является создание в лечебном учреждении необходимой спокойной обстановки для того, чтобы пациент мог расслабиться. Терапевт также должен внимательно следить за аппетитом больного, чтобы быть уверенным в том, что успешному выполнению упражнений не мешает голодный или переполненный желудок.

7. Если пациент устает во время выполнения упражнений, ему следует остановиться, так как перенапряжение может иметь нежелательные последствия. Если, напротив, в ходе их выполнения возникает приятное ощущение, это означает, что достигнуто искомое состояние покоя. Китайские врачи дали описание его в терминах современной психологии как такое, при котором кора больших полушарий головного мозга пациента вступает в состояние защитного торможения.

8. В ходе упражнений как результат проявления «внутренней энергии» может возникать явление дискинезии. Оно относится к естественным реакциям, которые вместе с необычными способами восприятия считаются типичными для определенной степени торможения коры головного мозга. Другими словами, если торможение распространяется уже на большую часть коры головного мозга и двигательный центр неожиданно подвергается раздражению, то это проявляется в потере координации движений у пациента. С терапевтической точки зрения чрезвычайно вредно намеренно вызывать состояния некоординированных движений.

Этот двигательный феномен представляет второстепенную важность. Пациент же должен стараться сохранять свое состояние покоя; у него не должно возникать мыслей о том, что психосоматическому состоянию уравновешенности, к которому он устремлен, может повредить такая двигательная реакция.

Методы дыхательной терапии

Технике дыхательной терапии нельзя обучиться по книгам; врач, назначающий это лечение, сам должен обладать достаточным опытом в выполнении дыхательных упражнений для того, чтобы выступать для пациента в качестве консультанта и советчика в затруднительных ситуациях. Вот почему институты, в которых практикуется дыхательная терапия, берут в штат лишь врачей, хорошо разбирающихся в этих упражнениях, знающих, как проинструктировать пациента, и получивших современное медицинское образование.

Упражнения выполняются в соответствии с тремя важными принципами.

Прежде всего, они делаются в состоянии релаксации и покоя (сун-цзин вэй-чжу). Релаксация означает расслабление всего тела, а покой предполагает спокойствие духа. Как внешнее, так и внутреннее умиротворение перед выполнением упражнений, следовательно, весьма существенны. Согласно традиционной медицине, душевное состояние покоя у пациента достигается легче, если его мыщцы расслаблены; и наоборот, при состоянии беспокойства духа во время упражнений напряженность передается мышцам.

Второй важный принцип – соединение дыхания и внимания (и-ци хэ-и).

Дыхание должно быть легким и мягким, в то время как внимание должно быть обращено только на один объект. По мнению китайских врачей, многие люди рассматривают дыхательные упражнения как разновидность работы. Поэтому некоторые выпячивают живот и искусственно сдерживают поступление воздуха, так что пациент не в состоянии ни дышать должным образом, ни контролировать свое дыхание. Традиционное учение требует как раз противоположного: внимание должно контролироваться через дыхание, и никак иначе.

Третий важный принцип – сочетание усилий в выполнении упражнений с отдыхом (дословно, «подпиткой») (лай-ян сиан-цзянъ). Традиционные врачи полагают, что пациенты больше заботятся о выполнении упражнений и забывают об отдыхе. Поэтому они должны научиться расслабляться, так как важно не только выполнять упражнения, но и делать перерывы или совершенно прекратить их выполнение в соответствии с требованием организма. Тот, кто делает упражнения, может быть уверен, что природа с ее потенциалом внимательного контролера всех жизненно важных процессов подтвердит всякую психосоматическую гармонизацию. Сочетание упражнений и отдыха, таким образом, имеет чрезвычайно важное значение, если речь идет о дыхательной терапии. Обычно же происходит так: те, кто думает, что все знают и все могут, безоглядно приступают к выполнению упражнений. «Эффект таков, как если бы мы клали сырые поленья в хорошо разожженный костер, который уже дает хороший жар, с тем чтобы он горел еще сильнее». Так что пациент ни в коем случае не должен напрягаться; следует избегать всякого нарушения внутреннего равновесия.

