Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика Профилактика

Лечение болезней Ветра

Лекарь, не знающий методов лечения, похож на стреляющего в темноте, его средства лечения не попадут в болезнь.

С сильными болезнями справляйся решительно при помощи лекарств, процедур, диеты и режима, как с кровным врагом, повстречавшимся на узкой тропе.

«Чжуд-Ши», тантра Объяснений

Возмущение конституции Ветер, распространяясь на различные органы и ткани и соединяясь с возмущением конституций Желчь и Слизь, вызывает множество заболеваний с самой разнообразной симптоматикой. Множественность или неопределенность этих симптомов может создать трудность при постановке диагноза. Поэтому особую важность в диагностике приобретают изучение психоэмоционального состояния пациента и выяснение обстоятельств возникновения и развития болезни. Этот метод диагностики называется в тибетской медицине опросом. «Опрос выявляет причину болезни, вид доши, вызвавшей болезнь, место расположения болезни и ее входные двери» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений). Симптомы могут казаться вовсе не связанными с расстройством нервной системы. Данные анализов также могут не указывать напрямую на причину болезни. В этом случае опрос – не только главнейший, но и единственный метод диагностики, позволяющий установить природу болезни и определить средства лечения. «Чтобы выявить суть болезни, прежде всего нужно выяснить условия, вызвавшие ее возбуждение» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Так, на нервной почве может произойти нарушение слуха, не связанное с органическими изменениями или с воспалительным процессом.

В клинику «Наран» обратилась Галина Петровна, 60 лет, потерявшая слух из-за перенесенного нервного потрясения. Однажды днем, когда женщина дремала, за стеной у соседей взорвался телевизор. Начался пожар, возникла паника. Перепугавшись, что началась война, Галина Петровна оглохла на одно ухо. Врач районной поликлиники, к которому она обратилась, не нашел никаких причин для глухоты: не было ни серных пробок, ни воспаления. Не получив от него помощи, Галина Петровна обратилась в «Наран». Определив, что произошло возмущение конституции Ветер, врач клиники назначил комплекс внешних процедур для снятия мышечного спазма, который блокировал проведение нервных импульсов. После трех сеансов массажа и прогревания полынными сигарами слух полностью восстановился. Применения фитопрепаратов не потребовалось.

Прохождение нервных импульсов по «белым каналам» можно сравнить с тем, как по проводам бежит электрический ток. Если бы мы могли следить за этим при помощи электрических лампочек, то увидели бы, что некоторые лампочки не горят – значит, в системе произошел сбой и прохождение нервного импульса на каком-то участке заблокировано. Если нервный импульс не дошел до того или иного органа, это немедленно скажется на его работе. Все органы и ткани организма иннервируются двумя нервами – чувствительным и двигательным. В случае блокировки двигательного импульса нарушится двигательная активность с развитием пареза, паралича, ухудшением перистальтики желудочно-кишечного тракта и т. д. При блокировке чувствительного импульса будут нарушаться выработка секрета поджелудочной железы, выделение желудочного сока, работа слезных, слюнных, сальных желез, тактильная чувствительность, ощущение запахов, вкусов, звуков и т. д. Признаки таких болезней бывают схожи с признаками возмущения соответствующих конституций. Лечение в этих случаях должно быть направлено на гармонизацию конституции Ветер (психоэмоциональное состояние), с одной стороны, и на улучшение состояния задействованной конституции (Желчь, Слизь) – с другой стороны. В некоторых случаях нормализация самочувствия наступает непосредственно после устранения признаков нервного расстройства (бессонница, раздражительность, хроническая усталость и т. д.). Во всяком случае, без учета психоэмоционального фактора и возмущения конституции Ветер полноценное лечение невозможно: если даже симптомы будут на время устранены, они неизбежно возникнут снова и снова.

В «Чжуд-Ши» сказано: «Первым поднимается Ветер, за ним возбуждаются две другие доши» (тантра Объяснений). Поскольку болезни Ветра могут развиваться не только на своей, но и на чужой основе (Желчи, Слизи), очень важно определить доминирующую конституцию человека.

Петр Семенович, 50 лет, конституция Желчь – Слизь, обратился в «Наран» с сильным отеком и покраснением коленного сустава и ноги ниже колена. Специалисты, к которым он обращался до этого, так и не смогли установить диагноз: заболевание не подходило по признакам ни под рожистое воспаление, ни под полиартрит, ни под острый тромбофлебит. Таким образом, помощи Петру Семеновичу было ждать неоткуда. Из беседы с ним выяснилось, что в возрасте 46 лет Петр Семенович перенес инфаркт, что он страдает гипертонией и в течение двух лет принимает гипотензивные препараты. Все это время у него был нарушен сон. Выяснилось также, что в питании он предпочитает острую, жирную, жареную пищу. Для того чтобы улучшить сон и снять накопившийся за день стресс, Петр Семенович каждый вечер выпивал по 150–200 г водки. Однажды после очередного сильного стресса он выпил больше обычного. Внезапно проснувшись ночью, он почувствовал прилив жара в правой ноге, которая резко покраснела и на глазах стала опухать, увеличившись в объеме в два раза. Петр Семенович был так напуган, что окончательно потерял сон. Под утро его стали мучить сильный кашель с пенистой мокротой, тахикардия, острый страх смерти подступил к горлу. Петр Семенович обратился к врачам современной медицины. Началось хождение от специалиста к специалисту, и никто из врачей не рискнул признать болезнь «своей»: ни кардиолог, ни хирург, ни ангиолог, ни артролог. Наконец по совету друга Петр Семенович пришел в «Наран». Налицо было нарушение конституций Желчь и Слизь с присоединившимся нарушением конституции Ветер (нервная система) в виде нарушения сна и последних сильных стрессов на службе. Комплексная терапия включала изменение характера питания и применение фитопрепаратов, нормализующих конституции Ветер, Слизь, Желчь, а также непосредственно влияющих на состояние сосудов, суставов, мышц и подкожно-жировой клетчатки. На фоне лечения в клинике «Наран» отек и краснота ноги полностью прошли, состояние пациента нормализовалось.

