aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

3. Основные направления деятельности

В Плане действий предусматриваются конкретные мероприятия по широкому спектру областей политики, которые в комплексе могут стать всеохватывающими рамками для разработки и осуществления национальной политики и стратегии в поддержку людей с ограниченными возможностями, а также для интеграции этой политики с целью обеспечения полного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества.
Направления деятельности основываются на Малагской декларации министром о людях с ограниченными возможностями "На пути к полному участию людей с ограниченными возможностями как граждан" (принятой на второй европейской конференции министров, ответственных за политику в области интеграции людей с ограниченными возможностями, Малага, Испания, май 2003 года), а также на Рекомендации Совета Европы № R (92) 6 о последовательной политике в поддержку людей с ограниченными возможностями и на изменениях в ситуации в Европе в целом.
По каждому направлению деятельности излагаются ключевые задачи и конкретные действия, которые предстоит осуществлять государствам-членам по следующим направлениям:

№1 Участие в политической и общественной жизни;
№2 Участие в культурной жизни;
№3 Информация и коммуникации;
№4 Образование
№5 Занятость, профессиональная ориентация и подготовка;
№6 Застроенная окружающая среда;
№7 Транспорт;
№8 Жизнь в местном сообществе;
№9 Охрана здоровья;
№ 10: Реабилитация;
№ 11: Социальная защита;
№ 12: Юридическая защита;
№ 13: Защита от насилия и жестокого обращения;
№ 14: Исследования и разработки; и
№ 15: Повышение уровня информированности.

3.1. Направление деятельности №1: Участие в политической и общественной жизни

3.1.1. Введение

Участие граждан в политической и общественной жизни и в экономических процессах является важнейшим условием для развития демократического общества. Общество должно отражать разнообразие своих граждан и извлекать пользу из их разнообразного опыта и знаний. Поэтому столь важно, чтобы люди с ограниченными возможностями могли осуществлять свое право голоса и право на участие в такого рода деятельности.
Необходимо предпринять усилия для создания таких условий, в которых участие людей с ограниченными возможностями поощрялось бы и они имели бы возможность участвовать в политике на местном, региональном, национальном и международном уровнях. А этого можно достигнуть только в том случае, если созданы такие условия, в которых все люди могут пользоваться своими политическими правами.
Отмечается, что удельный вес женщин и молодых людей с ограниченными возможностями, осуществляющих выборные функции, как правило, невысок. Важно поэтому, чтобы и их поощряли к участию и включали в группы, представляющие интересы населения.

3.1.2. Цели

I. Активно содействовать созданию таких условий, в которых люди с ограниченными возможностями могли бы участвовать на равной основе в политических партиях и в жизни гражданского общества;
II. повысить уровень участия людей с ограниченными возможностями в политической и общественной жизни на всех уровнях -- местном, региональном и международном -- для того чтобы в полной мере представлять многообразную природу общества;
III. приложить усилия по обеспечению участия женщин и молодых людей с ограниченными возможностями, а также людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в высоком уровне поддержки, в политической жизни на всех уровнях;
IV. обеспечить, чтобы с людьми с ограниченными возможностями и их представительными организациями проводились консультации, и чтобы они играли свою роль в разработке политики в поддержку людей с ограниченными возможностями.

3.1.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Обеспечивать, чтобы процедуры голосования и помещения для проведения выборов были бы подходящими и доступными для людей с ограниченными возможностями, для того чтобы они могли осуществлять свои демократические права и, в случае необходимости, им оказывалась помощь в процессе голосования;
II. защищать право людей с ограниченными возможностями на тайное голосование и, в случае необходимости, по их просьбе, разрешать оказывать им помощь при голосовании со стороны лица по их выбору;
III. обеспечивать, чтобы ни один человек с ограниченными возможностями не был лишён своего права голоса или права на выдвижение своей кандидатуры по причине своей инвалидности;
IV. обеспечивать, чтобы информация о выборах была бы доступна и распространялась во всех необходимых альтернативных форматах и была бы проста для понимания;
V. поощрять политические партии и другие организации гражданского общества распространять свою информацию и организовывать свои публичные заседания в доступной для людей с ограниченными возможностями форме;
VI. поощрять людей с ограниченными возможностями, особенно женщин и молодых людей, создавать и вступать в представительные организации людей с ограниченными возможностями на местном, региональном и национальном уровне с целью внесения вклада в политику на всех уровнях и оказания на нее соответствующего влияния;
VII. поощрять консультации с людьми с ограниченными возможностями и их организациями на равной основе по сравнению с другими организациями в демократическом процессе принятия решений;
VIII. выполнять соответствующие положения Рекомендаций Rec(2001)19 Комитета Министров государствам-членам об участии граждан в общественной жизни на местном уровне, Rec(2003)3 Комитета Министров государствам-членам о сбалансированном участии женщин и мужчин в политической жизни и в процессе принятия решений, Rec(2004)11 о юридических, операционных и технических стандартах в сфере электронного голосования и Rec(2004)15 об электронном управлении.

3.2. Направление деятельности 0 2: Участие в культурной жизни

3.2.1. Введение

Право людей с ограниченными возможностями как отдельных личностей в полной мере быть интегрированными в обществе зависит от того, насколько они могут участвовать в культурной жизни этого общества. Если люди с ограниченными возможностями остаются или становятся независимыми, у них должна быть возможна полная жизнь во взаимодействии с другими членами общества, независимо от того, являются ли они людьми с ограниченными возможностями или нет. Люди с ограниченными возможностями имеют право на участие в культуре, досуге, спорте и туризме.
Совет Европы и его государства-члены привержены тому, чтобы учитывать права людей с ограниченными возможностями при разработке и осуществлении своей политики в сфере культуры. Требуется предпринять скоординированные действия, для того чтобы изменить возможности и качество жизни людей с ограниченными возможностями благодаря обеспечению для них доступа и участия в творческой и социальной жизни.
Для достижения этой цели простых путей не существует. Можно добиваться этого разными средствами, но в любом случае потребуется принятие особого законодательства. Это должно отражать концепцию "разумной адаптации", особенно в том, что касается доступа к старым зданиям или к историческим памятникам, а также к помещениям небольших частных компаний. Это потребует также и того, чтобы многообразие общества в полной мере отражалось и в аудиовизуальных средствах массовой информации.

3.2.2. Цели

I. Предпринять соответствующие меры для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли иметь доступ к культурной жизни на местном, региональном и национальном уровнях;
II. обеспечить людям с ограниченными возможностями возможность участия в культурной жизни, отдыхе, досуге, спорте, духовных и социальных мероприятиях как в качестве наблюдателей, так и участников;
III. работать над обеспечением того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли развивать свои способности и использовать свой творческий, спортивный, художественный, духовный и интеллектуальный потенциал на своё собственное благо и на благо своих местных сообществ.

3.2.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Поощрять органы и соответствующие учреждения на местном, региональном, национальном и международном уровнях, для того чтобы литература и другая культурная информация была доступна для людей с ограниченными возможностями благодаря использованию в полной мере, там где это необходимо, компьютерных технологий и благодаря простому и понятному изложению;
II. призывать государственные органы и содействовать частным органам, соответствующим учреждениям и лицам, предоставляющим услуги, активно вовлекать всех людей с ограниченными возможностями в свои мероприятия в области культуры, досуга, спорта, духовного и интеллектуального развития;
III. содействовать тому, чтобы аудиовизуальные средства и связанные с этим творческие учреждения обеспечили доступ для людей с ограниченными возможностями к этим средствам, фильмам, театральным постановкам и другим художественным мероприятиям в доступной форме, включая субтитры, подстрочные комментарии, аудиокомментарии и язык знаков;
IV. призвать национальные аудиовизуальные средства и связанные с этим компании опубликовать планы действий по повышению занятости людей с ограниченными возможностями как "перед камерой и микрофоном, так и с использованием этих средств";
V. призвать учреждения и соответствующие органы, занимающиеся культурой, спортом, досугом и туризмом, регулярно информировать своих сотрудников, в ходе их профессиональной подготовки, о проблемах инвалидности, и координировать эту деятельность;
VI. обеспечивать людям с ограниченными возможностями доступ к культуре, спорту, туризму и досугу, поощряя тех лиц, кто, например, предоставляя свои услуги, делает доступными свои здания и услуги для людей с ограниченными возможностями благодаря использованию всех необходимых вспомогательных средств и оборудования;
VII. предпринимать необходимые шаги:
- для обеспечения того, чтобы законы, защищающие права интеллектуальной собственности, не создавали необоснованных и дискриминационных препятствий для доступа людей с ограниченными возможностями к материалам в области культуры, соблюдая при этом положения международного права;
- обеспечивать, чтобы люди с ограниченными возможностями могли получать статус лица, занимающегося творческой деятельностью, и пользоваться благодаря этому своей артистической собственностью как творческая личность;
VIII. поощрять участие людей с ограниченными возможностями в мероприятиях, независимо от того, ориентированы ли они на людей с ограниченными возможностями или нет;
IX. обеспечивать, чтобы спортивная и культурная деятельность стала неотъемлемой частью программ обучения для детей с ограниченными возможностями, признавая при этом роль таких мероприятий в обучении социальным навыкам.

3.3. Направление деятельности 0 3: Информация и коммуникации

3.3.1. Введение

Доступ к информации и коммуникациям является важнейшим аспектом участия в жизни общества. Если люди с ограниченными возможностями будут активно осуществлять свои права, участвовать в общественной жизни и делать выбор в отношении собственной жизни, то чрезвычайно важно, чтобы у них был доступ к информации через соответствующие системы коммуникаций. Однако для многих людей с ограниченными возможностями информация и коммуникации по-прежнему во многом недоступны.
Происходящие изменения в области информации и коммуникаций меняют формы взаимодействия граждан, осуществления деловой активности, доступа к информации и коммуникациям в целом. Технологический прогресс включает Интернет, возможности общения через электронную почту, видеотелефоны и т.д. Важно, чтобы все граждане могли пользоваться этим технологическим прогрессом и чтобы при этом не была исключена ни одна группа, в том числе и люди с ограниченными возможностями.
На государственные органы возлагается особая ответственность за то, чтобы их информация была доступна в разной форме и отвечала разнообразным потребностям людей с ограниченными возможностями. Эти органы должны быть также моделью передовой практики для частного сектора и для всех тех, кто предоставляет услуги людям с ограниченными возможностями, и кого также нужно призывать осуществлять подобную практику.
Системы коммуникаций также должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями. Уже существуют хорошие примеры тех типов систем, которые могут быть использованы, такие как системы телефонного реле или системы передачи текстов и видеоматериалов.
С людьми с ограниченными возможностями необходимо консультироваться при разработке стандартов и дизайна новых систем в сфере коммуникаций и информации.
Если мы хотим создать подлинно интегрированное общество, то люди с ограниченными возможностями должны иметь такие же возможности использовать систему информации и коммуникаций, как и все другие граждане.

3.3.2. Цели

I. Принять соответствующие меры по обеспечению того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли искать, получать и распространять информацию на равной основе по сравнению с другими членами общества;
II. использовать новые технологии как можно более эффективно для повышения независимости и взаимодействия людей с ограниченными возможностями во всех областях жизни.

3.3.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Стремиться предоставлять официальную информацию людям с ограниченными возможностями в доступной форме и с использованием доступных технологий, признавая потребности, связанные с разными видами расстройств здоровья (например, используя азбуку Брайля, аудиозапись или доступные для понимания документы);
II. осуществлять подготовку и другие мероприятия, направленные на поощрение использования людьми с ограниченными возможностями информационных или коммуникационных технологий;
III. обеспечивать, чтобы все материалы, связанные с обучением работе на компьютере, были доступны для людей с ограниченными возможностями в соответствии с существующими стандартами доступа;
IV. признавать, что люди с ограниченными возможностями могут использовать язык знаков (азбуку Брайля и альтернативные средства и формы коммуникации, включая услуги информационного характера) и включать это в максимально возможной степени в контакты с официальными органами. В случае соответствующих запросов необходимо, чтобы на встречах и конференциях было выделено лицо, которое может подвести итог состоявшихся обсуждений в доступных выражениях;
V. добиться того, чтобы системы коммуникаций были доступны для людей с ограниченными возможностями благодаря новым технологиям, например, текстовым сообщениям;
VI. обеспечивать, чтобы государственные органы и другие общественные органы власти распространяли свою информацию и обеспечивали коммуникации в доступной для людей с ограниченными возможностями форме, включая веб-сайты, которые должны соответствовать ныне установленным международным принципам;
VII. поощрять все частные органы, особенно те, которые получают общественное финансирование, в том, чтобы делать информацию и коммуникации доступными для людей с ограниченными возможностями;
VIII. способствовать разработке, производству и распространению недорогих вспомогательных технологий в области информации и коммуникаций;
IX. содействовать соблюдению принципов универсального дизайна в отношении всех новых разработок в сфере информационных и коммуникационных технологий;
X. выполнять Резолюцию ResAP(2001)3 "Об обеспечении в полном объёме гражданских прав людей с ограниченными возможностями через новые технологии, способствующие интеграции".

3.4. Направление деятельности 0 4: Образование

3.4.1. Введение

Образование является одним из основных условий для социальной интеграции и автономии всех людей, включая людей с ограниченными возможностями. Определённое значение имеет и социальная поддержка, например, со стороны семей и друзей, но с точки зрения этого направления деятельности образование должно охватывать все периоды жизни, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее образование и профессиональную подготовку, а также обучение на протяжении всей жизни. Создание ситуаций для людей с ограниченными возможностями позволяющих проходить обычное обучение является важным фактором не только для самих людей с ограниченными возможностями -- это помогает и людям, не являющимся людьми с ограниченными возможностями, так как это способствует пониманию ими человеческого разнообразия. В большинстве систем образования предусматривается доступ к обычному образованию и к специализированным образовательным структурам для людей с ограниченными возможностями с учётом их особенностей. Обычные структуры образования и специализированные структуры должны работать вместе, для того чтобы помочь людям с ограниченными возможностями в местных сообществах, но самое главное - это должно соответствовать цели полной интеграции.

3.4.2. Цели

I. Обеспечить, чтобы все люди, независимо от характера или степени их инвалидности, имели равный доступ к образованию и в полной мере развивали свои личные возможности, таланты, творческий потенциал, а также свои интеллектуальные и физические способности;
II. обеспечить, чтобы у людей с ограниченными возможностями была возможность найти своё место в обычном образовании, способствуя тому, чтобы соответствующие органы развивали образовательные структуры, обеспечивающие потребности людей с ограниченными возможностями;
III. поддерживать и развивать обучение на протяжении всей жизни для людей с ограниченными возможностями любого возраста и поощрять эффективный и реальный переход между всеми этапами образования и от образования к занятости;
IV. укреплять на всех уровнях системы образования и для всех, включая детей в самом раннем возрасте, уважение к правам людей с ограниченными возможностями.