Китайское искусство целительства

Рис. 32. Выполнение дыхательных упражнений из положения сидя

слева — подъем одной ступни лежит на бедре другой;

справа — подъемы обеих ступней лежат на бедрах

Дыхательные упражнения выполняются в различных положениях. К общеупотребительным относятся: лежа на боку, лежа на спине (с подушечкой под головой), сидя прямо и стоя. К положениям сидя относятся поза «сидя по-турецки», которая очень популярна на Востоке, и ее варианты. Основание, на котором лежит или сидит пациент, должно быть твердым, но удобным.

После принятия правильной позы начинается выполнение упражнения под руководством терапевта. Вводное упражнение – всегда одно из комплекса упражнений на «укрепление внутренней силы»; пациент прежде всего приводит свое тело в состояние покоя, расслабляя поочередно мышцы, или, точнее говоря, дает себе расслабиться. Это освобождение от напряжения происходит в определенной последовательности, начиная от головы и кончая кончиками пальцев ног. Врачи старой школы настаивают на необходимости снятия напряжения не только с мышц и суставов, но и с внутренних органов и нервной системы.

Китайское искусство целительства

Рис. 33. «Внешние» упражнения в сочетании с дыхательными упражнениями

Демонстрация «внешнего» упражнения в сочетании с комплексом дыхательных упражнений, взято из «Книги о легких мыщцах» (эпоха Цин)

И только после этого по-настоящему начинаются дыхательные упражнения. Пациент прежде всего дышит свойственным ему естественным образом, затем постепенно дыхание становится все более глубоким, пока оно не станет диафрагмальным, оно производится по-прежнему легко и свободно. Все это время пациент дышит глубоко через нос и сосредотачивает свое внимание на области пупка. Чтобы сделать процесс более эффективным, пациент может повторять про себя какое-нибудь определенное слово (например, «покой»), в то время как он делает вдохи и выдохи. Внимание может быть также сконцентрировано на других частях тела, например на кончиках пальцев ног.

Комбинированные формы «внутренних» упражнений сохранения энергии состоят, например, в выдыхании через открытый рот и сосредоточении внимания на голове. Это расслабляет мышцы головы и шеи. После выдоха через рот следует вдох через нос. Затем описанное выше упражнение повторяется, но с тем отличием, что теперь внимание концентрируется на плечах и руках, мышцы которых сознательно расслабляются на выдохе. Упражнение продолжается в таком же стиле до расслабления мышц пальцев ног.

Существует несколько вариантов «внутренних» упражнений сохранения энергии.

Например, пациент может, приняв одну из поз, сосредоточиться на кончике носа, делать вдохи и выдохи, полностью расслабившись и повторяя одно и то же слово. Это упражнение называется «гармония и покой». Другой вариант состоит в том, чтобы позволить вниманию задержаться в области пупка или на ногах и делать вдох через нос, а выдох – через рот.

Чередование упражнений и отдыха происходит следующим образом: выполнив упражнение наполовину, пациент прекращает на короткое время все целенаправленные действия и заставляет свое внимание сосредоточиться исключительно на области пупка и задержаться на нем на несколько минут. Традиционные врачи называют это «уравновешенностью».

Другой возможный способ отдыха состоит в том, чтобы дать себе полную свободу, разрешая сознанию расслабиться, ни о чем не думать и оставаться в этом состоянии полутранса, которое не является «ни сном, ни бодрствованием». Если время отдыха продолжить, он легко может перейти в сон.

Эффективность упражнений

В этом месте нам следует обратиться к практической значимости таких упражнений, так как на первый взгляд они могут показаться всего лишь смесью медицины с традиционной дальневосточной техникой ухода от внешнего мира и «созерцания собственного пупка».

Буддистский термин «неподвижное сидение» (цзин-цзо), или даосское слово «уравновешенность» (шоу), или «отдых» (ян) – они сегодня уже не имеют исключительно религиозной значимости. Простой метод «неподвижного сидения» или «отдыха» действительно все еще практикуется приверженцами этих двух религий и также играет определенную роль у некоторых христиан (как в медитативных практиках траппистов) и в других религиях; но этот факт не исключает медицинской ценности упражнений. Китайцы осознавали это и постепенно стали отделять важную для практической медицины суть упражнений от их религиозного подтекста. Сегодня эффективность дыхательных упражнений можно суммировать следующим образом.

1. В большинстве случаев кора головного мозга пациента находится в состоянии повышенной возбужденности. Однако после выполнения соответствующих специальных упражнений улучшается его общее состояние, уменьшается внешнее и внутреннее напряжение, пациент становится более уравновешенным и спокойным.

Китайское искусство целительства

Китайское искусство целительства

Рис. 34. Три «внешних» упражнения:

вверху — жевательные движения зубами и «барабанное постукивание»;

внизу — «поворот направо, бросая взгляд налево»

2. Релаксация является основой каждого дыхательного упражнения. Ее важность может быть оценена только теми, кто фактически уже выполняет упражнения в течение определенного времени. Дыхательные упражнения обыкновенно выполняют до еды или сна или в том случае, когда пациент испытывает боль. Опыт показывает, что они способны регулировать кровяное давление.

3. «Внутренние» упражнения сохранения энергии помогают успокоить ум. Они также делают неровное дыхание более спокойным, мягким, более ровным, а тяжелое дыхание – легким и свободным. Эти упражнения также нормализуют деятельность кишечника и улучшают аппетит. Кроме того, с их помощью можно стимулировать и регулировать кровообращение.

4. Известно также, что напряженность, появляющаяся при выполнении упражнения, снимается благодаря сочетанию упражнения и отдыха. Такое сочетание особенно важно для физически ослабленных людей, которым противопоказана передозировка в упражнениях, иначе они не смогут избавиться от своего изможденного состояния.

«Внешние» общеукрепляющие упражнения

По мнению врачей традиционной школы, «внешние» упражнения способствуют выработке хорошей осанки, а также помогают предотвращать болезни и бороться с ними.

Мы уже говорили о наиболее подходящих положениях для того, чтобы эффективность этих упражнений была максимальной. Общепринятая поза, в которой так часто изображен на статуях Будда, – это так называемая поза лотоса: ноги скрещены и подъем одной ступни плотно прижат к бедру другой, и наоборот. Преимущество позы лотоса заключается в том, что она дает телу положение, при котором позвоночный столб находится в устойчивой позиции, что помогает легче достичь состояния релаксации. Правда, врачи западных оздоровительных центров дыхательной терапии предпочитают позы более подходящие для людей Запада.

Классические работы относятся к физиотерапевтическим упражнениям как к искусству дыхания. Упражнения используются также в современной китайской терапии с целью раскрепощения суставов и мышц, таким образом приучая их к тому, чтобы они могли подвергаться в значительной степени осознанному контролю, расслаблению, напряжению.

Вообще говоря, используют 8—9 видов упражнений. Чаще всего их выполняют из базового положения сидя на твердом основании и расслабив все мышцы. После вводных расслабляющих процедур выполняются сами упражнения, которые приводятся ниже.

1. Жевательные движения зубами и «барабанное постукивание». Пациент сначала несколько раз соединяет друг с другом коренные зубы, как если бы он что-то жевал. Затем он захватывает свои уши ладонями обеих рук таким образом, что пальцы кладутся на шею сзади. После этого он нажимает средним пальцем правой руки на указательный палец левой, позволяя ему затем выскользнуть. Когда это происходит, слышен легкий вибрирующий звук, так, как будто кто-то стучит на барабане. Как полагают врачи традиционной школы, эта процедура, если ее повторить несколько раз, может унять головную боль, головокружение и шум в ушах; говорят также, что оно даже предотвращает ослабление слуха.

2. Поворот налево, бросая взгляд направо (и наоборот). Пациент поворачивает голову и шею в противоположных направлениях, снимая таким образом напряжение в мышцах и вызывая их расслабление.

3. Накапливание и сглатывание слюны. Язык перемещается во рту вдоль наружной стороны верхних десен слева направо, затем движется по нижним справа налево, после чего он трется о небо. Образующаяся в большом количестве слюна нейтрализует всякую горечь во рту и способствует пищеварению.

