Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация Медицинская реабилитация

3.2.10. Психотерапия

Психотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через нее — на весь организм и поведение больного. Это специфический метод лечения, лечебный эффект в котором достигается специальным психическим воздействием на человека.
Необходимость вмешательства психо-терапевта в лечение больных с локомоторными расстройствами обусловлена значительным числом психологических проблем, эмоциональных расстройств и других психопатологических нарушений, возникающих у пациентов в связи с основными заболеваниями.
Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, сопровождающиеся локомоторными нарушениями, являются мощным психотравмирующими факторами из-за резкого ограничения активности и свободы передвижения, болей, изменений в семейных отношениях и профессиональной деятельности. Поэтому у таких больных нередки кризисы. Кризис — это болезненная реакция на травмируюшие жизненные события. У данных больных, кроме того, существует значительное число проблем (проблема неполноценности и страх контакта с людьми, которые могут подчеркнуть эту неполноценность, семейные и профессиональные проблемы, страх перед будущим, одиночество, сексуальные проблемы), которые ограничивают их способность к адаптации в условиях болезни. При дезадаптивных способах взаимодействия с ситуацией болезненное состояние может усиливаться, кризис усугубляться, что может привести к появлению психических нарушений. Эти симптомы в свою очередь, могут кристаллизоваться в невротический паттерн поведения, который ограничивает способность больного к нормальному существованию. Дезадаптивные реакции больных могут принимать катастрофический характер, приводя иногда к смерти или суициду.
Поэтому в реабилитационном учреждении необходимо наличие психоте-рапевта. Последний должен не только диагностировать и лечить психические расстройства, но и оказывать профессиональную помощь в решении психологических проблем, связанных с болезнью или травмой. Кроме этого, психотерапевт может выступать посредником между больным и медицинским персоналом, вырабатывая программу совместных действий по отношению к пациентам.
Различают понятие метода и техники психотерапии. Под методом понимается общий принцип лечения, вытекающий из понятия о сущности заболевания. Способ же применения того или иного метода психотерапии называется техникой психотерапевтического вмешательства. Внутри каждого из методов существуют десятки, если не сотни техник.
Выбор конкретного вида психотерапевтического вмешательства определяется широким спектром факторов: наличием мотивации пациента к данному виду лечения, возрастом и образованием, характером расстройств или имеющейся проблемой, продолжительностью лечения в реабилитационном учреждении пристрастиями самого психотерапевта к определенному виду психотерапии или техникам. Мы кратко остановимся на основных видах психотерапии, которые могут применяется в работе психотерапевта реабилитационного учреждения.

3.2.10.1. Рациональная психотерапия

Метод рациональной психотерапии, предложенный в начале XX века швейцарским невропатологом П.Дюбуа, остается до настоящего времени достаточно актуальным в лечении неврозов, соматических заболеваний и психосоматических расстройств. Основой этого метода является логическая аргументация. Метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, дидактические и риторические вопросы. Стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию больного трактовка характера, причин возникновения и прогноза заболевания. Это способствует формированию у больного адекватного отношения к своей болезни.
Понимание больным своей болезни еще называют внутренней картиной болезни (см. главу 2, раздел 2.3). Субъективная картина болезни может быть адекватной самой болезни, но может быть гипо — или гипертрофированной. Поэтому одной из основных задач рациональной психотерапии является .коррекция этой картины с учетом ее сенсорного, эмоционального и интеллектуального уровней. Лечащий врач или врач-психотерапевт должен не только быть искренним и внимательным, он должен быть логичен, определенен и последователен в своих разъяснениях. Определенное мышление предполагает точность, последовательность, свободу от внутренних противоречий и логическую связь между отдельными мыслями. Доказательное мышление не просто формирует истину, но и аргументирует ее.
Для неправильного мышления, формирующего неадекватное представление о своей болезни, характерны непоследовательность, бездоказательность и неопределенность, поэтому важной составной частью рациональной психотерапии является коррекция этих нарушений.
Рациональная психотерапия может проводиться самостоятельно, но чаще всего применяется в комплексе с другими методами лечения. Особенно важное значение она имеет при контакте больного с лечащим врачом, который может подключать этот метод уже на этапе обследования больного. Рациональная психотерапия обычно применяется индивидуально, но практикуется также и в групповом варианте. В этом случае большое влияние оказывает не столько сам психотерапевт, сколько умело направляемый им групповой процесс. Одним из достоинств рациональной психотерапии является активное участие больного в процессе своего лечения.

3.2.10.2. Самовнушение и другие методы саморегуляции

В числе методов, связанных с различными методами саморегуляции, обычно перечисляются проірессивная мышечная релаксация(метод Джекобсона), техники хатха-йоги, аутогенная тренировка (метод Шульца и последующие многочисленные варианты этой техники).
Наиболее распространенной техникой, доступной не только врачам-психотерапевтам, но и врачам других специальностей, называют аутогенную тренировку. Аутогенная тренировка — это самовнушение в состоянии релаксации или аутогипнотическом состоянии. Самовнушением можно повлиять не только на психические процессы, но и на некоторые висцеральные функции организма.
Предложенная Щульцем методика аутогенной тренировки называется классической и делится на 2 ступени. Перед началом тренировки с пациентами проводится беседа, в которой объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений. Умело проведенная беседа, сопровождающаяся демонстрацией эффективности различных упражнений, а также позитивных результатов, которых добились другие пациенты, способствует успеху лечения.
Аутогенная тренировка первой ступени включает освоение техник мышечной релаксации, сосудистую тренировку, обучение управлению силой и ритмом сердечной деятельности, освоение саморегуляции дыхания, а также возможностей позитивного влияния на работу органов желудочно-кишечного тракта и сосудов головного мозга. Упражнения первой ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегето-висцеральные функции организма.
К высшей ступени аутогенной тренировки автор метода относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения и нейтрализации негативных эмоциональных переживаний. В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.
Модификации указанного метода дают дополнительные возможности для аутогенного отреагирования и аутогенной вербализации (метод ВЛутэ), направленности на психосоматическую патологию (синдромологически ориентированные комплексы Х.Клейнзорге— Г.Клюмбиеса), стимулирующий эффект (психотоническая тренировка по К.И.Мировскому—А,Н.Шогаму), в спортивной практике (психомышечная тренировка по А.В.Алексееву), работы с навязчивыми страхами (метод десенсибилизации).
Аутогенная тренировка и ее модификации прекрасно сочетаются с применением биологической обратной связи (БОС). Смысл этого сочетания состоит в обучении регистрации тонких изменений физиологических процессов с помощью показаний приборов БОС и на этой основе саморегуляции непроизвольных физиологических процессов. В условиях восстановительного лечения больных с двигательными нарушениями такое сочетание имеет особое значение.
Показанием к аутогенной тренировке является отсутствие мотивации к личностно-ориентированным видам психотерапии (ориентация на успокоение), эмоциональные расстройства, характерные для пожилого возраста, неврозы и психосоматические заболевания, невротические реакции при наличии соматических заболеваний.

3.2.10.3. Классический гипноз и его модификации

Наиболее широкое применение в клинике нашел метод внушения в гипнозе. Началом лечения является подготовительная беседа. Она должна настроить больного на лечение и усилить последующую суггестию в гипнозе. При этом нужно выслушать все ответы больного на вопросы, разъяснить непонятое, развеять все страхи и сомнения и, только получив согласие на лечение, приступать к следующему этапу — гипнотизации.
Классический гипноз имеет давнюю историю применения. В связи с этим насчитывается великое множество конкретных техник гипнотизации и их модификаций. Однако все эти техники имеют и общие черты — использование монотонных раздражителей (метроном, постукивания, фиксация взглядом шарика, тактильные раздражения), установление раппорта с пациентом, словесное внушение расслабления, тепла и покоя, а также лечебное внушение в состоянии более глубокого гипноза (сомнамбулическая стадия) и дегипнотизация после сеанса.
Принято выделять три стадии гипноза: легкий гипноз (сонливость), средний гипноз (гипотаксия) и глубокий гипноз (сомнамбулизм). В первой стадии пациент находится в легком дремотном состоянии, может противостоять словесным внушениям, не теряет связи с окружающим, может двигаться. Вторая стадия характеризуется выраженной сонливостью, мышечной слабостью, притуплением чувствительности, утратой произвольных движений, пассивной подчиняемостью внушению. Возможно появление каталепсии — восковой гибкости мышц с длительным сохранением приданных поз, отмечается частичная амнезия. При третьей стадии отмечается нарушение ориентировки и полная постгипнотическая амнезия. В этом состоянии пациент не воспринимает внешних раздражителей и поддерживает раппорт с врачом. В этой стадии возможно и постгипнотическое внушение.
Содержание лечебного внушения может быть общим и специальным. К общим относят внушения, снимающие болезненные симптомы и вызванные ими дискомфортные состояния, внушения, улучшающие общее самочувствие, повышающее тонус, вызывающее безразличие или даже амнезию к таким болезненным состояниям и травмирующим ситуациям, которые изменить нельзя. Содержание внушения должно всегда соответствовать характеру ожидаемого лечебного эффекта и носить позитивный характер.
Вывод из гипнотического состояния включает обычно закрепление позитивных элементов на постгипнотический период, внушение повышения гипнабельности на дальнейших сеансах, отключение пациента от привязанности к гипнопсихотерапии.
Показания к применению гипноза многообразны. Воздействие гипносугестивной терапии благоприятно при истерических моносимптомах, психогенном мутизме, заикании, истерических параличах и парезах, ночном энурезе, нарушениях сна различного генеза, неврастении. В последние годы расширился круг соматических заболеваний, при которых целесообразно применение гипносуггестивной психотерапии. К ним относят психосоматические расстройства, некоторые формы нарушения сердечного ритма, депрессии у больных, перенесших инфаркт, а также различные формы невротических реакций у больных с соматической патологией и локомоторными расстройствами.

3.2.10.4. Эриксоновский гипноз

Предложен Милтоном Эриксоном в 1923 году. Наведение трансов, по мнению автора метода, не является самоцелью. Транс является состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля, и ими не руководит воля другого человека. Основная и общая идея идея эриксонианской терапии в том, что гипнотизер заставляет человека спонтанно изменить поведение. Этот парадокс позволяет гипнотизеру взаимодействовать с клиентом сразу на двух уровнях — сознательном и бессознательном. Способом, с помощью которого клиент адаптируется к такому противоречивому посланию терапевта, является изменение сознания и поведения, которые описываются, как трансовые.
Одним из способов утилизации трансового состояния является метафорическая коммуникация. Для этого автор метода использовал притчи, сказки или истории, структура которых часто архетипична, не переводя бессознательную коммуникацию в сознательную форму. Многие истории, рассказываемые М. Эриксоном, включают в себя тему поиска. Рассказывая обучающие истории, терапевт дает новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту.
В трансе пациенты больше способны на то, что М. Эриксон называл «бессознательным обучением». Помогая пациенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и направляет его внутрь, побуждая пациента к внутреннему поиску и гипнотической реакции. Для того, чтобы вызвать эту реакцию, терапевтические внушения могут бьггь косвенными, включенными в содержание обычной беседы или интересного рассказа. При посредстве этих историй пациент начинает осознавать, что есть новые возможности, которые он может принять или отвергнуть, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И если терапевт может, с помощью историй или без них, помочь пациенту войти в соприкосновение со своими собственными неиспользованными знаниями, то этот пациент скорее всего сможет включить эти забытые навыки в структуру своего поведения, которое может стать более конструктивным и укрепляющим его личность.
Конкретные методы наведения трансового состояния многообразны (метод диссоциации, метод путаницы, метод 5—4—3—2—1, репетиционный метод, метод истории в истории и другие). Однако, в целом, техника наведения транса включает, раппорт с пациентом, расфокусировку внимания, диссоциацию сознания и бессознательного, установку на «ничегонеделанье», отражение гипнотизером поведения и состояния клиента, утилизацию трансового состояния (внушение) и дегипнотизацию с установкой на амнезию или без нее.
Наведение гипнотического транса, с точки зрения автора, должно быть следствием ситуации, в которой межличностные отношения и субъективная оценка строятся таким образом, чтобы они наилучшим образом отвечали задачам врача и пациента.

3.2.10.5. Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это новое направление в психотерапии, создателями которого по праву считают Р.Бендлера и Дж. Гриндера. Одним из основополагающих положений НЛП является уверенность в том, что любой человек имеет в своем арсенале все необходимые ресурсы для любого целесообразного изменения. Задача терапевта — обеспечить к ним доступ, извлечь из глубин подсознательного и научить ими пользоваться.
Для того, чтобы получить представление об опыте пациента, создана специальная речевая методика — мета-система. С ее помощью можно проанализировать особенности личного опыта пациента, сенсорные несоответствия и, возможно, причины искаженной коммуникации. Именно с этого начинается путь исправления коммуникации, поиск оптимальных путей коррекции проблемного опыта.
В работе с пациентом можно выделить три этапа, которые составляют основную стратегию психотерапевтического процесса:
1. Установление раппорта, сбор информации о действительном состоянии пациента и о состоянии, которого он хотел бы достичь.
2. Выбор методики для продвижения пациента от настоящего к желаемому состоянию
3. Экологическая проверка и подстройка к будущему: включение вновь приобретенного опыта (знаний, переживаний, возможностей) в поведение пациента.
Важное значение не только для нейролингвистического программирования, но и для любого вида психотерапии имеет, тщательно описанный в методе НЛП — хорошо сформулированный результат. Он отличается следующими особенностями:
а) результат должен быть описан позитивно. Нужно выяснить, чего человек действительно хочет, а не то, чего он не хочет. Если не выработать цели, к которой стремиться, врач не сможет определить ступени на пути к конечному результату.
б) результат должен быть подтвержден, как для терапевта, так и для пациента, чувственным опытом. Пациент должен возвратиться к глубоко травмировавшему его опыту с новым чувством надежности и безопасности, новым взглядом на опыт. Фактически он приобретает новый чувственный опыт.
в) необходимо установление правильного контекста, в котором будет действовать вновь сформулированный результат.
г) результат должен быть таким, чтобы пациент мог поддерживать его самостоятельно, причем независимо от внешних факторов. Без правильной подстройки к будущему все достижения будут утрачены.
К методикам и техникам, использующимся в НЛП, относятся: метод «якорей», изменение личной истории, визуально-кинестетическая диссоциация, рефрейминг, коммуникация с симптомом, наложение, использование терапевтических метафор.
Показания к применению нейролин-гвистического программирования самые широкие. Любой симптом (или проблема)невротического или соматического характера может рассматриваться как способ адаптации пациента в проблеме, что поддается изменению при соответствующей мотивации пациента.

3.2.10.6. Геиїтальт-терапия

Гештальт-терапия — это гуманистический метод психотерапии, который обеспечивает холистический подход к человеческому опыту путем подчеркивания ответственности пациента за свою жизнь и стимулирования сознавания существующих в настоящий момент психологических и физических потребностей. Развитие этого метода связано с именем Ф. Перлза. Рамку для этой системы обеспечила гештальт-психология. Ее основными понятиями яаляются понятия о фигуре и фоне, сознавании чувств, сосредоточенности на настоящем, полярностей, способов прерывания контакта со средой или собственной потребностью, понятие зрелости и др. В рамках гештальт-психологии душевные и телесные переживания рассматриваются, как проявления одной и той же сути.
Согласно этому направлению, когда организм взаимодействует с системой элементов, он стремится выделить целостный паттерн или конфигурацию гораздо в большей степени, чем выделить кусочек или бит информации. Перлз применил этот подход к человеческому опыту, определяя, что здоровые личности, организуют свой опыт так, чтобы была выделена основная потребность. При этом невротическая личность, вмешиваясь в этот процесс с помощью манипуляции или самоманипуляции, неадекватно взаимодействует с собственными потребностями, нередко блокируя их. Одним из вариантов такою неадекватного взаимодействия может быть, например, подавление чувств. Гештальт-терапия ищет пути для разрешения конфликта и утверждает, что результат может быть достигнут интеграцией личностных черт.
Основой терапевтического гештальт-метода является сознавание. Посредством сознавания осуществляется прямое психотерапевтическое воздействие на потребностную сферу личности. Свободно текущий процесс сознавания с точки зрения гештальт-терашга явяляется критерием здоровья, поскольку сознавая свои потребности и оперируя ими, личность развивается. В ходе терапии врач поддерживает сознавание пациентом потока переживаний, усиливает и сохраняет их непрерывность.
Цель гештальт-терапии — научить людей сознавать существенные моменты происходящего внутри них самих и в окружающей среде так, чтобы они были полностью включены в ситуацию в настоящем. В этом смысле терапевт фокусирует внимание пациента на ситуации «здесь и теперь» больше, чем на ситуациях прошлого. В ситуации настоящего терапевт может обратить внимание пациента на незавершенные дела в прошлом для того, чтобы завершить их. Драматизация конфликта помогает сделать проблему ясной для пациента, обнаружить репрессированные аспекты своей личности. Подобно другим гуманистическим видам психотерапии, гештальт-терапия выбирает своим направлением здоровье, целостность и реализацию потенциала индивидуумов.
Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и предпринять действия по реализации потребности, что, в конечном счете, помогает пациенту выйти из тупиковой ситуации. Показания к гештальт-терапии достаточно широки, но отличаются одним существенным моментом — наличием мотивации пациента к личностному развитию.

3.2.10.7. Групновая психотерапия

Ее развитие и применение связано с именами Джозефа Пратта, Карла Роджерса, Курта Левина.Хотя очевидно, что любому отдельному участнику группы уделяется в ней внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловливающих эффективность групповой психотерапии. Опыт, приобретаемый пациентом при групповой психотерапии, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.
Среди психокоррекционных групп выделяются группы организационного развития, группы обучения коммуникативным навыкам, группы личностного роста, терапевтические и тренинговые группы. Диапазон целей, реализуемых с помощью каждой из этих групп широк: от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание, от жестко структурированных до неструктурированных, от объединяющих здоровых людей до ориентированных из больных, проявляющих неадекватные эмоциональные реакции.
Общими для всех психокоррекционных групп является несколько процессов:
1. Облегчение выражения эмоций.
2. Ощущение принадлежности к группе.
3. Самораскрытие.
4. Групповое осуществление межличностных сравнений.
5. Апробирование нового поведения.
6. Разделение ответственности за происходящее в группе.
В процессе работы психокоррекционная группа проходит определенные стадии своего развития. В групповом процессе есть ряд факторов, помогающих достижению целей терапии. Фактически все группы стремятся к продуцированию в групповых условиях эмоциональных конфликтов клиентов и к увеличению степени их открытости новому опыту. Руководители групп используют методики, полезные для достижения этих изменений. В успешно работающих группах происшедшие изменения распространяются на внешний мир.
Одной из разновидностей трупповой психотерапии является психодрама. Это такой групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни, чем при использовании вербализации. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств.
Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и теперь». Этот подход имеет разнообразные приложения, как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.

3.2.10.8. Эмоционально-когнитивная терапия

Эмоционально-когнитивная терапия — это одна из разновидностей когнитивно-бихевиоральной (когнитивно-поведенческой) психотерапии. Развитие когнитивной терапии и ее различных вариантов, втом числе и эмоционально-когнитивной связано с именами А.Бекка, Дж. Раша, Д. Бернса и других. Этот вид терапии ориентирован на лечение эмоциональных расстройств и, чаще всего, депрессивных.
Первый принцип такой терапии состоит в том, что любое настроение — это продукт человеческого познания и мышления, то есть система доверия к какому-нибудь предмету, явлению или человеку. Второй принцип говорит о связи мышления и эмоциональной сферы — во время депрессии мысли имеют негативный характер. Личность видит себя и мир в темных тонах и переносит это отношение на реальные ситуации. Третий принцип — депрессия является продуктом неверных рассуждений.
Первой ступенью эмоционально-когнитивной терапии является диагностика депрессии. После диагностики депрессии пациента обучают распознаванию искажений в процессе познания к которым относятся максимализм, общий вывод из единичных фактов, психологическая фиксация событий, скачущие умозаключения, преувеличение и преуменьшение, выводы, основанные на эмоциях, заявления о возможном, ярлыки и принятие ответственности за независящие от тебя события (при этом мысли и чувства больного образуют порочный круг, в котором одно подпитывает другое)
Больного обучают разпознаванию иррациональных мыслей и возражениям внутреннему критику, ежедневной записи дисфункциональных мыслей и нахождению рациональных ответов, методу позитивных прогнозов и искусству самоодобрения, методу отчетливого представления успеха. В список методов, с помощью которых больной сможет справиться со своими проблемами входит обучение контролю над гневом, взаимодействие с комплексом вины, переживанию горя и правильному реагированию на критику, взаимодействию с ежедневными стрессами.
Этот вид терапии сочетается также с приемом антидепрессантов, что рекомендуется лишь в тех случаях, если:
— человек не в состоянии справляться с ежедневными обязанностями;
— депрессия сопровождается витальными симптомами;
— депрессия очень сложна;
— депрессия наступила внезапно;
— депрессия сочетается с бредом и галлюцинациями;
— в семье есть другие больные депрессией;
— нет побочных эффектов от лекарства.
Эффективнсть эмоционально-когнитивной терапии обусловлена, по мнению автора, быстрым симптоматическим улучшением, пониманием причин расстройств, обучением самоконтролю, профилактикой возникновения расстройств и толчком к личному развитию пациента. Широкое применение методика имеет при различного рода эмоциональных расстройствах непсихотического регистра.

3.2.10.9. Поведенческая психотерапия

Ее развитие связано с именами Дж.Вольпе, М.Б. Шапиро и Б.Ф. Скиннера. Требует меньше времени, чем другие виды психотерапии, однако имеет больше ограничений для применения. Наиболее эффективен данный метод для ограниченных симптомов, а не для глобальных дисфункций (расстройства личности).
Метод основан на принципах теории обучения и использует классические и оперантные методики обусловливания. Поведенческая терапия направлена на специфические проблемы и лучше всего ее использовать, когда эти проблемы отчетливо очерчены, а желаемые цели четко определены.
Одной из методик поведенческой терапии является систематическая десензитизация, основанная на поведенческом принципе противообусловливания. Согласно этому принципу субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное ситуацией или предметом, путем постепенного приближения к вызывающим страх ситуациям и психологическому состоянию, которое тормозит тревогу. Систематическая десензитизация состоит из трех этапов — обучение релаксации, построение иерархии и десензитизация стимула. Методика используется при фобиях, навязчивостях, компульсивных расстройствах.
Кроме того, используется постепенное действие стимулов, моделирование с участием в процедуре (при агорафобии), обучение уверенности в себе, аверсивная терапия(подавленис нежелательного поведения негативными стимулами).

3.2.10.10. Антикризисная психотерапия

Кризис — это эмоциональная и поведенческая реакция на опасные события, которая переживается, как болезненное состояние Эти симптомы могут кристаллизоваться в невротический паттерн поведения, который ограничивает возможности нормального существования. Вмешательство во время кризисов предлагается людям, которые в результате кризиса теряют трудоспособность или выявляют значительные нарушения психической деятельности.
Технические требования вмешательства во время кризиса включают: установление терапевтического альянса; рассмотрение событий, которые привели к кризису; понимание дезадаптивных реакций, которые использует больной для того, чтобы справиться с кризисом; фокусирование только на кризисе; обучение использованию более адаптивных методов преодоления кризиса; использование преимущественно позитивного переноса врачем; обучение больного способам избегания опасных для него ситуаций.
В результате такой терапии больной оказывается лучше вооруженным для избегания кризиса в дальнейшем. Такое вмешательство носит не только психотерапевтический, но и профилактический характер.

Назад Оглавление Далее