3.4.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Развивать законодательство, политику и планирование для предотвращения дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями - детей, молодых людей и взрослых - в доступе на всех стадиях образования от детских лет и до взрослого возраста. При этом важно, по мере необходимости, консультироваться с самими людьми с ограниченными возможностями, родителями и опекунами, добровольными организациями и другими соответствующими профессиональными организациями;
II. поощрять и поддерживать развитие объединённой системы образования, включающей обычное и специализированное образование, способствуя при этом обмену опытом и более высокому уровню интеграции людей с ограниченными возможностями, молодых людей и взрослых в жизнь местного сообщества.
III. обеспечивать на самой ранней стадии оценку особых потребностей в области образования для людей с ограниченными возможностями - детей, молодых людей и взрослых - для того чтобы информировать их о возможностях в области образования и планирования в этих целях;
IV. осуществлять контроль за выполнением индивидуальных планов обучения и способствовать скоординированному подходу к образованию на всех этапах и в целях обеспечения доступа к занятости;
V. добиваться того, чтобы люди с ограниченными возможностями, включая детей, получали нужную поддержку в системе обычного образования для того, чтобы способствовать их эффективному обучению. В исключительных случаях, когда их особые потребности в сфере образования, по оценке специалистов, не могут быть удовлетворены в рамках системы обычного образования, государства-члены должны предоставлять эффективные альтернативные меры поддержки, соответствующие задаче полной интеграции;
VI. специальные меры и меры в рамках обычного образования должны способствовать переходу к обычному образованию и отражать общие цели и стандарты;
VII. обеспечивать, чтобы все учебные материалы и методы, используемые в общей системе образования, были доступны для людей с ограниченными возможностями;
VIII. включать в школьные программы обучения гражданственности предметы, связанные с людьми с ограниченными возможностями, демонстрируя, что они обладают такими же правами, как и все остальные граждане;
IX. обеспечивать, чтобы осознание проблем инвалидности было бы одной из ключевых составляющих в программах обучения в обычных школах и учебных заведениях;
X. предпринимать шаги для того, чтобы сделать места обучения и профессиональной подготовки доступными для людей с ограниченными возможностями, включая предоставление личной поддержки и разумную адаптацию (в том числе и оборудования), для того чтобы удовлетворить их потребности;
XI. обеспечивать, чтобы родители людей с ограниченными возможностями были активными партнерами в процессе разработки индивидуальных планов обучения для своих детей;
XII. обеспечивать доступ к неформальному образованию, которое позволило бы молодым людям с ограниченными возможностями развивать такие навыки, которые невозможно развить через формальное обучение;
XIII. рассмотреть, в случае необходимости, вопрос о подписании и ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) (СЕД №. 163), в частности, статьи 15.

3.5. Направление деятельности 0 5: Занятость, профессиональная ориентация и подготовка

3.5.1. Введение

Занятость является одним из основных условий для социальной интеграции и экономической независимости всех граждан в рабочем возрасте. По сравнению с людьми, не являющимися людьми с ограниченными возможностями, уровень занятости и активности среди людей с ограниченными возможностями является весьма низким. Требуется разнообразить политику по повышению уровня активности - с учётом рабочего потенциала людей с ограниченными возможностями - и проводить эту деятельность комплексно, анализируя все возможные препятствия на пути к рабочим местам. Улучшение положения в области занятости будет помогать не только самим людям с ограниченными возможностями, но также и работодателям и обществу в целом.
Профессиональная ориентация и помощь играют важную роль в том, чтобы помочь людям найти наиболее подходящий для себя вид деятельности и выявить потребности в подготовке или в будущей работе. Чрезвычайно важно, чтобы у людей с ограниченными возможностями был доступ к оценке их возможностей, профессиональной ориентации и подготовке, с тем чтобы они могли определить весь свой потенциал.
Данное направление деятельности призвано стать основой для более широкого участия людей с ограниченными возможностями в сфере занятости для обеспечения выбора профессиональной деятельности и создания основ через структуры и поддержку, для того чтобы добиться реального выбора. Все эти меры относятся как к государственным работодателям, так и к частным.
Способствовать занятости людей с ограниченными возможностями могут социальные предприятия, например социальные компании и социальные кооперативы как часть сферы занятости с открытыми рабочими местами, так и предприятия с защищёнными рабочими местами.

3.5.2. Цели

I. Способствовать занятости людей с ограниченными возможностями на открытом рынке труда, сочетая меры по борьбе с дискриминацией и меры поддержки, для того чтобы добиться для них равных возможностей;
II. ликвидировать дискриминацию и способствовать участию людей с ограниченными возможностями в оценке профессиональных возможностей, в профессиональной ориентации, подготовке и в услугах, связанных с занятостью.

3.5.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Координировать вопросы, связанные с занятостью людей с ограниченными возможностями, в общей политике занятости;
II. обеспечивать, чтобы люди с ограниченными возможностями имели доступ к объективной и индивидуальной оценке, которая:
- определяет их возможности в отношении потенциальной работы;
- проводится таким образом, что упор переносится от оценки инвалидности к оценки способностей, увязывая их с требованиями конкретного рабочего места;
- составляет основу для программ их профессиональной подготовки;
- позволяет им найти соответствующее рабочее место или возобновить работу;
III. обеспечить, чтобы люди с ограниченными возможностями имели доступ к профессиональной ориентации, подготовке и связанными с занятостью услугами на возможно более высоком уровне квалификации, принимая при этом, в случае необходимости, соответствующие меры по адаптации;
IV. обеспечить защиту от дискриминации на всех этапах занятости, включая отбор и найм, а также во всех мерах, связанных с продвижением по службе;
V. поощрять работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями, благодаря:
- применению процедур найма (например, через объявления, собеседования, оценку, отбор), добиваясь при этом, чтобы возможности получения рабочего места были открыты для людей с ограниченными возможностями при оказании им поддержки;
- разумно адаптировать рабочие места или условия труда, в том числе благодаря дистанционному доступу, частичной занятости и работе на дому, для того чтобы удовлетворить особые потребности работающих людей с ограниченными возможностями;
- благодаря соответствующей подготовке повышать информированность о проблемах людей с ограниченными возможностями среди руководителей производства и сотрудников;
VI. обеспечивать, чтобы общие возможности самозанятости были доступны и благоприятны для людей с ограниченными возможностями;
VII. обеспечивать, чтобы для тех людей, потребности которых не могут быть удовлетворены без индивидуальной поддержки на открытом рынке труда, принимались меры поддержки, такие как специально выделяемые рабочие места или рабочие места с поддержкой;
VIII. поддерживать людей с ограниченными возможностями в переходе от специально выделенных рабочих мест или рабочих мест с поддержкой к открытой занятости;
IX. преодолевать отсутствие стимулов к работе в системе пособий по инвалидности и поощрять лиц, получающих пособия, к работе, с учётом их возможностей;
X. учитывать потребности женщин с ограниченными возможностями при разработке программ и политики, связанных с равными возможностями для женщин в сфере занятости, с учётом необходимости ухода за детьми;
XI. обеспечивать, чтобы трудящиеся с ограниченными возможностями пользовались такими же правами, как и другие трудящиеся, в отношении консультаций об условиях труда и членства и активного участия в профессиональных союзах;
XII. осуществлять эффективные меры по поощрению занятости людей с ограниченными возможностями;
XIII. обеспечивать, чтобы законодательство и нормы в сфере охраны здоровья и безопасности труда учитывали потребности людей с ограниченными возможностями и не приводили к дискриминации в отношении них;
XIV. поощрять меры, включая меры в сфере законодательства и интеграции, которые позволяли бы лицам, ставшим людьми с ограниченными возможностями в процессе трудовой деятельности, оставаться на рынке труда;
XV. обеспечивать, чтобы молодые люди с ограниченными возможностями в первую очередь могли бы проходить профессиональную практику и стажировки для получения навыков, а также имели доступ к информации о формах занятости;
XVI. рассмотреть, в случае необходимости, вопрос о подписании и ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) (СЕД №163), в частности, статьи 15;
XVII. выполнять Резолюцию ResAP(95)3 о Хартии оценки профессиональных возможностей людей с ограниченными возможностями.

3.6. Направление деятельности 0 6: Застроенная окружающая среда

3.6.1. Введение

Общая задача нашей работы - создать общество для всех. Доступность окружающей среды играет ключевую роль в создании более интегрированного общества, в котором люди с ограниченными возможностями могут участвовать в повседневной жизни. Существующие препятствия в застроенной окружающей среде мешают или препятствуют участию людей с ограниченными возможностями, а также осуществлению ими своих основных прав. Обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями, независимо от типа инвалидности, будет дополнительно помогать всем членам общества. Это требует осознания существующих препятствий, включая отношение людей и физические препятствия, а также принятия обязательств по ликвидации этих препятствий через меры поддержки и другие шаги. Резолюция ResAP(201)1 об универсальном дизайне способствует включению принципов универсального дизайна в учебные программы при подготовке всех специалистов, работающих над застроенной окружающей средой в качестве архитекторов, инженеров, специалистов в сфере городского планирования и всех других соответствующих профессий и занятий, связанных с застроенной окружающей средой. Ставится также задача облегчить жизнь для всех, сделав застроенную окружающую среду более доступной, практичной и понятной.

3.6.2. Цель

Постепенно создать окружающую среду, доступную для людей с ограниченными возможностями, благодаря применению принципов универсального дизайна, избегая тем самым создания новых препятствий.

3.6.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Обеспечить, чтобы все соответствующие направления политики были ориентированы на главную цель - создание застроенной окружающей среды без препятствий;
II. разрабатывать основные направления действий и стандарты, а в случае необходимости и законодательство, содействуя тому, чтобы общественные здания и их помещения, а также пространства вне зданий, были доступны и могли быть использованы людьми с ограниченными возможностями, с учётом особого характера исторических зданий;
III. обеспечивать, чтобы университеты и учебные заведения, занимающиеся подготовкой всех специалистов, работающих в сфере застроенной окружающей среды (например, архитекторов и специалистов-градостроителей, специалистов в области строительства, сохранения культурного наследия и культурного туризма), учитывали принцип универсального дизайна в учебных программах базового и последующего обучения и принимали другие соответствующие меры.
IV. способствовать использованию вспомогательного оборудования и технологических новшеств для улучшения доступности застроенной окружающей среды и предоставлять людям с ограниченными возможностями равные возможности для участия в общественной жизни. Такая практика должна распространяться на новые здания и постепенно применяться к уже существующим;
V. поддерживать создание, назначение и деятельность таких центров, которые применяют принципы универсального дизайна;
VI. обеспечивать, чтобы при планировании эвакуации в чрезвычайных ситуациях должное внимание уделялось безопасности людей с ограниченными возможностями;
VII. обеспечивать, чтобы доступ к зданиям и общественным пространствам не был затруднён для животных-проводников, сопровождающих людей с ограниченными возможностями;
VIII. выполнять Резолюцию ResAP(2001)1 о введении принципов универсального дизайна в учебные программы подготовки всех специалистов, работающих в сфере застроенной окружающей среды.

3.7. Направление деятельности 0 7: Транспорт

3.7.1. Введение

Разработка и осуществление политики доступного транспорта на всех уровнях может способствовать значительному улучшению качества жизни многих людей с ограниченными возможностями и быть важным условием для достижения равенства возможностей, независимой жизни и активного участия в социальной и культурной жизни общества, а также в сфере занятости.
Многие государства-члены уже осознают важность работы или участвуют в этой деятельности через Европейскую конференцию министров транспорта (ЕКМТ). Принципы этого форума и проводимые им мероприятия имеют большое значение для продвижения вперед государств-членов в выполнении Плана действий для людей с ограниченными возможностями. Повышение уровня доступности услуг в сфере транспорта в этой связи будет полезно и для других пользователей транспортными средствами, включая пожилых людей и родителей с маленькими детьми.
Для того чтобы обеспечить, чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться общественным транспортом, жизненно необходимо, чтобы для них была доступна вся цепочка транспортных средств.

3.7.2. Цели

I. Повысить уровень участия людей с ограниченными возможностями в обществе через обеспечение доступности транспортных средств;
II. добиться того, чтобы политика доступного транспорта осуществлялась с учётом потребностей всех лиц, имеющих разный тип расстройства здоровья и инвалидности;
III. способствовать доступности существующих услуг пассажирского транспорта для всех людей с ограниченными возможностями, а также обеспечивать, чтобы были доступны новые транспортные услуги и связанная с этим инфраструктура;
IV. поощрять применение принципов универсального дизайна к сектору транспорта.

3.7.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Учитывать рекомендации, доклады и принципы, разработанные и согласованные международными органами, особенно в отношении разработки стандартов, принципов, стратегий и, в случае необходимости, законодательства для обеспечения доступности услуг в сфере транспорта и инфраструктуры, включая застроенную окружающую среду;
II. осуществлять мониторинг и обзор проводимой политики в области доступности транспорта;
III. обеспечивать, чтобы все лица, связанные с общественным транспортом, проходили подготовку для понимания причин инвалидности и чтобы это стало частью обычных подготовительных курсов для лиц, связанных с предоставлением транспортных услуг;
IV. способствовать внедрению и принятию национальных принципов предоставления услуг доступного транспорта при пользовании как общественными, так и частными транспортными структурами;
V. разработать процедуры сотрудничества и консультаций с соответствующими участниками, включая соответствующие правительственные учреждения, структуры по предоставлению транспортных услуг и группы интересов в сфере инвалидности для информирования при разработке политики и планирования с целью обеспечения доступности транспортных услуг;
VI. оказывать содействие и поощрять частные структуры в области транспортных услуг для обеспечения доступности этих услуг;
VII. добиваться того, чтобы информация об общественных транспортных услугах была доступна как можно шире в разной форме и через разные системы коммуникаций для удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями;
VIII. поощрять разработку новаторских программ, которые помогали бы людям с ограниченными возможностями, испытывающим трудности при использовании общественного транспорта, пользоваться собственными личными транспортными средствами;
IX. обеспечивать, чтобы в общественном транспорте было предусмотрено размещение для животных-проводников (например, собак-проводников), сопровождающих людей с ограниченными возможностями;
X. обеспечивать предоставление и защиту мест для парковки для людей с ограниченными возможностями с пониженной мобильностью;
XI. учитывать особые потребности людей с ограниченными возможностями при разработке общих основополагающих документов о правах пассажиров;
XII. защищать, на основе законодательства, людей с ограниченными возможностями от дискриминации при доступе к транспортным средствам;
XIII. обеспечивать, чтобы безопасность транспорта и действия в чрезвычайных ситуациях не создавали дополнительных форм неравенства в отношении людей с ограниченными возможностями.

3.8. Направление деятельности 0 8: Жизнь в местном сообществе

3.8.1. Введение

Задача данного направления деятельности - помочь людям с ограниченными возможностями жить как можно более независимо в обществе, представляя им возможность делать выбор в отношении того, как и где они живут. Это требует осуществления стратегической политики, обеспечивающей переход от ухода за людьми с ограниченными возможностями в учреждениях к созданию условий для жизни в местном сообществе в разной форме - от полностью независимой жизни до проживания в домах для небольших групп. Такая политика должна быть гибкой, охватывать программы, которые позволяют людям с ограниченными возможностями жить в своей семье, и учитывают особые потребности людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в высоком уровне поддержки.
В целом повседневная жизнь в семьях может значительно отличаться, в зависимости от того, есть ли в такой семье ребёнок с ограниченными возможностями: много времени требуют воспитание и уход, посещение врачей, специалистов и т.д., при этом ребёнок нуждается в наблюдении во время отдыха и в помощи в практических аспектах повседневной жизни и т.д. Важно, чтобы родители ребёнка с ограниченными возможностями имели доступ к соответствующей подготовке, которая позволяет им овладеть основными навыками, для того чтобы их жизнь как можно более походила на обычную жизнь, несмотря на наличие ребёнка с ограниченными возможностями.
Полностью независимая жизнь может быть невозможна, и на это могут решиться не все. В исключительных случаях следует поощрять создание небольших качественных структур по уходу, которые могут заменить пребывание в учреждении для людей с ограниченными возможностями.
Разработка условий для автономного существования должна проводиться с участием людей с ограниченными возможностями и представляющих их организаций.
Люди с ограниченными возможностями, проживающие в местном сообществе, имеют разные потребности, которые требуют разных уровней ухода, помощи и поддержки. Равный доступ к услугам можно обеспечить благодаря прозрачным критериям прав на услуги и независимой процедуре оценки индивидуальных возможностей, что должно проводиться с учётом личного выбора, автономии и благополучия людей с ограниченными возможностями.
Политика в сфере независимого проживания не должна ограничиваться только жилищными условиями, но определяться также и доступностью широкого набора услуг, включая транспорт. Для того, чтобы такая политика была успешной, требуется скоординированный подход к планированию, разработке и оказанию основных услуг для того, чтобы они соответствовали потребностям отдельных людей с ограниченными возможностями на основе межведомственной поддержки с целью координации всех усилий.

3.8.2. Цели

I. Позволить людям с ограниченными возможностями планировать собственную жизнь и жить как можно более независимо в местном сообществе;
II. обеспечить широкий набор качественных услуг по поддержке на уровне местного сообщества с целью дать свободу выбора;
III. уделить особое внимание положению семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями, и выступать за такой подход, который позволяет осуществлять подготовку родителей в подобной ситуации, а также родителей с ограниченными возможностями, и давать им возможность участвовать в уходе за ребёнком и в его обучении.

3.8.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Обеспечивать скоординированный подход в предоставлении качественных услуг поддержки в рамках местного сообщества для того, чтобы позволить людям с ограниченными возможностями проживать в своих местных сообществах и повышать качество своей жизни;
II. развивать и способствовать такой индивидуализированной политике, которая позволит людям с ограниченными возможностями жить в приемлемых условиях, каждому в своём местном сообществе;
III. поддерживать формальную и неформальную помощь, предоставляя людям с ограниченными возможностями возможность проживать у себя дома;
іу. признавать статус опекунов, предоставляя им поддержку и соответствующую подготовку;
V. тщательно оценивать потребности семей, предоставляющих неформальный уход, особенно тех, где есть дети с ограниченными возможностями или лица, нуждающиеся в поддержке высокого уровня, с целью предоставления информации, подготовки и помощи, включая психологическую поддержку, для обеспечения жизни в семье, уделяя особое внимание сочетанию частной и профессиональной жизни и гендерному равенству;
V. обеспечивать предоставление высокого уровня услуг в местном сообществе и альтернативные формы проживания, которые позволяют перейти от ухода в учреждениях для людей с ограниченными возможностями к жизни в обществе;
уіі. обеспечивать, чтобы у лиц имелась возможность сделать сознательный выбор при поддержке, если это необходимо, имеющих специальную подготовку адвокатов;
уііі. развивать модели, которые позволят людям с ограниченными возможностями нанимать личных помощников по своему выбору;
IX. предоставлять дополнительные услуги и другие структуры, например, центры по дневному уходу, центры для краткого пребывания или дискуссионные группы, обеспечивающие должные формы терапии, для того чтобы у людей с ограниченными возможностями и их семей были периоды поддержки и отдыха;
X. предоставлять людям с ограниченными возможностями, особенно тем, которые нуждаются в высоком уровне поддержки, индивидуализированную поддержку, включая услуги адвокатов, для того чтобы исключить любой риск социальной отчужденности;
XI. осуществлять соответствующие положения Рекомендации № R (96) 5 Комитета Министров государствам-членам о сочетании профессиональной деятельности и семейной жизни.

3.9. Направление деятельности 0 9: Охрана здоровья

3.9.1. Введение

Люди с с ограниченными возможностями имеют такое же право, как и остальные члены общества, на услуги здравоохранения высокого качества и на соответствующее лечение и технологические средства для обеспечения как можно более высокого уровня здоровья. В некоторых случаях люди с с ограниченными возможностями нуждаются в особых и новаторских услугах в сфере охраны здоровья для улучшения качества жизни. С людьми с ограниченными возможностями и их представителями (в случае необходимости) необходимо консультироваться, и их следует в полной мере вовлекать в процесс принятия решений, касающихся их индивидуального плана лечения. Благодаря такому подходу, люди с ограниченными возможностями будут в центре процесса планирования и разработки оказания услуг, при этом люди сами смогут принимать сознательные решения в отношении собственного здоровья.
При планировании и оказании услуг в сфере здравоохранения следует принимать во внимание новые моменты в отношении старения населения и связанных с этим последствий для здоровья, особенно в отношении людей с ограниченными возможностями. Поэтому необходимо в качестве приоритета рассматривать разработку новой политики и стратегии в области здравоохранения.
Специалисты в области здравоохранения во всех государствах-членах должны учитывать такую модель в сфере инвалидности, которая учитывала бы социальные права и права человека, то есть не ограничиваться исключительно медицинскими аспектами этого явления.

3.9.2. Цели

I. Обеспечить, чтобы все люди с ограниченными возможностями, независимо от пола, возраста и происхождения, характера или степени расстройства здоровья, имели равный доступ ко всем услугам в сфере здравоохранения;
- имели доступ к существующим специализированным услугам, как это необходимо;
- как можно шире привлекались к процессу принятия решений в отношении своего индивидуального плана лечения;
II. обеспечить, чтобы потребности людей с ограниченными возможностями включались в информацию в сфере здравоохранения и в общественные кампании по охране здоровья.

3.9.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Обеспечивать, чтобы ни один человек с ограниченными возможностями не подвергался дискриминации при доступе к услугам в сфере здравоохранения и в отношении истории болезни;
II. обеспечивать, чтобы со всеми людьми с ограниченными возможностями или, когда это невозможно в связи с причиной, характером или степенью инвалидности, с их представителем, опекуном или адвокатом в полной мере консультировались, насколько это возможно, при оценке, разработке и осуществлении плана их индивидуального лечения, разработке медицинских актов и лечении;
ііі. создавать доступные государственные и частные структуры в сфере здравоохранения, а также оборудование, и обеспечивать, чтобы все службы здравоохранения, в том числе и в области психиатрии, оказания психологической поддержки и службы амбулаторного и станционарного лечения и ухода были соответствующим образом оборудованы и подготовлены для обеспечения потребностей людей с ограниченными возможностями;
іу. обеспечивать, чтобы женщины с ограниченными возможностями имели равный доступ к услугам в сфере охраны здоровья, включая, в частности, консультации и лечение до родов, в сфере гинекологии и планирования семьи;
V. обеспечивать, чтобы при оказании услуг в сфере здравоохранения для людей с ограниченными возможностями учитывались аспекты, относящиеся к гендерным проблемам;
V. обеспечивать, чтобы принимались все разумные шаги для распространения всей необходимой информации, связанной с потребностями в лечении и в услугах в такой форме, которая была бы доступна для понимания людей с ограниченными возможностями;
уіі. обеспечивать, чтобы информация об инвалидности, независимо от того, связано ли это с дородовым или послеродовым периодом, или же после болезни или несчастного случая, сообщалась таким образом, чтобы это гарантировало уважение к данному человеку и к семье, и при этом обеспечивалась ясная, полная информация и поддержка для данного человека и его или её семьи;
уііі. гарантировать доступ к обучению в сфере охраны здоровья и к компаниям по охране здоровья, благодаря, помимо прочего, информации и рекомендациям для людей с ограниченными возможностями;
IX. осуществлять подготовку специалистов в сфере здравоохранения таким образом, чтобы повышать информированность об инвалидности, а также распространять знания и методы для удовлетворения особых потребностей людей с ограниченными возможностями;
X. признавать необходимость лечения на ранней стадии и таким образом предусматривать эффективные меры для выявления, диагностики и лечения расстройств здоровья на раннем этапе, а также разрабатывать эффективные направления действий для раннего выявления и оперативного вмешательства;
XI. рассмотреть, если это необходимо, вопрос о подписании и ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной), в частности, Статьи 11.

3.10. Направление деятельности № 10: Реабилитация

3.10.1. Введение

В Рекомендации Комитета Министров № R (92) 6 о последовательной политике в поддержку людей с ограниченными возможностями признаётся, что реабилитация людей с ограниченными возможностями с учётом той экономической и социальной интеграции, которую она обеспечивает, является долгом всего общества, ибо это гарантирует человеческое достоинство и позволяет преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в обществе, и поэтому реабилитация должна стать одной из приоритетных целей любого общества. С учётом этой рекомендации последовательная политика по реабилитации людей с ограниченными возможностями должна быть направлена на предупреждение ухудшения инвалидности, преодоление её последствий, повышение уровня автономии людей с ограниченными возможностями как личностей и обеспечение их экономической независимости и полной интеграции в обществе. Комплексные программы реабилитации должны включать разнообразные взаимодополняющие меры, положения, услуги и структуры, которые смогут в значительной степени способствовать физической и психологической независимости людей с ограниченными возможностями.

3.10.2. Цели

I. Позволить людям с ограниченными возможностями добиться максимальной реализации своих полных физических, психических, социальных и профессиональных возможностей;
II. создавать, укреплять и расширять комплексные услуги по реабилитации;
III. обеспечить доступ к обычным услугам и к специалистам, для того чтобы помочь людям с ограниченными возможностями добиться полной социальной интеграции в своих местных сообществах и в обществе в целом;
IV. обеспечить, в частности, высококачественное лечение на раннем этапе на основе мультидисциплинарного подхода с момента рождения, включая поддержку родителей и рекомендации им.

3.10.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Разрабатывать, осуществлять и проводить регулярные обзоры национальной политики в области реабилитации и добиваться постоянного улучшения этой политики;
II. обеспечивать возможность для людей с ограниченными возможностями, их семей и представляющих их организаций вносить свой вклад в разработку комплексных программ по реабилитации, в их осуществление и оценку;
III. обеспечивать, чтобы программы по реабилитации были доступны, и отвечали индивидуальным потребностям людей с ограниченными возможностями; в отношении этих программ требуется согласие самого человека с ограниченными возможностями и его или ее представителя;
IV. по мере возможности использовать обычные методы и структуры, но обеспечивать при этом, чтобы специализированные центры по реабилитации были бы в максимально возможной степени оборудованы для предоставления услуг, и в них имелась бы мультидисциплинарная группа специалистов по реабилитации;
V. укреплять услуги в области реабилитации и поддержки путем индивидуальной мультидисциплинарной оценки с использованием комплексных подходов;
VI. содействовать сотрудничеству между различными секторами с привлечением всех соответствующих направлений, в первую очередь здравоохранения, образования, социального обеспечения и занятости, а также осуществлять комплексное управление в сфере реабилитации, когда необходимо добиться того, чтобы у людей с ограниченными возможностями были равные возможности;
уіі. обеспечивать в процессе обучения, чтобы дети с ограниченными возможностями имели доступ к программам педагогической реабилитации и другим источникам, позволяющим добиться реализации их полного потенциала;
уііі. привлекать как работодателей, так и трудящихся и их организации к профессиональной реабилитации для оказания поддержки тем лицам, которые стали людьми с ограниченными возможностями, для их возвращения к труду при первой же возможности;
IX. добиваться доступа к индивидуальным и доступным для людей программам реабилитации для тех людей с ограниченными возможностями, которые в этом нуждаются;
X. способствовать тому, чтобы имелись в наличии и были доступны механизмы поддержки для осуществления мер по реабилитации, а также программы для людей с ограниченными возможностями, которые в этом нуждаются.

3.11. Направление деятельности № 11: Социальная защита

3.11.1 Введение

Социальная защита включает социальное обеспечение, социальную помощь или поддержку и социальные услуги, которые представляют собой жизненно важную поддержку для людей, от них зависящих, поскольку благодаря им обеспечивается качество жизни тех, кто такую поддержку получает. Однако существует много ситуаций, в которых люди с ограниченными возможностями не получают в должном объёме поддержку со стороны систем социальной защиты как в результате отсутствия такой поддержки, так и в связи с трудностями доступа к этим услугам. Социальные права, воплощенные в пересмотренной Европейской социальной хартии (СЕД №153), включают, в частности, право на социальное обеспечение (Статья 12), право на социальную и медицинскую помощь (Статья 13) и право на получение услуг со стороны социальных служб (Статья 14). Осуществление этих прав помогает снизить уровень риска социальной отчужденности и маргинализации, тем самым открывая доступ к другому закреплённому в Хартии праву, а именно праву людей с ограниченными возможностями на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества (Статья 15).

3.11.2 Цели

I. Обеспечить равный доступ к социальной защите для людей с ограниченными возможностями;
II. способствовать политике, которая будет обеспечивать переход от зависимости от финансовых пособий, по мере возможности, к занятости и независимости.

3.11.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Обеспечивать должное равновесие между мерами по социальной защите и политикой, направленной на активную занятость, для того чтобы снизить зависимость от пособий в связи с нетрудоспособностью;
II. предоставлять социальные услуги и связанную с этим поддержку на основе объективной, мультидисциплинарной оценки потребностей людей и периодически пересматривать такую оценку;
III. обеспечивать, чтобы все системы и процедуры оценки выделения пособий были доступны для людей с ограниченными возможностями или их представителей;
іу. обеспечивать, чтобы в общих социальных службах учитывались конкретные потребности людей с ограниченными возможностями и их семей;
V. добиваться постоянного улучшения координации между административными департаментами и государственными и частными организациями, предоставляющими социальные услуги, а также того, чтобы предоставление качественных услуг отвечало потребностям людей с ограниченными возможностями;
VI. консультироваться с социальными партнёрами и другими основными участниками, включая организации людей с ограниченными возможностями, в связи с планированием и осуществлением политики в области социальной защиты;
VII. обеспечивать эффективное распространение информации о всех пособиях в рамках социальной защиты, на которые имеют право люди с ограниченными возможностями, уделяя при этом особое внимание тем людям с ограниченными возможностями, которые могут подвергнуться социальной отчуждённости;
VIII. обеспечивать, чтобы социальная интеграция и стратегии по борьбе с бедностью учитывали особые потребности людей с ограниченными возможностями;
IX. рассмотреть, в случае необходимости, вопрос о подписании и ратификации Европейской социальной Хартии (пересмотренной), Европейского кодекса социального обеспечения (СЕД № 48), пересмотренного Европейского кодекса социального обеспечения (СЕД № 139), а также Европейской конвенции о социальном обеспечении (СЕД № 78);
X. выполнять соответствующие положения Рекомендации Rec(2003)19 Комитета Министров государствам-членам о доступе к социальным правам.

3.12. Направление деятельности № 12: Социальная защита

3.12.1. Введение

Люди с ограниченными возможностями имеют право на признание в качестве лиц, права которых регулируются законом. Когда требуется помощь в реализации этих юридических прав, государства-члены должны обеспечивать, чтобы это должным образом гарантировалось законодательством.
Люди с ограниченными возможностями представляют собой разнообразную группу населения, но все они имеют нечто общее - в большей или меньшей степени - а именно, потребность в дополнительных гарантиях для обеспечения их прав в полной мере и для участия в жизни общества на равной основе, как и другие члены общества.
Необходимость уделения внимания положению людей с ограниченными возможностями для осуществления ими своих прав на равной основе по сравнению с другими людьми, подтверждается инициативами, принятыми в этой области на национальном и международном уровнях.
В основе политики правительств, направленной на обеспечение равенства для людей с ограниченными возможностями, лежит принцип запрета на дискриминацию.
Доступ к правовой системе является основополагающим правом в демократическом обществе, но люди с ограниченными возможностями часто сталкиваются с разными препятствиями, включая и трудности в физическом доступе. Это вызывает необходимость принятия ряда шагов и мер поддержки, включая распространение общей информации среди представителей правовых профессий о проблемах инвалидности.

3.12.2. Цели

I. Обеспечить эффективный доступ к правосудию для людей с ограниченными возможностями на равной основе по сравнению с другими членами общества.
іі. защищать и поощрять осуществление всех прав человека и основных свобод для людей с ограниченными возможностями на равной основе по сравнению с другими людьми.

3.12.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Обеспечивать защиту от дискриминации благодаря принятию особых мер в сфере законодательства, создавая соответствующие органы по отчётности и механизмы обжалования;
II. обеспечивать, чтобы из законодательства были изъяты положения, которые носят дискриминирующий характер в отношении людей с ограниченными возможностями;
III. поощрять подготовку в сфере прав человека и инвалидности (как на национальном, так и международном уровне) для сотрудников правоохранительных органов, государственных структур, судебной системы и органов охраны здоровья;
іу. поощрять неправительственные сети адвокатов, защищающие права человека и людей с ограниченными возможностями;
V. обеспечивать, чтобы люди с ограниченными возможностями имели равный доступ к судебной системе, гарантируя их право на доступную информацию и коммуникации;
V. предоставлять необходимую помощь тем людям, которые испытывают трудности в осуществлении своих юридических прав, и добиваться того, чтобы они получали при этом соответствующий уровень поддержки;
vn. принимать необходимые меры, для того чтобы людей с ограниченными возможностями не лишали свободы, за исключением тех ситуаций, которые соответствуют закону;
vm. принимать эффективные меры по обеспечению равных прав людей с ограниченными возможностями на обладание и наследование собственности, гарантировать юридическую защиту в управлении их имуществом на равной основе по сравнению с другими людьми;
IX. обеспечивать, чтобы ни один человек с ограниченными возможностями не подвергался медицинским экспериментам вопреки своей воле;
X. выполнять соответствующие положения Рекомендации № R(99)4 Комитета Министров государствам-членам о юридической защите недееспособных граждан во взрослом возрасте.

3.13. Направление деятельности № 13: Защита от насилия и жестокого обращения

3.13.1. Введение

Акты жестокого обращения или насилия в отношении любого человека являются неприемлемыми, и общество должно обеспечивать, чтобы люди, особенно уязвимые, были защищены от жестокого обращения.
Имеется информация о том, что уровень жестокого обращения и насилия в отношении людей с ограниченными возможностями намного выше, чем в отношении населения в целом, и также выше в отношении женщин с ограниченными возможностями, особенно женщин с серьёзными формами инвалидности, в отношении которых уровень жестокого обращения выше, чем в отношении женщин, не являющихся людьми с ограниченными возможностями. Такое жестокое обращение может иметь место в учреждениях, при уходе иного типа, или в иных ситуациях, включая жизнь в семье. Жестокое обращение может исходить от незнакомых лиц или лиц, известных данному человеку, и принимать разнообразные формы, например, в виде оскорбления, актов насилия или отказа в удовлетворении основополагающих потребностей.
Хотя правительства и не могут гарантировать, чтобы такого жестокого обращения не было вообще, они тем не менее должны сделать всё необходимое, для того чтобы обеспечить людям с ограниченными возможностями защиту и как можно более твёрдые гарантии. Профилактика может осуществляться по многим направлениям, прежде всего через обучение правам человека на защиту, а также способам выявления и сокращения риска жестокого обращения. Люди с ограниченными возможностями, которые сталкиваются с жестоким обращением или насилием, должны иметь доступ к соответствующей поддержке. Следует создать систему, которой они будут достаточно доверять, чтобы сообщать о фактах жестокого обращения и ожидать выводов, включая и оказание индивидуальной поддержки. Такие системы требуют привлечения обученного персонала, который имеет опыт в выявлении фактов жестокого обращения и реагировании на них.
При том, что в последние годы были осуществлены определённые исследования в этой области, ясно, что для разработки будущих стратегий и накопления передовой практики необходимы дополнительные знания.

3.13.2. Цели

I. Бороться с дискриминацией и обеспечить права человека для защиты людей с ограниченными возможностями от любых форм насилия и жестокого обращения;
II. обеспечить доступ людей с ограниченными возможностями к услугам и системам поддержки для жертв насилия и жестокого обращения.

3.13.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Создать гарантии для защиты людей с ограниченными возможностями от насилия и жестокого обращения на основе эффективного осуществления политики и выполнения законодательства, где это необходимо;
II. проводить обучающие курсы для людей с ограниченными возможностями для снижения уровня насилия и жестокого обращения, например, курсы для получения уверенности в себе и для повышения собственного потенциала;
III. развивать процессы, меры и протоколы, ориентирующиеся на людей с ограниченными возможностями, для улучшения выявления насилия и жестокого обращения, и обеспечивать необходимые меры в отношении лиц, совершающих такие акты, а также оказывать помощь и обеспечивать соответствующие консультации со специалистами в случае возникновения эмоциональных проблем;
IV. обеспечивать, чтобы люди с ограниченными возможностями - жертвы насилия и жестокого обращения, в том числе и бытового, имели бы доступ к соответствующим службам поддержки, а также получали компенсации;
V. предотвращать и бороться с насилием, плохим и жестоким обращением во всех ситуациях путем оказания поддержки семьям, распространения информации среди общественности и через образование, поощрение обмена мнениями и сотрудничество между соответствующими сторонами;
VI. поддерживать людей с ограниченными возможностями, особенно женщин, и их семьи в случаях жестокого обращения благодаря распространению информации и обеспечению доступа к услугам;
VII. обеспечивать создание систем для защиты от жестокого обращения для людей с ограниченными возможностями в психиатрических учреждениях, социальных центрах по уходу и в иных учреждениях, детских домах и прочих структурах;
VIII. обеспечивать соответствующую подготовку всех сотрудников, работающих в учреждениях для людей с ограниченными возможностями и в службах по оказанию общих услуг;
IX. осуществлять подготовку сотрудников правоохранительных и судебных органов, для того чтобы они могли заслушивать людей с ограниченными возможностями в качестве свидетелей, и серьезным образом относиться к случаям жестокого обращения;
X. предоставлять людям с ограниченными возможностями информацию о том, как избегать насилия и жестокого обращения, как выявлять эти факты и как об этом сообщать;
XI. принимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры, сопровождающиеся серьезными наказаниями, делая это транспарентно и предусматривая проведение независимого анализа со стороны гражданского общества, для того чтобы предупреждать все формы физического или психологического насилия, оскорблений или жестокого обращения, пренебрежительного отношения или отсутствия ухода, плохого обращения, эксплуатации или забвения людей с ограниченными возможностями;
XII. выполнять соответствующие положения Рекомендации Rec(2002)5 Комитета Министров государствам-членам о защите женщин от насилия;
XIII. выполнять соответствующие положения Рекомендации R № 99 Комитета Министров государствам-членам о юридической защите недееспособных граждан во взрослом возрасте;
XIV. выполнять Резолюцию ResAP(2005)1 о защите взрослых и детей с ограниченными возможностями от жестокого обращения и учитывать при этом соответствующий дополнительный доклад.

