aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Приложение к разделу 2 | Права инвалидов в сфере труда и социального обеспечения

Министерство труда российской федерации Постановление от 6 февраля 1995 года N 9 Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 г. N 1622-р Министерство труда Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21в и постановление Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 158.
Министр труда Российской Федерации Г.Меликьян
Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 6.02.95 N 9

Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите

1. Общие положения
1.1. Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
1.2. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы местного самоуправления.
Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями.
Органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности_1 квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для указанной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством.
Далее - организации.
При установлении квоты определяется ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации со среднесписочной численностью 35 человек и более, на которых она вводится.
1.3. К группам населения, для которых производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лишения свободы; женщины, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих мест и для других групп населения_2.
2 Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие работы; беженцы, вынужденные переселенцы, а также некоторые другие категории граждан.
Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, должны пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения.
2. Рекомендуемые условия и порядок квотирования рабочих мест
2.1. Квотирование рабочих мест организациям производится на основании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления.
Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязательные сведения; наименование рабочего места; категорию граждан, для которой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.
2.2. Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверждаются органом местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы_
3 Территориальные органы социальной защиты населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, объединения предпринимателей и работодателей и др.
2.3. Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. Квота для инвалидов устанавливается в размере не менее 3% от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу.
2.4. О проведении мероприятий по квотированию рекомендуется информировать работодателей не менее чем за три месяца до начала введения квоты.
2.5. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе администрации осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места.
2.6. Ликвидацию рабочих мест, созданных в рамках квот, целесообразно производить после согласования с органами местного самоуправления и с уведомлением территориальных органов государственной службы занятости населения и органов по труду.
3. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц,
особо нуждающихся в социальной защите
3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование. В месячный срок с момента получения решения органа местного самоуправления о квотировании рабочих мест он разрабатывает мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о которых сообщает в соответствующий территориальный орган государственной службы занятости населения.
3.2. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.
Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.
3.3. Перечисление денежных средств в размере стоимости создаваемых рабочих мест осуществляется работодателем по платежному требованию органа местного самоуправления, расчет перечисляемых работодателем денежных средств целесообразно производить помесячно.
3.4. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в других организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства.
3.5. Работодатели предоставляют органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения информацию о движении квотируемых рабочих мест. Рекомендуемый срок представления этой информации - не позднее трех дней с момента принятия решения об их выделении, ликвидации или перепрофилировании, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.
Информацию о создании рабочего места в рамках установленной квоты работодателям целесообразно передавать органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения не позднее десяти дней с момента его создания.
4. Источники финансирования и льготы работодателям,
выделяющим или создающим рабочие места
4.1. Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, создаются за счет средств работодателей, средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, территориального фонда социальной поддержки населения, а также иных источников.
4.2. Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, органы местного самоуправления устанавливают льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности при поиске работы, с учетом региональных особенностей органами местного самоуправления могут создаваться целевые фонды за счет:

Источник документа (сверен по):
Бюллетень Министерства труда Российской Федерации, N 3, 1995 год.

Федеральная служба занятости Российской Федерации
Приказ от 1 ноября 1995 года N 253 Об утверждении "Временного положения о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов"

В соответствии с "Федеральной программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1995 год", в целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов приказываю:
1. Утвердить "Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов" (Приложение 1).
2. Руководителям органов федерации государственной службы занятости населения:
считать приоритетным направлением деятельности организацию работ в области содействия занятости инвалидов;
обеспечить доведение настоящего Временного положения до подведомственных органов службы занятости;
организовать разъяснительную работу среди организаций о возможностях и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов при их трудоустройстве;
представлять в Социально-правовое управление ФСЗ России ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о проделанной работе, о численности обратившихся в целях трудоустройства инвалидов, трудоустроенных (в том числе в соответствии с настоящим Положением), о суммах затрат, приходящихся на каждого инвалида, и средней продолжительности периода выделения финансовых средств.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФСЗ России Гончарова В.М.
Руководитель ФСЗ России Ф.Т.Прокопов
Приложение к Приказу ФСЗ России от 1 ноября 1995 года N 253

Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов

Настоящее Временное положение разработано в целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства и предназначено для оказания практической помощи органам Федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости).
Положение определяет общие принципы, порядок и условия выделения органами службы занятости финансовых средств работодателям (работодатель - организация (юридическое лицо), либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения) для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов.
Положение распространяется на инвалидов (вне зависимости от группы инвалидности), которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют заключение уполномоченного на то органа о рекомендуемых условиях и характере труда и применяется в случаях, когда обычные стандартные процедуры работы органов службы занятости в части оказания гражданам содействия в трудоустройстве, не приносят желаемых результатов.
I. Общие положения
1.1. Органы службы занятости в целях оказания инвалидам дополнительных услуг для их трудоустройства на обычные рабочие места (обычное рабочее место - рабочее место, не требующее дополнительного оснащения и обеспечения техническими средствами с учетом индивидуальных возможностей инвалида могут за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости) выделять организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности финансовые средства для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов на договорной основе.
1.2. Финансовые средства для частичной компенсации работодателю расходов по оплате труда инвалидов выделяются органами службы занятости по месту нахождения организации, в пределах статьи расходов бюджета фонда занятости "Социальная адаптация", в соответствии с утвержденным бюджетом на безвозвратной основе.
1.3. Органы службы занятости на основе анализа регионального рынка труда инвалидов, с учетом информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), а также численности инвалидов, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, осуществляют сбор и анализ информации об организациях, с которыми могут заключаться договора о выделении финансовых средств для трудоустройства инвалидов на условиях частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов.
1.4. Для принятия решения о выделении финансовых средств органы службы занятости могут привлекать экспертов для оценки финансово-экономического состояния организации, соответствия имеющихся рабочих мест условиям и характеру труда, рекомендуемым инвалиду. Затраты на оплату услуг экспертов относятся по статье расходов бюджета фонда занятости "Социальная адаптация".
1.5. Финансовые средства не выделяются организациям:

II. Порядок и условия предоставления финансовых средств
2.1. На основании предварительного согласия инвалида на трудоустройство соответствующий орган службы занятости направляет его на собеседование с работодателем, готовым трудоустроить инвалида на условиях частичной компенсации расходов по оплате труда инвалида.
При направлении инвалида на собеседование органы службы занятости заполняют "Рекомендательное письмо" (Приложение 1).
2.2. Решение о приеме на работу (об отказе) каждого конкретного инвалида, направленного органом службы занятости для трудоустройства, принимается работодателем самостоятельно.
По результатам собеседования работодатель заполняет отрывной талон рекомендательного письма и направляет его в адрес органа службы занятости.
2.3. На основании подтверждения работодателем возможности трудоустройства инвалида на условиях частичной компенсации его расходов по оплате труда инвалида орган службы занятости заключает с организацией Договор (Приложение 2).
Договор между органом службы занятости и организацией на выделение финансовых средств заключается по каждому конкретному инвалиду.
Основными условиями заключения Договора являются:
своевременное перечисление организацией страховых взносов в фонд занятости;
трудоустройство инвалида по направлению органа службы занятости в соответствии с заключением об условиях и характере труда, выданным уполномоченным на то органом;
соответствие оплаты труда инвалида сложности и характеру выполняемой работы;
обязательство работодателя об уведомлении органа службы занятости в случае увольнения инвалида по любым основаниям;
право контроля со стороны органов службы занятости за целевым использованием выделенных финансовых средств.
III. Продолжительность периода предоставления
и размер выделяемых финансовых средств
3.1. Продолжительность периода предоставления финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалидов устанавливается сроком на 6 месяцев.
В зависимости от степени утраты инвалидом трудоспособности продолжительность периода предоставления финансовых средств может продлеваться органами службы занятости дополнительно на 6 месяцев.
3.2. Перечисление финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалидов производится в размере 50% от фактически начисленных сумм по оплате труда каждого инвалида в месяц, но не может превышать уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Уровень средней заработной платы уточняется ежемесячно.
IV. Порядок взаимных расчетов организаций
и органов службы занятости
4.1. Перечисление финансовых средств на счет организации осуществляется органами службы занятости на основании Приказа (Приложение 3) один раз в месяц в недельный срок со дня предоставления организацией следующих документов:
заверенной копии карточки "Лицевой счет рабочего и служащего", установленного образца;
ведомости по оплате труда с росписью получателя (платежного поручения о перечислении средств на лицевой счет работника).
4.2. В платежных поручениях на перечисление организации финансовых средств органы службы занятости указывают целевое направление их расходования.
4.3. Расходы, связанные с перечислением финансовых средств на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалидов, финансируются за счет средств фонда занятости.
4.4. Перечисление финансовых средств прекращается органами службы занятости в случае:
непредоставления организацией документов, перечисленных в п.4.1 настоящего Временного положения, за предшествующий месяц;
нарушения организацией условий Договора;
увольнения инвалида по любым основаниям;
признания факта несостоятельности (банкротства) организации.
V. Контроль и ответственность
5.1. Ответственность за правомерность выделения финансовых средств возлагается на органы службы занятости по месту нахождения организации.
5.2. Контроль за целевым расходованием выделенных средств осуществляют органы службы занятости соответствующих уровней.
5.3. Спорные вопросы и взаимные претензии организации и органов службы занятости решаются вышестоящими органами службы занятости.

Приложение 1 к приказу Федеральной службы занятости России от 01.11.95 N 253
Приложение 1 к "Временному положению о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов".

Бланк_____________________
центра занятости(наименование организации)
_________________
(адрес)
Рекомендательное письмо
Представляем Вам гр. (Ф.И.О.) __________ в качестве кандидата для трудоустройства на работу по профессии (специальности)_____________ на условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации работодателям расходов по оплате труда инвалидов для прохождения собеседования.
Просим Вас по результатам собеседования заполнить отрывной талон и направить его в адрес центра занятости в течение 3 дней.
Специалист_______________ _____________ ________
центра занятости (фамилия, имя, отчество) (подпись) (дата)
------------------- Отрывная часть ------------------------
_________________________________________________
Наименование организации__________________________
(наименование центра занятости)
_______________________________
(адрес)
Ответ о принятом решении
Сообщаем Вам, что гр. (Ф.И.О.)_______________, направленный для трудоустройства на условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателям по оплате труда инвалидов:
может быть принят на работу с "___" __________ 199__ г.
по профессии (специальности) ________________
с последующим заключением Договора с органом службы занятости;
не может быть принят на работу в связи ________________
___________________________________________________
(указать причины)
____________ _______________ ______________
(должность) (Ф.И.О.) (подпись)
Дата
Договор N _____
о выделении финансовых средств из Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации для частичной компенсации
расходов работодателей по оплате труда инвалидов
г. _________"___" ___________ 199__ г.
_______________________________________,
(наименование органа службы занятости)
именуемый в дальнейшем "Центр", в лице директора ______
____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Закона Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации" и Положения о центре
занятости населения, с одной стороны, и __________
__________________________________________________,
(полное наименование организации)
именуемое в дальнейшем "Организация", в лице руководителя ____
_______________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании учредительных документов "Организации", с
другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Цель и предмет Договора
1.1. Настоящий Договор заключен с целью создания дополнительных возможностей трудоустройства инвалидов.
1.2. Настоящим Договором установлено, что организации выделяются из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (в дальнейшем - фонд занятости) финансовые средства для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов.
2. Условия Договора
2.1. Финансовые средства выделяются "Организации" для частичной компенсации расходов по оплате труда гр. (Ф.И.О.) ______, принятого на работу с "____" ____ 199__ г. на основании Приказа от "____" __________ 199__ г. N ____ по профессии (специальности) _____________________________________________.
2.2. Период предоставления финансовых средств для частичной компенсации расходов по оплате труда гр. (Ф.И.О.)________ составляет ____ месяцев, с "____"___ 199__ г. по "____" ____________ 199__ г.
2.3. Ежемесячная сумма финансовых средств для частичной компенсации расходов по оплате труда гр. (Ф.И.О.) ________________ устанавливается в размере 50% от фактически начисленных ему сумм по оплате труда, но не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Уровень средней заработной платы уточняется ежемесячно.
2.4. Перечисление финансовых средств на счет "Организации" осуществляется "Центром" один раз в месяц в недельный срок со дня предоставления "Организацией" следующих документов:
заверенной копии карточки "Лицевой счет рабочего и служащего" установленного образца;
ведомости по оплате труда с росписью получателя (платежного поручения о перечислении средств на лицевой счет работника).
2.5. В случае увольнения гр. (Ф.И.О.) ________________________ по любым основаниям "Организация" в 3-дневный срок информирует "Центр".
Действие Договора прекращается со дня увольнения гражданина и в течение 10 дней с момента уведомления "Центра" производятся взаиморасчеты.
2.6. В случае нарушения сроков, установленных в п. 2.5 настоящего Договора, а также отказа в своевременном производстве взаиморасчетов "Организация" выплачивает "Центру" штраф в размере _____% за каждый день просрочки по уведомлению.
2.7. Споры, возникающие в случае невозвращения "Организацией" финансовых средств, а также взимание задолженности по взаиморасчетам осуществляются в порядке, установленном законодательством.
3. Обязанности Сторон
3.1. Обязанности "Центра"
3.1.1. Производить перечисление средств на счет "Организации" ежемесячно в недельный срок со дня предоставления "Организацией" документов, указанных в п. 2.4 настоящего Договора.
3.1.2. Оплачивать расходы, связанные с перечислением финансовых средств, за счет средств бюджета фонда занятости.
3.1.3. Прекращать перечисление финансовых средств "Организации" и расторгать Договор в одностороннем порядке в случае:
непредоставления "Организацией" документов, указанных в п.2.4 настоящего Договора;
нарушения "Организацией" одного из пунктов настоящего Договора;
увольнения инвалида по любым основаниям;
признания факта несостоятельности (банкротства) "Организации".
3.1.4. Осуществлять контроль за целевым использованием финансовых средств.
3.2. Обязанности "Организации"
3.2.1. Обеспечивать занятость гр. (Ф.И.О.) ___________________ на рабочем месте в течение срока, установленного настоящим Договором.
3.2.2. Осуществлять оплату труда гр. (Ф.И.О.) ________________ в порядке, установленном в "Организации".
3.2.3. Не увольнять гр. (Ф.И.О.) ______________ при сохранении численности или штата работников "Организации" в течение срока, установленного настоящим Договором.
3.2.4. Представлять в "Центр" ежемесячно документы, перечисленные в п.2.4 настоящего Договора.
3.2.5. Информировать "Центр" не позднее чем за ________ дней о возможных организационных и финансово-экономических изменениях в "Организации".
3.2.6. Обеспечивать доступ специалистов "Центра" с целью проверки целевого использования финансовых средств фонда занятости.
3.2.7. Перечислять своевременно страховые взносы в фонд занятости.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящий Договор заключен сроком на ___________ месяцев, вступает в силу со дня его подписания и действует до "___" ____________ 199__ г.
4.2. Спорные вопросы и взаимные претензии Сторон, связанные с выполнением настоящего Договора, решаются в установленном законодательством порядке.
4.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах (по одному для каждой из Сторон), имеющих одинаковую юридическую силу.
Юридические адреса Сторон:
"Центр" "Организация"
___________ ____________
(полное наименование) (полное наименование)
________ ________
(почтовые и банковские (почтовые и банковские реквизиты) реквизиты)
Директор "Центра занятости"
Руководитель организации
_______
(подпись) (подпись)
М.П. М.П.
Приложение 2
Бланк органа службы занятости
Приказ
от "___" 199__ г. N ________
О перечислении финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов
На основании Договора от "___" __________ 199__ г. N ______
Приказываю:
1. Перечислять финансовые средства
_____________________
(полное наименование организации)
ежемесячно в недельный срок со дня предоставления организацией
следующих документов: _________________________
(указать, какие)
2. Окончательный взаимный расчет по расходованию финансовых
средств произвести до "___" __ 199__ г.
Директор _________ (Ф.И.О.)
(подпись)

