aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Права, оплаченные страданием. Страница 12

Какая информация необходима больному для принятия им решения?
Требования, которым должна удовлетворять такая информация, отмечены в ст. 31 Основ:
1) она должна содержать сведения о характере патологии с трактовкой материалов исследования, подтверждающих диагноз или не укладывающихся в него, а также о прогнозе течения этой патологии при лечении или без него; главное - дать больному ту информацию, которая может влиять на его решение;
2) информация о предлагаемых методах диагностики и лечения должна не только разъяснять его суть, но и сообщать о возможном риске их применения, возможных осложнениях, а также об альтернативных методах, даже если в данном лечебном учреждении этих методов нет; главное -предоставить информацию в такой форме, которая не испугает больного и не позволит его эмоциям возобладать над здравым смыслом;
3) вся информация должна быть представлена в доступной для больного форме с учетом и его национального языка, и его базовых знаний, образования.
Доверительная беседа врача будет способствовать активной помощи больного медикам, а также даст ему понять, что в разборе претензий по неудачам проводимого врачами лечения он зачастую является не только истцом, но и соответчиком.
Все чаще трудности и ошибки диагностики связываются с недостатком информации. Речь идет не только о врачах. Нередко и больные умалчивают некоторые факты (например, злоупотребление алкоголем).
И врачи, и больные должны осознавать два простых тезиса:
• Медицина может гарантировать помощь, но не здоровье.
• Больше лечения - не значит лучше.
Фактически каждый больной заключает с медициной (лечебным учреждением, врачом и т.п.) договор, который, даже не будучи оформленным на бумаге, подразумевает, что у договаривающихся сторон есть свои права и свои обязанности. В любом договоре предусматриваются ответственность сторон за неисполнение договора и условия, исключающие такую ответственность (форс-мажорная ситуация и др.). Полная информированность больного о возможном риске (это не относится к ошибкам, неправильным действиям или бездействию врача) как раз и является пунктом ненаписанного договора, снимающим ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение медициной своих обязательств перед больным.
А если необходимы срочные меры и невозможно получить согласие на них больного из-за его некомпетентности?
Прежде всего, что это такое - некомпетентность больного? Под некомпетентностью больного следует понимать его временное (например, алкогольное опьянение), продолжительное неадекватное (стопор, кома, острый психоз) или постоянное (младенческий возраст, слабоумие, психическая болезнь) сознание. В острых ситуациях, чаще всего и возникающих в медицине критических состояний, вопрос о некомпетентности больного может решить лечащий врач. При необходимости срочных действий, например применения сердечно-легочной реанимации, переливания жидкостей и крови, искусственной вентиляции легких и других жизнеспасающих мер, может просто не быть времени ни на то, чтобы информировать больного, ни на то, чтобы получить его согласие или отказ. В таких ситуациях надо действовать, а уже потом отметить в медицинской документации обстоятельства, не позволившие выполнить пункты закона. После устранения экстренности можно получить так называемое отсроченное осознанное согласие больного и сделать запись об этом в истории болезни.
В чем выражается согласие больного на медицинские действия?
Согласие больного на предлагаемые методы диагностики и лечения осуществляется по правилам, изложенным в ст. 32.