3.14. Направление деятельности № 14: Исследования и разработки

3.14.1. Введение

В основе разработки политики, опирающейся на анализ действительного положения, лежат комплексные исследования, сбор статистических данных и анализ. Надёжная информация позволяет выявить новые тенденции, разработать решения и добиться реальных результатов. Такая информация выявляет передовую практику и позволяет осуществить контроль над изменениями в обществе.
Отсутствие данных в отношении людей с ограниченными возможностями является препятствием на пути к разработке политики как на национальном, так и на международном уровне. Нам необходимо поощрять и развивать комплексные, диверсифицированные и специализированные исследования по вопросам инвалидности и координировать это на всех уровнях с целью содействия эффективному выполнению задач, изложенных в данном Плане действий.

3.14.2. Цели

I. Разрабатывать политику, основывающуюся на более углублённом анализе информации, а также стандарты для учёта исследований перспектив развития в будущем при разработке такой политики;
II. стандартизировать методологию сбора статистических данных на национальном и международном уровнях, для того чтобы собирать достоверную и сравнимую информацию об исследованиях.
III. использовать и поддерживать весь имеющийся исследовательский потенциал и возможности научных разработок на мультидисциплинарной основе с целью расширения участия людей с ограниченными возможностями и улучшения качества их жизни.

3.14.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Разрабатывать стратегии в области статистических данных и информации для политики в сфере инвалидности и разработки стандартов, основываясь при этом на такой модели инвалидности, в которой учитываются социальные права и права человека, а также проводить обзоры эффективности существующих национальных стратегий и баз данных;
II. обеспечивать, чтобы информация, собранная через оценку потребностей, при том что она должна сохраняться на индивидуальной основе и рассматриваться как конфиденциальная, использовалась бы максимально эффективно для информирования в целом при планировании и предоставлении услуг на национальном, региональном и местном уровнях;
III. обеспечивать, чтобы исследования по основным направлениям там, где это необходимо, обеспечивали данные об участии людей с ограниченными возможностями во всех соответствующих областях, охватываемых Планом действий;
w. обеспечивать, чтобы исследования по мере возможности, включали гендерное измерение, облегчающее анализ положения женщин с ограниченными возможностями;
V. разрабатывать скоординированные подходы к исследованиям, согласовывая общую классификацию для оценки и анализа национальных и международных банков данных;
V. поощрять исследования успешных мер по реабилитации, направленных на излечение и интеграцию в общество;
VM. развивать исследования о последствиях демографических изменений и процесса старения населения в контексте качества жизни людей с ограниченными возможностями;
VM. привлекать представителей людей с ограниченными возможностями и других соответствующих участников к разработке стратегии исследований и сбора данных;
IX. поддерживать прикладные научные исследования при сборе новой информации и при разработке коммуникационных технологий, технических устройств, материалов и приборов, которые могут помочь независимой жизни и участию людей с ограниченными возможностями в обществе;
X. поощрять все исследования в области изучения устройств, учитывающих принципы универсального дизайна;
XI. содействовать обмену передовой практикой, информацией и тесному сотрудничеству между соответствующими органами для обеспечения полного сбора данных, которые бы учитывались при разработке государственной политики;
XII. финансировать соответствующие исследования и новаторские демонстрационные проекты для разработки такой политики, которая охватывала бы все соответствующие области данного Плана действий.

3.15. Направление деятельности 0 15: Повышение уровня информированности

3.15.1. Ведение

Люди с ограниченными возможностями сталкиваются со многими препятствиями в процессе обеспечения участия и признания в качестве полных и равных членов общества. Большинство людей с ограниченными возможностями считает, что главным препятствием на пути к их полной интеграции в общество является отношение самого общества. Люди с ограниченными возможностями по-прежнему сталкиваются с неприемлемым отношением, связанным с существующими предрассудками, страхами, низким уровнем ожиданий и недоверия к их способностям. Такое отношение может быть изменено благодаря эффективным стратегиям по повышению уровня информированности, охватывающим широкий спектр участников.
В последние годы многие государства-члены усовершенствовали своё законодательство по борьбе с дискриминацией и поощряли инициативы в сфере социальной политики. Такие инициативы способствуют интеграции людей с ограниченными возможностями в местные сообщества, но этого явно недостаточно.
Для того чтобы развивать эту деятельность, государства-члены должны обеспечивать сотрудничество как в средствах массовой информации, так и в других сферах деятельности, которые могли бы помочь изменить отношение к людям с ограниченными возможностями.
Люди с ограниченными возможностями должны присутствовать в рекламе, на экране, в радиопередачах и в печатных средствах массовой информации, для того чтобы добиться изменения парадигмы в восприятии инвалидности и самих людей с ограниченными возможностями; только тогда может произойти подлинное изменение в отношении всех членов общества к людям с ограниченными возможностями.
Общество должно в большей степени осознать, что люди с ограниченными возможностями имеют такие же права человека, как и все другие люди, и что в обществе существует много препятствий, которые мешают или не позволяют людям с ограниченными возможностями пользоваться этими правами. Ликвидация таких препятствий пойдёт на пользу не только людям с ограниченными возможностями, но и обществу в целом. Более того, важно продемонстрировать тот положительный вклад, который все люди с ограниченными возможностями, независимо от степени ограничения, вносят как активные и полноправные члены общества.

3.15.2. Цели

I. Улучшить отношение к людям с ограниченными возможностями как к активным и полноправным членам общества благодаря широкому кругу мер;
II. повысить информированность об инвалидности и о правах людей с ограниченными возможностями на равенство возможностей и защиту от дискриминации;
III. бороться с любыми негативными проявлениями в отношении к людям с ограниченными возможностями, которые могут нанести ущерб их образу и их интересам.

3.15.3. Конкретные действия со стороны государств-членов

I. Уделять больше внимания образу людей с ограниченными возможностями во всех видах правительственной рекламы и информации, для того чтобы добиться изменений в отношении к людям с ограниченными возможностями со стороны общества;
II. поощрять все средства массовой информации и организации средств массовой информации, для того чтобы они расширяли и улучшали представление о людях с ограниченными возможностями как о полноправных гражданах в аудиовизуальных передачах и в печатной информации, например, устанавливая этические принципы, связанные с достоинством людей с ограниченными возможностями;
III. поощрять телевизионные каналы и радиостанции в обсуждении вопросов, связанных с людьми с ограниченными возможностями, в общих программах и, где это целесообразно, в специализированных программах;
w. проводить, по мере возможности, регулярные национальные информационно-пропагандистские кампании о правах, возможностях и вкладе людей с ограниченными возможностями;
V. использовать новаторские и другие практические меры для разъяснения детям, молодежи и взрослым проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями;
V. поощрять людей с ограниченными возможностями и их организации в распространении ими информации о себе на местном и национальном уровне, предоставляя им консультации о работе со средствами массовой информации;
VII. поддерживать и содействовать распространению примеров передовой практики во всех областях жизни для повышения информированности в сфере образования, в трудовой деятельности и в обществе в целом.

Назад Оглавление Далее