Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социализация личности школьника с патологией зрения в условиях современной общеобразовательной школы (город Ставрополь)

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Ставрополя" главной задачей является обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями (с патологией зрения). Кроме нарушения зрения дети имеют вторичные дефекты: задержку психического развития, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и расстройства поведения. Все педагоги, работающие в специальном (коррекционном) классе VI вида, не только решают образовательные и воспитательные задачи, но и восполняют недостатки развития детей с нарушениями зрения, занимаются исправлением у них вторичного дефекта. Это обеспечивает возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы, способствует развитию познавательной активности, адаптации в обществе.
Основной стратегической целью данной практики является улучшение качества жизни, укрепление здоровья, создание коррекционно-развивающей среды и обеспечение тифлоинформационного пространства как условий для получения образования учащимися в соответствии с государственными образовательными стандартами, успешной социализации детей-инвалидов по зрению. Результатом коррекционнообразовательной деятельности в специальном классе выступают хорошие показатели успеваемости и качества знаний при положительной динамике в развитии здоровья обучающихся (образовательный аспект).
Проблема социализации слабовидящих детей обусловлена следующими факторами:
1) психофизическими и личностными особенностями учащихся;
2) несформированностью у детей социальной мобильности;
3) ограниченностью общения детей с другими детьми (по причине зрительной депривации).
Существует объективная необходимость осуществления своевременной коррекционно-реабилитационной работы по формированию у детей коммуникативных навыков, культуры общения, социальной зрелости.
Разработан учебный план и специальные программы с учетом особенностей психофизического развития детей, степени и характера нарушенного зрения для создания комфортной образовательной среды. В учебном плане учтены данные о состоянии здоровья учащихся, результаты психологических исследований работоспособности, утомляемости. В школе создаются все условия для изучения обязательных учебных дисциплин, дополнительных предметов (по выбору), коррекционных дисциплин, для занятий в кружках.
В целях предупреждения утомляемости и охраны зрения соблюдается определенный режим учебной деятельности и зрительной нагрузки. Осуществляется дифференцированный подход к обучению слабовидящих детей в связи с особенностями их зрительной патологии, осязательной работы слепых и частично зрячих учащихся. Осуществляется специальная коррекционная и компенсаторная работа по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжелыми нарушениями зрения как на общеобразовательном уроке, так и на специальных коррекционных занятиях. Проводятся занятия по коррекционной подготовке: ритмика, ЛФК, биологическая обратная связь (БОС), охрана и развитие зрения, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики, мимика и пантомимика, пространственная ориентировка, психология общения, корректировка развития речи. Для создания дополнительных условий по социальной реабилитации воспитанников созданы:
- кабинет игровой коррекции;
- кабинет лечебной физкультуры, который оснащен специальными средствами коррекции;
- портативный компьютерный класс, который оснащен 13 современными ноутбуками;
- кабинет здоровья БОС по выработке правильного релаксационного дыхания;
- комната релаксации;
- сенсорная комната;
- танцевальный зал, спортивный зал, мини тренажерный зал;
- кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, тифлопедагога.
В настоящее время в школе осуществляется целенаправленная работа по формированию комплексной безбарьерной образовательной среды.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

На базе школы № 19 регулярно проводятся семинары, конференции, круглые столы для руководителей, учителей и педагогов-специалистов общеобразовательных, коррекционных образовательных учреждений Ставропольского края, других регионов РФ, ближнего зарубежья. Администрация школы ведет работу, связанную с изменением общественного мнения по отношению к детям с нарушением зрения, для этого широко привлекаются СМИ, освещающие проблемы детей-инвалидов и насущную необходимость получения ими качественного образования. Опыт г. Ставрополя может быть реализован в муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Назад Оглавление Далее