aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

9. Стратегия и тактика реализации прав | Права особого ребенка в России

Почему родительское общественное движение недостаточно эффективно?

Мы говорили с вами выше о возможности и путях кардинального улучшения ситуации в сфере реабилитации, образования и достойной жизни особых детей. Однако у значительной части родителей существует тотальное предубеждение, которое активно поддерживается некоторыми чиновниками, что подобные изменения — дело очень неблизкого будущего.
Почему же тысячам общественных организаций, активно работающих в этой сфере, не удается достаточно оперативно менять ситуацию? Дело в том, что их деятельность по-прежнему не направлена на простра- ивание системных изменений, не побуждает востребовать и контролировать те изменения, которые уже произошли. В этом заключается серьезная ошибка родительского общественного движения. В масштабах России совершенно невозможно организовать контроль за реализацией огромного объема необходимых услуг «сверху». Единственный механизм контроля, который в такой ситуации достоверен и эффективен, — контроль «снизу», со стороны потребителя, активно востребующего положенную ему по праву услугу и контролирующего качество ее предоставления. Это — самый быстрый способ добиться реализации права в современной России.
Однако подавляющее большинство общественных организаций родителей особых детей, к сожалению, проявляет тенденцию целиком превращаться в «группы самопомощи». Они стараются организовать социум и досуг для своих детей, проводя регулярные «клубные» и праздничные встречи, летние выезды и лагеря, иногда — развивающие занятия. Действительно, помощь конкретным детям — важное и необходимое дело: ведь дети растут и не могут ждать... Такой деятельностью в той или иной мере занимаются все объединения родителей детей-инвалидов; она тоже как-то изменяет ситуацию. Но эта помощь не является системной. Такая деятельность направлена в значительной степени на насущные сиюминутные нужды, но не нацелена на выстраивание грядущих этапов жизни взрослеющего ребенка и в наименьшей степени дает импульс к активности родителей во внешнем мире. Если такая активность и возникает — она обычно выражается в форме «прошений» к власти о поддержке тех или иных мероприятий и программ самопомощи.
При всей необходимости деятельности по самопомощи — переход на новый уровень не произойдет, если не будет производиться работа по общему изменению ситуации. Такая работа иногда очень быстро отражается на судьбах детей-инвалидов.
Многие известные в России родительские организации тесно сближаются, даже «срастаются» с властью; в такой ситуации кажется, что вот- вот все кардинально изменится — но почти ничего не меняется. В этих случаях мы наблюдаем слишком далекий отрыв от «энергетики» родительских масс. Вместе с тем такое «сращивание» отдаляет организации инвалидов от профессионалов (педагогов, психологов, реабилитологов, юристов) — носителей системного взгляда на ситуацию и пути ее изменения. Ведь власть пока еще, следуя инерции советского времени, не ищет взаимодействия с профессионалами, не реагирует на сигналы с их стороны. А это всегда, во все времена было и остается признаком того, что ре-альных изменений не предполагается.
Некоторые общественные организации инвалидов (обычно — в лице своих ключевых представителей) встают в позицию «глухого», непримиримого антагонизма по отношению к власти. Такие организации (или их представители) становятся для власти притчей во языцех; чиновники перестают воспринимать их как сторону в переговорах, всячески избегают общения с ними — и ситуация по-прежнему не «сдвигается».

Шаги, реально меняющие ситуацию

Ключевое условие эффективности - наличие социального адвоката

Никакая общественная организация инвалидов не способна более или менее долгий срок нести на себе в полном объеме функции, которые должно исполнять государство: не хватит ни сил, ни ресурсов (человеческих, финансовых, организационных). Со стороны общественной организации речь может идти о временном закрытии какой-либо «бреши», о разработке модели какого-либо вида помощи, о передаче опыта и т.п. — но не более: даже в масштабе города общественной организации, функционирующей как группа самопомощи, кардинально проблему решить не удастся. Это под силу лишь государству; государство должно исполнять свои обязательства, а высветить проблемы и востребовать выполнение обязательств — это и есть функция общественного движения.
Для того чтобы общественная организация смогла эффективно выполнять эту функцию, в ней должна быть актуализирована позиция социального адвоката. Социальным адвокатом мы будем называть здесь человека, который сознательно или по ситуации взял на себя труд помочь родителям выявить и устранить нарушения прав особого ребенка на реабилитацию и образование1. Именно эта позиция, став ключевой, кардинально меняет ситуацию — в городе, в регионе, в стране! Социальный адвокат — как раз тот человек, который может вызвать к действию и поддержать эту гигантскую силу, социальную активность родителей, направить ее в правильное и эффективное «русло».
Реально ситуация изменяется в тех регионах, где начинают функ-ционировать люди, находящиеся в позиции социальных адвокатов. И серьезных успехов добиваются в первую очередь те организации, в деятельности которых социальные адвокаты играют ключевую роль, энергично способствуя выходу активности организаций за рамки самопомощи. Наша практика поддержки социальных адвокатов в разных регионах России показала, что эту позицию занимают преимущественно активисты родительских организаций; второй по численности группой являются педагоги-подвижники, занимающиеся с такими детьми. Личная сопричастность проблеме при развитом правосознании склоняет представителей этих групп к использованию легальных, а не стихийно-революционных методов в защите прав детей.

