Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика Профилактика

Гимнастика и массаж для детей грудного возраста

Массаж для грудных детей в основном состоит из поглаживающих и растирающих движений.

Приступая к массажу, необходимо прежде всего тщательно вымыть руки, чтобы в процессе его не нанести на нежную кожу малыша различные болезнетворные микробы, бактерии и грязь. Для проведения массажа и гимнастики грудного ребенка необходимо уложить на стол, предварительно покрытый одеялом или пеленкой, сложенной в несколько раз, или на диван или кровать с твердой поверхностью.

Каждое упражнение или прием массажа должны повторяться два-пять раз. Общая продолжительность физкультурных мероприятий первоначально не должна превышать 10 минут. По мере роста ребенка количество упражнений и продолжительность гимнастики и массажа будет постепенно возрастать. Гимнастику и массаж можно чередовать между собой или проводить поочередно в течение дня: утром массаж, вечером гимнастика или наоборот. Лучше всего массаж делать на ночь, так как он действует на организм малыша успокаивающе и способствует здоровому и крепкому сну. При проведении массажа улучшается кровообращение, а кожа и мышцы тела ребенка становятся более эластичными, гибкими и упругими. После массажа или гимнастики кормление малыша возможно лишь по истечении тридцати-сорока минут.

Теперь ближе познакомимся с тем, какие гимнастические упражнения можно проводить с грудными детьми и каково их влияние на детский организм.

Гимнастика малыша должна включать в себя упражнения по развитию и укреплению мышц спины, мышц рук, ног, мышц туловища и живота.

Упражнение 1

Ребенка положить на правый бок и, придерживая его одной рукой, указательным пальцем другой руки делать скользящие движения по позвоночнику сверху вниз. Это упражнение хорошо развивает и укрепляет мышцы спины.

Упражнение 2

Ребенка уложить на спину. Обеими руками захватить его руки и развести их в разные стороны. Затем свести руки малыша вместе и скрестить их на груди. Это упражнение развивает и укрепляет мышцы рук.

Упражнение 3

Ребенка уложить на живот. Взять его за ноги и приподнять нижнюю часть тела над столом. При этом ребенок должен касаться руками поверхности стола и продвигаться на руках взад и вперед. Это упражнение одновременно укрепляет мышцы рук и спины. Его можно проводить с детьми, которые к этому времени способны делать упор на руки.

Упражнение 4

Уложить ребенка на спину. Захватить руками его ноги в области щиколоток. Затем поочередно сгибать ноги в коленях, касаясь ими его живота. Это упражнение способствует укреплению мышц ног.

Упражнение 5

Уложить ребенка на живот. Захватить его за нижнюю часть туловища, прижимая к своей груди его попу. Ребенок при этом поднимается на руках и выполняет движения по захватыванию или перемещению игрушек, лежащих на столе. Это упражнение укрепляет мышцы туловища. Его может выполнить лишь тот ребенок, который уже научился брать игрушки и другие предметы.

Упражнение 6

Это упражнение проводится аналогично упражнению 4, с той лишь разницей, что сгибание ног идет одновременно, а не поочередно. Данное упражнение развивает и укрепляет мышцы ног и живота.

Упражнение 7

Уложить ребенка на спину. Взять его за ручки и не спеша помочь ему сесть. Это упражнение развивает и укрепляет мышцы живота. Его может выполнить ребенок, который уже пытается самостоятельно садиться.

Упражнение 8

Положить ребенка на живот. Подвести под него свои руки и приподнять малыша над столом. Причем одна рука должна удерживать ребенка в области груди, а другой рукой необходимо держать его за ноги на уровне щиколоток. При выполнении этого упражнения ребенок будет самостоятельно пытаться удержать голову в горизонтальном положении, у него будут напрягаться мышцы шеи и туловища. Данное упражнение способствует укреплению этих мышц.

Упражнение 9

Это упражнение производится аналогично упражнению 7, с той лишь разницей, что он самостоятельно держится за предложенную ему палку, а не за руки взрослого человека. Это упражнение поможет развить и укрепить мышцы рук и живота, но его может выполнить ребенок, который умеет самостоятельно сидеть.

Упражнение 10

Уложить ребенка на живот. Взять его за руки. Развести руки ребенка в разные стороны, приподнимая верхнюю часть его туловища над столом. Это упражнение развивает и укрепляет мышцы спины, шеи и рук. Его способен выполнить ребенок, который умеет самостоятельно держать голову.

Как уже отмечалось выше, массаж для детей грудного возраста качественно влияет на развитие всех органов малыша и их укрепление. При регулярном проведении массажа у ребенка правильно формируется скелет и мышечная система. Кроме того, массаж способствует улучшению кровообращения и ускорению обменных процессов, происходящих в детском организме. Мышцы и суставы ребенка становятся более гибкими и эластичными.

Подготовительные мероприятия перед проведением массажа обычные. Прежде чем приступить к массажу ребенка, необходимо тщательно вымыть руки с мылом и насухо вытереть их полотенцем. Затем уложить ребенка на стол или кушетку и обнажить те участки тела, на которых будет проводиться массаж. Как при гимнастике, надо следить за температурным режимом в комнате, предварительно проветрить помещение. После этого на тело ребенка и на руки массажиста необходимо нанести крем или тальк в зависимости от типа кожи малыша. И можно приступать к массажу.

