Инваспорт
3. Психология и этика общения
Туризм в различных его формах (групповой, семейный, организованный, самодеятельный) предоставляет человеку огромные возможности для общения. Это очень важно для людей пожилых и имеющих трудности с передвижением и другие-нарушения здоровья, которые сужают круг общения, делают его однообразным и недостаточным, что негативно сказывается на внутреннем душевном состоянии человека.
Выдающийся психолог В.Н. Мясищев отмечает, что общение является фундаментальной потребностью человека и такие свойства личности, как характер, склонности и способности, активно проявляются и развиваются не столько в одностороннем воздействии человека на природу, вещи и предметы, сколько в двустороннем взаимодействии людей, накладывающем неизгладимый отпечаток на все стороны развития личности. Расширение общения способствует выработке адекватных способов поведения в различных ситуациях. Речь идет не об отдельных частных актах поведения, а об устойчивых формах обращения человека с человеком в процессе общения, вытекающих из определенного понимания человека человеком и постоянно используемых им в своем повседневном общении.
В походе, путешествии члены группы вступают в общение друг с другом для совместной деятельности и сотрудничества - пройти по маршруту, интересному для всех участников, увидеть исторические и культурные памятники, побывать на природе. Таким образом создается мотивация для активного участия в путешествии. Общение в группе снимает неловкость, внутреннюю скованность, избавляет от хандры, одиночества и депрессии, дает возможность установить дружеские контакты, тем самым туризм способствует психологической реабилитации и адаптации пожилых и людей с инвалидностью, их интеграции в общество.
Большое значение для успешной реабилитации имеет отношение в обществе к людям с проблемами. Именно негативное отношение выделяет этих людей в особую группу, приводит к дискриминации и сегрегации, не позволяет им занять адекватное социальное положение. Установлено, что не нарушение функций и ослабление здоровья мешает участвовать в общественной жизни, а барьеры окружающей среды (архитектурные, физические, психологические) и негативное отношение общества.
Важно отметить, что неформальное общение и отношения с инвалидами и пожилыми должны быть основаны на некоторых правилах и знаниях:
- прежде всего, обращайте внимание на личность человека, а потом уже на его физические недостатки;
- поддерживайте возможности и умения, а не ограничения;
- не говорите "инвалид", "калека", говорите "люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями, проблемами здоровья" и т.д.;
- не проявляйте чрезмерного внимания к лицу с инвалидностью и не окружайте его гиперопекой.
- не говорите "ребенок-инвалид", говорите "ребенок с инвалидностью, ребенок с ограниченными возможностями";
- не говорите "немой", говорите "человек, лишенный речи, потерявший речь";
- не говорите "прикованный к креслу-коляске", следует сказать "использующий кресло-коляску, передвигающийся с помощью кресла-коляски";
- не говорите "старик", нужно говорить пожилой человек и т.д.
Предоставьте человеку возможность выбора и независимости, позвольте ему говорить и действовать сообразно его желанию и возможностям.
Функциональные ограничения, которые мешают человеку ходить, слышать, говорить, не являются причиной его недееспособности; истинную причину составляют барьеры окружающей среды и общества.
Назад | Оглавление | Далее |