Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Физкультура

Программа тренинга коммуникативных навыков для детей с недостатками слуха Исаева Т. Н., Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Центр социально-психологической помощи населению
Исаева Т. Н., педагог-психолог

Занятие № 1

Цель - создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с правилами тренинга, изучение активного стиля общения, способов передачи и приема обратной связи, первичное освоение приемов самодиагностики.
1. Ознакомление с правилами тренинга.
- уважение к говорящему;
- доверительное отношение друг к другу;
- внимание к чувствам;
- открытость и честность в общении.
2. Знакомство. Упражнение «Снежный ком».
Ведущий (психолог): «Я хочу познакомиться с вами, и мы сделаем это таким образом. Каждый из вас по очереди будет называть свое имя и прилагательное, характеризующее его, начинающееся на любую букву его имени, например: Аня - активная. Следующий будет называть имя предыдущего с прилагательным и свое и т. д.»
3. Упражнение «Зеркало».
Выбирается ведущий. Он подходит к каждому участнику и показывает любое движение или действие. Сидящий в круге должен все повторить. Каждый попробует себя в роли ведущего.
4. Упражнение «Солнышко».
Ведущий (психолог): «Нарисуйте солнце. В центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей».
5. Упражнение «Узники».
Участники становятся плотно друг к другу, образуя круг. Руководитель тренинга крепко связывает всех веревкой. Задача группы - пройти по определенному маршруту как можно быстрее, так как участники - это узники замка, и если они все сделают правильно, то спасутся.
6. Прощание. Подведение итогов занятия. Выводы.
Задание: подумать о себе, какие еще положительные черты можно написать.

Занятие № 2

Цель - снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил, повышение самооценки, самораскрытие, создание эмоционального настроения, мотивация на сотрудничество.
1. Приветствие. Упражнение: «Ты мне нравишься, потому что ...» Каждый из участников говорит сидящему рядом эту фразу, заканчивая ее.
2. Упражнение «Атомы».
Участники кладут кисти рук на плечи, прижимая локти к туловищу. И в этом положении двигаются хаотично в быстром темпе. Можно легко сталкиваться друг с другом. Ведущий показывает любую цифру (от 1 до 10), «атомы» должны встать плотно друг к другу в соответствии с названным числом. Так повторяется несколько раз.
Основная тема - обида. Обсуждение с участниками тренинга этой темы. Каждый высказывает свое мнение о том, как он себя ведет, если его обидели.
3. Упражнение «Злые и добрые кошки».
Сначала участники ведут себя, как стая злых кошек. Можно рычать, щипать, несильно набрасываться друг на друга, прыгать, бегать друг за другом и т. д. Затем участники становятся добрыми кошками. Показать это невербально.
4. Упражнение «Фрукты и овощи».
- Каждый из участников (по кругу) обзывает следующего каким-нибудь овощем или фруктом, например: «Женя, ты - свекла».
- Каждый называет следующего ласково каким-нибудь цветком, например: «Маша, ты - ромашка». Каждое чувство подкрепляется не вербально.
5. Упражнение «Репка» Инсценировка сказки «Репка».
Один из игроков изображает репку, другие - дедку, бабку, внучку, собаку, кошку, мышку. Каждый из персонажей сказки уговаривает репку пойти с ним. Можно использовать разные средства: просьбу, шантаж, угрозу и т. д. В конце репка объясняет, с кем бы она пошла и почему. Обсуждение.
6. Прощание: выводы. Еще раз напомнить участникам, что из конфликтной ситуации можно выйти с юмором, не обидев другого.

Занятие № 3

Цель - развитие навыков невербального общения, коммуникативных навыков, повышение самооценки.
1. Приветствие. Упражнение «Нетрадиционное приветствие».
Приветствие друг друга по кругу нетрадиционными способами: тыльной стороной ладоней, стопами ног, внутренней стороной ног, коленями, плечами, лбами, ушами, носами, но легко, без удара.
2. Тест-упражнение «Иллюзии социальной перцепции».
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Каких качеств, необходимых для общения, не хватает тебе? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?» Обсуждение.
3. Упражнение «Лучшее качество». Все участники по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего. Обсуждение.
4. Каждый участник невербально «рассказывает» о каком-то радостном событии, прошедшем на днях или о событии, которое должно произойти. Другие должны отгадать, что имел в виду ведущий. (Например: на каникулы я поеду в Москву, я получил за контрольную работу оценку «5», я пойду в кино и т. д.).
5. Упражнение «Понять партнера».
Один из участников встает спиной ко всем. Остальные участники делятся на две команды и договариваются, кто будет поддерживать партнера, а кто нет, при этом надо молчать и сохранять невозмутимое выражение лица. Ведущий должен отгадать по глазам членов команд, кто за него, а кто - нет. В роли ведущего должен побывать каждый.
6. Упражнение «Подарок».
Каждый из участников дарит другому участнику подарок, изображая его мимикой, жестами, пантомимой. Остальные отгадывают, что это за подарок.
7. Упражнение «Солнышко». (См. занятие №1)
8. Прощание: Обсуждение с участниками, какие упражнения наиболее понравились, почему. Выводы. Заключительное анкетирование участников тренинга.

Назад Оглавление Далее