Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

8. Резюме: отношение к мифам

Прогрессивная парадигма современного российского социального за-конодательства, которую мы обсуждали в начале книги, еще недостаточно освоена сотрудниками этой сферы. Общая инерция, характерная для любой государственной машины, порождает вполне понятные «искажения» ведомственного сознания — отголоски тоталитарных времен. Как мы упоминали в разных частях книги, реальный опыт в регионах (общение родителей особых детей с госслужащими в разнообразных описанных в книге ситуациях) позволяет судить о наиболее распространенных заблуждениях, встречающихся среди сотрудников ведомств социальной сферы по вопросам реабилитации и образования особых де-тей (об организации их достойной будущей взрослой жизни Россия еще только «подумывает» — сколько-нибудь заметная практика в этой сфере отсутствует).
Поскольку трудности, с которыми сталкиваются многие семьи при организации реабилитации и образования ребенка, довольно типичны, мы предприняли попытку обобщить базовые тезисы-заблуждения и привести здесь ответы юристов на возникающие по этим темам вопросы. Оговоримся сразу: подобные тезисы-заблуждения были выражены в процессе устного общения родителей с некоторыми сотрудниками государственных учреждений, поэтому назвать их «официальными» можно только с оговоркой. Тем не менее они вполне отражают общие представления многих сотрудников социальной сферы.
Мы хотели бы думать, что приведенные ниже краткие рассуждения помогут работникам этой области прояснить для себя истинное положение дел и предо-хранят их от концептуальных и практических ошибок. Мы надеемся, что пред-ставители ведомств социальной сферы будут чувствовать себя гораздо увереннее, понимая смысл правовых норм, которыми они руководствуются.

По реабилитации

1. Утверждение: В ИПР включаются только те реабилитационные мероприятия, которые могут быть проведены государственными учреждениями. При отсутствии таких услуг в госучреждениях соответствующие графы карты ИПР не заполняются вообще.
Комментарий юриста: соответствии с Федеральным законом «О со-циальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 11) в ИПР включаются все реабилитационные мероприятия, в которых нуждается инвалид. Исполнителем ИПР может быть любая организация, оказывающая реабилитационные услуги, независимо от формы собственности и источников финансирования (статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; пункт 12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н). В ситуации, при которой учреждения медико-социальной экспертизы не могут определить исполнителя по реабилитационным мероприятиям, исполнителем необходимо указывать орган социальной защиты населения, поскольку согласно пункту 13 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н, координация мероприятий по реализации ИПР инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.
2. Утверждение: В нашем реабилитационном учреждении нет специалистов для работы с ребенком, имеющим такие нарушения или особенности развития, поэтому принять его для осуществления реабилитационных мероприятий мы не можем.
Комментарий юриста: Согласно статье 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Одним из видов социального обслуживания является помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями (статья 14 указанного Федерального закона). Согласно Закону, одним из принципов социального обслуживания является его доступность.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся в том числе создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (статья 21 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.
Таким образом, задача учреждений социального обслуживания — обеспечить, совместно с органами социальной защиты населения региона, предоставление гарантированных государством реабилитационных услуг того объема и качества, которые необходимы лицу с ограниченными возможностями. Обеспечить оказание услуг можно как введением дополнительных специалистов в штат действующего учреждения социального обслуживания, обеспечением повышения квалификации работающих специалистов, созданием специализированного учреждения социального обслуживания, так и размещением государственного заказа на необходимые услуги среди негосударственных реабилитационных организаций.
3. Утверждение: Получать реабилитационные услуги, включенные в ИПР, можно только в той организации, которая указана в ИПР.
Комментарий юриста: Исполнителем ИПР может быть любая организация, оказывающая реабилитационные услуги, независимо от формы собственности и источников финансирования (статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; пункт 12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н). Также, согласно статье 7 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», при получении социальных услуг эти категории граждан имеют право на выбор учреждения и формы социального обслуживания.
4. Утверждение: Поскольку в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отсутствуют услуги по психолого-педагогической и социальной реабилитации, то предоставление таких услуг в негосударственных организациях возможно только за счет инвалида.
Комментарий юриста: Реабилитационные услуги, технические средства реабилитации и услуги, включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, гарантируются за счет средств федерального бюджета. Гарантии государства по реабилитационным услугам, не включенным в Федеральный перечень, предусмотрены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Оказание реабилитационных услуг гарантируется в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Указанные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Если государство не может обеспечить необходимые лицу с ограниченными возможностями здоровья реабилитационные услуги надлежащего качества и в оптимальном объеме, то государство должно обеспечить оплату таких услуг в негосударственных организациях, предоставляющих услуги того объема и качества, которые необходимы такому лицу.
5. Утверждение: Если ребенок не признан инвалидом, то реабилитационное учреждение не обязано оказывать ему реабилитационные услуги.
Комментарий юриста: Согласно статье 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом, в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Одним из видов социального обслуживания является помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья (статья 14 указанного Федерального закона). Согласно закону, одним из принципов социального обслуживания является его доступность.
Таким образом, отказ в оказании реабилитационных услуг ребенку с ограниченными возможностями, не признанному инвалидом, незаконен.

