aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Служба социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов (город Череповец, Вологодская область)

Важным направлением комплексной реабилитации клиентов в муниципальном бюджетном учреждении "Реабилитационный центр "Преодоление" (г. Череповец Вологодской области) является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей с ограниченными возможностями. Для этого в учреждении создана система комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевая аудитория социальной практики - семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 15 лет, находящиеся в сложной жизненной ситуации. В сопровождении специалистов службы нуждаются не все семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, а только те, где имеются признаки семейного неблагополучия, а именно:
- нарушения психоэмоционального состояния родителей и детей, вызванные ситуациями инвалидизации или риска инвалидизации ребенка, другими проблемами социального характера;
- нарушения супружеских, внутрисемейных или детско- родительских отношений;
- нарушения социализации семьи в связи с переживанием проблем, вызванных воспитанием ребенка с ограниченными возможностями (сужение связей с социумом);
- недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями;
- угроза отказа от ребенка (угроза социального сиротства).
Служба семейного сопровождения "Огонек" принимает семьи на длительное сопровождение до разрешения сложной жизненной ситуации. Специалисты предлагают каждой семье комплекс мероприятий, которые могут помочь всем членам семьи найти ресурсы для преодоления проблем. Работа с проблемами, с которыми сталкивается практически каждая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, всегда предполагает комплексный подход, поэтому служба работает с технологией ведения случая на основе междисциплинарного взаимодействия всех специалистов.
Семьи, нуждающиеся в помощи специалистов, обращаются за помощью лично, в очной форме (приходят в учреждение), причем иногда это бывают даже не родители, а бабушки или дедушки, которые рассказывают о трудностях в семьях своих детей. При очном обращении семьи реагирование осуществляется незамедлительно, в режиме "здесь и сейчас". Руководитель службы или специалист проводит беседу с семьей, расспрашивает о трудностях, предварительно проясняет запрос на работу, оказывает психологическую поддержку обратившемуся за помощью члену семьи. Если психологическое состояние обратившегося позволяет, то уместным бывает проведение информационной беседы о деятельности службы семейного сопровождения "Огонек" и о той помощи, которую могут оказать специалисты. Поясняется, что специалистами обязательно проводится диагностика развития ребенка и родителей, рассказывается о других условиях сопровождения. Если обратившегося условия устраивают, то ему для домашнего заполнения передаются диагностические листы, и подбирается время для первичного приема, на который семья обязательно приходит с ребенком.
Первичный прием проводится одним или двумя специалистами, в зависимости от случая. Если это ребенок раннего возраста с нарушениями аутистического спектра, с нарушением зрения, слуха или с серьезным речевым недоразвитием, то обязательно присутствуют два специалиста - психолог и дефектолог, дефектолог и логопед, чтобы обеспечить эффективную диагностику состояния ребенка, поскольку таким детям необходим при обследовании коммуникативный партнер (это условие проведения методик, которыми пользуются специалисты: скрининги зрения и слуха, методика Нуриевой и т.д.). Все результаты диагностического обследования обрабатываются при помощи компьютерной программы, заносятся в специальные протоколы.
С результатами первичного приема и диагностики развития ребенка, диагностики семейной ситуации специалисты знакомят семью сразу. Диагностика семейной ситуации не предлагается на первичном приеме в том случае, если психоэмоциональное состояние мамы нестабильно, например, если она плачет или сама заявляет о серьезной проблеме, например, о текущем разводе или семейном насилии. Диагностика по стандартизированным методикам в таком случае откладывается, чтобы не наносить маме дополнительную психологическую травму.
Решение о включении клиентов в программу семейного сопровождения выносится коллегиально на заседании рабочей группы специалистов службы, которое проводится каждый четверг. При первичном приеме сотрудник сообщает клиенту точную дату и время, когда ему будет известно о принятом решении (время ожидания - не более недели). Решение об отказе в приеме на семейное сопровождение принимается в том случае, если результаты диагностики развития ребенка показывают, что его развитие проходит без нарушений или в семейной ситуации не усматривается признаков семейного неблагополучия. В таком случае семье предлагается стать волонтером службы семейного сопровождения "Огонек", посещать занятия в семейной интегрированной группе общения (действуют три такие группы), чтобы помогать семьям, в которых есть дети с особенностями. Иногда семья направляется в то учреждение, где ей могут оказать квалифицированную помощь, например в центр помощи семье и детям. Семье сообщаются альтернативные предложения участия в социокультурных мероприятиях. Если специалисты принимают решение о включении семьи в программу семейного сопровождения, то назначается ведущий специалист по работе с данной семьей. В социальной практике службы "Огонек" ведущим специалистом назначается тот, кто постоянно общается с семьей и проводит занятия, которые особенно важны для родителей или ребенка.
Например, если в семье серьезные семейные проблемы и большой запрос на работу семейного психолога, ведущим специалистом будет психолог. Если ребенок раннего возраста, то ведущим будет один из специалистов по раннему вмешательству. Если у ребенка серьезные проблемы с речевым развитием, то ведущим будет логопед. Ведущий специалист должен быть обязательно профессионально заинтересован в том случае, который он будет вести, поэтому его назначение проходит на добровольной основе (по вопросу руководителя: "Кто берется за случай?"). Одновременно с назначением ведущего специалиста на заседании рабочей группы составляется примерный перечень необходимых по результатам диагностики мероприятий (т.е. составляется черновой вариант программы сопровождения) и назначаются (всегда добровольно) те специалисты, которые будут проводить занятия с семьей.
Таким образом, создается рабочая группа по работе с данным случаем, координировать работу и взаимодействовать с семьей будет ведущий специалист. Ведущий специалист также проводит встречи-супервизии по запросу специалистов, если встречаются сложности в работе с семьей и необходимо принять стратегические решения. Программу сопровождения семьи составляет также ведущий специалист, он заключает соглашение с семьей, отвечает за реализацию программы сопровождения, эффективность взаимодействия в команде специалистов. При необходимости ведущий специалист заявляет на рабочей группе о необходимости корректировки программы и включении в работу с данным случаем других сотрудников по вновь выявленным обстоятельствам. Таким образом, каждый специалист берет на себя ответственность за программу сопровождения определенной семьи и получает навыки руководства командой.
Документация, которая ведется специалистами на данном этапе, т.е. на этапе включения в службу семейного сопровождения, решения организационных вопросов: протоколы диагностического обследования семьи (ребенка и родителей), анкета для родителей по сбору сведений о семье и ребенке, протокол первичного приема, соглашение о сотрудничестве с семьей, программа сопровождения семьи. Домашнее визитирование предполагается в том случае, если семье будет необходима помощь в организации коррекционно-развивающего пространства для занятий с ребенком в домашних условиях, если семья по состоянию здоровья ребенка или родителей не сможет приезжать на занятия в реабилитационный центр "Преодоление".
Индивидуальные формы работы специалистов службы семейного сопровождения с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности:
1. Занятия по развитию эмоционально волевой сферы и коммуникативной системы проводит педагог-психолог с целью коррекции нарушений в эмоциональном развитии ребенка или коррекции нарушений в общении.
2. Коррекционно-развивающие занятия проводит учитель-дефектолог с целью коррекции имеющихся у ребенка нарушений когнитивного развития, сенсорно-перцептивной сферы, мелкой и крупной моторики.
3. Занятия по развитию творческих способностей проводит педагог дополнительного образования с целью развития творческого потенциала ребенка, поиска ресурсов для оптимизации его познавательного и эмоционального развития, а также для решения имеющихся психологических проблем.
4. Занятия по музыкотерапии проводит музыкальный руководитель с целью развития творческого потенциала ребенка, поиска ресурсов для оптимизации его познавательного и эмоционального развития, а также для решения имеющихся психологических проблем.
5. Логопедические занятия проводит учитель-логопед с целью коррекции имеющихся у ребенка нарушений речевого развития.
6. Занятия по социально-бытовой ориентировке для детей раннего и младшего дошкольного возраста проводит педагог дополнительного образования с целью формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями.
