aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Руководство для людей с ограничениями жизнедеятельности

Всемирная Организация Здравоохранения
Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями

Для чего предназначено это руководство?
Если у вас есть какие-либо ограничения жизнедеятельности, то, пользуясь этим руководством, вы сможете облегчить жизнь себе и другим живущим рядом с вами людям, которые имеют такие же проблемы.

Введение
Что такое ограничения жизнедеятельности?
Что такое «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями»?
Виды деятельности, которые необходимо выполнять любому человеку
Чему необходимо научиться, чтобы быть независимым от помощи окружающих
Что вы можете сделать для себя
Учиться осваивать новые виды деятельности
Учиться и находить работу
Что вы можете сделать для других людей с ограничениями жизнедеятельности
Как организовать группу людей с ограничениями жизнедеятельности
Как создать организацию людей с ограничениями жизнедеятельности
Как участвовать в общественной жизни

Введение

Что такое ограничения жизнедеятельности?

- Наверное, вы замечали, что некоторые люди, которые живут рядом с вами, имеют какие-либо нарушения. Например, некоторые люди плохо видят. Другие — плохо слышат, им трудно говорить, учиться или передвигаться. Некоторые люди ведут себя странно — не так, как окружающие. У некоторых же бывают судорожные припадки. Такие проблемы и называются нарушениями.
- Все нарушения можно разделить на нарушения структуры тела и нарушения функций. Например, у человека после травмы может не быть ноги — это нарушение структуры тела. У ребенка с церебральным параличом нарушены двигательные функции, а у слепого человека — зрительные, — это примеры нарушения функций.
- Люди с нарушениями есть в любом обществе, они живут и в городах, и в поселках, и в маленьких деревнях. Считается, что приблизительно семь из каждых ста человек имеют какие-либо нарушения.
- Вы знаете, что некоторые такие люди живут в обществе обычной жизнью. Например, люди после ампутации ноги могут пользоваться протезом, и, в целом, их жизнь и активность не будут отличаться от жизни и активности других людей.
- Но часто из-за тех или иных нарушений человеку трудно делать все то, что легко делают другие люди. Например, если у человека нет руки, ему трудно научиться себя обслуживать: ему будет достаточно трудно одеваться, готовить, убирать дом, стирать. То есть его повседневная активность будет ограничена.
- Все виды деятельности, которые мы выполняем каждый день, и составляют нашу активность или жизнедеятельность. У людей с разными видами нарушений могут быть разные ограничения жизнедеятельности.
- То, насколько выражены те или иные ограничения жизнедеятельности, конечно, зависит от вида нарушений, которые есть у человека. Но в большой степени они зависят от личности человека, имеющего нарушения, его характера и желания преодолеть нарушение. Все знают примеры того, как люди с очень тяжелыми нарушениями продолжали вести активную и независимую жизнь.
- Кроме этого, на выраженность ограничений влияет та среда, в которой живет человек с нарушением.
Например, есть два человека с двигательными нарушениями, которые могут передвигаться только в инвалидной коляске, но один из них живет в просторной квартире, в которой все комнаты, кухня, туалет и ванна приспособлены для того, чтобы он мог там передвигаться, все необходимые вещи в квартире находятся в таких местах, откуда их может достать человек, сидящий в коляске. В этом случае у человека с двигательными нарушениями будут очень небольшие ограничения жизнедеятельности.
Другой человек живет в деревне, где дома, как правило, не приспособлены для таких людей, туалеты находятся во дворе, а моются местные жители в бане. Кроме этого, дома построены так, что для того чтобы выйти во двор, нужно спуститься с лестницы. Конечно, у этого человека будут значительные ограничения жизнедеятельности и ему будет гораздо труднее, чем городскому жителю, научиться самостоятельно выполнять все необходимые повседневные дела.
- Раньше считалось, что главная цель программ реабилитации — это вылечить человека с нарушениями, чтобы он стал таким же, как обычные люди. Но, к сожалению, большинство нарушений нельзя «исправить»: ребенок с церебральным параличом никогда не будет двигаться точно так же, как обычный ребенок; большинство людей, потерявших слух, не смогут его восстановить, а человек, родившийся без руки, никогда не приобретет новую руку.
Намного важнее для таких людей научиться самостоятельно делать все то, что могут делать другие люди, которые живут рядом с ним. Только так он сможет быть независимым от постоянной помощи окружающих.