4. Массирование крестцовой области двумя руками. Пациент сначала согревает ладони рук, потерев их друг о друга, а затем массирует ладонями с двух сторон область крестца движением вытянутых рук сверху вниз. Это упражнение может быть использовано для уменьшения болей в области крестца и менструальных болей.

5. Вытягивание рук. Пациент сжимает кулаки, вытягивает руки в стороны и затем двигает их к туловищу, как бы притягивая что-то к себе. Это упражнение помогает выпрямить позвоночный столб.

6. Двойные вращения. Сжатые в кулаки руки кладутся на грудь, а затем производится вращение руками и плечами назад. Это упражнение стимулирует органы дыхания.

7. Поднимание ладоней. Пациент вытягивает руки вперед ладонями кверху. Затем он сгибает локти так, что ладони рук оказываются прямо перед лицом. Это упражнение способствует нормальному функционированию желудка и нормализует стул.

8. Расслабление мыщц и снятие напряженности с суставов. Оставаясь в положении сидя, пациент вытягивает ноги, опускает голову «в манере поклонения», вытягивает руки и касается пальцев ног. Упражнение назначается для общего расслабления и стимуляции кровообращения.

Все эти упражнения следует выполнять медленно, спокойно, осознавая физиологию процедуры, а главное – без ненужного напряжения. Они вместе с другими упражнениями, о которых речь пойдет ниже, широко применяются китайцами как для предотвращения заболеваний, так и для достижения хорошо сбалансированного общего состояния здоровья.

В традиционном искусстве врачевания разработаны любопытные правила ежедневного режима больного, и, несмотря на то что критические исследования обнаружили, что многое из того, что оставлено в наследие, является всего лишь домыслами, во многих древних руководствах есть зерно здравого смысла, поэтому они ценны и сегодня. В качестве примера можно привести наставления о том, как лечить больных, страдающих заболеваниями печени и селезенки, приведенные в книге под названием «Тысяча золотых рецептов» («Цзянь-цзинь-фан»), составленной даосским врачом Сун Сымяо (V—VI века нашей эры). Мы сравним их с ежедневным режимом, рекомендованным современным китайским центром дыхательной терапии.

Сун Сымяо отмечает следующее: «Пациент, жалующийся на печень, будет практиковать гэ-дыхание. Больные с такого рода заболеванием находятся в депрессии, угрюмы, они склонны к беспокойству; у них болят голова и глаза, лицо мертвенно-бледного цвета с зеленовато-голубым оттенком. Если эти больные видят во сне человека в зеленоватой одежде или льва, тигра или леопарда, появившегося устрашать людей, то им следует назначить в качестве лечения гэ-дыхание: большое гэ и малое гэ, по 30 минут каждое.

Кроме того, следует выполнять физическое упражнение тао-инь влево и вправо по 360 раз. Это приведет к излечению».

Страдающим от болезни селезенки рекомендуется пользоваться методом дыхания си: «Делайте 81 глубокий вдох в полночь, 72 – на заре с петухами, 62 – на рассвете, 54 – на закате, 45 – во время чэнь (утром между 7 и 9 часами) и 36 во время сы (перед полуднем между 9 и 11 часами). Тот, кто следует этому совету, должен также выполнять физические упражнения вправо и влево по 360 раз, прежде чем приступать к дыхательной процедуре».

Цифры играли важную роль в алхимии и кабалистике. Нечетные цифры относились к ян, четные – к инь; поэтому количество вдохов-выдохов должно было быть нечетным или даже зависеть от времени дня. Мы теперь знаем, что такие представления не имели под собой реального основания. Не обязательно также жалующемуся на печень видеть во сне диких зверей и опасных людей. Тем не менее распределение дыхательных упражнений в соответствии со временем дня вместе с описанием симптомов, сопровождающих болезни печени, давали общую картину, из которой затем можно было понять причины заболевания.

Что происходит, когда пациент поступает в современный китайский оздоровительный центр? Прежде всего врачи тщательно проверяют его кровяное давление, сердце, легкие, желудок и другие органы. Затем пациенту сообщают о его состоянии и назначают восстановительный курс лечения. После вводного курса упражнений становится ясным, будет ли вообще дыхательная терапия для него целительной.