Статья 32.
Согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. То же самое предпринимается при отсутствии законных представителей лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными.
Различные методы диагностики и лечения, имеющие реальный риск осложнений (анестезиологическое пособие, интенсивная терапия, инвазивные методы диагностики и т.п.), требуют оформления осознанного согласия больного.
Полагаем, что ко всем случаям подходит запись в истории болезни, сделанная врачом по такой схеме:
Больной(ая) информирован(а) о характере патологии, предлагаемом лечении, возможных опасностях метода и дал(а) свое согласие на предложенный план.
Применяться такая форма должна только для методов диагностики и лечения, чреватых предвидимыми опасными осложнениями.
Может ли больной отказаться от лечения?
Если компетентный больной не соглашается на предлагаемые план и методы лечения, то ему разъясняют опасность такого решения, но ни в коем случае не вымогают согласие угрозами выписки из больницы и т.п. И тем более не действуют вопреки требованиям больного. Его право на отказ от любого вида лечения оговорено ст. 33.
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Гражданин либо его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 настоящих Основ.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Куда обращаться, если права больного нарушены? В соответствии со ст. 30, п. 13, больной или его законные представители могут обращаться, если нарушены права больного или любые другие права больного и гражданина, в следующие инстанции:
- к руководителю или другому должностному лицу в лечебном учреждении, где больному оказывается помощь;
при неудовлетворении на месте он может обращаться в органы здравоохранения, которым данное лечебное учреждение подчинено (хотя это и не оговорено в Основах законодательства РФ по охране здоровья граждан, но такое право больных обосновано другими законами страны);
- в профессиональную медицинскую ассоциацию;
- в медицинский правозащитный центр;
- в лицензионные комиссии, которые лицензируют лечебные учреждения или аттестуют и сертифицируют врачей;
- в суд.
В соответствии с той же ст. 30, п. 12, к больному должен быть допущен адвокат или другой законный представитель для защиты его прав и интересов.
В соответствии со ст. 68, а также ст. 1084-1093 Гражданского кодекса РФ, больному возмещается моральный и материальный ущерб, причиненный при нарушении его прав потребителя или относящийся к причинению вреда здоровью.
Пациент должен знать, что в случае необоснованного иска врач имеет право подать встречный иск, связанный с клеветой или моральным ущербом.
Какие медицинские услуги может получить больной в рамках программ добровольного медицинского страхования?
Граждане Российской Федерации в соответствии с Законом РФ О медицинском страховании граждан в Российской Федерации имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования. Этот договор содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу. Также они имеют право предъявить иск учреждениям здравоохранения и частнопрактикующим врачам, работающим в системе обязательного медицинского страхования, в том числе и на материальное возмещение ущерба, если причинен вред здоровью, медицинская и лекарственная помощь оказаны ненадлежащего качества, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.
К нарушениям при оказании медицинской и лекарственной помощи застрахованным относятся:
1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию.
2. Выставление счета за фактически не оказанную услугу (случай медицинской помощи). Неоднократное включение в счет одной и той же медицинской услуги. Выставление счета за услуги, не предусмотренные программой обязательного медицинского страхования и лицензией медицинского учреждения, а также за действия, не являющиеся отдельно оплачиваемой медицинской услугой при принятом порядке оплаты.
3. Оказание застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества:
- невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.);
- необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболеваний или удлинению сроков лечения.
4. Нарушения в работе медицинских учреждений, наносящие ущерб здоровью застрахованных:
заболевания (травмы, ожоги) и осложнения, возникшие в период пребывания пациента в медицинском учреждении по вине медицинских работников, потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, в том числе внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала; осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, инфузий и т.д., связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний.
5. Преждевременное (с клинической точки зрения) прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), в том числе:
- преждевременная выписка больного, повлекшая повторную госпитализацию, или удлинение периода выздоровления, или хронизацию заболевания, или другие неблагоприятные последствия;
- преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях и др.
6. Другие нарушения, ущемляющие права застрахованных, гарантированные ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Какова ответственность медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей за вред (ущерб), причиненный застрахованным пациентам при некачественном оказании медицинской помощи?
Основанием для предъявления претензий или иска по возмещению вреда для страховой медицинской организации является акт результатов проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Следовательно, учреждения здравоохранения, независимо от форм собственности, а также частнопрактикующие врачи, участвующие в системе обязательного медицинского страхования, несут ответственность за вред, причиненный застрахованным гражданам.
Ответственность за вред наступает в случае, если установлена причинно-следственная связь между деяниями (действием либо бездействием) медиков и последствиями, наступившими у застрахованного пациента. Если в причинении вреда наряду с медицинским работником виновен и сам пациент, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально степени его вины.
Размер возмещения вреда при некачественном оказании медицинской помощи зависит от величины понесенных на лечение расходов, длительности нетрудоспособности застрахованного, результата (выздоровление, хронизация полученного заболевания либо травмы, инвалидность, смерть застрахованного), а для работающего - также от степени утраты трудоспособности и размера утраченного заработка (дохода).
В денежные суммы, компенсирующие вред, нанесенный застрахованному гражданину, входят расходы на его обследование и лечение, в том числе санаторно-курортное, уход за потерпевшим, протезирование, приобретение и ремонт специальных транспортных средств, профессиональное переобучение и другие расходы, связанные с устранением последствий нанесенного ему вреда, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение. Кроме того, возможно возмещение морального ущерба, оно определяется только судом.
В чем заключается досудебная защита прав застрахованных?
В соответствии с действующим законодательством страховая медицинская организация (территориальный фонд обязательного медицинского страхования, выполняющий функции страховщика) обязана защищать интересы застрахованных граждан.
Страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение застрахованного по поводу некачественного оказания медицинской помощи, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи, направить заявление застрахованного вместе с необходимыми документами в учреждение здравоохранения.
В заявлении должны быть указаны время, место, обстоятельства причинения материального вреда, лицо, виновное в причинении вреда, заявляемый размер ущерба. При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены к заявлению.
Заявление пострадавшего либо его представителя должно быть рассмотрено руководителем учреждения здравоохранения или частнопрактикующим врачом не позднее 10 дней со дня его поступления.
?7710 делает страховщик с целью судебной защиты прав застрахованных?
Если застрахованному пациенту отказали в возмещении вреда, он сам либо его представитель вправе обратиться в суд.
При судебном способе защиты прав застрахованных страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного случая, оказать содействие застрахованному в оформлении претензии и иска к учреждению здравоохранения или частнопрактикующему врачу.

К заявлению застрахованного прикладываются результаты экспертизы страховой медицинской организации.

Знание основ отношений между больным и медициной инвалиду крайне необходимо. А еще ему могут пригодиться некоторые советы, которые дает своим читателям газета Фонда инвалидов Сергея Дьячкова Вместе (г. Тольятти). Они о том, как поступать на практике. Это те же положения Основ законодательства Российской Федерации, переведенные на житейский язык.

Что делать, если вас все-таки залечили?

1. Еще до начала скандала любыми путями добудьте свою медицинскую карточку со всей прочей документацией: выписками, анализами, квитанциями об оплате, заключениями врачей. Иначе, как показывает печальный опыт, все это может улетучиться.
2. Поищите союзников среди младшего медицинского персонала. Они могут вам пригодиться во время судебного процесса.
3. Заранее сходите на прием к психиатру и получите от него справку о своем психическом здоровье. Проштрафившиеся доктора очень любят потом обвинять своих покалеченных пациентов в ненормальности.
4. Надеяться на действительно независимое медицинское освидетельствование трудно — во врачебной среде сильна корпоративная солидарность. По решению суда вас направят на медицинскую экспертизу.
5. Многие думают, что жаловаться можно только на платных врачей. Это не так. Даже если вас залечили совершенно бесплатно, вы все равно имеете право обратиться в суд и потребовать компенсации морального ущерба.
6. Слезы, пролитые в подушку, моральным ущербом считаться никак не могут. Все нравственные и сопутствующие им физические страдания — инфаркт, мигрень, временная нетрудоспособность — следует заранее засвидетельствовать у врачей. Некая сумма за моральный ущерб взыскивается по решению суда, только если имеются документальные доказательства этого самого ущерба.
7. Наши законы не регламентируют размер компенсации, но суды, как правило, много денег не присуждают. Так что смело проставляйте в своем иске любую, даже заоблачную сумму — с учетом того, что ее потом уменьшат на несколько порядков.
8. Помните, что судиться вам предстоит не с конкретным хирургом, а с клиникой, где проходила эта операция. Вернее, с ее юристами, которые будут мгновенно парировать любые ваши дилетантские рассуждения о врачах-садистах. Все предыдущие советы как раз и помогут вам как следует подготовиться к схватке не на жизнь, а на смерть.

И еще несколько советов пострадавшим от недобросовестных медиков

Вы познакомились, надеемся, с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Повторим некоторые из этих положений в виде простых советов.
Уже на пороге больницы закон как бы выписывает каждому специальное право на хорошее отношение. Проще говоря, если медики ненароком нахамят вам, лечебница обязана заплатить за моральный вред. Правда, рассчитывать на это можно, лишь когда есть свидетели или диктофонная запись. С порога начинает действовать и право на сохранение врачебной тайны.
Перед любым вмешательством — от осмотра до операции — врач обязан рассказать вам о риске, который вас ожидает: боль, осложнение и т.п. Все процедуры должны расписать в вашей медкарте: согласны на их проведение — распишитесь.
И не забудьте о праве на облегчение боли. Если за обезболивание вам предлагают заплатить — отдайте, но потребуйте квитанцию за оплату и сохраните ее для дальнейших разборок.
Особенно успешно лечебницы пренебрегают правом пациента бесплатно получать лекарства, лежа в стационаре. Платите! А на память собирайте опять-таки чеки или справки о том, что это лекарство куплено.

Назад Оглавление Далее