Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Введение

Согласно любому определению бедности инвалиды составляют большую часть бедного населения во всех странах мира. Это особенно характерно для развивающихся стран и стран переходного периода, где, согласно данным Всемирного Банка, примерно 2/3 всех инвалидов с тяжелыми или средними формами инвалидности живут в бедности. Вовлечение и участие инвалидов в жизни сообщества и предоставление им равных возможностей являются широко распространенными политическими целями в большинстве развитых стран. Эти цели были сформулированы на основе ряда международных конвенций и рекомендаций «Стандартные правила по уравниванию возможностей для инвалидов» (ООН, 1993); проект «Конвенция по правам инвалидов» (ООН, 2006); «Право на достойную работу для инвалидов» (Международная организация труда, 2003) и недавно разработанный «План действий по продвижению прав и полного участия инвалидов в жизни сообщества» (Совет Европы, 2006). В этих международных декларациях признаются права инвалидов на работу на равных с другими условиях; это предполагает право на возможность зарабатывать на жизнь на работе, которая была самостоятельно выбрана либо получена на рынке труда или в деловой среде, характеризующейся открытостью, инклюзивностью и принятием инвалидов. Однако не смотря на значительное изменение философского подхода и положений международных документов большинство инвалидов до сих пор не могут получить равных возможностей при трудоустройстве и продолжают оставаться малозанятыми во всех странах (Организация Европейского 2003).

Уровень участия инвалидов в трудовой занятости

Занятость - это основная часть жизни в современном сообществе, которая останется мерой экономического благосостояния каждого общества. Участие в трудовой занятости многими рассматривается как важная обязанность гражданина, а также как способ личного развития (O'Brien, 1999). Работа важна по многим причинам: она не только дает инвалидам средства для выживания, но и создает социальную роль, которая влияет на их?
самовосприятие и на то, как другие люди воспринимают их. Работа дает инвалидам возможность быть финансово независимыми; использовать их навыки и развивать новые навыки; улучшать навыки социального общения, находить друзей и строить отношения; она создает возможность для отдыха, социальных и спортивных мероприятий; она повышает их статус в сообществе, в котором они живут, и создает возможности для личного и профессионального развития.
Одним из первых случаев признания права инвалидов на трудоустройство стало заявление МОТ в 1944 году. В полном, ориентированном на будущее документе МОТ безоговорочно утверждает, что работники-инвалиды 'какова бы ни была причина их инвалидности должны получить все возможности для реабилитации специализированного профессионального руководства, обучения и переобучения, а также занятости на полезной работе'. МОТ утверждает, что инвалиды по возможности должны обучаться с другими работниками в тех же условиях и исходя из той же стоимости; МОТ также призывает к равенству возможностей по трудоустройству для работников- инвалидов, а также к положительным действиям по продвижению занятости людей с серьезными формами инвалидности.
Не смотря на это, во всех странах инвалиды сталкиваются с барьерами по трудоустройству, которые ведут к гораздо меньшему уровню участия, нежели у обычного населения.

Уровень участия в занятости в соотношении работоспособного возраста с общим населением
  Инвалиды Остальные
ЕС 36% 66%
США 31% 73%
ОЕСР 35% 66%
Австралия 44% 61%
Источник: Социальные показатели ОЕСР 2002

Уровень участия инвалидов в трудовой занятости в России

В настоящее время в Российской Федерации есть множество инвалидов, которые хотят работать, но у которых есть мало возможностей для воплощения этого желания. Проблема безработицы инвалидов очень сложна и связана с: недостатком образования и обучения; недостатком физической адаптации рабочих мест; негативными стереотипами об инвалидах, которые превалируют в российском сообществе (Disability World 2005). Официальная правительственная статистика заявляет, что примерно 1 000 000 инвалидов по всей России трудоустроены; потому примерно 12-14% всего российского населения с инвалидностью, находящегося в трудоспособном возрасте,
официально считается работающими, однако многие официально трудоустроенные инвалиды имеют легкую степень инвалидности, которая не требует специального приспособления рабочего места; либо же они работают на специально созданных для инвалидов рабочих местах, например, в защищенных мастерских и производственных центрах, которые принадлежат и управляются НКО, действующих в сфере инвалидности. Эти специализированные рабочие места характеризуются низким уровнем заработных плат, плохими условиями работы, работой, не требующей развитых навыков и минимальной обеспеченностью работой в долгосрочной перспективе. Такие предприятия включены в систему «социальных организаций инвалидов», таких как:
- Всероссийская Организация Глухих, в рамках которой действуют 74 предприятия для глухих людей на территории всей России;
- Всероссийское Общество Слепых, в рамках которого действуют 174 предприятия и трудоустроено 90% всех работающих слепых людей в стране;
- Всероссийское Общество Инвалидов, в рамках которого действует 3 000 предприятий и трудоустроено 32 000 инвалидов.
Большинство отдельных предприятий малы, и их способность конкурировать на рынке ограничена. Во времена Советского Союза эти сообщества получали прямые федеральные субсидии. В 1954 году направление субсидий было прекращено, взамен этого была введена система налоговых льгот и обязательного госзаказа. В рамках этой системы общества инвалидов процветали, получая заказы от государственных предприятий и выстраивая инфраструктуру для инвалидов. До января 2002 года предприятия, на которых инвалиды составляли хотя бы половину сотрудников, не платили целый ряд налогов: например, 24% налог на прибыль, 14% пенсионный налог и 14% налог социального страхования. Однако в 2002 году большинство этих привилегий было отменено, для того, чтобы прекратить широко распространенное использование этих привилегий компаниями, которые обманным путем получили данный статус для освобождения от налогов.
За прошедшие 10 лет были сделаны некоторые инновационные шаги для повышения уровня участия инвалидов на российском рынке труда. Например в 2001 году некоторые региональные правительства разработали программы поддержки инвалидов в поиске работы. Предприятия-участники данной программы получали государственную компенсацию в размере 100% от заработной платы сотрудника с учетом налогов на уровне среднестатистической зарплаты по региону в течение одного года. От предприятий требовалось нанять инвалида на конкретную заработную плату на период до одного года. Предполагалось, что этот период достаточен для того чтобы работники-инвалиды могли показать свои способности и желание работать, а также получить опыт работы. Ожидалось, что работодатели захотят оставить у себя участников программы после этого года и после прекращения финансирования со стороны государства. Для участия в данной программе инвалид должен пойти в свою службу занятости и представить рекомендации медицинской комиссии Министерства Социальной Защиты. В течении 9 месяцев 2001 года только в Москве более 1700 инвалидов подали заявление на участие в данной программе, более 500 были трудоустроены. Для инвалидов это одна из наиболее эффективных программ по трудоустройству, которая была реализована в ряде регионов, таких как Самара, Пермь и Ухта. Эффективность данной программы связана с гарантией реального, а не фиктивного трудоустройства и достойной заработной платы. Многие НКО, работающие в сфере инвалидности, также принимают участие в данной программе для поддержки своих сотрудников.
Однако, несмотря на такие инновационные программы, примерно 85% инвалидов в России до сих пор остаются безработными; предпринимается мало реальных изменений по улучшению доступности рабочих мест, транспорт также остается не доступен. В случае с безработным или фиктивно трудоустроенным гражданином социальная изоляция и низкая самооценка будут мешать получению навыков конкурентного трудоустройства.

Барьеры на пути занятости инвалидов в России

Одним из основных барьеров, с которым сталкиваются инвалиды при поиске работы, является система социальной защиты, разработанная для их поддержки. Медико-ориентированные комитеты выносят решения о способности инвалида работать и о необходимых для этого условиях. В результате выборочных действий этих социальных комитетов многим инвалидам официально запрещено работать до конца их жизни. Согласно данным Московского Комитета Социальной Защиты по состоянию на январь 2001 в городе проживало более 1 000 000 инвалидов, и лишь 180 000 из них были признаны способными работать подобными медицинскими комиссиями. Это значит, что лишь 18% инвалидов в Москве классифицируются как «способные к работе». Не смотря на то, что решение медицинской комиссии является лишь официальной рекомендацией, и государственные, и частные предприятия по закону обязаны следовать так называемым «индивидуальным программам реабилитации», разработанным для каждого инвалида. Индивидуальная программа реабилитации принятая в 2000 году включает в себя руководство по трем вопросам, связанным с трудоустройством:
1. Программа профессионального и карьерного обучения, которая включает в себя рекомендации о том, какие сферы деятельности подходят инвалиду, какая поддержка нужна на рабочем месте, нужно ли создание специального рабочего места и предоставление адаптивного оборудования.
2. Рекомендации по необходимым условиям работы.
3. Потенциальные неблагоприятные эффекты работы для инвалида
Не смотря на данное законодательство, индивидуальные программы реабилитации (если они существуют) редко решают проблему трудоустройства.

Система квотирования

На федеральном и местном уровнях принято законодательство о квотах на трудоустройство инвалидов. Местные органы власти установили квоты на трудоустройство (как минимум 3% всех сотрудников предприятия) для инвалидов на всех предприятиях, где трудятся больше 30 человек, вне зависимости от формы собственности. Однако в реальности работодателям экономически более выгодно заплатить штраф, нежели нанимать инвалида, платить ему заработную плату и минимально адаптировать рабочее место. Весьма распространенным для «официально трудоустроенных инвалидов» является ситуация, при которой они наняты за минимальную зарплату и понимают, что им не нужно приходить на работу (Disability World 2005). Эта ситуация используется для получения работодателем налоговых льгот. Более того, работодателю не нужно изменять рабочее место или предоставлять необходимый транспорт. Такие схемы и возможности защищенной занятости инвалидов пережили переход от социализма к капиталистической экономике. Однако за последнее время компании, пользующиеся данными схемами, потеряли большую часть своих налоговых преимуществ, а инвалиды в России были уволены. Некоторые из этих компаний, которые управляются НКО в сфере инвалидности, продолжают выполнять простейшую работу за минимальную плату. Впрочем, для многих инвалидов такая форма до сих пор является единственной возможностью для трудоустройства и дополнения их скудных пенсий. В настоящее время система квотирования изменяется; новое законодательство предусматривает наем 3-4% инвалидов на предприятие, на которых занято более 100 людей (ранее более 30). Более того, с января 2004 года работодателям больше не приходится платить штраф, если они не выполняют требования квоты.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы