aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

4. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы

Процессы демократизации любого общества вызывают повышенное внимание к наиболее уязвимым слоям населения. Многие развитые страны, процессы демократизации в которых насчитывают уже не один десяток лет, имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения.
В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др., имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.
Почему развитые страны уделяют сегодня большое внимание развитию программ физической активности и спорта среди инвалидов?
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от Общего национального дохода.
Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.
Принимая во внимание вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Пожалуй, только в слаборазвитых странах продолжают дискутировать вопрос о том, кто и как должен финансировать развитие спорта - государство, местные органы власти или сами занимающиеся. В подавляющем большинстве стран давно уже произошло разграничение сфер приложения средств из различных источников финансирования спорта, а тем более из федерального и местного бюджетов, - отмечает доктор педагогических наук С.И. Гуськов.
Как правило, средства, выделяемые правительством страны, расходуются на содержание государственных спортивных органов, большой спорт, проведение спортивных мероприятий и строительство спортсооружений национального масштаба, подготовку кадров, проведение научно-исследовательской и информационной деятельности.
Средства местных органов власти идут, главным образом, на развитие спорта для всех, содержание спортивных клубов, строительство и эксплуатацию спортсооружений муниципального характера.
Эта же схема работает, в основном, и в отношении спорта инвалидов. Национальные федерации, параолимпийские комитеты, занимающиеся большим спортом инвалидов содержатся, главным образом, за счет государственной и спонсорской поддержки. Среди инвалидов проводятся чемпионаты Европы, мира и континентов по различным видам спорта, Параолимпийские игры (пара - присоединившийся, т.е. игры, присоединившиеся к Олимпийским или проводимые вместе с ними).
Местные органы власти финансируют физкультурно-оздоровительную работу. Так, в Италии в провинции Тоскана, где на обеспечение спортивной системы выделяется 1,3 млрд. лир, развитие физической активности и спорта среди инвалидов занимает одно из шести приоритетных направлений в деятельности Регионального совета. Муниципалитеты Финляндии смогли привлечь к работе с инвалидами в начале 90-х гг. большое количество спортивных инструкторов. Кроме того, ими стали предъявляться более жесткие требования к строительству спортсооружений в целях обеспечения более широкого доступа инвалидов на спортивные объекты. По данным Франции за 1995 г., из более чем 1 млн. умственно отсталых лиц 23 000 занимаются спортом и физической активностью в 550 спортивных клубах, находящихся в ведении муниципалитетов.
Особенно тщательно, пожалуй, как ни в одной другой стране мира, в США следят за выполнением федерального Акта (закона) об американцах-инвалидах 1990 г. Согласно этому закону, все общественные здания, дворцы спорта и стадионы должны быть доступны инвалидам. В конце 1997 г. университет штата Гавайи открывал только что построенный стадион бейсбольным матчем. Но трибуны оказались пусты. Оказывается, архитектор не предусмотрел подъемников для инвалидов в колясках. И ректор университета, узнав об этом, запретил использовать трибуны, так как комиссия по инвалидам штата обратила его внимание на нарушение закона.
Что касается социально-правовых аспектов, организационных структур развития спорта инвалидов и физкультурно-оздоровительных программ для них, то в разных странах они различны: многое зависит от социально-экономического уровня развития каждой конкретной страны. Например, в США физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов опирается на законодательные акты, уравнивающие права инвалидов с другими категориями населения; спортсооружения и транспорт приспособлены для инвалидов; программы разрабатываются в учебных и научных центрах и опираются на прочную теоретическую базу; физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов начинается с детского возраста; в стране налажена четкая система деятельности оздоровительных и спортивных организаций инвалидов, многие из которых успешно работают уже не один десяток лет; издаются специализированные журналы; выпускаются специальные вспомогательные средства для инвалидов, занимающихся физкультурой и спортом. Физкультурно-оздоровительные и спортивные организации инвалидов США финансируются как за счет государства, так и за счет частных инициатив и спонсоров.
Анализ физкультурно-спортивной работы среди инвалидов Канады показывает, что юридический статус инвалидов в стране поддерживается различными законодательными актами, имеется богатый опыт и обширная сеть различных организаций, занимающихся этой работой. В отличие от США, где оказание благотворительности снижает налоги на 100%, в Канаде они снижены лишь на 30%. Государство оказывает определенную помощь физкультурно-оздоровительной и, особенно, спортивной работе. Правительство несет ответственность за обеспечение программ и услуг. Одним из существенных недостатков считается негативное отношение общества к инвалидам.
Осознавая, что физкультурно-оздоровительная и спортивная активность влияет на восстановление трудоспособности инвалидов, большую поддержку Немецкому спортивному союзу инвалидов и всему движению в целом оказывают федеральные организации. Подготовка кадров, в отличие от вышеупомянутых стран, в Германии, в основном, осуществляется не учебными заведениями, а самой Спортивной федерацией инвалидов.
Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.
До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов, - писали в 1996 г. авторы книги Основы физической культуры и здорового образа жизни П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия инвалид, физическая активность, а, тем более, спорт несовместимы, и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.
Каковы же причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в России?
Среди основных причин следует назвать следующие:
отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;
недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;
развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;
полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и, прежде всего, невозможность личного передвижения в общественном транспорте, нерешенность проблем в градо- и дорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и др.;
отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;
низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;
излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности.
Не случайно Коллегия ГКФК России 31 октября 1997 г. рассмотрела вопрос О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов. В своем постановлении по этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения.
Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. На наш взгляд, первостепенным является, как уже отмечалось выше, отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях.
Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и общественными организациями ГКФК России.
Наиболее полно эти вопросы нашли отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФК России и других общественных организаций (Царик А.В., Неверкович С.Д., Дмитриев В.С., Селезнев Л.Н., Чепик В.Д. и др.).
В названной выше концепции среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: …создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления физической культуры и спорта инвалидов. Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
физкультурное просвещение и информационно-пропагандист-ское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;
обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.
Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения. Но анализ принятых во многих субъектах Российской Федерации Законов о спорте показывает, что этой работе региональные и местные органы власти уделяют пока явно недостаточное внимание, а статьи в принятых законах о спорте носят чисто формальный характер.
Необходимо, чтобы в ближайшее время государственные спортивные организации на местах внесли в свои законодательные собрания конкретные дополнения в принятые законы. Особенно это касается создания физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов для инвалидов по месту жительства.
Совершенно справедливо ставят авторы Концепции и разработку в перспективе Закона Российской Федерации об адаптивной физической культуре. В настоящее время отсутствует интеграция в работе общественных организаций разных категорий инвалидов. Заметно ощущается крен в сторону спортизации. Практически вся работа в клубах сводится к организации и проведению спортивных соревнований среди небольшой группы элитных спортсменов. Хотя при остроте социальных проблем более приоритетной и перспективной является задача развития физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.
Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Назад Оглавление Далее