Возмущение Ветра (нервной системы), распространяясь по всему организму, вызывает заболевание именно в том месте, которое оказывается наиболее уязвимым изза генетической предрасположенности, образа жизни или характера питания. У Петра Семеновича таким «слабым местом» оказались сосуды ног. Если бы в это время он не принимал гипотензивных средств, то на фоне стресса у него мог случиться инсульт. Или же если бы «слабым местом» оказались какой-нибудь другой орган или система, могло возникнуть другое заболевание. Так или иначе, именно возмущение Ветра послужило провоцирующим фактором, давшим толчок развитию болезни. Вот почему нельзя достичь улучшения состояния пациента одним только лечением пораженного органа, будь то суставы, сосуды, мышечные ткани, рука или нога. Необходимо в первую очередь нормализовать психоэмоциональное состояние человека, с одной стороны, для успешного излечения, а с другой – во избежание рецидивов болезни в будущем. К сожалению, в современном обществе распространено потребительское отношение к своему здоровью, когда человек хочет только пользоваться им, но не желает его созидать. Такой пациент не готов сотрудничать с врачом, он приходит на прием и говорит: «Лечите мое тело». Современная фармацевтическая индустрия эксплуатирует такое потребительское отношение людей к здоровью, выпуская препараты, действие которых направлено лишь на устранение симптомов болезни. Эти препараты создают видимость лечения и поощряют заблуждение, что можно устранить болезни, не меняя ничего в своей жизни, не изменяя своего сознания и не борясь за свое здоровье, а только лишь потребляя те или иные таблетки, используя ингаляторы и т. д. Каждый раз эти химические средства дают лишь временное облегчение, и человек попадает от них в зависимость – он вынужден применять их снова и снова, а болезнь остается, по сути, без лечения. Состояние человека нисколько не улучшается, а зачастую и ухудшается; болезнь прогрессирует, и количество потребляемых лекарств все увеличивается. Общая картина такова, что люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, определяющими большую часть смертности в современном мире, оказываются с ними один на один и в большинстве случаев уже даже не надеются на излечение. К примеру, лечение сахарного диабета с помощью синтетических сахароснижающих препаратов еще никого не излечило. Напротив, одни лекарства, не приносящие облегчения, зачастую сменяются другими, более сильнодействующими, а затем, испробовав все эти препараты, пациенту предлагают инсулин. Врачи при этом беспомощно разводят руками. Больные гипертонией 2-й стадии, постоянно принимающие гипотензивные препараты, как показывает практика, не могут излечиться от болезни, но часто она переходит в 1-ю стадию. Над ними всегда довлеет угроза развития осложнений в виде инфаркта или инсульта. Именно такие люди составляют значительную часть пациентов, обращающихся в наше время к тибетской медицине. И в этот момент очень важно, чтобы человек изменил свое сознание, отношение к себе, к своему здоровью и окружающему миру. Он должен понимать, что, только содействуя врачу тибетской медицины, он может достичь исцеления. Здоровье – это общая победа врача и пациента. Какими бы действенными средствами ни располагала врачебная наука Тибета, болезнь не может исчезнуть по мановению волшебной палочки. Те, кто не понимает этого, не понимают главного – здоровье человека в первую очередь зависит от него самого. Ложные ожидания, порожденные неведением и непониманием, приводят лишь к ухудшению положения и провоцируют новые негативные эмоции. Увы, подобные случаи совсем не редки.

Нельзя вылечить тело, не вылечив душу, – таков один из главных принципов тибетской медицины. Поскольку она основана на философии буддизма, то помимо собственно терапевтического воздействия на организм лекарствами и процедурами она способна оказать действенную психологическую помощь. Врач тибетской медицины традиционно является и психологом, и психотерапевтом, и философом, который лечит человека не только телесно, но и душевно. Уже по внешнему виду пациента – выражению его глаз, мимике, жестикуляции, манере поведения – он может многое определить относительно его образа жизни, самочувствия, душевного и физического здоровья. Такая проницательность нередко представляется едва ли не ясновидением. Между тем это явление объясняется прежде всего постоянной духовной практикой, отказом от страстей и привязанностей, чистотой ума и помыслов.

В связи с этим я не могу не вспомнить встречу с пожилым ламой Даши-Дондоком, его чистые, ясные глаза, излучающие радость восприятия мира, радость от встречи с новым человеком, бескорыстную и естественную. Казалось, этот человек читает тебя как раскрытую книгу. Становилось легко оттого, что не надо было прятаться, притворяться, думать о том, как повести себя или что сказать. Все это было не нужно и бесполезно, потому что от этих глаз не могло ничего укрыться, как будто вся жизнь сидящего напротив него человека прокручивалась перед его внутренним взором как кинолента, и не было ничего, что ускользнуло бы от него или было превратно понято.

То, что называют ясновидением или интуицией, не приходит само по себе, не является безусловным даром, а увеличивается, растет в тех людях, которые изо дня в день практикуют духовную жизнь. Опытный, знающий врач тибетской медицины, как правило, обладает хорошей интуицией, и в этом нет ничего мистического. Напрасно те, кто неправильно понимает суть тибетской медицины, ждут от нее каких-то фокусов или пытаются увидеть их в ней. Высокая эффективность и точность диагностики – результат длительного пути развития врачебной науки Тибета и профессионализма лечащего врача, который встречает пациента на приеме.

В тибетской медицине оказание психологической помощи начинается уже при первой беседе врача и пациента. В этом смысле можно сказать, что пациент вступает в процесс лечения уже в момент постановки диагноза – при опросе. Если он готов к честному диалогу, к тому, чтобы выяснить подлинную причину своего заболевания, если он всерьез настроен на лечение и исполнен решимости объединиться с врачом против общего врага – болезни, то положительный эффект наступит обязательно. И наоборот, если пациент не понимает или не желает понимать, что именно его сознание в первую очередь определяет его физическое здоровье, если он настолько утвердился в своем неведении, что не приемлет никаких изменений и с упорством намерен продолжать тот образ жизни, мышления и характер питания, который он вел прежде, на исцеление рассчитывать не приходится.

Одним из таких пациентов был Евгений П., 76 лет. Обратившись в клинику «Наран», он требовал не меньше как полного омоложения. На фоне комплексного курса терапии общее самочувствие улучшилось, стабилизировалось давление, было устранено опущение желудка. Однако всего этого пациенту было мало. Он собирался жениться и хотел, чтобы сексуальные функции, угасшие к этому времени из-за многолетней аденомы простаты, полностью восстановились. К сожалению, он не понимал, что сексуальная активность в пожилом возрасте, как и здоровье вообще, – показатель того, как человек жил всю свою жизнь. Омолаживающие методики, как и другие методы тибетской медицины, требуют соучастия пациента в процессе лечения, однако Евгений П. не желал ничего менять в своем образе жизни и настаивал на том, что фитопрепараты тибетской медицины не оправдали его ожиданий. Он пожаловался, что, пригласив к себе домой женщину, за которой ухаживал, оказался в решающий момент не на высоте. В этом он обвинял только тибетскую медицину и врачей клиники «Наран», которые не сумели сделать из него полного сил и здоровья любовника. После этого он стал писать множество жалоб во всевозможные инстанции. В итоге эти жалобы и последовавшие за ними проверки помогли нам поднять уровень клиники на новую высоту. Мы получили хорошие, ценные рекомендации от проверяющих и, последовав им, улучшили свою работу. В благодарность за это мы предложили Евгению П. продолжить лечение бесплатно, но разозленный на то, что все его усилия наказать своих «обидчиков» окончились ничем, он наотрез отказался. Так, желая наказать других, он наказал самого себя.

Врач тибетской медицины должен уметь направить мысли пациента в правильное русло, однако если человек сам не захочет этого сделать, никто не сможет ему в этом помочь. Каждый должен сделать свой собственный выбор: болезнь или здоровье, жизнь или смерть. Освобождаясь от неведения, человек освобождается от страстей, которые являются причиной возмущения Ветра (нервной системы) и связанных с этим болезней. И напротив, оставаясь во власти страстей, человек всегда будет пребывать в неведении и не избавится от болезней, а будет приобретать все новые и новые, разрушая не только свою жизнь, но и жизнь своих близких.