По образованию

1. Утверждение: При тяжелых нарушениях развития ребенок признается необучаемым (обучению не подлежит).
Комментарий юриста: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 43) каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Согласно Закону РФ «Об образовании», гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей- инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Таким образом, перечисленные выше органы обязаны обеспечить условия для получения ребенком общего образования независимо от состояния его здоровья, так как основное общее образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательно.
Признание лица «необучаемым» является незаконным; функция по «установлению» такого статуса не входит и не может входить в компетенцию ни одного органа или организации.
2. Утверждение: Ребенок с такими серьезными нарушениями научиться чему-либо в школе не может, ему там «нечего делать».
Комментарий юриста: Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня кор- рекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
— формирование представлений о себе;
— формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
— формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
— формирование коммуникативных умений;
— обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
— обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
— овладение доступными образовательными уровнями.
Следовательно, образование для детей, имеющих сложные (сочетанные)
нарушения развития, может и не предполагать достижение определенного образовательного уровня, а направлено на освоение доступного для ребенка образовательного уровня, а также на социализацию лица с особенностями развития. Задача по социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья поставлена в том числе и Законом РФ «Об образовании».
3. Утверждение: Ребенку с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития рекомендуется пребывать в интернате системы социальной защиты населения.
Комментарий юриста: Рекомендация поместить ребенка в интернат системы социальной защиты населения противоречит основным принципам внутренней государственной политики Российской Федерации, противоречит интересам ребенка и нарушает его права, установленные законодательством Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что регулирование семейных отношений в России осуществляется в соответствии с приоритетом семейного воспитания детей. Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации определяет, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
4. Утверждение: Ребенок с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития может получать образование только в учреждении социального обслуживания — например, в интернате системы социальной защиты населения.
Комментарий юриста: Выбор образовательного учреждения — право родителя, установленное Законом РФ «Об образовании». Заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит для родителей реко-мендательный характер.
Родитель вправе выбрать для обучения ребенка интернат системы социальной защиты населения, имеющий лицензию на образовательную деятельность и работающий в режиме дневного пребывания, в качестве образовательного учреждения, в котором его ребенок будет обучаться. Однако родитель не обязан выбирать для обучения ребенка учреждение социального обслуживания. Организация обучения — это задача в первую очередь системы образования.
То, что государство не создало в зоне территориальной доступности к месту проживания ребенка условия для получения им образования, т.е. не выполнило свою законную обязанность, не является основанием для ущемления законного права родителей на выбор образовательного учреждения.
5. Утверждение: В нашем образовательном учреждении нет специалистов для работы с таким ребенком, поэтому здесь ему «не место».
Комментарий юриста: Задача государства в соответствии с законо-дательством — создать условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Задача специалистов, педагогов — определить, что необходимо ребенку для успешного получения образования в данном образовательном учреждении (сопровождающий в процессе обучения на период адаптации или на весь период получения образования, дополнительные индивидуальные занятия, индивидуальный учебный план, другое), а задача образовательного учреждения — совместно с органами образования, социальной защиты населения обеспечить ребенку необходимую поддержку.
