Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

7.4 Здания и помещения сервисного обслуживания населения

Предприятия торговли

7.4.1 Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению.
Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.
7.4.2 Как минимум один из расчетно-кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. В расчетно-кассовой зоне должно быть приспособлено не менее одного доступного контрольно-кассового аппарата. Ширина прохода около расчетно-кассового аппарата должна быть не менее 1,1 м (таблица 2).

Таблица 2 - Доступные проходы расчетно-кассовой зоны

Общее число проходов Число доступных проходов (минимум)
1-4 1
5-8 2
9-15 3
Более 15 3 + 20% дополнительных проходов

7.4.3 Для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера.
7.4.4 В удобном для посетителя-инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация о расположении торговых залов и секций, об ассортименте и ценники на товары, а также средства связи с администрацией.

Предприятия питания

7.4.5 В обеденных залах предприятий питания (или в зонах, предназначенных для специализированного обслуживания МГН,) рекомендуется предусматривать обслуживание инвалидов официантами. Площадь таких обеденных залов следует определять исходя из норматива площади не менее 3 на место.
7.4.6 В предприятиях самообслуживания рекомендуется отводить не менее 5% мест, а при вместимости зала более 80 мест - не менее 4%, но не менее одного для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с недостатками зрения, с площадью каждого места не менее 3.
7.4.7 В помещениях обеденных залов расстановка столов, инвентаря и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов.
Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд в предприятиях самообслуживания должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проезде кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м.
В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0,65 - 0,7 м.
Ширина прохода между столами в ресторане должна быть не менее 1,2 м.
Секция стойки бара для инвалидов на кресле-коляске должна иметь ширину столешницы 1,6 м, высоту от пола 0,85 м и свободное пространство для ног 0,75 м.

Предприятия бытового обслуживания

7.4.8 В предприятиях бытового обслуживания в предусмотренных по проекту гардеробных, примерочных комнатах, раздевальных и т.п. не менее 5% их числа должно быть доступно для инвалидов на креслах-колясках.
Оборудование гардеробных, примерочных, раздевальных - крючки, вешалки, полки для одежды должны быть доступны как для инвалидов, так и для остальных граждан.

Здания вокзалов

7.4.9 Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.
7.4.10 В зданиях вокзалов следует предусматривать доступными:
помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха; уборные;
помещения, зоны в них или сооружения дополнительного обслуживания: торговые (обеденные) залы ресторанов, кафе, кафетериев, закусочных; торговые, аптечные и другие киоски, парикмахерские, залы игровых автоматов, торговые и прочие автоматы, пункты предприятий связи, таксофоны;
служебные помещения: дежурного администратора, пункта медицинской помощи, охраны и т.п.
7.4.11 Площадь зон отдыха и ожидания для МГН в зданиях вокзалов, если она создается, определяется исходя из показателя - 2,1 на одно место. Часть диванов или скамей для сидения в залах следует располагать на расстоянии не менее 2,7 м напротив друг друга.
7.4.12 Специальную зону ожидания и отдыха рекомендуется размещать на основном этаже, в одном уровне с входом в здание вокзала и выходами к платформам (перронам, причалам) при обеспечении освещенных, безопасных и коротких переходов между ними.
Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом), уборными и камерами хранения, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне.
7.4.13 Места в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов; дисплеями с дублированием изображения информационных табло и звуковых объявлений; техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию; прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения (компьютеры, справки по телефону и т.п.).
7.4.14 На железнодорожных вокзалах, где доступ пассажиров с платформ на привокзальную площадь или на противоположную ей селитебную территорию пересекается железнодорожными путями с интенсивностью движения поездов до 50 пар в сутки и скоростью прохождения поездов до 120 км/ч, для перемещения инвалидов на креслах-колясках допускается использовать переходы в уровне рельсов, оборудованные сигнализацией автоматического действия и световыми указателями. На отрезке такого прохода вдоль железнодорожного пути (включая торцевой по отношению к платформе пандус) следует предусматривать защитное ограждение высотой не менее 0,9 м с расположенными на этой же высоте поручнями.
7.4.15 На кромках посадочной стороны перрона следует применять предупредительные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения.
На перронах необходимо предусматривать дублирование визуальной информации речевой и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.
7.4.16 Регистрация билетов и оформление багажа для МГН без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м.
Стойки для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на креслах-колясках.
7.4.17 В автовокзалах для обслуживания МГН не рекомендуется использование островных перронов.
7.4.18 Перроны для пассажиров должны быть удобны по высоте для посадки/высадки инвалидов на кресле-коляске и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Перроны, не оборудованные подобными средствами, должны быть приспособлены для использования стационарных или передвижных подъемников для посадки/высадки инвалидов.
7.4.19 В каждом ряду турникетов входа/выхода следует предусматривать не менее одного расширенного прохода для проезда кресла-коляски. Его следует размещать вне зоны контроля проездных билетов, оборудовать горизонтальными поручнями на расстоянии 1,2 м, выделяющими зону перед проходом, а также обозначать специальной символикой.
7.4.20 В аэровокзалах в посадочных галереях с уровня второго этажа через каждые 9 м следует предусматривать горизонтальные площадки для отдыха размером не менее 1,5x1,5 м.
При посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) МГН следует предусматривать специальное подъемное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п.
7.4.21 На аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим МГН, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и в полете.

Назад Оглавление Далее