Как реально востребовать право?

Значительная часть настоящей брошюры нацелена на формирование у родителей достаточно ясного представления о правах их особых детей. Без этого невозможно востребование прав. Работа такого плана — огромное поле деятельности для социального адвоката.
Подавляющее большинство родителей детей-инвалидов, особенно в российских регионах, а также врачей, педагогов, работников социальной и реабилитационно-образовательной сферы, функционеров этой системы находятся в девственном неведении как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Необходимо организованное массированное просвещение родителей, специалистов и представителей социальных ведомств.
1 Это определение естественным образом распространяется и на взрослых инвалидов, когда речь идет о нарушении их прав.
государственных организациях: роддомах и детских поликлиниках, больницах, детских садах, школах, реабилитационных центрах, управлениях социальной защиты и образования, бюро МСЭ и ПМПК, органах опеки и попечительства и т.п. — должна оказаться доступная информация о том, какие нарушения развития встречаются у детей, каковы меры помощи таким детям, как организовать их реабилитацию и образование, каковы возможности их интеграции, куда можно обратиться за помощью и т.д. Необходима всесторонняя информация о правах таких детей. В разных местах обязательно должны появиться также сведения о том, что происходит с ребенком, когда он попадает в интернат. Составлять и распространять доступные и убедительные тексты такого рода, не забывая обновлять их в соответствии с реалиями, — необходимая функция общественных организаций родителей, это типичная «социально-адвокатская» деятельность.
Узнав о гарантированных законом правах своих детей, родители уже не могут не думать о реализации этих прав. Представители же социальных ведомств ведут себя по-разному. Если для определенной части госслужащих получение информации уже является мощным стимулом к действию, то для другой части работников таких ведомств, как показывает практика, одной лишь просветительской деятельности оказывается недостаточно: она не побуждает их выполнять законы.
А значит, правовое просвещение часто может быть лишь первым шагом; далее возникает необходимость защищать эти права и бороться за их реализацию — вплоть до отстаивания их в судебном порядке. И потому в этой сфере возникает и стремительно растет запрос семьи на юридическую поддержку в защите основополагающих прав своих детей. Фигурой, без которой права инвалидов в нашей стране зачастую невозможно востребовать, становится юрист.

Взаимодействие родителей, юристов и управленцев: «катализатор» - социальный адвокат

Заметим, что для эффективного востребования прав необходимо участие экспертов — специалистов, способных профессионально оценить ситуацию и предложить профессиональный же путь ее разрешения. Родительской стихии не всегда легко взаимодействовать с экспертами: юристами, педагогами и психологами, экономистами и пр. Для того чтобы облечь родительскую энергию в грамотную, профессиональную форму и тем самым сделать действия родителей эффективными, необходим тот самый посредник — социальный адвокат.
В ходе информационно-правового сопровождения родителей мы постепенно пришли к выводу, что непосредственное взаимодействие «родитель — юрист» во многих случаях происходит с большими затруднениями. С одной стороны, значительной части родителей не понятна логика тех или иных отдельных действий, которые предлагает юрист. В результате они не всегда доверяют рекомендациям юриста либо не могут творчески их переосмыслить и скорректировать при непосредственном общении с чиновниками. С другой стороны, юристы обычно готовы работать с уже мотивированными родителями, они редко используют аргументы гуманитарного и этического характера. Все это делает родителя пассивной стороной взаимодействия с юристом, мало способствует повышению его социальной активности и осознанию своей роли в жизни собственного ребенка, а значит, существенно ограничивает движение к поставленной цели — изменению положения особых детей в России.
Центр лечебной педагогики изначально выступал в этой деятельности с позиций социального адвоката и правозащитника1 и лишь позднее привлек к проблеме юристов, поэтому в правовом отделе Центра естественным образом сформировался тандем «юрист — социальный адвокат». Оказалось, что наличие этого тандема многократно повышает эффективность поддержки родителей, значительно облегчает понимание родителями своих прав, придает заметный импульс их активности в защите прав детей, держит сотрудников госслужб «в тонусе» и побуждает последних постепенно реформировать эту область. Предложенная социальными адвокатами опора на прокуратуру показала себя не менее эффективным и в большинстве случаев — гораздо более быстродействующим средством по сравнению с обращением в суд (в частности, оперативно способствующим восстановлению прав детей на образование). Эта деятельность требует минимальной поддержки юристов. Пока судебная система в России столь несовершенна, громоздка и неповоротлива, что по большей части может рассматриваться лишь как эксклюзивная мера, — подключение прокуратуры нередко позволяет значительно быстрее сдвинуть дело с мертвой точки.
Заметим, что привлекает юристов к решению задач общественной организации именно социальный адвокат, именно он (в особенности — первоначально) ставит задачу юристам. И лишь постепенно — настолько, насколько юрист проникается идеями и целями деятельности общественной организации, — последний может отчасти взять на себя функции социального адвоката.

Назад Оглавление Далее