7. Занятия по театротерапии проводит педагог-психолог с целью развития творческого потенциала, коррекции личностных проблем ребенка.
Групповые формы работы специалистов службы семейного сопровождения с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности, и их семьей:
1. Занятия по музыкотерапии для детей с нарушениями слуха проводят музыкальный руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог с целью развития у детей правильного звукоразличения, формирования чувства ритма, выработки правильного речевого дыхания, преодоления психологических барьеров в использовании вербальных средств для общения с другими людьми).
2. Занятия по театротерапии (студия "Театральный калейдоскоп") проводят 2 педагога-психолога с целью развития творческого потенциала семьи, коррекции детско- родительских и (или) семейных отношений, личностных проблем родителей и детей. Занятия в студии проводятся обязательно в семейной форме, т.е. студию посещают ребенок и мама, папа или при необходимости другие члены семьи, например брат или сестра, с которым у ребенка или у родителя нарушены взаимоотношения.
3. Занятия в интегративно-педагогической группе проводят учитель-дефектолог детей раннего возраста и педагог- психолог детей раннего возраста с целью адаптации ребенка к групповым занятиям, подготовки его к интеграции в дошкольные учреждения города.
4. Занятия в семейной интегрированной группе общения "Кенгуренок" (для семей с детьми 7-11 лет) проводят педагог-психолог и два педагога дополнительного образования с целью создания условий для социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, преодоления ими социальной изоляции, оптимизации психоэмоционального состояния участников группы.
5. Занятия в семейной интегрированной группе общения "Мы - вместе!" (для семей, воспитывающих детей раннего возраста) проводят педагог-психолог и два учителя- дефектолога с целью создания условий для социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, преодоления ими социальной изоляции, оптимизации психоэмоционального состояния участников группы.
6. Занятия в группе эстетического развития (для детей с 5 лет) проводят педагог дополнительного образования и музыкальный руководитель с целью развития творческого потенциала ребенка, поиска ресурсов для оптимизации его познавательного и эмоционального развития, а также для решения имеющихся психологических проблем.
7. Занятия по развитию творческих способностей (для детей 5~8 лет) проводит педагог дополнительного образования с целью развития творческого потенциала ребенка, поиска ресурсов для оптимизации его познавательного и эмоционального развития, а также для решения имеющихся психологических проблем.
8. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводит педагог дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями.
Работа специалистов службы семейного сопровождения с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности:
1. Групповые занятия в родительской группе "Мы - родители!" проводит педагог-психолог с целью повышения родительских компетенций в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями, коррекции психоэмоционального состояния родителей, выработки навыков поиска ресурсов для самостоятельного решения возникающих в семье проблем.
2. Групповые занятия в "Клубе отцов" проводит педагог- психолог с целью оказания психологической поддержки отцам, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
3. Встречи группы поддержки для родителей проводит педагог-психолог с целью оказания психологической поддержки родителям.
4. Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей проводят все специалисты службы семейного сопровождения.
5. Консультирование родителей по вопросам коррекции детско-родительских и семейных отношений проводят все специалисты службы семейного сопровождения.
Кроме данных мероприятий специалисты регулярно проводят социокультурные мероприятия для семей с целью оптимизации психологического состояния и преодоления социальной изоляции (посещение театра, библиотеки, музеев, организуют праздники и мастер-классы для родителей).
Групповые формы работы с ребенком и семьей проводятся междисциплинарной командой специалистов (по два-три специалиста) для обеспечения индивидуального подхода и внимания к каждой семье, а также для обеспечения эффективности междисциплинарных реабилитационных мероприятий при работе с каждой семьей.
Специалисты ведут документацию реализации мероприятий по работе с каждой семьей: индивидуальные программы по каждому виду занятий, рекомендованных каждой семье или ребенку, с описанием целей, задач курса занятий, а также их результативности. Если занятие ведется междисциплинарной командой специалистов, то каждый из них записывает свои наблюдения за ребенком или семьей на занятии. Это особенно полезно, если группа большая: разные специалисты замечают разные моменты, есть возможность обсудить "разночтения" в отношении каждой семьи.

Назад Оглавление Далее