Поглаживание и растирание поверхности тела ребенка – основные приемы массажа для детей грудного возраста – необходимо проводить медленными и осторожными движениями рук и пальцев. Это позволит избежать повреждений нежной кожи малыша.

Чтобы промассировать руки и ноги малыша, надо слегка их согнуть, расслабив мышцы. Резко сгибать и разгибать конечности малыша не рекомендуется, так как в грудном возрасте у него еще до конца не сформировался скелет и мышечная ткань, а суставы и связки очень гибкие. При резком движении мышцы и связки ребенка могут растянуться, что приведет к резкой боли и нежелательному последствию: нарушится развитие костно-мышечной системы малыша.

Поглаживающие движения ручек малыша необходимо производить от кисти к плечевому суставу. Ноги ребенка массируют снизу вверх, начиная от стопы.

Первоначально массаж, кроме поглаживания и растирания поверхности тела ребенка, должен включать упражнения пассивного характера. Кроме сгибаний и разгибаний конечностей, это могут быть и движения пальцев массажиста по средней линии спины малыша или подталкивание малыша с упором его ножек в руки массажиста. Имея упор под ножками, даже трехмесячный ребенок будет пытаться оттолкнуться от него. При этом он совершает движения всем телом, так как в процессе отталкивания участвуют мышцы ног, рук, и при этом ребенок пытается приподнять голову.

Надо строго следить за тем, чтобы в процессе массажа не причинить боль малышу, иначе он откажется в дальнейшем от этой процедуры. Массаж должен успокаивать и расслаблять малыша, доставлять ему удовольствие.

Когда ребенку исполнится 4–5 месяцев, пассивные движения малыша необходимо постепенно усложнять, вводя активные упражнения, так как к этому времени ребенок уже умеет самостоятельно держать головку, а некоторые сидеть и даже ползать. Малыш способен брать и двигать предлагаемые ему игрушки и другие предметы. Теперь движения малыша при выполнении гимнастических упражнений и массажа должны быть направлены на развитие и закрепление этих умений и навыков.

Массаж для детей грудного возраста должен включать в себя приемы и способы, укрепляющие и развивающие мышцы, суставы и костную систему спины, рук и ног. Вот некоторые из них.

Массаж рук малыша

Ребенка уложить на спину. Одной рукой захватить его ручку в области кисти, а другой осуществить пять-семь поглаживаний, начиная их от кисти руки ребенка и заканчивая в области плеча.

Массаж ног малыша

Ребенка уложить на спину. Одной рукой захватить его ножку в области щиколотки, а другой произвести поглаживания, направляясь от стопы к области паха.

Массаж спины ребенка

Ребенка уложить на живот. Тыльной стороной обеих рук произвести поглаживание спинки малыша, начиная от ягодиц и заканчивая движение в верхней части спины. Этот прием массажа можно использовать как для малышей-грудничков, так и для ново-рожжденных детей. При выполнении этого приема ребенок грудного возраста будет поднимать головку, упираясь ручками в поверхность кушетки. Это будет способствовать укреплению не только его спины, но и скелета и мышц шеи, головы и рук.

Любые физические упражнения пассивного или активного характера, положительно влияют на общее развитие и здоровье малыша. Они способствуют нормальному функционированию всех органов и систем ребенка, развитию двигательных навыков малыша. Ребенок растет подвижным и здоровым. В новорожденном возрасте, то есть в период до трех-четырех месяцев, физические упражнения носят пассивный характер. Они, главным образом, направлены на безусловные рефлексы малыша.

К трем-четырем месяцам ребенок способен выполнять некоторые простейшие движения. Именно поэтому в этот период роста малыша при проведении физкультурных мероприятий и массажа необходимо к пассивным упражнениям добавлять активные. Это могут быть упражнения по скрещиванию, сгибанию и разгибанию рук и ног малыша, спины, упражнения с элементами ползания и захвата игрушек и другие. Игрушки при этом лучше использовать легкие и яркие, чтобы малыш замечал их на поверхности кушетки и мог легко взять или передвинуть.

Уже к шести-семи месяцам ребенок может самостоятельно ползать. В этот период физические упражнения должны быть более разнообразны и направлены на развитие и укрепление различных групп мышц и суставов, конечностей малыша. В этом возрасте, выполняя гимнастические упражнения с малышом или осуществляя массаж, необходимо разговаривать с ним, так как ребенок уже способен различать речь взрослых и выполнять некоторые указания родителей. Беседа с малышом будет способствовать и развитию его речи. Ребенку можно порекомендовать взять игрушку, сесть или перевернуться на другой бок, со спины на живот и наоборот. Эти движения ребенок шести-восьми месяцев может выполнить самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. Совершая потягивания, приседания и переворачивания, ребенок тем самым производит комплексное развитие и укрепление своего организма.

Ближе к году гимнастические упражнения ребенка должны носить более сложный характер. В этом возрасте ребенок, как правило, может самостоятельно сидеть, стоять, ходить, приседать и тому подобное. Именно поэтому гимнастические упражнения должны закреплять эти навыки и умения. Выполняя их (упражнения), ребенок может самостоятельно или с помощью взрослых приседать, поднимать игрушки с пола или перекладывать их с места на место, поднимать ноги и руки, сгибать под различным углом свое туловище, опускать или запрокидывать голову и так далее. Гимнастика ребенка в этом возрасте должна включать упражнения по развитию его активности и самостоятельности.

Назад Оглавление Далее