aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква Л | Словарь медико-социальных понятий и терминов

Ландшафтотерапия - одна из форм психотерапии, включающая лечебный, профилактический и реабилитационный эффекты действия географического и культурного ландшафта на психическое и физиологическое состояние человека. Основная цель ландшафтотерапии - коррекция измененного функционального и психологического состояния человека. Среди задач ландшафтотерапии на первый план выступают следующие: преодоление отрицательных эмоций, переживаний, воздействие на умственную и физическую работоспособность, стимуляция ассоциативной способности, творческой активности, создание благоприятного психологического фона для проведения психотерапевтических процедур, устранение психологического дискомфорта. Она отвлекает от мыслей о болезни, повседневных хлопот, способствует преодолению эгоцентризма, избавляет от депрессии. Длительное созерцание ландшафта может ослабить некоторые проблемы, которые больной скрывает, отвлечь от самоанализа и навязчивых мыслей. Средства и методы ландшафтотерапии применяются в разнообразных программах реабилитации. В настоящее время научно доказано, что любование видами природы (деревьями, кустами, цветами) способствует быстрейшему выздоровлению пациентов после операций и травм; прогулки в лесу помогают лучше справиться с депрессией; пребывание в парке или лесу помогает справиться со стрессом; боль или болезненные медицинские процедуры легче переносятся, если слушать голоса природы.

Лицо с ограниченными возможностями - человек, инвалид, страдающий временными или постоянными, врожденными или приобретенными пороками, не позволяющими ему самостоятельно и в полной мере реализовать свой потенциал.

Логопедия - наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и преодоления средствами специального обучения и воспитания.

Современная логопедия рассматривает нарушения с точки зрения их предупреждения и преодоления средствами специально организованного воздействия и является отраслью коррекционной педагогики. Структуру логопедии составляют: дошкольная логопедия, школьная логопедия, логопедия подростков и взрослых. Теоретическое и практическое значение логопедии как науки обусловлено социальной сущностью языка, исключительной ролью речи в формировании высших психических функций человека, в организации всей его психической жизни. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) вызывают дезинтеграцию всей психической сферы человека: нарушают вербальную коммуникацию, препятствуют формированию познавательных процессов, деформируют эмоционально-волевую сферу, отрицательно влияют на личность человека в целом. Под нарушением речи следует понимать отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения носят многообразный характер в зависимости от причины их возникновения, степени выраженности, локализации пострадавшей функции, времени поражения, выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

В настоящее время в отечественной логопедии действуют две классификации речевых расстройств: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация обеспечивает дифференцированный подход к коррекции дефектов речи и опирается на совокупность клинических (симптоматический, этиопатогенетический) и психолого-лингвистических критериев. Выделяются следующие виды нарушений речи: дисфония (афония), заикание, дислалия, дизартрия, афазия, дислексия, дисграфия и др. Применительно к выделенным формам речевых нарушений разработаны методики логопедического воздействия, которые непрерывно совершенствуются и дополняются.

Психолого-педагогическая классификация позволяет выбирать способ организации обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями речи. На основе психологических и лингвистических критериев - нарушений языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации - расстройства речи делятся на две группы.

К первой группе относятся фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР), имеющие разные подвиды и уровни.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.

На основе психолого-педагогической классификации разработаны фронтальные методики коррекционно-развивающего обучения лиц, имеющих нарушения речи.

В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение и коррекция. В логопедии подростков и взрослых значительно возрастает роль компенсации, адаптации и реабилитации.

Логотерапия - означает "лечение словом". Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл жизни без навязывания ему терапевтом своих смыслов. Для этого используется метод сократического диалога. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности могут быть найдены в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Термин "логотерапия" применяется также для обозначения совокупности психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений, имеющих невротическую природу.

Назад Оглавление Далее