Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

6.3. Взаимодействие со школьниками (Школьный проект)

Описание проекта Формирование отношения к инвалидам, способствующего их интеграции в общество (Школьный проект)

Проект Формирование отношения к инвалидам, способствующего их интеграции в общество (Школьный проект) осуществлялся с 1 сентября 1997 г. по 30 июня 1998 г. в рамках проекта Создание условий для экономической независимости инвалидов и их интеграции в общество (финансируется Агентством США по международному развитию - USAID через Совет по международным исследования и обменам - IREX).

Школьный проект представлял собой пилотную обучающую программу по пониманию инвалидности и проводился в городе Великий Новгород и заключался в проведении занятий по пониманию инвалидности для учеников 3-5-х классов в общеобразовательных школах города молодыми инвалидами (клуб Росток), прошедшими специальную подготовку.

Проект реализовывался сотрудниками Региональной общественной организации Перспектива и членами клуба молодых инвалидов г. Новгорода Росток в тесном сотрудничестве с Новгородской областной организацией ВОИ.

Цели проекта:

Сформировать отношение к инвалидам, которое будет способствовать их интеграции в общество.
Способствовать осознанию инвалидами собственных возможностей при решении своих проблем.
Основная идея и уникальность этого проекта заключалась в проведении занятий по пониманию инвалидности в средних школах г. Новгорода силами самих инвалидов.

Поскольку успех проекта зависел в большой степени от качества планируемых школьных занятий и работы непосредственных исполнителей (молодых инвалидов) особое внимание было уделено подготовке молодых инвалидов для проведения занятий по пониманию инвалидности со школьниками. С этой целью после предварительного отбора кандидатов и формирования рабочих пар (подразумевалась работа молодых инвалидов в парах) был проведен установочный семинар по подготовке ведущих школьные занятия. На этом семинаре сотрудники РООИ Перспектива ознакомили участников с основными методами интерактивного обучения, отработали вместе с ними необходимые навыки публичного выступления, рассмотрели и совместно доработали блок из пяти занятий по пониманию инвалидности для школьников. В результате было подготовлено четыре пары молодых инвалидов г. Новгорода для проведения занятий в школах города.

В процессе реализации проекта молодые инвалиды Новгорода рассказывали школьникам младших классов о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться, о своих возможностях и тех условиях, которые необходимы им для полноценной жизни. Непосредственное общение школьников с молодыми инвалидами способствовало налаживанию взаимопонимания, преодолению психологических барьеров как у школьников, так и у молодых инвалидов, что, в конечном счете, положительно сказалось на изменении отношения школьников к инвалидам и на личностном росте молодых инвалидов, участвующих в проекте.

В ходе проекта сотрудники РООИ Перспектива постоянно отслеживали работу молодых инвалидов в школах, периодически встречались с ними, обсуждали возникающие проблемы и при необходимости проводили семинары по совершенствованию навыков проведения занятий.

Работа молодых инвалидов постоянно освещалась в местных СМИ, в информационном бюллетене Доступная среда и таким образом формировалось позитивное отношение к инвалидам со стороны всей общественности.

Инновационный Школьный Проект (Формирование отношения к инвалидам, способствующего их интеграции в общество) был реализован успешно. Были получены следующие результаты:

Сформирована и подготовлена к работе в средних школах группа из 9 молодых инвалидов - членов клуба Росток - ведущих занятий.
Разработана и апробирована модель учебной программы по пониманию инвалидности для школьников 3-5 классов (блок из 5 занятий).
Апробированная модель поддержана Комитетом образования и администрацией школ и рекомендована для распространения в других школах г. Новгорода.
В течение учебного года (октябрь 1997 - апрель 1998 гг.) занятия по пониманию инвалидности проведены в 6 общеобразовательных школах г. Новгорода. К моменту окончания проекта проведено 480 занятий, через которые прошли около 2400 учеников 3-5 классов.
Занятия способствовали пониманию детьми проблем, с которыми сталкиваются инвалиды, и формированию отношения к инвалидам как к обычным людям, имеющим равные права со всеми.
Дети из классов, в которых проходили занятия, положительно отнеслись к возможности совместного обучения с детьми-инвалидами, при этом четко осознавая необходимость создания доступной среды в школах и городе.
В результате проекта возрос авторитет молодежного клуба Росток и Новгородской областной организации ВОИ.
Модель способствовала повышению социального статуса молодых инвалидов - участников проекта, приобретению ими новых знаний и навыков, опыта работы, личностному росту, тем самым содействуя более полной интеграции их в общество.
При участии молодых инвалидов клуба Росток разработаны сценарии 3-х социальных роликов о доступности для инвалидов окружающей среды. Созданные видеоролики постоянно показываются по новгородскому и центральному телевидению (ТВ-6, ТВ-центр).
Реализация проекта освещалась в новгородских и центральных средствах массовой информации и в бюллетене Доступная среда.
В ходе проекта изменилось в положительную сторону отношение к проблемам инвалидности у представителей администрации, органов образования и населения города.
Широкое информирование о проекте способствовало началу процесса формирования положительного отношения жителей Новгорода к инвалидам, создало предпосылки для восприятия обществом инвалидов как равноправных граждан.
Успешные результаты и эффективность пилотного Новгородского проекта явились основанием для его распространения на другие регионы России. С апреля 1997 г. на базе Новгородского опыта успешно реализуются партнерские проекты в Республике Коми, Краснодарском крае и Пермской области Активизация деятельности молодых инвалидов путем формирования позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам, создания групп взаимоподдержки и программы по отстаиванию прав и интересов. Проекты реализуются совместно РООИ Перспектива, Всемирным Институтом по проблемам инвалидности - ВИПИ, США, Дербиширским Центром интегрированной жизни - ДЦИЖ, Великобритания и региональными организациями ВОИ Пермской области, Краснодарского края и Республики Коми. Ход реализации проектов демонстрирует эффективность распространения модели, направленной как на актив молодых инвалидов - участников проектов, так и на изменение отношения общества к инвалидам. Деятельность по проектам позволяет молодым инвалидам ощущать свою нужность обществу и способствует повышению у них самооценки и самоуважения. При этом названная деятельность по проектам положительно воздействует как на личностном уровне, так и на гражданскую позицию участников проектов.

Таким образом, молодые инвалиды получили необходимые навыки и возможности для проявления своей инициативы и стали более самостоятельными. В основе этой работы, как и в целом - всей деятельности Перспективы - лежат принципы философии независимой жизни.

Назад Оглавление Далее