Федеральная служба занятости России
Приказ от 28 февраля 1994 года N 28 Об утверждении Временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов

В целях осуществления координации и организации работ, связанных с профессиональной реабилитацией и обеспечением занятости инвалидов,
приказываю:
1. Утвердить Временное положение о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов (прилагается).
2. Региональным органам занятости использовать данное Положение в организации своей деятельности, связанной с профессиональной реабилитацией и обеспечением занятости инвалидов; довести указанное Положение до сведения всех городских, районных и межрайонных служб занятости.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы занятости России Галанца В.Д.
Руководитель Ф.Т.Прокопов
Утверждено приказом Федеральной службы занятости России от 28 февраля 1994 года N 28

Временное положение о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов

I. Общие положения
1.1. В целях обеспечения государственных гарантий гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, согласно статье 13 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов N 394 от 25 марта 1993 года в структуре органов государственной Федеральной службы занятости (на уровне республики в составе Российской Федерации, области, края, автономных образований, крупного города с районным делением) организуются специализированные подразделения (отделы, секторы, группы).
Данные специализированные подразделения создаются для оказания дополнительной целевой помощи инвалидам, испытывающим трудности в поиске рабочего места, нуждающимся в специализированном профессиональном обучении, консультировании, трудовой реабилитации и социальной поддержке. В небольших центрах занятости (на уровне города, не имеющего районного деления, села) указанные функции могут быть возложены на специально выделенных работников функциональных подразделений.
1.2. Органы государственной службы занятости в данном направлении своей деятельности решают следующие основные задачи:
разработка региональной целевой программы по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, исходя из анализа и прогноза ситуации на рынке труда и оценки потребности инвалидов в дополнительной помощи;
содействие в трудоустройстве зарегистрированным в службе занятости инвалидам;
организация и проведение профессиональных консультаций и профессионального обучения инвалидов, за регистрированных в службе занятости;
оказание инвалидам, признанным в установленном порядке безработными, материальной и социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством;
предоставление финансовой поддержки работодателям, создающим дополнительные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов.
II. Функции специализированных подразделений
Специализированные подразделения (отделы, секторы, группы) создаются в структуре органов государственной службы занятости (на уровне республики, области, края, автономной области, крупного города с районным делением) и выполняют следующие функции:
оказание практической помощи и координация деятельности специализированных подразделений или соответствующих специалистов в нижестоящих центрах занятости;
участие в работе экспертных комиссий по определению учебных заведений, в которых будет осуществляться профессиональное обучение инвалидов;
подготовка предложений по организации трудоустройства инвалидов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения и ПТУ;
информирование населения об услугах, оказываемых службой занятости инвалидам;
обеспечение проведения на территории единой государственной политики в области профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;
взаимодействие с местными координационными комитетами содействия занятости населения и другими организациями по делам инвалидов;
разработка программы по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, а также соответствующих мер экономического, социального и организационного характера совместно с другими заинтересованными организациями, контроль за их реализацией;
внесение на рассмотрение местных органов государственной власти предложений об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, осуществление контроля за выполнением принимаемых решений в данном направлении;
подготовка предложений по предоставлению финансовых льгот и стимулированию предприятий и организаций, принимающих на работу инвалидов;
совместно с соответствующими организациями определение перечня рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, подготовка предложений по их адаптации к работе инвалидов;
методическое обеспечение нижестоящих центров занятости по вопросам работы с инвалидами.
III. Обязанности специалистов по проведению работы с инвалидами в функциональных отделах
В функциональных отделах (занимающихся вопросами трудоустройства, профориентации, профобучения и т.д.) предлагается выделять группу или отдельного специалиста, специально подготовленных для работы с инвалидами. Эти специалисты выполняют следующие служебные обязанности:
проведение приема с оказанием дополнительной персональной помощи инвалидам в подборе подходящей работы, учитывая имеющиеся медицинские показания к труду, содействие временной занятости инвалидам, обеспечение контроля за трудоустройством и адаптацией инвалидов;
проведение профессиональных консультаций и направление на переобучение инвалидов, испытывающих затруднения в устройстве на работу из-за наличия ограничений по состоянию здоровья, обеспечение контроля за процессом обучения;
организация консультаций для работодателей по вопросам их прав и обязанностей при приеме на работу инвалидов и создании дополнительных рабочих мест для данной категории граждан, в том числе частичное возмещение связанных с этим расходов;
взаимодействие с предприятиями, использующими труд инвалидов, а также учебными заведениями и учебными подразделениями предприятий по вопросам трудоустройства и организации профессионального обучения высвобождаемых и незанятых инвалидов;
осуществление контроля за выполнением работодателями установленной квоты для трудоустройства инвалидов в пределах своей компетенции;
изучение, систематизация и обобщение информации, отражающей состояние с занятостью инвалидов.

IV. Правила и обязанности специализированного подразделения

4.1. Подразделение (отдел, сектор, группу) возглавляет руководитель (начальник), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем соответствующего органа службы занятости.