Валентина Максимовна, 50 лет, обратилась в «Наран» с целым комплексом заболеваний: язва желудка, гипертония, полное нарушение сна, тахикардия, депрессия, увеличение щитовидной железы. Внешне женщина выглядела много старше своих лет. Было видно, что причиной такого преждевременного одряхления послужила какая-то психологическая драма, произошедшая в ее жизни. Из разговора с пациенткой удалось выяснить, что произошло. Она рассказала, что живет с мужем уже 25 лет, вышла за него по любви и всю жизнь считала себя счастливым человеком. У них с мужем двое детей: сын и дочь. Старшая, Настя, в двадцать лет вышла замуж, родила ребенка. И в этот момент муж Валентины Максимовны, Павел Николаевич, стал испытывать к своей дочери сексуальное влечение. В особое возбуждение он приходил, когда она кормила малыша при нем грудью. Он уходил в ванную, принимал ледяной душ, пытаясь остудить пыл. В его сумбурных, хаотичных мыслях родились мечты обладания предметом своей страсти. Он стал оказывать дочери знаки внимания, гладил ее по плечам, целовал в шею. Поначалу Настя принимала это за проявление отцовской нежности, но скоро поняла, в чем дело. Она не пришла в ужас, не попыталась урезонить своего отца, напротив, стала принимать и даже поощрять его ухаживания. Ей всегда нравились мужчины, похожие на него, – высокие, стройные, статные. Между тем ее муж не имел с этим ничего общего. Худощавый, юркий, подвижный, он был типичным представителем конституции Ветер; большую часть времени он пропадал на работе.

Если бы в этот момент Павел Николаевич понял, что с ним происходит что-то неладное, если бы он сумел остановиться и заглянуть в свою душу, быть может, он нашел бы в себе силы справиться с ситуацией, направить свою сексуальную энергию в другое русло. В этом ему могли помочь духовные практики, такие как медитация, ретрит и др. Но он не желал думать ни о чем другом, кроме своих желаний; он жил сегодняшним днем и не предвидел последствий своих действий.

Сексуальная связь отца и дочери продолжалась три года, и все это время они оба тщательно скрывали ее от всех. Но однажды Настя, поссорившись с матерью, проговорилась ей о том, что их с отцом связывает взаимное влечение. Для Валентины Максимовны это стало потрясением. Она потеряла сон, в пятьдесят лет начала курить и прикладываться к вину. За короткое время она похудела, стало подниматься артериальное давление, появились боли в желудке, открылась язва. Женщина чувствовала себя преданной, потерянной и оскорбленной. Она ушла с работы, боялась выйти из дому и оставить мужа с дочерью наедине. На почве негативных эмоций произошло увеличение щитовидной железы. Врач-невропатолог, к которому она пришла на прием, назначил успокоительные средства, но они не принесли облегчения. Состояние здоровья продолжало стремительно ухудшаться, пока наконец Валентина Максимовна не обратилась за помощью в «Наран». К этому моменту конституция Ветер у нее была настолько разбалансирована, что пришла в полный упадок. В первую очередь необходимо было устранить перевозбуждение мозга, нормализовать сон. Женщина должна была отдохнуть морально и физически, а затем уже подумать, как ей следует поступить в этой ситуации. Средства тибетской медицины позволили это сделать. Улучшилось и физическое самочувствие: размеры щитовидной железы уменьшились, зажила язва. Теперь Валентине Максимовне предстояло сделать выбор и самой найти выход из положения, в котором оказалась ее семья.

Сексуальная энергия, низменная по своей природе, обладает, тем не менее, огромным потенциалом. Духовные практики аюрведической и тибетской медицины позволяют перенаправить ее на более высокие цели, повысить ее уровень и трансформировать в психическую энергию. Так, у тибетских монахов существует система упражнений, благодаря которой они могут смотреть на женщину без вожделения, видя в ней не сексуальный объект, а такого же человека, как они сами, или видя в ней свою мать. Прадед был эмчи-ламой (монахом-целителем). Эмчиламы играли особую роль в жизни бурятского народа. Они не только совершали религиозные обряды, но и оказывали врачебную помощь. Обладая большой духовной силой и обширными знаниями, они были центрами притяжения для людей. К ним приходили за советом в повседневных житейских вопросах и в моменты серьезного выбора, в радости и в несчастье. Используя лекарственные растения и методы тибетской медицины, эмчи-ламы, опытные психологи и знающие целители, лечили самые различные заболевания. Они же могли и наказать преступников, восстановив справедливость там, где она была попрана.

У одних людей сексуальная энергия может перейти в энергию творчества, и они создают шедевры, у других – в политическую харизму, и они изменяют ход истории. У многих духовных учителей она трансформировалась в энергию целительства, и они могли исцелять людей наложением руки. За рассказами о сверхъестественных способностях тех или иных людей, таких, например, как рассказы о летающих монахах Тибета, явственно звучит тема неограниченных возможностей человека трансформировать один вид энергии в другой.

Я помню рассказ своей мамы, который она слышала от своей бабушки, о двоюродном прадеде – буддистском черном монахе (эти монахи всю жизнь должны были воздерживаться от отношений с женщинами). Этот человек обладал необычной и очень сильной энергетикой. Так, люди видели, как он переправлялся в телеге с одного берега реки на другой: колеса телеги катились по воде как по твердой земле, и лошадь при этом не плыла, а ступала. Правда ли это или вымысел, но такие истории рассказывают только о незаурядных людях.

Однажды к прадеду пришел человек и рассказал, что у него украли единственную корову. В бурятских деревнях воровство не было распространено, и случай был исключительный и вопиющий. В поисках пропавшей коровы этот человек обошел всю округу, но безрезультатно. Выслушав его, прадед сказал: «Иди и ни о чем не печалься. Когда ты придешь домой, все устроится». Обычно эмчи-ламы жили в отдалении от деревни, в одинокой юрте, чтобы житейская суета не отвлекала их от духовной практики. Люди сами приходили к ним со своими заботами и приносили еду. Так же жил и мой прадед. И вот, когда этот человек вернулся домой, корова стояла привязанная во дворе. Вор сам привел ее к хозяину – такие муки совести, а может быть, и телесные муки наслал на него лама, не видя его в лицо и, вероятно, даже не зная о том, кто этот вор. В другом случае кража была более серьезная. Человек был не только ограблен, но и избит, в результате чего потерял глаз. Выслушав его, лама сказал: «Эти люди уже никогда не исправятся. Они должны быть наказаны и будут наказаны. Ты сам увидишь это своими глазами. Тебе же надлежит пройти обряд очищения и очистить свое жилище от скверны. Пусть это не омрачает твое сознание. С этого дня все у тебя будет хорошо». Получив наставление, человек отправился в обратный путь. Был солнечный летний день, небо было безоблачно ясным. И вдруг, уже подходя к деревне, этот человек увидел, как откуда ни возьмись на небе появилась черная туча. От тучи отделился огненный шар и ударил в один из домов. Это был дом его обидчиков – он был разрушен, и все, кто был в доме, погибли.

