aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква И | Словарь медико-социальных понятий и терминов

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные игры, настольные игры, конкурсы, турниры, соревнования, артигры, подвижные и импровизационные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

Идентичность культурная - выделение индивида из окружения по характерным для него внешним, проявляемым в поведении признакам с последующим обобщением этих признаков в определенную культурную категорию, подведением их под известный культурный тип.

Изотерапия - терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, междисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Инвалид - (лат. - слабый, немощный) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ), исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Минздравом Российской Федерации и Министерством труда и социального развития РФ от 29.01.97 г. № 30/1. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности устанавливаются первая, вторая, третья группы инвалидности, а лицу в возрасте 16 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность - любое ограничение или отсутствие (вследствие дефекта) возможности осуществлять определенный класс действий, таким образом, или в таких рамках, которые принято считать нормальными. Инвалидность служит интегральным показателем здоровья населения, условий жизни, быта, труда и в целом среды обитания. В последние годы наблюдается постоянный рост частоты первичной инвалидности, что в значительной степени связано с социально-экономической ситуацией в стране. Основными причинами инвалидности являются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. Различают следующие виды (причины) инвалидности: общие заболевания; трудовое увечье; профессиональные заболевания; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузия, увечье); связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска.

После установления инвалидности в месячный срок специалистами Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителями БМСЭ и в трехдневный срок направляется в орган социальной защиты и вручается инвалиду. Переосвидетельствование инвалидов первой группы проводится один раз в два года, второй и третьей групп - ежегодно, ребенка-инвалида - через 6 месяцев - 2 года, 2-5 лет.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для пациента рекомендательный характер и инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Индивидуальная программа реабилитации состоит из следующих разделов:

Инкультурация - процесс освоения индивидом социально значимых культурных знаний и навыков, приобретение культурной компетентности.

Инсультмозговой - острое нарушение кровообращения в головном мозге с развитием стойких поражений центральной нервной системы. Ежегодно в России происходит около 400 тыс. первичных инсультов. Примерно 35% заболевших умирает. Около 80% больных, перенесших инсульт, становятся инвалидами. Около 20% больных возвращается к труду. Инсульты бывают ишемическими и геморрагическими. При ишемическом инсульте прекращается кровоснабжение части головного мозга из-за закупорки кровеносного сосуда, которая произошла вследствие атеросклероза или образования тромба. У многих больных, перенесших ишемический инсульт, восстанавливаются все или большинство функций, и такие люди живут многие годы нормальной жизнью. У других больных происходит нарушение физических и интеллектуальных функций, они утрачивают способность нормально перемещаться, говорить или есть. Около 50% людей к моменту выписки из стационара частично восстанавливаются и способны ухаживать за собой. Они могут ясно мыслить и уверенно передвигаться, хотя использование пораженной руки или ноги обычно затруднено. Нарушения чаще и в большей степени затрагивают руку, чем ногу. Около 20% больных с ишемическим инсультом умирают в больнице, причем их доля выше среди пожилых. Интенсивная реабилитация позволяет многим людям преодолеть нарушение трудоспособности. Реабилитацию начинают сразу после того, как удалось стабилизировать артериальное давление, пульс и дыхание. После выписки из больницы реабилитация продолжается на дому или в центрах реабилитации. При геморрагическом инсульте происходит разрыв стенки кровеносного сосуда, в результате чего нарушается нормальный кровоток, кровь просачивается в головной мозг и разрушает его. Больше половины больных с тяжелыми кровоизлияниями умирают в течение нескольких первых дней. При массивных кровоизлияниях возникшие нарушения обычно необратимы, но многие люди после небольших кровоизлияний выздоравливают почти полностью.

Интеграция - процесс, при котором инвалиды и другие члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта и др., не являются социально обособленными или изолированными, а участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Для патронажного и социального работника интеграция имеет большое значение, так как оно касается проблем многих инвалидов и пожилых людей.

Интеграция инвалида социокультурная - полноценная включенность инвалида в обычную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия и коммуникации.

Интервью - один из методов коммуникативной техники социальной работы, направленный на получение новой или уточнение имеющейся информации от человека по какому - либо вопросу.

Различают три этапа интервью: подготовительный, основной (собственно интервью) и заключительный, или этап обработки. На подготовительном этапе отрабатывается цель интервью, т.е. какую информацию необходимо получить или уточнить, разрабатывается перечень задач, решение которых будет способствовать достижению цели, готовится возможный список интервьюируемых лиц, осуществляется их предварительная оценка и отбор, собирается предварительная информация, вырабатываются возможные вопросы, подготавливаются технические средства, уточняются место и время интервью. На подготовительном этапе особое внимание следует обратить на учет психологических особенностей и социального статуса интервьюируемого, содержательность каждого вопроса (он должен нести конкретную смысловую нагрузку и предусматривать ответ, содержащий нужную информацию), последовательность вопросов, создающую законченный смысловой ряд интервью.

Успех основного этапа (собственно интервью) в большой степени зависит от тщательности его подготовки и опыта работы интервьюера. В начале интервью следует обратить внимание на создание доброжелательной и располагающей к разговору атмосферы, что обеспечит условия для и искренних ответов. Не рекомендуется спонтанно менять ход интервью только потому, что в голову пришла удачная мысль или появился новый вопрос.

Заключительный этап интервью предусматривает обработку полученной информации, ее анализ и вычленение главного, существенного в ней. Это может привести к сокращению объема интервью или к необходимости получения уточнений. Обработка интервью может включать и составление комментария к нему.

С помощью интервью можно выявить медицинские, социальные и психологические проблемы пациентов и разработать подходы к их решению. Рекомендуется расспросить пациента и получить его ответы относительно следующих пунктов:

При проведении интервью используются различные опросники, которые упрощают процедуру расспроса пациента и позволяют получить количественные показатели уровня жизнедеятельности пациента. В настоящее время широко используются шкала повседневной жизнедеятельности Бартела, шкала функциональной независимости, опросник качества жизни и др.

Назад Оглавление Далее