Руководитель и работники подразделения по согласованию с руководством органа службы занятости имеют право:
привлекать по мере необходимости специалистов, экспертов и консультантов для подготовки предложений и заключений по проектам целевых программ профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;
в установленном порядке посещать предприятия, организации, учреждения с целью изучения возможностей трудоустройства инвалидов;
запрашивать у предприятий, организаций, учреждений необходимую информацию;
осуществлять контроль за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями установленных для них квот;
по поручения руководства готовить и проводить совещания, семинары, конференции с работниками службы занятости, предприятий и организаций, учебных заведений по вопросам трудоустройства и профессионального обучения инвалидов.
4.2. В соответствии с действующим законодательством руководитель подразделения и его работники несут ответственность за выполнение возложенных на них функций.

Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 О квотировании рабочих мест в городе Москве

Настоящий Закон принят в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 20 апреля 1996 года), Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Уставом города Москвы и определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для обеспечения дополнительных гарантий гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, реализации ими права на труд, социальную защиту от безработицы и в целях смягчения социальной напряженности на рынке труда.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Квота для граждан, особо нуждающихся в социальной защите

1. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в абсолютных единицах для организаций, среднесписочная численность которых составляет от 15 до 100 человек, и в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек, без учета численности лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Статья 2. Установление квот в организациях

1. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории города Москвы (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 15 человек, устанавливаются квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Статья 3. Граждане, для которых вводится квотирование рабочих мест

1. К группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Москве:
- инвалиды, имеющие, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, рекомендацию к труду;
- молодежь в возрасте до 18 лет (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие).
2. С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда города, Правительство Москвы может устанавливать квоты и для других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Суммарный размер квот для всех категорий граждан не может превышать 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Статья 4. Источники финансирования

1. Создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников.
2. Средства целевого счета Фонда занятости населения города Москвы, поступающие в виде обязательной платы и штрафов от работодателей, не выполнивших условий создания рабочих мест в счет установленных квот, используются для финансирования работодателей, создающих рабочие места сверх установленных квот, а также на создание специальных рабочих мест, специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов.

Глава II. Условия и порядок квотирования рабочих мест

Статья 5. Условия установления квот

1. Размер квот устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет для организаций численностью:
- от 15 до 30 человек - 1 рабочее место для инвалида или гражданина, не достигшего 18 лет (по усмотрению работодателя);
- от 31 до 100 человек - 1 рабочее место для инвалида и 1 рабочее место для гражданина, не достигшего 18 лет, на каждые 30 работников;
- свыше 100 человек - 3 процента для инвалидов и 1 процент для молодежи в возрасте до 18 лет.
Статья 6. Порядок установления квот
1. Квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливаются на период не менее одного года.
2. Порядок квотирования рабочих мест в городе Москве устанавливается постановлением Правительства Москвы.
3. Об установлении квот работодатели информируются не менее чем за три месяца до начала их установления.

Глава III. Участие работодателей в обеспечении анятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите

Статья 7. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать от Комитета труда и занятости информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
2. Работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или внести на специальный счет Фонда занятости населения города Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках установленных квот.
3. Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно и по направлениям территориальных подразделений Комитета труда и занятости с учетом предложений территориальных органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов по делам молодежи, а также общественных организаций инвалидов.
4. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленных для данной организации квот работодатели обязаны произвести перечисление на специальный счет Фонда занятости населения города Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках установленных квот гражданина в размере 12-кратного среднего уровня заработной платы, сложившейся в городе Москве на момент введения квотирования. Работодатели имеют право в счет установленных квот арендовать рабочие места на других предприятиях.
5. Работодатели обязаны ежеквартально представлять территориальным подразделениям Комитета труда и занятости информацию (сведения) о выполнении квот для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или внесении обязательной платы на специальный счет Фонда занятости населения города Москвы при невыполнении или невозможности выполнения установленных квот.
6. Работодатели обязаны информировать территориальные подразделения Комитета труда и занятости о движении квотируемых рабочих мест. Срок предоставления этой информации не позднее 10 дней с момента принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.
Статья 8. Льготы и ответственность работодателей
1. Работодатели, выполняющие квоту, установленную для трудоустройства инвалидов, имеют преимущественное право на размещение городского производственного заказа при прочих равных условиях с учетом механизма конкурсного отбора.
2. В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в других организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства.

Глава IV. Контроль за исполнением настоящего Закона

Статья 9. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют Комитет труда и занятости и Государственная инспекция труда города Москвы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, а также органы налоговой инспекции.

Глава V. Заключительное положение

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Мэр Москвы Ю.Лужков

Назад Оглавление Далее