Что такое «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями»?

Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями (Community Based Rehabilitation) — это программа реабилитации для людей с различными видами ограничений, которая была составлена специально для таких людей и членов их семей. Эта программа проводится не в специальных центрах или больницах, а по месту жительства человека, имеющего ограничения, — дома, на улице, в магазине, там, где он учится или работает. Программа основана на обучении людей с ограничениями жизнедеятельности и на их интеграции в общество.
- Программа «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями» состоит из 30 обучающих пакетов, в которых рассказывается о том, как научить человека с нарушениями выполнять необходимые виды деятельности.
- В программе есть пакеты, которые помогут обучать:
Человека с нарушением зрения.
Человека с нарушением слуха или речи.
Человека с нарушением движений.
Человека, который не чувствует свои руки и ноги.
Человека со странностями в поведении.
Человека, у которого бывают судорожные припадки.
Человека с трудностями в обучении.
- Кроме этого, есть группа общих пакетов, которые необходимы для обучения любого человека, имеющего нарушения, — вне зависимости от вида нарушения или ограничения жизнедеятельности.
- Попросите Координатора придти к вам домой, пусть он расскажет, как можно включиться в программу реабилитации. Обсудите с ним, что вы можете делать. Если вы не можете справиться с какими-то видами деятельности, то Координатор может дать вам специальные обучающие пакеты, в которых вы и ваши близкие найдут информацию о том, что можно сделать в этой ситуации. В них написано, как вам тренироваться самому или как члены семьи могут помочь вам научиться делать что-то новое.
- Для такой программы реабилитации может потребоваться много времени. Чтобы справиться, вам понадобятся сила и решимость. Время от времени к вам будет прихо -дить Координатор, он будет поддерживать вас, помогать в занятиях, поможет поверить в свои силы.

Виды деятельности, которые необходимо выполнять любому человеку

- Очень часто люди считают, что человек с ограничением жизнедеятельности никогда не сможет делать то, что делают они сами. Но это далеко не так. Многие люди, имеющие нарушения, могут выполнять все виды повседневной деятельности. Нужно только потратить определенное время на то, чтобы научить их этому.
- Часто бывает необходимо, чтобы близкий человек, помогал человеку с нарушением научиться всему, что необходимо для независимой жизни.
Если человек, имеющий нарушения, учится самостоятельно передвигаться, общаться с другими людьми, обслуживать себя, ходить за покупками, это может существенно помочь и человеку с нарушением, и членам его семьи, ведь им не нужно будет все время и во всем ему помогать.

Чему необходимо научиться, чтобы быть независимым от помощи окружающих

- Принимать пищу и пить.
- Умываться и мыться.
- Чистить зубы.
- Пользоваться туалетом.
- Одеваться.
- Причесываться.
- Передвигаться по дому.
- Передвигаться по улице, в магазине и в других местах.
- Пользоваться транспортом.
- Получать знания — учиться в школе, в училище, в другом учебном заведении или учиться самостоятельно.
- Понимать речь окружающих.
- Выражать свои мысли, чувства и потребности так, чтобы это понимали другие люди.
- Читать, писать и считать.
- Участвовать в семейных делах.
- Выполнять домашние обязанности.
- Создавать семью.
- Кормить детей.
- Участвовать в общественной деятельности.
- Работать и зарабатывать средства к существованию.
- Тратить деньги.
Возможно, что вы или другой человек с нарушениями не сможете научиться всему, что здесь перечислено. Но даже если вы будете самостоятельно делать только часть из необходимых видов деятельности, это поможет вам развиваться, и вы станете активнее. Кроме этого, у ваших близких появится больше свободного времени, которое вы вместе сможете потратить так, как вам этого захочется.
- Вы на собственном опыте знаете, что значит иметь какие-либо нарушения и как трудно ежедневно зависеть от помощи других людей.
Вы можете поделиться своими знаниями и опытом с окружающими — ведь часто даже специалисты, которые помогают людям с нарушениями, не знают их реальных проблем. Если окружающие вас люди узнают об этом и увидят, в чем вам действительно необходима помощь и поддержка, они постараются вам помочь.
Так вы можете облегчить свою жизнь и жизнь других людей, у которых есть такие же проблемы, как и у вас.
- На собственном опыте вы знаете, что нередко люди не относятся к человеку с нарушениями как к равному. Мнение человека с нарушениями часто никого не интересует, и его даже ни о чем не спрашивают.
К тому же, вы знаете, насколько трудно бывает делать все то, что легко делают другие. Вам может быть трудно общаться с окружающими, ходить в магазин, жениться или выйти замуж, найти работу или самому заработать деньги. Возможно, многое вы просто не можете сделать.
Задайте себе вопрос: Почему это происходит?
- На вопрос «Почему?» нет ответа. Почему вам трудно вести такую же жизнь, как всем другим людям, и почему вас не принимают таким, какой вы есть? Почему вам трудно, когда в повседневной жизни с вами обращаются не так, как со всеми остальными? Для этого нет никаких причин.
Просто некоторые люди думают, что поскольку вы выглядите не так, как другие, или же вы видите, слышите, говорите, двигаетесь не так, как они, то вас нельзя принимать как равного. Все это крайне несправедливо.
- Но, если вы будете только злиться или жалеть себя, это вам не поможет. На самом деле, вы можете многое сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Начните с себя и со своего окружения. Потом вы можете попытаться помочь другим людям, у которых есть такие же проблемы, как и у вас. В этом вам может помочь программа «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями».

Что вы можете сделать для себя

Учиться осваивать новые виды деятельности

- Давайте начнем с вас. Человек с ограничением жизнедеятельности действительно может делать многое. Вам надо развивать свои возможности.
Это поможет вам облегчить свою жизнь, и, невзирая на нарушения, самостоятельно справиться с многими повседневными проблемами. Это поможет вам стать более самостоятельным и независимым.
Во всех семьях детей учат одеваться, есть, говорить, передвигаться и знакомиться с окружающим миром. Семья посылает ребенка в школу и помогает ему, когда возникают трудности. Когда ребенок подрастает, семья дает ему советы, как найти работу и т.д. Но ребенка с нарушениями часто не учат всему этому, он не получает ни помощи такого рода, ни советов.
- Если у вас есть нарушения, может быть, вам трудно выполнять какие-либо виды деятельности, и вы не можете делать самостоятельно все, что вам хочется. Но, если кто-то из близких людей поможет, вы сможете научиться очень многому из того, что сейчас вам не по плечу.
Когда вы поймете, как именно нужно выполнять тот или иной вид деятельности, вы сможете тренироваться сами. Вы должны узнать, как использовать свои возможности для того, чтобы преодолеть трудности.
Большинство людей с нарушениями могут научиться быть более самостоятельными. Реабилитация — это и есть обучение тому, что необходимо, чтобы быть самостоятельным и независимым.
- Возможно, что там, где вы живете, проводятся специальные программы помощи для детей и взрослых с нарушениями, и вы знаете об этих программах. Такие программы могут проводиться в специальных реабилитационных центрах, поликлиниках, больницах, центрах социальной реабилитации или в других учреждениях. Возможно, вы уже бывали в таких центрах.
У вас может сложиться впечатление, что помочь вам могут только специалисты. Но это не так. На самом деле очень трудно дать определение понятию «реабилитация» и понять, что же обычно входит в программу реабилитации.
Но есть и много очень простых действий, которые вы сможете легко выполнять самостоятельно или с помощью близких. В конце концов, вы добьетесь хороших результатов, если будете стараться и упорно работать. Люди с нарушениями, которые действительно хотели развивать свои возможности, показали всему миру, что может сделать человек с нарушениями, и как можно изменить свою жизнь. Нужно усвоить, что люди с нарушениями могут жить нормальной жизнью, если дать им такой шанс и если они сами начинают стремиться к этому.
- Сегодня реабилитация возможна и вне стен центров и специальных учреждений. Вы можете пройти реабилитацию прямо там, где вы живет — у себя дома, на улице, в магазине, там, где вы учитесь или работаете. Такая реабилитация называется реабилитацией в обществе.
Там, где вы живете, могут быть люди, которые проводят специальную программу «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями». Мы называем этого человека Координатором. Выясните, кто является вашим Координатором. Может быть, именно он дал вам это руководство.

Учиться и находить работу

- Некоторые люди с нарушениями не научились хорошо читать, писать и считать, пока были детьми, просто потому, что они не ходили в школу. Многие такие люди учились дома, но не смогли продолжить образование или получить профессию. Сегодня ситуа -ция с образованием в нашей стране меняется очень быстро и, возможно, что сейчас вы сможете получить то образование, которое вам необходимо.
Спросите у вашего Координатора, как вам получить школьное образование, продолжить учиться или научиться какой-то профессии.
- После того как вы закончите учиться, вы можете захотеть пойти работать. Подумайте, чем вам хотелось бы заниматься. Узнайте, какая работа есть там, где вы живете. Выясните, какая нужна подготовка для этой работы. Тогда вы сможете выбрать ту работу, которая подошла бы именно вам. Как и любому человеку, который начинает работать на новом месте, вам придется чему-то учиться — пусть это вас не пугает!
Ваш Координатор может помочь связаться с организациями, которые могут способствовать тому, чтобы вы получили специальность или нашли работу.
Многим людям из-за их нарушений и ограничений жизнедеятельности бывает очень трудно найти подходящую работу. Возможно, что вам будут необходимы специальные приспособления, чтобы работать, или вам придется как-то приспособить рабочее место. Обо всем этом вы можете поговорить с вашим Координатором.
- Может быть, вы захотите работать в программе реабилитации и помогать другим людям с нарушениями. Это можно делать по-разному. Например, вы можете попытаться пройти обучение и получить работу в такой программе. Или вы будете работать на другой работе и добровольно помогать людям с нарушениями или организациям, которые занимаются реабилитацией таких людей.
- Вы многое узнали о программе «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями». Теперь вы можете поделиться своим опытом с другими людьми, у которых есть такие же проблемы. Вы можете побудить их включиться в программу реабилитации.
Если вы хотите, попробуйте узнать, можете ли вы стать Координатором, непосредственно отвечающим за проведение программы реабилитации там, где вы живете. Для этого вам понадобится пройти специальный курс обучения. Вы нужно будет знать все виды нарушений, а также знать, как правильно учить других.

Что вы можете сделать для других людей с ограничениями жизнедеятельности

- Чтобы помочь другим людям с ограничениями жизнедеятельности, которые живут рядом с вами, вы можете попросить кого-либо из них встретиться с вами и обсудить свои проблемы. Можно пригласить на встречу родителей детей с нарушениями. Начните обсуждение с общих проблем. Например, ваши ежедневные маршруты проходят по дороге или улице, по которой трудно ходить из-за того, что на ней есть рытвины или дорога неровная. Или в каких-то общественных зданиях много ступенек, и поэтому некоторые люди с нарушениями не могут туда войти. Или в какие школы отказываются принимать детей с нарушениями. Возможно, вы все вместе предложите решение проблемы и попросите власти, руководителей или ответственных лиц исправить существующее положение. Вы можете пригласить своих друзей с ограничениями жизнедеятельности на встречу с руководителями, чтобы рассказать им о своих проблемах и попросить о помощи.

Как организовать группу людей с ограничениями жизнедеятельности

- Позже вы можете объединиться в организацию людей с ограничениями жизнедеятельности. Поскольку дети с нарушениями не могут ходить на собрания и участвовать в работе такой организации, вы можете позвать их родителей или родственников присоединиться к вам. Можете попросить разрешения проводить регулярные собрания в какой-нибудь школе, в клубе или в общественном центре.
- Среди тех, кто захочет присоединиться к вам, могут быть люди с нарушениями слуха. Выясните, как вы сможете общаться с ними. Может быть, вам поможет переводчик.
- Если вы решили объединиться, то ваша организация может быть формальной или неформальной. Если вы делаете ее формальной, необходимо с самого начала принять ряд правил, по которым будет работать ваша организация. Некоторые указания, которые могут помочь в этом, приведены на стр. 10, 11.
- Члены организации могут регулярно встречаться с общественными лидерами. Эта группа может вносить предложения об изменении общественных структур, сферы услуг и о принятии иных мер, которые бы улучшали положение людей с нарушениями там, где вы живете.
- Там, где вы живете, должен быть специальный комитет, который нес бы ответственность за проведение программы реабилитации. Обсуждение общественных программ реабилитации должно проходить в присутствии людей с нарушениями и родителей детей с нарушениями. Вы можете помочь составлять планы программы и дать советы по ее проведению.
- Если вам хочется больше узнать о том, как создать организацию, вы можете узнать, существуют ли там, где вы живете, какие-либо другие добровольные организации. Например, это может быть женская, культурно-просветительская или молодежная организация, или даже группа, представляющая интересы людей одной профессии. Познакомьтесь с их правилами и посмотрите, какие из этих правил подойдут для вашей организации. Попросите разрешения побывать на их собрании и посмотрите, как эти собрания проходят. Вам не надо точно следовать их уставам и правилам. Найдите свой путь. Но вы можете почерпнуть у них какой-то опыт.
- Когда вы решаете объединиться и создать организацию, вы можете узнать, есть ли подобные группы и организации где-то за пределами вашего района, поселка, города или области. Вы можете установить с ними связь, а возможно, и встретиться, чтобы обсудить общие проблемы. Возможно, вы захотите связаться с общегосударственной организацией.
- Помните, что группы и организации представляют интересы множества людей, они более влиятельны, чем человек, пытающийся сделать что-то в одиночку.
- В нашей стране есть общегосударственные организации людей с ограничениями жизнедеятельности. Например, есть Общество слепых и Общество глухих. Если вы захотите, то сможете присоединиться к какой-нибудь крупной организации. Помните, что если все люди с ограничениями соединятся и вместе обратятся к властям, их голос будет услышан.

Как создать организацию людей с ограничениями жизнедеятельности

Вам необходимо продумать следующее:
Название организации
Цель, для которой создается организация
Например, ваша цель — облегчить положение людей с ограничениями жизнедеятельности там, где вы живете, — в вашем районе, городе, поселке или деревне.
Деятельность организации
Например, вы будете:
- информировать власти, руководителей и ответственных лиц о проблемах людей с нарушениями;
- обсуждать пути решения таких проблем и просить поддержки в их решении;
- помогать членам своей организации добиться более полной реабилитации, включая образование, работу и общественную деятельность.
Кто может быть членом организации?
Например, люди с ограничениями жизнедеятельности и члены их семей, а также все другие заинтересованные лица.
Структура организации
Например, вы можете выбрать совет, председателя, секретаря и, если у вашей организации есть какие-то деньги, то и казначея.
Функции каждого ответственного лица организации
Например, в вашей организации в обязанности председателя может входить оповещение всех членов организации о собраниях, ведение дискуссий на собраниях, подготовка решения. Секретарь будет вести протоколы, составлять отчеты о собраниях, вести всю корреспонденцию. Казначей будет собирать взносы и вести бухгалтерскую отчетность.
Срок, на который будут выбираться ответственные лица
Методы принятия решений
Например, в вашей организации вы можете использовать голосование большинством голосов, но в этом случае нужно предварительно договориться, сколько членов должно присутствовать на собрании и голосовать, чтобы решение могло считаться принятым.
Методы контроля за отчетностью
Например, ежегодно могут назначаться два члена организации для проверки правильности счетов и отчетов.
Ваша организация может войти в состав ассоциации подобных организаций, республиканской или общегосударственной организации.
Другие задачи, функции и принципы работы вашей организации.
- Организация, представляющая интересы людей с ограничениями, может сильно отличаться от других организаций. Всегда направляйте свою деятельность на такие дела, которые связаны с вашими общими интересами. Например, у вас могут возникнуть следующие вопросы: как может общество лучше приспособиться к потребностям людей с нарушениями? как усовершенствовать специальные программы для таких людей и сферу обслуживания? как обеспечить для них образование и работу?
- Вы можете организовывать встречи с наиболее влиятельными представителями политических партий и объединений. Но сама ваша организация не должна быть политической. Лучше оставаться группой, представляющей интересы людей с ограничениями жизнедеятельности.
- Всегда будет полезно наладить связи со средствами массовой информации, чтобы в прессе, на радио и на телевидении появлялись статьи и программы, объясняющие, что хотите сделать вы и ваша организация. Помните, что есть множество способов, которые вы можете использовать, чтобы общество признало людей с нарушениями, больше уважало их и чтобы эти люди могли больше влиять на ситуацию в обществе. Если вы и ваши товарищи чувствуете, что ваши права и интересы в чем-либо нарушаются, что к вам относятся не как к равным, вы можете добиваться этого равенства.

Как участвовать в общественной жизни

- Очень важно формировать правильное отношение детей к людям с нарушениями. Спросите директора местной школы, можете ли вы встретиться с учениками каждого класса. Объясните детям, что нарушения у людей появляются в результате болезней или несчастных случаев. Расскажите им, что этих людей не надо бояться. Скажите, что общаться с этими людьми надо так же, как со всеми остальными. Объясните детям, что даже если у человека есть какое-либо нарушение, он способен выполнять многое из того, что делают остальные.
- Объясните им, как люди с нарушением слуха пользуются языком жестов. Покажите, как люди с нарушением зрения пользуются азбукой Брайля. Ответьте на все вопросы детей. Через какое-то время им станет легче общаться с людьми, имеющими нарушения. Они поймут, что люди с нарушениями такие же, как и все остальные.
Не забывайте также, что вам и вашим товарищам важно повсюду завязывать как можно больше контактов. Не надо замыкаться только внутри своей группы. Вам недостаточно общаться лишь с теми, у кого есть нарушения. Если вы не будете принимать участия в делах других людей и организаций, то вы лишитесь необходимого общения. Ваше участие во всех общественных мероприятиях поможет изменить отношение к людям с нарушениями в обществе. Люди будут относиться к вам как к обычным членам общества, а не как к людям с нарушениями.
- Поэтому, если вы работаете на ферме, вступите в общество фермеров. Если у вас есть свое, пусть и небольшое, предприятие, присоединитесь к обществу предпринимателей. Если вы женщина, вступите в женское общество. Если вы молоды, присоединитесь к молодежной группе. Тогда людям проще будет увидеть, что вы — один из них. Кроме этого, у вас и ваших друзей с нарушениями может появиться возможность выражать свое мнение и рассказывать о своих потребностях через эти группы.
- Вы очень многое можете сделать для себя, своей семьи, для других людей с нарушениями и для всего общества. Сначала не всегда бывает понятно, чего вы можете достичь. Результаты могут появиться нескоро. Но вы должны идти вперед.

Обучающие пакеты

Для членов семьи человека с нарушением зрения

1. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.
2. Как научить такого человека самого себя обслуживать.
3. Как учить такого человека передвигаться.

Для членов семьи человека с нарушением слуха или речи

4. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.
5. Ребенок с нарушением слуха, который не умеет говорить, — как обучать такого ребенка общаться.
6. Человек с нарушением слуха, который может говорить, — как обучать такого человека общаться.
7. Ребенок с нарушением речи и движений, который может слышать, — как обучать такого ребенка общаться.

Для членов семьи человека с нарушением движений

8. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.
9. Как предотвратить возникновение деформации конечностей.
10. Как предотвратить появление пролежней на коже.
11. Как обучать человека переворачиваться и садиться.
12. Как обучать человека вставать из положения сидя.
13. Как обучать такого человека передвигаться.
14. Как обучать такого человека самого себя обслуживать.
15. Как обучать человека, страдающего болями в суставах, выполнять повседневные дела.
16. Упражнения для укрепления слабых конечностей и уменьшения боли.

Для членов семьи человека, который не чувствует свои руки или ноги

17. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.
18. Как предотвратить повреждение и деформацию рук и ног.

Для членов семьи человека со странностями в поведении

19. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.
20. Как обучать такого человека самого себя обслуживать.

Для членов семьи человека, у которого бывают судорожные припадки

21. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.

Для членов семьи человека с трудностями в обучении

22. Информация об этом нарушении и о том, что в этом случае можно делать.
23. Как обучать ребенка самого себя обслуживать.
24. Как обучать взрослого человека самого себя обслуживать.

Общие

25. Грудное вскармливание.
26. Игра.
27. Школьное обучение.
28. Социальная активность.
29. Домашние обязанности.
30. Трудоустройство.