aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Развитие речи

Первые голосовые реакции ребенка развиваются на основе таких рефлекторных актов, как сосание, глотание, жевание. Если ребенок не может сомкнуть губы, поднять язык, проглотить пищу, он будет не способен и к артикуляционным движениям, необходимым для речи. Поэтому необходимыми предпосылками для развития речи у ребенка с церебральным параличом являются упражнения по развитию сосания, глотания, жевания.

Для обучения сосанию ребенка учат пить жидкость через трубочки различного диаметра. Для детей с насильственными движениями рекомендуется использовать негнущиеся трубочки из твердого материала, иногда несколько утяжеленные, чтобы непроизвольными движениями головы трубочка не вытолкнулась из стакана. Необходимо систематическое применение этих упражнений, до тех пор, пока ребенок не научится есть и пить из чашки.

Важно также обучить ребенка жеванию. Для этого надо возможно раньше начать давать твердую пищу, учить откусывать и жевать печенье, яблоко, сухари и т.д. У детей с насильственными движениями головы и шеи при обучении жеванию необходимо фиксировать голову и шею.

Для развития звуковой стороны речи большое значение имеет правильное дыхание. Для развития речевого дыхания и выработки продолжительного выдоха можно использовать следующие упражнения: яркие бумажные ленты или бабочки из бумаги на нитках длиной до 50 см прикрепляют к шнуру, шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы ленты и бабочки висели на уровне лица сидящего ребенка. Ребенку предлагают сильно дуть на них, приговаривая при этом: «Ленточки и бабочки полетели!» Эти же упражнения можно повторять, играя с бумажными птичками, пуская кораблики, мыльные пузыри и т.д.

Задержка формирования речи у детей с церебральным параличом связана с ограниченной подвижностью мышц языка, губ. Особенно сильно бывают нарушены движения языка: ребенок не может производить боковые движения языка, не может поднять его кончик. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения по развитию подвижности мышц языка и губ.

Так, с младшими дошкольниками можно проводить следующие игры-упражнения: уголки губ ребенка, нижнюю и верхнюю губу слегка намазать вареньем, желе, сиропом и попросить слизать его. Эти и дальнейшие занятия необходимо проводить перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения. Проводится игра-упражнение «Сказка о веселом языке». Взрослый рассказывает ребенку сказку: «Жил да был веселый язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у веселого язычка. Чтобы он не выбегал, домик веселого язычка был всегда закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной двери, у этого домика есть вторая дверка. (Взрослый улыбается и показывает ребенку зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую. (Взрослый улыбается, показывает верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (взрослый приоткрывает губы и предлагает ребенку сделать то же самое), а затем вторая. И язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло. В домике у веселого язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание на то, как язычок спокойно лежит внизу.) Пока не будем его будить, пусть язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую. Но язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, да так прыгать, что достает до потолка и щелкает. (Обращает внимание ребенка, что потолок— это нёбо, и предлагает погладить нёбо язычком.) На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, наверх, вниз и, почувствовав, что стало

39холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. Вот и вся сказка про веселый язычок».

Ребенка с церебральным параличом надо научить спокойно открывать и закрывать рот, уметь удерживать его в определенном положении. При выполнении этого упражнения взрослый должен следить, чтобы ребенок спокойно сидел, держал голову по средней линии, не опускал ее вниз. Если голова плохо удерживается, ее фиксируют при помощи головодержателя и т.д. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок открывал и закрывал правильно рот (движением нижней челюсти), а язык и губы были спокойны. Рот нужно открывать не очень широко, без напряжения. Постепенно можно увеличить время удержания рта в открытом положении до 4—6 с.

Для закрепления этого навыка можно использовать игру «Покачай куклу». Взрослый говорит ребенку: «Кукла плачет. Надо ее успокоить. Посмотри, как я укачиваю свою куклу. (Укачивает куклу, напевая: «Ааа...») А теперь ты покачай».

Для развития подвижности губ полезно упражнять ребенка вытягивать губы трубочкой. Вначале он должен суметь достать губами леденец, который находится на некотором расстоянии от его рта. Если ребенку трудно выполнить это движение, взрослый помогает ему, уменьшая расстояние. Чтобы ребенку было легче выполнить это упражнение, можно предложить ему различные картинки с изображением плачущего малыша, заблудившейся в лесу девочки, а также животных — филина, свиньи. Можно провести игру «Кто как кричит». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я покажу картинки и скажу, кто как кричит, а ты внимательно слушай и повторяй за мной». Показывает картинку «Девочка заблудилась в лесу» и спрашивает, как кричит девочка: «Ау!» Ребенок повторяет за ним. Затем показывает другие картинки. Малыш плачет: «Уа-уа». Филин кричит: «Фу-бу, фу-бу». Свинья лежит и дышит: «Уф-уф...»

Следующий этап — это научить ребенка улыбаться ненапряженно, показывать верхние и нижние передние зубы. Это упражнение необходимо для произнесения звука и.

Ребенка также необходимо научить спокойно без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении. Упражнения по смыканию губ проводятся в положении сидя перед зеркалом, голова по средней линии. Взрослый просит ребенка спокойно закрыть рот, сомкнуть губы; если это движение не удается, нужно помочь ему. При выполнении этого движения надо следить за тем, чтобы ребенок не поджимал губы, не выдвигал их вперед, не производил каких-либо дополнительных движений головой, руками. Важно воспитывать у ребенка ощущение положения закрытого рта сначала со зрительным контролем (при помощи зеркала), а затем и без него. Постепенно этот навык развивается.

Когда ребенок научится смыкать губы, можно приступить к произнесению звука м, используя игрушки или рассказы со звукоподражанием, в которых имеется звук м. Затем ребенок упражняется в произношении звука м в словах. Умение смыкать губы без напряжения, удерживать их в таком положении и произвольно размыкать при произнесении звуков п, б достигается специальными занятиями по произношению этих звуков в словах.

У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения голосообразования, поэтому для них очень важны упражнения по развитию силы голоса. Ребенка учат вначале тихо и длительно произносить звук у («дует тихий ветерок»), а затем произносить его громко и длительно («дует сильный ветер»), учат также произвольно менять силу голоса.

Необходимо проводить занятия по развитию произвольной высоты и интонации голоса. Взрослый выразительно рассказывает ребенку сказку, например «Три медведя», учит по подражанию менять произвольно высоту голоса, воспроизводя голос Мишутки, Анастасии Петровны и Михаила Ивановича.

Развитие артикуляционных движений и речи у детей с церебральным параличом необходимо начинать как можно раньше, так как первые два года жизни имеют важное значение. Однако нередко с детьми, у которых имеется тяжелое поражение артикуляционного аппарата и которые не говорят сами, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимопонимание. Этим они наносят непоправимый вред речевому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним, тогда постепенно у ребенка растет словарный запас.

Ребенка необходимо научить понимать рассказы взрослых о вещах и событиях, связанных, в первую очередь, с его личным опытом, постепенно вовлекать его самого в процесс рассказывания. Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи и постоянно побуждать детей произносить те или иные слова, строить элементарные фразы.

Назад Оглавление Далее