Во время своего пребывания в оздоровительном центре пациенту назначают ежедневный режим, который обеспечивает необходимые ему тишину и покой. Пациент ведет дневник, в который, в частности, записывает все изменения в самочувствии вместе с отметками об улучшении состояния или признаках рецидива заболевания.

После сбора анамнеза пациенту показывают, как расслабляться. (Современные китайские врачи, конечно, отдают себе отчет в том, что одного только расслабления недостаточно, чтобы вылечить больного.) Ему необходимо выполнять упражнения на расслабление 5 раз в день по 20—30 минут в течение всего времени его пребывания в оздоровительном центре.

Приступать к «внутренним» упражнениям можно через пять дней; каждое упражнение длится от 30 до 50 минут. По мере продолжения лечения добавляются комбинированные упражнения. Пациент всегда делает эти упражнения в хорошо проветренном помещении, но без сквозняков и при определенной температуре воздуха. За 20 минут перед началом упражнений прекращаются всякие разговоры, для того чтобы создать обстановку, необходимую для сосредоточения.

Устанавливается следующий ежедневный режим:

6.00 – 6.20 – подъем, умывание, уборка постели,

6.20 – 7.00 – спортивные занятия, массаж или выполняемые в медленном темпе упражнения,

7.00 – 8.00 – завтрак, уборка помещений,

8.00 – 8.50 – первый комплекс упражнений,

9.00 – 10.30 – физический труд (в саду), потребление фруктов или глюкозы,

10.40 – 11.25 – второй комплекс упражнений,

11.45 – 12.10 – второй завтрак (обед),

12.30 – 14.20 – отдых в кровати,

14.30 – 15.20 – третий комплекс упражнений,

15.20 – 15.30 – потребление фруктов или глюкозы,

15.30 – 16.20 – садоводство или другая работа на воздухе,

16.30 – 17.20 – четвертый комплекс упражнений,

17.40 – 18.00 – ужин,

18.00 – 20.00 – свободные занятия,

20.00 – 20.50 – пятый комплекс упражнений,

21.00 – отход ко сну.

Пациент подвергается повторному обследованию, прежде чем покинет оздоровительный центр. В частности, он должен изложить свой опыт на бумаге, и его заметки включаются в подборку медицинских наблюдений и в историю болезни.

В ходе выполнения упражнений могут возникнуть различного рода неприятности из-за неправильно принятой позы, неправильного дыхания, недостаточной концентрации или синестетических ощущений. Разработана основательная методика преодоления этих проблем, и ее действенность доказана на практике; она обычно состоит из комбинации современных процедур, большей частью из медикаментозного лечения, а также традиционных методов (акупунктуры, прижигания, массажа и т. д.).

Анализ результатов лечения

До сих пор мы рассматривали только практическое применение дыхательной терапии и лишь эпизодически затрагивали главные вопросы ее сути. В западных странах китайская дыхательная терапия еще не стала привычной практикой; собственно говоря, если не рассматривать исторические аспекты, фактически совсем не дано ее описания. Единственный оздоровительный центр по типу китайского в Европе, например, существовал только в Советском Союзе.

Механизм действия дыхательной терапии современные китайские ученые объясняют на основе теории Павлова о высшей нервной деятельности. Они пришли к заключению, что концепции объяснения болезней, которые выдвигали в древние времена, были суевериями лишь по форме, а в своей основе большей частью они были верны и соответствовали теории Павлова.

По мнению китайских ученых, дыхательные и расслабляющие упражнения представляют собой способ приведения коры головного мозга пациента в состояние высокой степени гармонии (защитного торможения). Активность внутренних процессов в организме пациента контролируется эффективно, если деятельность коры головного мозга уравновешенна. Защитные силы организма в отношении патогенных факторов таким образом повышаются, и его общее состояние достигает устойчивости. Дыхательные упражнения укрепляют защитные механизмы пациента, а физические упражнения еще и стимулируют внутренние органы.

Согласно Павлову, кора головного мозга не только контролирует состояние равновесия органов, она также влияет на их регенерацию. Вот почему различные функциональные расстройства внутренних органов можно нивелировать при помощи дыхательных упражнений.

Психологи Первой медицинской академии в Шанхае проводили исследования в области дыхательной терапии и экспериментально доказали, что успехи, достигнутые в ней китайцами, можно научно обосновать. Они также доказали, что вдох и выдох по-разному влияют на организм. Выдох стимулирует парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, в то время как вдох влияет на ее симпатический отдел. Это находит свое подтверждение на практике, а именно заболевания, связанные с расстройством автономной нервной системы, могут быть вылечены дыхательными упражнениями.

В настоящее время в Китае врачи, получившие современную медицинскую подготовку и уважительно относящиеся к древнему народному целительству, считают существенно важным в интересах исследования разрабатывать точные приборы, позволяющие определить механизм эффективности дыхательной терапии. Неоценимую помощь в ведущихся исследованиях оказывают электроэнцефалографы и амперметры для замеров потенциалов точек акупунктуры. Последние широко используются при изучении метода акупунктуры.

Как полагают китайские врачи, главная задача сегодня состоит в более точном изучении связи между осознанным дыханием и неосознанной деятельностью организма, а также влияния, которое эта взаимосвязь может оказать на процесс лечения.

В современном Китае существует бесчисленное множество медицинских учреждений, в которых практикуют дыхательную терапию. Репутация оздоровительных центров, созданных в Таншане и Шанхае, особенно высока. Оздоровительный центр в Шанхае был основан в 1957 году главным образом для желудочно-кишечных больных, в то время как в Таншане в основном лечат больных туберкулезом. В 1958 году были опубликованы результаты, полученные при лечении 500 больных, прошедших курс китайской традиционной дыхательной терапии.

В нижеследующей таблице приводятся статистические данные 1958 года, полученные в оздоровительном центре в Шанхае.

Китайское искусство целительства

В том же оздоровительном центре также изучалось воздействие дыхательной терапии на симптомы, характерные для желудочно-кишечных заболеваний.

Китайское искусство целительства

После выписки из лечебного учреждения пациентам был сделан рентген. В шанхайском оздоровительном центре были отмечены следующие результаты.

Китайское искусство целительства

Следует, однако, отметить в связи с этой статистикой, что во многих случаях удавалось давать точный диагноз, хотя у больных при их поступлении и не было данных рентгеноскопии, притом что они страдали от своих недомоганий годами.

Для получения полной картины приведем выдержки из некоторых историй болезни.

Чжу, С.Я., рабочий, 28 лет, запись номер 57. Болезнь началась до 1954 года. Жалобы: боли в области живота, болезненная рвота. Удавалось уменьшить болезненные ощущения медикаментозным лечением, но к 1956 году они вновь усилились; как было обнаружено в 6-й муниципальной больнице Шанхая, стул больного содержал примеси крови, там же была подтверждена язва двенадцатиперстной кишки. После пяти месяцев лечения в больнице пациент был выписан как выздоровевший. Год спустя в стуле опять была обнаружена кровь. Больному велели оставаться дома и отдыхать в течение шести месяцев. В течение четырех месяцев до поступления в оздоровительный центр он ощущал постоянную боль в желудке и поясничной области, его все время тошнило с обратным забрасыванием желудочного сока, возникали приступы головокружения. 13 марта 1958 года он был направлен в оздоровительный центр дыхательной терапии. При поступлении его лицо имело желтоватый оттенок, весил он 56,5 кг, количество красных кровяных телец у него составляло 4 140 000, а содержание гемоглобина было равно 83%. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило наличие язвы двенадцатиперстной кишки, а область живота оставалась болезненной и чувствительной к надавливанию. Был поставлен диагноз: язва двенадцатиперстной кишки.

После общих упражнений на расслабление уменьшились головные боли. 23 марта приступили к «комбинированным» упражнениям. У больного улучшились аппетит и общее состояние, уменьшились поясничные боли. Как только он полностью овладел техникой диафрагмального дыхания, боли в области живота прекратились. 5 апреля он начал выполнять «внутренние» общеукрепляющие упражнения (восемь вдохов-выдохов в минуту). Симптомы болезни полностью исчезли. Цвет лица пациента стал розоватым, его вес увеличился до 62,5 кг, число красных кровяных телец достигло 4 510 000, а процент гемоглобина вырос до 90. Рентгенологическое обследование показало, что язва двенадцатиперстной кишки полностью вылечена. Живот уже не был болезненным при пальпации, и 17 августа 1958 года, после четырех месяцев лечения, Чжу выписался из оздоровительного центра, поскольку был здоров.

Вэй, С.Я., 35 лет, санитар, записан под номером 58. Жалобы: боли в области живота после еды. Пациент жаловался на нарушение пищеварения в течение 18 лет. С 1955 года боли в животе и кишечнике становились все сильнее. Его состояние улучшилось после того, как стал принимать назначенные лекарства. В марте 1957 года в центральной клинике провинции Хуанфу на основании рентгенологического обследования ему был поставлен диагноз: язва двенадцатиперстной кишки с выпадением желудка. С марта 1958 года жалуется на непрерывные боли и вздутие живота, избыточность желудочного сока и стул с кровью. Обратился в 1-ю больницу общего типа в Шанхае, где прошел амбулаторное лечение традиционными китайскими лекарствами; в результате боли уменьшились. 27 марта 1958 года был направлен в шанхайский оздоровительный центр дыхательной терапии. При поступлении область живота пациента болезненна при надавливании, вес 51 кг, нижняя часть желудка опущена на 9 см ниже линии таза. Количество красных кровяных телец – 4 300 000; процентное содержание гемоглобина – 85. Диагноз: выпадение желудка.

После первых упражнений на расслабление количество выделяемого желудочного сока приблизилось к нормальному и пациент реже стал жаловаться на боли в области живота. 2 апреля он приступил к выполнению комбинированных упражнений, что привело к дальнейшему улучшению его состояния. 14 апреля он начал делать «внутренние» общеукрепляющие упражнения, после которых боли совершенно прекратились, желудок более не давал повода для беспокойства, аппетит нормализовался, увеличился вес. Обследование 4 июля показало, что количество красных кровяных телец равно 4 300 000, а гемоглобин составляет 86%. 16 июля пациент весил 53,5 кг. Рентгенологическое обследование показало, что нижняя часть желудка опускается только на 3 сантиметра ниже линии таза. 20 июля пациент выписался из центра здоровым.

В санатории в Таншане, которым руководит Лю Куйчэнь, в основном лечат туберкулезных больных, но принимают пациентов и с нарушениями вегетативной нервной системы, и с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. В 1957 году доктор Куйчэнь выпустил книгу «Практика дыхательной терапии» («Ци-гун Ляо-фа-цзян»), если верить которой в течение восьми лет 500 больных были успешно вылечены одной только дыхательной терапией. К сожалению, в книге не приводится никакой статистики.

В Шанхайском оздоровительном центре дыхательной терапии широко используется научная методика. Его сотрудники, в частности, проявляют особый интерес к тому, как изменяется электрический потенциал в точках акупунктуры в связи с применением дыхательной терапии.

Главная цель группы исследователей оздоровительного центра заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос, можно ли экспериментально подтвердить факт приведения организма в гармоничное состояние благодаря дыхательной терапии. В исследовательских целях использовали электроэнцефалограф и микроамперметр для замеров в точках акупунктуры. В настоящее время разрабатывается и комбинированный аппарат на основании этих двух приборов.

Мы приводим ниже цифровые данные, полученные на основании анализа 123 случаев туберкулеза и 49 случаев желудочных недомоганий. Цифровые показатели были получены при замерах в точках юань на главных меридианах при помощи микроамперметра. Как известно, точки юань являются связующими между точками тонизации и седатирования на разных меридианах.

Замеры данных у туберкулезных больных

Китайское искусство целительства

Китайское искусство целительства

В соответствии с этой таблицей сравнительно высокий показатель (47/48) обнаруживается на меридиане легких, а самый низкий (30/31) – на меридиане желчного пузыря.

В соответствии со следующей таблицей цифровые показатели (50/56) для меридиана селезенки относительно высоки, а показатель для меридиана желудка также выше, чем в соответствующем пункте предыдущей таблицы.

Замеры данных у больных, страдающих желудочными заболеваниями (язва двенадцатиперстной кишки, выпадение желудка и т. п.)

Китайское искусство целительства

Интересно отметить различия измеренных характеристик после выполнения дыхательных упражнений.

Сравнительные показатели замеров, проведенных до и после общих дыхательных упражнений

Китайское искусство целительства

Таким образом, после 40 минут упражнений, как показывают цифры, предыдущий широкий разброс показателей снижен и результаты теперь приближаются к хорошо сбалансированному среднему уровню. В то же время присутствуют более высокие показатели, особенно в отношении меридианов легких, толстой кишки, желчного пузыря и мочевого пузыря, все они указывают на тенденцию к гармонизации.

Следующая таблица показывает, что упражнения на «сохраняющее энергию расслабление» также могут приносить полезные для здоровья результаты.

Сравнительные данные замеров, проведенных до и после упражнений на «сохраняющее энергию» расслабление

Китайское искусство целительства

Следующая таблица демонстрирует результаты интересного эксперимента: мысленное повторение различных односложных слов во время выдоха дает в результате различные цифровые показатели.

Китайское искусство целительства

Китайское искусство целительства

Эта таблица подтверждает тот факт, что различные типы мысленных импульсов могут по-разному воздействовать на гармонию в организме и, следовательно, на отдельные точки акупунктуры. Это позволяет, таким образом, экспериментально подтвердить различные типы физиологического воздействия, которое возникает при использовании методов дыхания гэ и си, приводимых в «Тысяче золотых рецептов».

Дыхательная терапия известна везде в Китае, она практикуется там многими людьми. Статьи в популярных медицинских газетах описывают упражнения, объясняют их связь с физиологическими процессами, указывают на их роль в предотвращении заболеваний. Вообще говоря, этот метод чрезвычайно эффективен в случае расстройств органов систем дыхания и пищеварения, а также различных форм неврастении. Старые китайские авторы говорят и о других областях его применения, но это еще предстоит подвергнуть проверке.

С другой стороны, все пишущие на медицинские темы единодушны в том, что дыхательными упражнениями невозможно лечить инфекционные заболевания, отравления или душевные болезни.

Дыхательная терапия часто используется в комбинации с лечебным массажем, физиотерапией или другими традиционными методами.

Действие на рефлекторные функции

Хорошо известно, что внутренние органы функционируют рефлекторно, иначе говоря, они не контролируются сознательным волевым усилием. Тем не менее врачи, практикующие традиционную медицину в Китае, разделяют выраженную в старинных медицинских трактатах точку зрения, что на деятельность этих органов можно сознательно влиять и на них действительно можно оказывать воздействие с помощью дыхательных упражнений – практики, существующей в индийской йоге.

В отделении практики и изучения дыхательной терапии в Первой медицинской академии в Шанхае проводили эксперименты с участием человека, который утверждал, что может регулировать свой пульс и кровяное давление с помощью дыхательных упражнений. Этот эксперимент выглядел следующим образом.

На плечевой артерии испытуемого измерялось кровяное давление. В результате дыхательных упражнений систолическое кровяное давление спонтанно поднялось со 132 мм ртутного столба до 188 мм. Одновременно возросло и диастолическое кровяное давление.

Во время восстановительной фазы давление медленно падало; от 5 до 10 минут понадобилось для того, чтобы оно полностью вернулось к своему первоначальному значению. После того как упражнение повторилось несколько раз, давление уже не поднималось так резко. Это стало опять возможным после отдыха примерно в течение часа.

Повышение кровяного давления сопровождалось возрастанием напряженности мышц рук испытуемого, хотя оно и не распространялось на всю их поверхность. Этот феномен сам испытуемый называл «естественным явлением». Во время произвольного изменения частоты и силы пульса было отмечено два противоречащих друг другу явления: во-первых, с ростом давления увеличивались частота и сила пульса и, во-вторых, при повторном повышении давления частота пульса не только не повышалась, но и падала. Когда кровяное давление возрастало, биение пульса было чрезвычайно сильным; а когда кровяное давление снижалось, его биение было очень слабым.

Назад Оглавление Далее