6. Утверждение: Обучение на дому — единственная возможность организовать обучение ребенка с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития. У нас нет образовательных учреждений для него.
Комментарий юриста: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что обучение детей- инвалидов на дому осуществляется при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях. При этом задача социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья поставлена в том числе и Законом РФ «Об образовании». Такая задача фактически невыполнима при обучении ребенка на дому в форме проведения индивидуальных занятий по месту проживания ребенка.
То, что государство не создало в зоне территориальной доступности к месту проживания ребенка условия для получения таким ребенком образования, т.е. не выполнило свою законную обязанность по созданию специальных классов, школ, не является основанием для ущемления права ребенка на получение образования в социуме.
7. Утверждение: Обучение на дому — это проведение учителем занятий с ребенком по месту проживания ребенка.
Комментарий юриста: Надо понимать, что индивидуальное обучение на дому должно рассматриваться как крайний вариант организации об-разования, когда ребенок действительно не может посещать школу по объективным причинам, а не потому, что педагоги не знают, как с ребенком заниматься, как корректировать его поведение и т.д., или в территориальной доступности просто не созданы специальные классы, школы.
Индивидуальное обучение на дому понятно и оправданно, когда ребенок в силу физического состояния (опорно-двигательных нарушений, повышенной утомляемости, необходимости регулярного проведения каких- либо медицинских процедур и т.д.) не может ежедневно посещать школу.
Однако основная цель реабилитации любого инвалида — его социализация, которая может быть достигнута только включением лица с особенностями развития в общество. Поэтому даже те дети, которые не могут присутствовать на всех уроках и посещать школу ежедневно, имеют право, исходя из своих возможностей, заниматься в классе школы (индивидуально либо в группе) по отдельным предметам или по отдельным учебным дням: возможны любые варианты сочетания различных форм организации образования. Такую вариативность обучения должно обеспечивать образовательное учреждение, определяя индивидуальное расписание индивидуальных и/или групповых занятий в классе (что подразумевает, что ребенок будет числиться в каком-то классе и посещать уроки по расписанию занятий этого класса). При этом сохраняются и индивидуальные занятия на дому.
8. Утверждение: Та учебная нагрузка, которая установлена школой при обучении ребенка на дому, — это все, что может предоставить школа.
Комментарий юриста: Учебная нагрузка должна определяться пси-холого-медико-педагогической комиссией. То, что школа не может обеспечить условия получения образования, рекомендованные психолого- медико-педагогической комиссией, не должно ущемлять права ребенка на полноценное образование. Если школа отказывает в увеличении учебной нагрузки, несмотря на рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, родители вправе организовать необходимую учебную нагрузку самостоятельно, например, пригласив преподавателей за свой счет. Родители детей-инвалидов имеют право требовать компенсацию своих затрат на эти цели в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
9. Утверждение: С таким диагнозом (например, «умственная отсталость») в нашей школе учиться нельзя, ребенок должен учиться в школе другого вида (например, VIII вида).
Комментарий юриста: Диагноз не может являться критерием для определения условий получения образования. Критерием являются педа-гогические характеристики ребенка, его образовательные возможности, в том числе потенциальные. Установить такие возможности и составить рекомендации об условиях получения образования — задача психолого- медико-педагогической комиссии. Отказ школы в предоставлении образовательных услуг на основании наличия какого-либо диагноза незаконен.
10. Утверждение: Семейная форма получения образования возможна только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или по медицинской справке.
Комментарий юриста: Выбор семейной формы получения образования — право родителей, установленное Законом РФ «Об образовании». Этот выбор основывается только на решении родителей и не требует подтверждения каким-либо органом или организацией. Т.е. для перехода на семейную форму получения образования иных условий, помимо желания родителей, не требуется и в предоставлении каких-либо дополнительных документов необходимости нет.

Назад Оглавление Далее