Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Классификация детского церебрального паралича

Спастическая диплегия по распространению двигательных расстройств является тетрапарезом, при котором руки поражаются в значительной степени меньше, чем ноги, иногда минимально. Это та форма, которая известна под названием болезни Литтля. У этих больных чаще всего отмечается вторичная задержка психического развития, у 70% наблюдаются речевые расстройства.
Становление двигательных навыков затруднено. Тонические рефлексы могут исчезнуть к 2-4 годам, иногда не все. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5-2 лет, с теми или иными ограничениями. Наблюдаются патологические синергии, способствующие, как и тонические рефлексы, формированию порочных положений конечностей, туловища, возникновению контрактур, деформаций.
Двойная гемиплегия — тетрапарез, при котором руки поражены так же тяжело, как и ноги, или еще больше. Преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на много лет тонических рефлексов (шейных и лабиринтного). Установочные, выпрямительные рефлексы у таких больных почти не развиты, как и произвольная моторика. Дети в тяжелых случаях не сидят, не стоят, не ходят.
Как правило, наблюдаются тяжелые нарушения психического развития, доходящие до идиотии. Гиперкинезы различного характера (хореоатетоз, атетоидный гиперкинез, баллизм, торсионная дисто-ния) наблюдаются наряду с параличами и парезами. У этих больных отмечается задержка угасания тонических рефлексов до 2 — 3 лет и более, задержка развития установочных рефлексов на те же сроки. Речевые нарушения имеются у 90% больных.
Интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Атонически-астатическая форма в отличие от предыдущих характеризуется низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, с отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными перио-стальными рефлексами. Однако к 3 — 5 годам при систематическом направленном лечении дети, как правило, овладевают произвольными движениями, хотя характерные для этой формы заболевания (атаксия, гиперметрия, интенционный тремор) остаются.
Речевые расстройства наблюдаются у 60 — 70% детей. В 55% случаев, помимо тяжелых двигательных нарушений, имеет место снижение интеллектуального развития. Гемиплегическая или гемипаретическая форма развивается в 80% случаев постнатально. В зависимости от интенсивности двигательных расстройств квалифицируется гемиплегия или гемипарез.
Чаще при одностороннем поражении больше всего поражается рука. У 25 — 30% больных отмечаются нарушения интеллекта. Речевые расстройства наблюдаются у 25 — 30% больных. Суммируя приведенные данные, характеризующие основные двигательные нарушения при детском церебральном параличе, необходимо отметить их рефлекторный характер. Движение возможно, но неуправляемо больным в связи с нарушением основ координации движений. Восстановление их в первую очередь связано с управляемым чередованием состояния мышц: расслабление, сокращение, растяжение, напряжение.
Это является необходимым условием для нормального соотношения в работе отдельных мышечных групп при выполнении активных движений, а также функций опоры, равновесия, формирования нормальной схемы тела и движений.
Применение методик рефлексотерапии при детском церебральном параличе имеет патогенетическую основу. При их помощи возможно эффективное воздействие для нормализации управления движениями за счет необходимой регуляции тонуса мышц (добиваться их расслабления), стимуляции функции мышц, восстановления физиологических синергии и улучшения работоспособности двигательного аппарата.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы