aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Глава 5. Детский остеохондроз - миф или реальность

В предыдущей главе я упомянул, что в норме мышечная масса у человека должна составлять 40% его веса. Так вот. По моим наблюдениям, наши дети страдают от того, что они к 18 годам ее (мышечную массу) просто не добирают до нормы. Вот основная проблема их физического неблагополучия. А недостаточная координация в связи с недостаточным развитием мускулатуры, если хотите, приводит к недостаточному развитию ЦНС или, проще, мозга. т.е. талант, данный тому или иному ребенку от родителей при рождении, может попросту не проявиться. Эго только одна из проблем наших детей, связанная с недостаточным физическим развитием, Кроме того, это приводит к сколиозам и плоскостопию, т.е. нарушениям, которые, в свою очередь, приводят в последствии к различным соматическим заболеваниям: от сердечнососудистых до мочеполовых. А остеохондроз? Что ж. Если считать, что он существует, то да. Но только после 18 лет!
Нынешняя экономическая ситуация заставила свернуть деятельность многочисленных спортшкол и секций, ранее бесплатно пропускавших через себя практически всех детей страны. Из всех видов спорта более-менее остались на плаву только престижные, да и то все их доходы уходят на аренду и лишь немного — на зарплату сотрудников. На развитие денег уже не остается. Как и за счет чего живут другие виды спорта — не знаю. Знаю одно. Здоровье наших детей — детей России — катастрофически ухудшается, а значит, ухудшается и здоровье нации, генофонд России...
А пока остается уповать на разум родителей. Но их тоже надо учить. Нужна система общей культуры. А принципы общей культуры изложил еще Гиппократ в отношении врачей, сказав: «Врач должен быть физически опрятным, нравственно чистым, умственно ясным». А древний грек Фалес — тот, который был первым среди мудрецов и о котором Цицерон сказал, что философия началась с Фалеса. Так вот, Фалес сказал, когда его спросили: «Кто счастлив?». Он ответил: «Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования». К этим словам в продолжение темы хочется напомнить народную мудрость: «Воспитывай ребенка — пока он лежит поперек скамьи». И все просветители на первое место по роли в формировании ребенка до семи лет ставили физическое развитие. Все остальное приложится позже.
Но, несмотря на все эти премудрости, родители в первую очередь думают о музыкальных школах, иностранных языках и прочих эстетствах. (Я, конечно, не выступаю против эстетического воспитания. Но всему свое время и, главное, не за счет здоровья.) И, как результат, — слабый, некоординированный ребенок лет в 6—8 воспринимается как норма. А его родители настолько влюблены в умение своего ребенка передвигать пальчиками по клавишам, что не замечают этой «нормы». И вся трагедия увидится (а порой видится не с этой позиции) много позже. Когда от этого ребенка потребуется сосредоточие всех сил для выживания в этой жизни. Вот тут и оказывается, что сил явно недостаточно, не заложено. Дело в том, что от развития моторики зависит и развитие, как я говорил, скорости мыслительных реакций. Научиться рано считать еще ничего не значит, если ребенка в последующем будут беспокоить различные комплексы и недомогания. Я не сомневаюсь, что физически подготовленный ребенок свое возьмет и в эстетизме, и в науке. В коллективе будет лидером, будь то школа или драмкружок. Да и интерес к музыке и языкам у такого ребенка будет более осознанным и плодотворным. Еще одна цитата. Великий китайский философ Лао-Цзы сказал: «Внешнее неотделимо от внутреннего. Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Так же и благородный дух не жизнеспособен в слабом теле, как бы не стремился человек к горным высям. Тело и дух должны быть едины...*
К чему все эти разговоры и цитаты? По моим наблюдениям, большинство людей живет по инерции, как соседи, как принято, заботясь об одежде и еде. Если и увлекаются какой-нибудь системой воспитания, то не надолго. Водят детей на танцы, на гимнастику, на теннис и через год-два бросают. Это же надо возить, встречать, вникать, т.е. отрывать от себя время. А настоящие-то проблемы начинаются в 13—15 лет. И если ребенок к этому времени не проникся какой-либо деятельностью, то его найдет улица, наркотики в университете, потому что сама по себе учеба ничего не дает становлению личности. Но зато к этому времени формируются лидеры, независимые уже от вас и вами не контролируемые. И, дай Бог, если это лидеры с позитивным направлением. А проблема наркотиков? Эта проблема актуальна именно для вузов и университетов, для внешне благополучных семей, где дети сыты, одеты, обуты, а интересов каких-то, дающих выход внутреннему творчеству, может быть заложенному, но не проявленному, не привито, а природная потребность есть обязательно.
Так вот, эти мои рекомендации я отношу к тем родителям, которые не боятся трудностей воспитания первых лег своего ребенка (это окупится сторицей), тем родителям, которые еще не махнули на это рукой (мол, как будет — так и ладно) и тем, кто сам уже не может воздействовать на своих детей (самая сложная категория детей). В квартире любой семьи должен быть спортивный уголок, даже если это идет в ущерб мебели или интерьеру. Этот уголок должен включать в себя перекладину, веревочную лестницу, качели или кольца. Все навесные снаряды при необходимости легко смешаются в сторону. С первых дней жизни родители должны поднимать ребенка из кровати или коляски, давая им ухватиться за большие пальцы. Эта методика великолепно описана в книге Бориса и Елены Никитиных. Порой ребенку легче научиться лазить по лестнице, чем ходить. Первое время надо подстраховывать их при лазании под потолок. Затем эта необходимость исчезнет. Умение лазить по веревочной лестнице, качаться на качелях — лучшая профилактика сколиозов и битовых травм во дворе. После б лет, когда в квартире ребенку становится тесно, необходимо записать его в группы спортивной гимнастики или ОФП. Хорошую базу дают некоторые школы восточных единоборств. Лет с 8—9 можно давать специализированные нагрузки. Спешить не надо. Главное — общая базовая подготовка. Я считаю, что ребенка можно приобщать к тренировкам на тренажерах довольно рано. Это самое универсальное средство сохранения здоровья в условиях города. А сочетать его можно и с теннисом, и с восточными единоборствами параллельно. Главное достоинство тренажеров, не оцененное нашей медициной (хотя там и есть понятие кинезитерапии), — это проработка всех мышечных структур и суставов в полном объеме и с точнейшей дозировкой для каждого занимающегося. У тех, кто занимается на тренажерах, нет остеохондроза, нарушений осанки, ишемических нарушений и прочих заболеваний, связанных с дыханием, кровообращением и т.д. А с помощью тренажеров от этих хворей можно избавиться, что и подтверждает практика. Это, пожалуй, единственный вид оздоровления, я бы сказал, лечения, которым никогда не поздно начать заниматься. Помешать может разве что лень или некомпетентность инструкторов. Последнее я отношу к незнанию медицины, без которого не обойдешься при обращении к тебе человека с такими недугами.
В дальнейшем я постараюсь осветить роль различных тренажеров в избавлении от тех или иных недугов. Пусть это будет руководство к действию для не желающих болеть.
А в заключение этой главы хотелось бы напомнить о проблеме бальной спины у детей. Если нет травмы, то боли связаны процентов на 90 с недоразвитием мышц спины. А у детей, рано приобщившихся к большому спорту, — с перегрузкой одних и тех же мышц и недостаточной нагрузкой других... Остеохондроз поэтому здесь ни причем. Следовательно, у детей его нет! А развитие общефизической подготовки в наше время зависит от Желания и понимания самих родителей. А если не знают, что делать, в следующих главах дам как общие, так и частные советы.

Назад Оглавление Далее