aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Техникум-интернат: получение профессии и помощь в трудоустройстве (Пензенская область)

В 1943 г. постановлением Пензенского областного совета депутатов трудящихся в здании старого монастыря открыли профессиональную школу-интернат, в которую принимали на обучение инвалидов войны, труда и детства. Со временем школа-интернат была преобразована в профессиональное училище-интернат. Профили обучения тоже менялись с учетом потребностей населения. В октябре 2012 г. учреждение было переименовано в "Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области многопрофильный техникум "Мокшанский интернат" (далее - техникум). Согласно лицензии техникум осуществляет образовательную деятельность по трем направлениям: техническому, информационному, художественному. Учитывая особенности обучающегося контингента, учреждение развивает многоуровневую систему профессионального образования по каждому направлению, которая выглядит следующим образом: профессиональная подготовка (переподготовка или повышение квалификации) - специальности среднего профессионального образования.
Информационное направление представлено следующими профессиями и специальностями: "Оператор ЭВМ и ВМ", "Наладчик технологического оборудования", "Программирование в компьютерных системах", "Компьютерные системы и комплексы".
Техническое и художественное направления. По причине недостаточного развития системы бытового обслуживания населения в сельской местности с 2006 г. в техникуме был открыт прием на профессиональную подготовку "Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов" с последующим обучением выпускников по профессии НПО "Радиомеханик". Таким образом, появилась возможность повысить уровень профессиональных знаний выпускников за счет введения в курс обучения ремонта и обслуживания несложной бытовой техники (бытовых фенов, утюгов, электрических чайников, пылесосов и другого бытового оборудования), разгрузив программу производственного обучения по профессии "Радиомеханик", дополнить ее изучением плазменных и ЖК-телевизоров, спутниковых антенн, цифрового видеооборудования, DVD, радиотелефонов и мобильной связи. По окончании обучения по профессии "Радиомеханик" учащиеся имеют возможность продолжить обучение по специальности среднего профессионального образования "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники". В 2011 г., развивая многоуровневую систему профессионального обучения, педагогический коллектив и администрация учебного заведения дополнили технический профиль профессией "Радиомонтер приемных телевизионных антенн". Художественное направление дополнено профессиональной подготовкой по рабочей профессии "Декоратор витрин". С 2012 г. открыты новые направления профессионального обучения "Наладчик технологического оборудования" (информационный профиль), "Монтажник оборудования связи" (технический профиль).
В техникуме успешно реализуются разработанные сотрудниками программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и адаптации первокурсников. Так как учащиеся техникума имеют ограничения здоровья, являются членами малообеспеченных семей, а некоторые и членами неблагополучных семей, многие обучающиеся получили базовое образование посредством домашнего обучения, всем им необходима помощь в социальной адаптации, помощь психолога и социального педагога. Педагогическая и социальная запущенность обучающихся вызвала необходимость разработки специализированных программ для обучения по некоторым направлениям профессионального образования ("Исполнитель художественно-оформительских работ", "Наладчик технологического оборудования", "Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов", "Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры и приборов", "Оператор ЭВМ И ВМ"). С учетом потребностей и возможностей инвалидов в учебные планы включены специальные образовательно-реабилитационные дисциплины, направленные на адаптацию инвалида к учебному процессу и внедрение его в интегрированную среду обучения.
Например, с целью укрепления здоровья обучающихся, а также пропаганды здорового образа жизни увеличено количество часов по дисциплине "Специальная физическая культура". Так как в дальнейшем выпускники многопрофильного техникума ориентируются на индивидуальное предпринимательство, в учебных планах увеличено количество часов на дисциплину "Основы рыночной экономики и предпринимательства". Все программы учебных дисциплин, входящих в учебные планы, также адаптированы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сроки обучения по данным профессиям увеличены, учебные занятия чередуются с тематическими занятиями, которые проводят с обучающимися педагог-психолог, социальный педагог и др. Специализированный подход к обучению в этих группах дает положительные результаты: ребята успешнее справляются с учебной нагрузкой, более раскрепощены, уверены в себе, в своих силах, их социальная адаптация проходит намного быстрее, чем у обучающихся в обычных группах. В рамках реализации специализированных программ, в целях методического обеспечения образовательного процесса педагогическими работниками техникума были разработаны учебно-методические пособия по 80% дисциплин, входящих в учебные планы основных программ профессионального обучения.
В течение нескольких лет лица с ограниченными возможностями имеют доступ к обучению основам компьютерной грамотности и использованию банкоматов, инфоматов и платежных терминалов для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде для начинающих пользователей. В текущем учебном году педагогическим составом многопрофильного техникума начали осваиваться технологии дистанционного обучения для инвалидов, которые в силу своих физиологических возможностей не могут получать профессиональное образование вне дома. Разработан и продолжает совершенствоваться большой методический материал, электронная база учебников, разработаны специализированные образовательные программы для обучения посредством интернет-технологий.
В образовательном учреждении в основном обучаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья из районов Пензенской области. Всем нуждающимся на время обучения предоставляется бесплатно благоустроенное общежитие, а также четырехразовое питание. Работа по содействию в трудоустройстве выпускников ведется согласно действующему приказу Министерства труда и социального развития Пензенской области, в котором разработаны направления взаимодействия образовательного учреждения с районными и городскими управлениями социальной защиты населения, центрами занятости населения (в рамках реализации региональной программы по квотированию рабочих мест), родителями выпускников, представителями работодателей и т.д. В данном документе также определены сроки предоставления учредителю информации по трудоустройству выпускников техникума, разграничены полномочия администрации образовательного учреждения и управлений социальной защиты в решении данного вопроса.
Работа по трудоустройству в образовательном учреждении ведется службой содействия трудоустройству выпускников, созданной приказом руководителя. Основными направлениями работы являются проведение психологических тренингов, дней карьеры, конкурсов профессионального мастерства, встреч с работодателями, консультирование по вопросам организации индивидуального предпринимательства, оформление информационного стенда, отражающего прогнозы развития ситуации на рынке труда. Ежегодно проводятся "Дни открытых дверей" во всех районах Пензенской области. С отдельными предприятиями и образовательными учреждениями заключены договора о социальном партнерстве, в рамках которых организуется и осуществляется производственная практика студентов, специалисты этих организаций привлекаются к проведению квалификационных экзаменов и итоговых государственных аттестаций выпускников. Успешно идет сотрудничество в рамках договоров со многими организациями (ООО "Торговый дом "Строительный мир", ИП Колчанов С. П. фирма "Телесервис", ИП Попадьев И. Н., ЦДО "Техника ПГТА", ООО "Копилэнд", ООО "Лидер").
Так как выпускники техникума имеют статус людей с ограниченными возможностями, они в основном трудоустраиваются по месту прохождения производственной практики. Значимую помощь им оказывают специалисты центров занятости, управления социальной защиты населения городов и районов Пензенской области. Анализ состояния рынка труда Пензенской области показывает, что специальности и профессии, которые можно получить в техникуме, достаточно востребованы, пользуются спросом. Выпускники также получают возможность заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, оказывая услуги населению по ремонту бытовой радиоэлектронной и вычислительной техники.

Назад Оглавление Далее