Каждый человек должен понимать, что за совершенным преступлением неизбежно последует наказание – в буддизме это называется законом кармы. Осознание этой неизбежности может заставить человека задуматься о последствиях своих поступков. Так, неправильное питание и образ жизни, страсти и привязанности, деструктивные эмоции неминуемо ведут к различным болезням и преждевременной смерти. Нравственные преступления влекут за собой несчастья и жизненный крах. С другой стороны, на психоэмоциональное состояние человека и работу нервной системы влияет работа внутренних органов. Говоря о нравственной стороне жизни, нельзя забывать о таких факторах, как правильное питание и здоровый образ жизни, соответствующие конституции человека. Нередко причиной нервных расстройств служат именно эти два фактора. В связи с этим нелишне еще раз подчеркнуть важность опроса в постановке диагноза и выборе методов лечения. «Из всех методов обследования опрос является важнейшим» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Внутренняя, духовная сторона жизни, как и эмоциональная, в не меньшей степени, чем другие факторы, определяет физическое здоровье человека и благополучие его рода. Непреходящая ценность религии заключается в том, что она дает человеку возможность остановиться, одуматься, осознать свою вину и покаяться. Этому служит, в частности, исповедь, на которую верующие приходят в церковь. Можно сказать, что церковная практика исповеди послужила прообразом психоанализа, столь распространенного в наше время во всем мире.

Сергея, 15 лет, в «Наран» привели родители. Мальчик страдал тиками лица, у него дергались веки, брови, мимика была нарушена, при этом он все время совершал ненужные движения плечами и руками. Из беседы с мамой Сергея выяснилось, что во время беременности она пережила сильный стресс (смерть матери), который сказался на ребенке. С первых дней он был пугливым, боялся брать грудь, все время плакал. В пять лет мальчик пережил сильное потрясение – на его глазах во дворе били собаку. Он бросился к маме, захлебываясь и трясясь всем телом, пытался рассказать об этом и не мог. Перед школой Сережу отдали в детский сад, куда он до этого не ходил. Это стало для него вторым сильным стрессом. У мальчика появились легкое заикание, тики лица, рук, нарушился сон. Вечером он никак не мог успокоиться, был перевозбужден и потом долго не мог уснуть. Родители, которые прежде ложились спать в десять часов вечера, стали ложиться далеко за полночь, перестали высыпаться и не знали, что делать. Пытались давать ребенку реланиум, но это только вызвало у него отупение, а сон не восстановился. Мальчик спал ночью по 4–5 часов и утром чувствовал себя обессиленным. Со временем появились навязчивые подергивания и немотивированные движения плечами и руками. Были назначены массаж с горячим маслом, прогревание полынными сигарами и тибетские фитопрепараты, нормализующие конституцию Ветер («Агар», «Дзати»). На фоне изменения питания и комплексной терапии у Сергея нормализовался сон. Мальчик стал спокойнее, нервные тики и навязчивые движения прекратились. Общее состояние пришло в норму. Повысилась успеваемость в школе, улучшились отношения с родителями, товарищами, учителями.

Мальчик был конституции Ветер, худенький, юркий, он все время мерз и даже в летнюю жару спал под пуховым одеялом и едва мог согреться. Руки и ноги у него всегда оставались холодными. Единственное, от чего ему становилось теплее, – это горячий сладкий чай. При этом мама давала ему есть много цитрусовых и других фруктов, для того чтобы он получал витамины. В результате у ребенка был постоянный гипервитаминоз С, который вызывал еще большее возбуждение нервной системы, провоцируя тики и судороги мышц. Кроме того, мальчик пил много прохладительных напитков. В питании преобладали иньские продукты, специи и соль в еде почти отсутствовали. Совместно все эти факторы привели к крайнему возбуждению конституции Ветер (нервной системы). После выяснения обстоятельств развития заболевания и способствовавших ему факторов мальчику было назначено лечение. Прежде всего было рекомендовано воздержаться от употребления цитрусовых и вообще любых фруктов и овощей в сыром виде. Вместо прохладительных напитков и воды Сергей стал пить горячий чай и имбирный напиток.

В основе всех заболеваний Ветра лежит перевозбуждение нервной системы. При этом у человека могут возникнуть любые заболевания, в основе которых лежат стресс, страх, чрезмерные положительные или отрицательные эмоции. Внутреннее (посредством питания) и внешнее переохлаждение организма служат провоцирующими факторами. Отсюда и общие рекомендации, которые следует соблюдать как для профилактики болезней Ветра, так и в процессе их лечения. «Болезни развиваются из причин только при наличии соответствующих условий. А без условий, от одних только причин, не бывает последствий. Поэтому старайся избегать всего, что может быть условием болезни» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений). Сладкое вовсе не противопоказано – оно помогает успокоить нервную систему. В питании должны преобладать сладкий, кислый, соленый и жгучий (острый) вкусы. Из мяса предпочтительнее баранина, конина, говядина, утка, курица. Рыбу и морепродукты нужно обильно сдабривать приправами типа васаби (японский хрен) и имбиря, различными видами перца, луком, чесноком, шафраном, мускатным орехом, как, впрочем, и всю еду. Полезно готовить имбирный соус.

Об образе жизни и характере питания, благоприятных для конституции Ветер, мы говорили в 3-й главе. Напомним их вкратце.

Люди этого типа должны есть горячую, маслянистую, калорийную пищу. «Пища тело питает, порождает тепло. Если есть ее меньше, чем требуется телу, сила и цвет пропадут, поднимутся болезни Ветра» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Предпочтение лучше отдавать горячим супам, а не вторым блюдам. Полезно горячее молоко, бульон из баранины, горячий чай с медом. В то же время следует забыть про газированные напитки, холодное пиво, охлажденную воду и молоко из холодильника, а также избегать жевательной резинки, нагружающей челюстные мышцы.

Для этого 1 чайную ложку измельченного корня имбиря и 1 ст. ложку муки обжарить на 1–2 ст. ложках растительного масла, добавить стакан воды, соль, перец по вкусу и варить в течение 5 минут, часто помешивая деревянной лопаткой. Имбирным соусом хорошо приправлять рис, картофель, мясные и рыбные блюда, каши и тушеные овощи.

Также согревает тело и стимулирует жизнедеятельность внутренних органов горячий имбирный напиток с ломтиком лимона и 1 чайной ложкой меда на стакан кипятка. Имбирный напиток взбадривает не хуже кофе, но при этом не угнетает, а, напротив, повышает иммунитет. щепотку зеленого чая бросить в воду, кипящую в медной, латунной или чугунной посуде (можно использовать эмалированную), добавить по вкусу молоко, соль на кончике ножа, на 1 л взбитого чая – 1 чайную ложку топленого масла. По ходу кипения напиток взбивать деревянной мешалкой. Кипятить 3–5 минут, настаивать 10–20 минут при закрытой крышке. Пить только в горячем виде.

В пищу стоит включить различные субпродукты: мозги, печень, почки, сердце. Сыры желательны кисло-соленого вкуса, молоко – овечье и кобылье, но ни в коем случае не козье, которое относится к иньским продуктам. Очень полезны кедровые орехи и фундук. Кедровые орехи лучше растолочь и 1 ст. ложку насыпать в стакан зеленого чая, а еще лучше – взбитого чая. Этот традиционный тибетский напиток готовят так:

Этот чай очень питателен и может заменить ужин. Пить его следует ежедневно от двух недель до месяца. Полезными могут быть похрустывание пальцами, если в этом возникает потребность, дыхательная гимнастика, приятные беседы с друзьями. Выход отрицательной энергии может также осуществляться массажем кистей рук.

В зеленый чай хорошо добавлять толченый корень сладкой солодки (1 чайную ложку на 1 л). Солодковый чай бодрит (поэтому на ночь его лучше не пить), улучшает зрение и оберегает от простуд.

Можно добавить в зеленый чай 1–3 ст. ложки изюма на 1 л напитка и вскипятить. Такой чай, помимо успокоительного эффекта, очищает бронхи и устраняет запоры.

Людям Ветра нельзя допускать передозировки витамина С, из-за которой нарушается сон. Это значит, не стоит во второй половине дня есть апельсины, грейпфруты и лимоны. Зимой лучше вообще цитрусовые не употреблять – они содержат холодные элементы энергии Инь, в то время как зябнущий организм нуждается в теплой энергии Ян, получаемой из некоторых продуктов питания и различных специй.

Если зябнут ноги, перед сном хорошо приложить к ним грелку или пластиковую бутылку с горячей водой. Спальня должна быть проветренной, но прогретой и ни в коем случае не сырой и не холодной. Перед сном полезно прогревать шейные позвонки мешочком с гречневой крупой или рисом.

Чтобы избежать расстройства нервной системы, людям конституции Ветер особенно нужно следить за режимом работы, сна и отдыха, спать вдоволь, находиться в тепле, избегать неприятных разговоров. Для успокоения нервной системы хорошо заняться медитацией и йогой в уютной, теплой комнате с негромкой, ласкающей слух музыкой. От 30 минут до 1 часа занятий вполне достаточно.

Простейшая медитация – посидеть 15 секунд с закрытыми глазами, медленно считая про себя от 1 до 15. При этом закрывать и открывать глаза надо очень медленно. Несколько таких медитативных упражнений во время работы, чтения, просмотра кино имеют более выраженный эффект, чем, например, прием валерианы, которая на некоторых людей действует возбуждающе.

Перед сном каждый палец массировать пальцами другой руки в направлении от себя. Так же и подошвы ног. Голову массировать двумя руками в течение 1 минуты – это не только снимает головокружение и боль, но и стимулирует рост волос и препятствует их поседению. В течение минуты двумя руками полезно массировать ушные раковины, в которых сосредоточены биологически активные точки всех органов, – эти процедуры лучше делать по утрам или днем.

Можно помассировать подогретой водкой макушку, 6–7-й шейные позвонки, яремную ямку (в нижней части шеи) и середину грудины. Вместо водки можно использовать подогретое растительное масло. Те же точки хорошо прогревать в течение 2–3 минут полынными сигарами на расстоянии 2 см от поверхности кожи. Кроме них, полынными сигарами прогревают середины ладоней и подошв. Большой успокоительный эффект дает простейшая дыхательная гимнастика. Ее можно выполнять в любом месте и в любом положении: лежа, стоя, при ходьбе, в метро, за рулем машины, даже чистя зубы. Она не требует никаких специальных условий. Упражнение помогает выйти отрицательной энергии, накопившейся за день, снять стресс или очень быстро снизить давление, устранить боль в животе.

В течение 5 секунд произвести глубокий вдох, напрягая мышцы ягодиц и бедер и втягивая внутрь тела анус, потом 5 секунд не дышать, свободный выдох в течение 5 секунд с расслаблением ягодиц, поясницы, бедер и ануса, и затем 2–3 секунды отдыха. Повторять упражнение можно в течение 1–5 минут, и так до 5 раз в день.

Давно замечено, что люди чаще всего заболевают непосредственно после событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, как отрицательными, так и положительными. Таким событием может стать, например, свадьба. Не случайно молодожены отправляются после нее в путешествие («медовый месяц») – это позволяет смягчить последствия положительного стресса и одновременно исчезнуть на время из поля общего обсуждения родственников и знакомых. Известное выражение старца Серафима Саровского, который сам пережил много перипетий в судьбе: «Всех люби, от всех беги» – как нельзя более подходит для объяснения событий в жизни человека. Взять хотя бы жизнь известных людей – публичных, которые всегда на виду, о личной жизни которых хотели бы знать многие, – таким людям особенно нужны отдых, уединение. Как мы отмечали, возмущение Ветра происходит из-за долгих разговоров натощак, в частности когда человек затрачивает много психической энергии при публичных выступлениях, общении с прессой, большим количеством людей. Кроме того, возмущению Ветра способствует переизбыток алкоголя, курения. В молодости и в зрелые годы у человека еще достаточно энергии для такой жизни, но с годами накапливается психологическая и телесная усталость, которая называется «синдромом хронической усталости». Во избежание будущих проблем со здоровьем нужно сразу же после перенесенного стресса предпринять меры для восстановления равновесия нервной системы. Для этого, в частности, полезно пить седативные сборы растений. Например, такой.

Даже если видимых последствий стресса не заметно, не следует думать, что он может пройти бесследно для организма. Последствия могут наступить через какое-то время, когда само событие будет уже забыто и возникшие симптомы покажутся беспричинными. Однако ни одна болезнь не возникает в организме человека без причины, и с помощью опроса опытный врач тибетской медицины всегда сможет ее установить.

Взять по 1 ст. ложке измельченного и высушенного сырья: валерианы (корень), мордовника (корень), мяты (трава), пустырника (трава), сушеницы топяной (трава), боярышника и шиповника (плоды), девясила (корневища и корни). 2 ст. ложки смеси залить 0,5 л холодной воды, довести до кипения и прокипятить на малом огне в течение 5 минут. Остудить, процедить, разделить на 3 части и пить за 30 минут до еды 3 раза в день в течение месяца.

Этот и другие седативные сборы нормализуют сон и успокаивают возбужденное сознание, действуя мягко и без вреда для здоровья. Для гармонизации нервной системы показан массаж неглубокими, легкими движениями с применением подогретого кунжутного масла. «Кунжутное масло, „горячее” и „острое”, помогает истощенным набрать вес тела, а при полноте, наоборот, сбавить вес» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Очень полезен массаж, даже самый простой, – его можно делать самостоятельно, или его могут делать друг другу члены семьи. Это одно из самых доступных и одновременно эффективных способов лечения.

Масло нагревают на водяной бане или в специальных ароматических лампах до 40–45 °C. Обмакнув пальцы в масло, массируют точку, находящуюся на макушке головы. Эта точка (бай-хуэй) называется еще точкой 1000 встреч, через нее человек получает космическую энергию. Массаж этой точки в течение 1–2 минут активирует центральный энергетический канал. Вторая точка для массажа находится между бровями на месте «третьего глаза». На уровне 7-го шейного позвонка находится точка 100 встреч – далее следует массировать ее.

Особенно благоприятен для успокоения нервной системы массаж шеи и воротниковой зоны. Для этого нужно обмакнуть в масло ладони обеих рук и производить разминания этих зон в направлении снизу вверх и от позвоночного столба в стороны. При синдроме хронической усталости прежде всего следует снять напряжение с воротниковой зоны, пальцев рук, икроножных мышц. Это достигается массажем. Область шеи и верхней части спины человеку должен массировать кто-нибудь из домашних. Хорошо помогает вакуумный массаж спины.

Людям конституции Ветер полезно совмещать массаж с посещением бани, где по всем упомянутым точкам можно аккуратно пройтись березовым веником. Сильных резких шлепков надо избегать. Разогревшись в парной, можно сделать себе самому массаж кистей рук и стоп. Разных контрастных процедур (холодный душ, ныряния в бассейн и прорубь и т. д.) следует строго избегать.

Популярные обливания холодной водой, плавание в ледяной проруби – не более чем бравада. К сожалению, врачи, ученые-медики отстранились от оценки такой практики, некоторые из них даже приветствуют ее и называют «тренировкой сосудов». Обычно таким «закаливанием» занимаются люди конституции Желчь, которым всегда жарко, так как они соответствуют стихии огня. Люди Ветра и Слизи, соответствующие стихиям воздуха и воды, принадлежат к конституциям иньского типа и нуждаются в тепле, в постоянном согревании. Холодные обливания им совершенно противопоказаны. Такого рода «смельчаки», как правило, заканчивают жизнь на больничной койке, мучаясь кто от рака, кто от инсульта и других тяжелых последствий «закаливания». Точка зрения тибетской медицины на эту проблему однозначна: человек, как биосистема, теплокровное существо и нуждается в согревании организма как внешнем, так и внутреннем, ему необходимо как физическое, так и душевное тепло. Купание в холодной воде, обливание, лежание в ванне с ледяной водой настолько сильно переохлаждают кожу, суставы, мышцы, а также сосуды, внутренние органы и костный мозг, что в будущем, при систематических занятиях такими процедурами, это может вызвать ряд серьезных заболеваний.

В повседневной жизни хорошо практиковать обливания горячей или теплой водой из кувшина: всего тела или одних только рук или ног (эта процедура очень популярна в Тибете). Можно подержать ноги в ванночке с горячей водой.

Также хорошо делать по утрам массаж лица с использованием кунжутного или камфарного масла, нагретого до 40–45 °C. На лице проходят янские энергетические меридианы, которые как раз и нуждаются в стимуляции для продвижения энергии по всему телу и гармонизации конституции Ветер (нервной системы). Особенно полезно массировать две симметричные точки в начале роста бровей, две точки в местах залысин на стыке лба и волосяного покрова, две точки, находящиеся под скулами на середине щеки, и две точки на середине носогубных складок.

Для предупреждения серьезных болезней, связанных с возмущением конституции Ветер, очень важно обратить самое пристальное внимание на первые его признаки: хроническую усталость, бессонницу, головные боли.

Спину натереть растительным маслом, поставить одну-две банки и хорошенько подвигать их по спине вверх-вниз в течение 5–10 минут. Процедуру следует повторять в течение 9–11 сеансов через день-два.

Пальцы рук можно массировать самостоятельно: большим и указательным пальцами одной руки каждый в отдельности палец другой. При этом надо следить, чтобы тянущие движения активных пальцев были направлены «от себя», т. е. от ладони к кончикам пальцев. Затем можно сплести руки в замок и произвести похрустывание. Очень полезен массаж ушных раковин, в зоне которых локализованы более 200 биологически активных точек. Его можно производить от одного до трех раз в день.

В ходе этого массажа заткнуть указательными пальцами ушные входы, провернуть пальцы один-два раза, затем резко выдернуть – послышится звонкий хлопок. Такое воздействие один раз в день избавит от серных пробок, продувание которых порой доставляет немалый дискомфорт.

Икроножные мышцы также можно массировать самому. Массаж лица – это привычные «умывальные» движения. Очень эффективен массаж головы в виде несильного постукивания костяшками кулаков или кончиками согнутых пальцев («пальцевый душ») и пощипывание (подергивание) пучков волос в течение 1–3 минут. Последнее еще и укрепляет корни волос, предотвращая их выпадение и облысение. Исключительно эффективно массажное воздействие на так называемые точки боевого духа. Чтобы найти их на теле, нужно мысленно очертить контур левой лопатки; по правому вертикальному краю лопатки на равном расстоянии друг от друга расположены четыре точки боевого духа. Надавить на них можно пластмассовой ручкой, карандашом, большим пальцем, пройтись сверху вниз 3–4 раза – сделать это может кто-то из членов семьи, даже ребенок. После такого, совсем краткого массажа сразу же чувствуется прилив энергии. Кроме того, для снятия усталости существует несколько простых упражнений.

Низко наклонить голову, коснувшись подбородком груди, и медленно, с напряжением поворачивать голову из стороны в сторону. Затем с напряжением откинуть голову назад, вправо, влево. Максимально поднять правое плечо, не меняя положения левого. И наоборот: левое поднять, оставив на месте правое. С напряжением поднять оба плеча, потом расслабить туловище. Оттянуть на себя обе ступни, потом вытянуть носки. Так несколько раз. Эти упражнения хороши после сна, чтобы войти в режим бодрствования.

Лечение синдрома хронической усталости требует усиления иммунитета, для чего рекомендуется пить адаптогены: женьшень, элеутерококк, лимонник, заманиху, пантакрин. Вариантом адаптогена может служить золотой корень.

Его настойку готовят так: 50 г измельчить, насыпать в бутылку водки, укутать ее плотной тканью и поставить на две недели в темное место, не забывая ежедневно взбалтывать. Пить по утрам или в первой половине дня за 10–15 минут до еды по 1 чайной ложке в течение месяца.

Полезно плавание в бассейне с теплой водой хотя бы раз в неделю. Очень желателен короткий дневной отдых в течение 10–15 минут, особенно он необходим людям после 60 лет. на медленном огне в течение 10 минут нагреть 80 мл красного вина, добавив к нему 5 очищенных грецких орехов и 50 г сахара.

При регулярных головных болях можно приготовить такой напиток:

При продолжающихся головных болях выпить за 2 раза в течение дня. Помимо опроса в диагностике тибетской медицины используется изучение пульса. При возмущении конституции Ветер пульс ощущается как поверхностный, слабый. По пульсу в соответствующих точках врач определяет состояние и работу внутренних органов. Как мы уже говорили, возмущение Ветра вызывает расстройство двух других конституций (Слизь, Желчь) и поражение органов и систем, относящихся к ним, – пищеварительной, эндокринной, лимфатической.

Многим способны помочь корень лопуха, мята, алтей, пажитник, шлемник.

Облегчает головную боль точечный массаж височной области и лба над переносицей. Подушечками указательных пальцев нужно несильно надавливать на болевые точки в течение 1–1,5 минут. Продолжительность этих процедур – не более 5–10 минут. Средством снятия головной боли может быть массаж ушей. Через уши проходят пять черепно-мозговых нервов, поэтому уши – хороший доступ к голове.

Массаж следует производить так: начать с самой верхней точки наружной кромки уха – сильно, до весьма ощутимой боли сдавить ее двумя пальцами, потом немного спуститься по наружной кромке и снова сдавить; так постепенно спускаться до самой мочки и в течение 1–2 минут «пройти» всю заднюю дугу. Лучше двумя руками массировать одновременно оба уха, но удобнее, если это сделает кто-то другой.

Хорошо также массировать лицо, по которому проходят меридианы желчного, мочевого пузыря и желудка, а за ушами – толстого и тонкого кишечника. Поможет избавиться от головной боли массаж с применением масла розы, кунжута, жасмина или лаванды с бергамотом. Его нужно втирать в виски и в область шеи сзади – там, где начинают расти волосы.

Эти несложные процедуры и рецепты можно использовать в домашних условиях. Но в случае более серьезного расстройства и при наличии заболеваний необходимо обратиться к опытному врачу, который сможет установить точный диагноз и назначить более действенные процедуры и фитопрепараты тибетской медицины. Тогда, «если точно угадать время приема лекарства, то болезни придется непосредственно столкнуться с лекарством и получить, как говорится, „камнем по лицу”» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

«Когда откроешь облик болезни и обретешь уверенность, лечи смело, как смел водружающий флаг на вершине» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Лечение в тибетской медицине включает четыре основных метода: лекарственные препараты, процедуры, диета и образ жизни. Комплексное применение этих методов обеспечивает максимальный лечебный эффект. Аурикулотерапия нормализует обмен веществ, улучшает зрение и слух, сон, общее самочувствие. Кроме того, при помощи этого метода можно непосредственно влиять на сознание, блокируя точки «голода» и «жажды». Это делает аурикулотерапию уникальным средством для лечения такой болезни, как булимия (неукротимый голод). При булимии человек не в состоянии контролировать свою страсть к еде, и никакие доводы разума не могут на него воздействовать.

Поскольку конституция Ветер относится к холодному, иньскому типу, для ее коррекции применяются согревающие процедуры: энергетический точечный массаж, постановка банок (вакуум-терапия), прижигание полынными сигарами и конусами (моксотерапия), иглоукалывание, компрессы и прогревание камнями (стоун-терапия).

С позиций тибетской медицины, все болезни входят в тело человека через кожу и выходят через кожу. Проникновение болезни извне происходит из-за влияния на организм внешних факторов, таких как холод. Лечение организма осуществляется посредством процедур через кожу. Все внутренние органы имеют свои «представительства» на поверхности тела в виде меридианов, или энергетических каналов. На этих меридианах располагаются около 900 биологически активных точек. Воздействуя на эти точки посредством массажа, можно непосредственно влиять на работу внутренних органов, нормализуя их функции. Приемы точечного массажа довольно многочисленны: пальцевое надавливание, поглаживание, захват, разминание, вибрация. Энергетический массаж проводится по всей поверхности тела, включая ушные раковины, лицо, конечности. При этом в кожу втираются масла: топленое, кунжутное, камфарное, кокосовое, оливковое, рисовое, льняное и т. д. При возмущении конституции Ветер масла применяются в горячем виде.

Массаж стимулирует проведение нервных импульсов по «белым» (нервным) каналам, циркуляцию крови и энергии в организме, активизирует обмен веществ и питание всех тканей и органов, улучшает работу органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.

При точечном массаже снимаются энергетические блоки, застои в мышцах, связках, суставах, внутренних органах, и энергия начинает беспрепятственно двигаться по меридианам и каналам тела. Кроме того, массаж снимает мышечные спазмы, тем самым высвобождая узлы (ганглии) симпатической нервной системы. Спазмирование этих ганглиев нередко является причиной тех или иных видов расстройства нервной системы (конституции Ветер) и связанных с этим болезней.

Точечный массаж применяется при самых разных заболеваниях внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринных и неврологических (невриты, невралгии, ишиасы) заболеваниях. В процессе лечения методом точечного массажа человек испытывает чувство комфорта во всем теле, улучшается настроение, снимается внутреннее душевное напряжение.

Для повышения эффекта лечения точечный массаж сочетается с прижиганием биологически активных точек полынными сигарами или полынными конусами (цзю-терапия, или моксотерапия). Этот метод применяется в тибетской медицине в течение тысячелетий. При высокой действенности он практически не повреждает поверхность тела: после контактного или бесконтактного прижигания остается лишь эритема – покраснение кожи, которое быстро исчезает. Бесконтактное прижигание проводится в 1,5–2 см от поверхности тела. Контактный способ прижигания биологически активных точек производится непосредственно на поверхности тела человека – через имбирную или чесночную пластинку, а также через специальную прокладку.

Прижигание показано при расстройстве конституции Ветер, когда нарушена нервная регуляция, беспокоят головные боли и депрессии, наблюдаются нарушение сна, снижение памяти, головокружение, при невритах, заикании, нервных тиках. Прижигание «ставит заслоны на дорогах болезней, снимает колющие боли, не позволяет распространяться болезням Ветра, служит охраной у дверей плотных и полых органов, порождает тепло, проясняет память и излечивает многое, что не поддается разным другим методам лечения» («Чжуд-Ши», Дополнительная тантра).

Иглоукалывание используется в тибетской медицине для стимуляции сил самоисцеления организма с помощью введения особых игл в биологически активные точки на теле. Этот метод снимает накопившиеся энергетические блокировки, восстанавливает жизненную энергию. Очень эффективно иглоукалывание, когда имеют место функциональные расстройства нервной системы, при расстройстве сна, неврозах, колющих летучих болях. Если не начать лечение уже на этом этапе, то со временем функциональное расстройство может перейти в органическое с развитием тяжелых хронических заболеваний нервной, а также сосудистой систем и внутренних органов.

Наилучшие результаты дает сочетание иглотерапии с другими методами тибетской медицины, в первую очередь с массажем и прижиганием. Как показывает практика, иглоукалывание усиливает действие этих процедур в несколько раз. О действии иглы в трактате «Чжуд-Ши» сказано, что она «подавляет Ветер, усиливает огонь, разрушает скраны (опухоли. – С. Ч.), пробуждает онемевшее» (Дополнительная тантра).

Разновидность иглотерапии – аурикулотерапия, т. е. воздействие микроиглами на точки ушной раковины, которых насчитывается более 200. Длительность такого воздействия может составлять от 15–30 минут до часа и более. В некоторых случаях иглы носят на ушной раковине более месяца, для чего они фиксируются лейкопластырем.

Мария Степановна, 66 лет, обратилась в клинику «Наран», страдая от булимии. При росте 156 см она весила 120 кг. По ночам она не могла уснуть и спала днем. Проснувшись, она принималась за еду и уже не могла остановиться. Все, что было приготовлено ее дочерью для внука на обед и для всей семьи на ужин, съедалось с молниеносной быстротой. В результате внук, придя из школы, оставался голодным. Дочь, вернувшись вечером с работы, вынуждена была готовить ужин заново. Никакие укоры на Марию Степановну не действовали. Она и сама понимала, что поступает плохо, но ничего не могла с собой поделать. Наконец дочь пригрозила, что разменяет квартиру и будет жить с сыном отдельно. Только тогда Мария Степановна начала всерьез искать выход из положения. Попытки лечения гипнозом эффекта не имели, после чего по совету знакомой Мария Степановна обратилась за помощью в «Наран». Женщине были поставлены микроиглы в точки «голода» и «жажды» на ушных раковинах. Это прекратило приступы булимии и позволило нормализовать питание. На фоне комплексной терапии, включавшей фитопрепараты, нормализующие конституции Слизь и Ветер, состояние пациентки стало улучшаться: нормализовался сон, начал снижаться вес, стабилизировалось артериальное давление, уровень сахара в крови снизился до нормы.

Баночный массаж, или вакуум-терапия, – еще один метод внешнего воздействия на организм, популярный в восточной медицине. При статичной вакуум-терапии банки ставятся вдоль позвоночника на 15–30 минут, а при динамичной (скользящей) вакуум-терапии врач двигает их по телу пациента, смазав его перед этим растительным маслом. При баночном массаже выводятся токсические продукты обмена веществ, устраняются застойные явления и происходит разгон энергии, активизируются регуляторно-обменные процессы в организме. В результате процедуры улучшается мозговое кровообращение. Помимо заболеваний опорно-двигательного аппарата, сосудистой и бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, баночный массаж широко применяется при лечении неврологических расстройств. Совместная победа врача и пациента над невежеством, ненавистью и страстями.

Для прогревания теплом поверхности тела, а также некоторых участков лица в тибетской медицине используются нагретые до определенной температуры плоские камни (стоун-терапия). Основной эффект процедуры связан с улучшением обмена веществ, нормализацией работы периферической и центральной нервных систем, а также эндокринной и иммунной систем. При этом человек обретает физический и душевный покой, исчезают головные боли, повышается иммунитет, уменьшается подверженность стрессу, снимается усталость, улучшается циркуляция крови и лимфы.

При лечении возмущения конституции Ветер эффективно действуют согревающие компрессы из нагретого песка или морской соли.

Все эти внешние методы воздействия в тибетской медицине применяются в комплексе с фитотерапией. Основное отличие тибетских препаратов от химических фармацевтических средств западной медицины состоит в том, что они воздействуют на причину болезни (т. е. на возмущенную конституцию), а не на ее симптомы. Характерные признаки этих препаратов: многокомпонентность, изготовление их исключительно из натуральных средств (растительных, минеральных, животных), совместное действие в одном направлении нескольких компонентов.

Многокомпонентность тибетских фитопрепаратов определяет их комплексное воздействие на организм, в результате восстанавливается баланс между тремя конституциями – Ветер, Слизь, Желчь, нормализуются обмен веществ, работа внутренних органов, эндокринной, сосудистой и нервной систем. Как правило, помимо основного действия эти препараты оказывают и сопутствующее положительное действие, делая организм более здоровым. При этом они никогда не вызывают ни привыкания, ни аллергических реакций.

Лекарственные средства в тибетской медицине имеют вид порошков, пилюль, экстрактов, настоев, отваров, клизм, мазей, сиропов, лекарственных вин (настойки, бальзамы).

При возмущении конституции Ветер полезны отвары в горячем виде, порошки и пилюли, обычно острого, кислого, сладкого или соленого вкуса. Для приготовления отвара препарат заливают водой в количестве 200 или 300 мл и уваривают до 100 мл. Некоторые лекарства запивают горячим вином, бульоном или 20 г водки; применяются также настои на винах (лекарственные вина).

Каждый препарат содержит в своем составе главенствующий компонент, по которому получает название. Например, «Агар» – орлиное дерево, «Дзати» – мускатный орех и т. д. Числовое значение в названии препарата соответствует количеству его компонентов.

«Агар-35» – один из основных препаратов, применяемых для регуляции конституции Ветер. Он оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, восстанавливает жизненную энергию, улучшает память. Стабилизируя работу нервной системы и сердца, препарат благотворно влияет на весь организм, помогает избавиться от бессонницы, депрессии, неврозов. Снимает состояние напряжения, лечит психосоматические расстройства, восстанавливает душевное равновесие, гармонию с окружающим миром. Одновременно это высокоэффективное средство антисклеротического действия. Назначается для предупреждения и лечения коронарной недостаточности, стенокардии, при функциональных и органических нарушениях сердечного ритма. «Агар-35» – хорошее средство для профилактики обострений таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инсульт, вегетососудистая дистония. Он снижает зависимость от влияния погоды. Устраняет плохое настроение, нормализует сон.

Препарат оказывает лечебный эффект при синдроме хронической усталости, нервных заболеваниях, эпилепсии, шизофрении, возбуждении сознания с неуправляемой эмоциональностью.

Серия «Агар» включает также препараты: «Агар-8», «Агар-15», «Агар-17» и «Агар-20». Все эти препараты с успехом применяются для лечения, профилактики и в период реабилитации после перенесенных инфаркта миокарда, инсульта. Эффективны при болях в сердце, которые сопровождаются одышкой в ночное время, страхом, потливостью, сердцебиением.

Препараты «Агар» снижают артериальное давление, снимают дискомфорт в области сердца, тахикардию, беспричинную раздражительность. Их принимают при искривлении рта или глаз вследствие паралича, онемении конечностей, чувстве «ползания мурашек» в руке, одеревенении и стягивании в конечностях по причине пареза, паралича, остеохондроза. Препараты этой серии улучшают проведение нервного импульса, кровотока, помогают при повреждениях головного мозга.

Помимо серии «Агар» для нормализации конституции Ветер широко используется также серия «Дзати»: «Дзати-3», «Дзати-5», «Дзати-7», «Дзати-14», «Дзати-20», «Дзати-25». Эти препараты – эффективное средство при неуправляемой эмоциональности, раздражительности, возбуждении ума, бесконтрольной и немотивированной нервозности в вечернее время, приводящей к бессоннице и сопровождаемой чувством стеснения в груди. Препараты действуют мягко и эффективно: исчезает чувство тревоги, уходят сомнения, нормализуется сон, улучшается кровообращение мозга, сердца, очищаются сосуды.

Такой препарат, как «Бимала», применяется при лечении депрессии, озлобленности, беспокойства, беспричинной плаксивости, эпилепсии. Эффективен при колющих болях в спине и груди, болях в верхней части тела, ослаблении памяти, неусидчивости, обмороках.

Кроме того, при различных нервных расстройствах назначаются препараты «Шингун-25», «Согзин-11» и др. Так, препарат «Самнор» улучшает проведение нервных импульсов по «белым каналам» и оказывает воздействие на восстановление двигательной активности парализованных или пораженных парезом конечностей после перенесенного инсульта.

В отличие от западной медицины, восточная, в частности тибетская, утверждает, что лечение после инсульта следует начинать как можно скорее, не упуская драгоценного времени. Чем раньше будут применены лечебные меры воздействия, тем больше вероятность полного восстановления организма. Лечение в этом случае включает массаж, иглорефлексотерапию и фитотерапию тибетскими препаратами.

Кроме того, пациенту необходимо оказать психологическую помощь, так как вследствие инсульта происходит изменение личности. Опыт показывает, что в Китае люди, обратившиеся в клиники восточной медицины, быстрее проходят реабилитацию после инсульта, чем пациенты западноевропейских клиник.

«Нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить на ранней стадии, когда она не обзавелась „друзьями”», – сказано в «Чжуд-Ши» (Дополнительная тантра). Всякое лечение будет тем эффективнее, чем раньше оно начато, – это относится ко всем без исключения болезням, в частности к заболеваниям нервной системы и развившимся на почве их расстройствам. Важно на ранней стадии перехватить у болезни инициативу, не дать ей овладеть организмом полностью.

Tот, кто по-настоящему заботится о своем здоровье, работая над собой, будет избавляться от неведения и тем самым облагораживать свои мысли и чувства. Только так можно предотвратить болезни и обрести счастливое долголетие. В завершение этой книги о методах лечения тибетской медицины я хотела бы привести слова Будды: «Здоровье – это величайшая победа».

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы