Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Международная основа для моделирования политики в сфере инвалидности

Международная основа для моделирования политики в сфере инвалидности

Исследование в рамках компонента Моделирование

Проект «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном Округе»
EuropeAid /119954/ C / SV / RU

Оглавление

I. Введение
1.1. Значимость международной основы
1.2. История вопроса: Европейское государство благосостояния
1.3. Рамки и структура данной работы
II. Международные политические инструменты
Конвенция ООН по правам инвалидов
Стратегия ЕС в сфере инвалидности на 2004-2010 гг.
План действий Совета Европы в сфере инвалидности на 2006-2016 гг.
III. Направления, тенденции и преобладающие понятия
Целостный подход к инвалидности
Возведение в стандарт
Де-институализация
Основы услуг на базе сообщества
Старение и инвалидность
Ориентированность на клиента и участие клиента
Обоснованность услуг

I. Введение

I.1. Значимость международной основы

По большому счету, социальный сектор во многом определяется местной культурой и традициями, организуется путем национальных/региональных постановлений и сильно зависит от сложившейся политической и экономической ситуации. Однако в мире глобализации сфера инвалидности в каждой стране все больше становится подвержена влиянию международного контекста. С одной стороны, этот глобальный контекст содержит международные стратегические документы, из которых некоторые имеют обязательную силу (по крайней мере, до какой-то степени), а другие служат рекомендациями или моделями. С другой стороны, можно выделить несколько общих направлений и тенденций, представляющих новые концепции или парадигмы, относящиеся к инвалидности и/или прямым образом воздействующие на организацию политики в сфере инвалидности.

Следовательно, при формировании любой новой стратегии или модели политики на национальном/региональном уровне следует учитывать международную систему. Одна из причин – это соответствие (потенциальным) правовым обязательствам и наличие стратегий, совместимых с другими (соответствующими) юрисдикциями. Еще одна причина в том, что данная международная система является более инновационной и прогрессивной чем любая национальная модель, так как она является следствием отражения и сравнения передового опыта, и не так сильно ограничена юридическими, экономическими и политическими факторами.

В то же время следует помнить, что настоящая ситуация в России, а также ее исторический контекст, очень отличаются от ситуации в Европейском Союзе. Для того чтобы учесть все различия, и правильно интерпретировать международные тенденции, достижения и правовые инструменты, представленные в данной работе, во вступительной главе значительный раздел посвящен истории международной системы политики в сфере инвалидности.

I .2. История вопроса: Европейское государство благосостояния

Очень важно выявить текущие, появляющиеся подходы и обстановку в сфере инвалидности в рамках как исторического, так и общего контекста системы социального обеспечения. Европейское государство благосостояния сформировалась в тридцатилетний период с 1950 по 1980 гг.; время стабильной демократии, в которое экономическое процветание дало твердое основание для социально-экономической унификации. Экономическое развитие было стабильным, уровень безработицы низким, а национальный бюджет хорошо сбалансированным. Вдобавок, демографические данные Европейских государств были совместимы с разработкой подходов к социальному обеспечению, исходя из значительных средств на социальное обеспечение и налогообложения.

Данная модель Европейского государства благосостояния подверглась давлению в начале 1980-х гг. Прежде благоприятные условия стали рассеиваться, а новые факторы и меняющиеся обстоятельства дали толчок изменениям в течение следующих двадцати лет. Некоторыми из факторов были: топливный кризис 1970 г., потрясший основы экономического процветания Европы; конец Холодной Войны, подорвавший некоторые решающие доводы в пользу европейского государства благосостояния; появление глобализации, открывшей европейские рынки, включая рынок труда, возросшая конкуренция, начало упадка промышленного производства и появление постиндустриального общества.

На политическом и экономическом уровне, европейское государство благосостояния подверглось сильнейшей критике со стороны движения монетаристов. В частности, эта критика подчеркнула тенденцию в подходах к социальному обеспечению к появлению иждивенчества среди населения, росту бюрократии в государстве, повышению уровня потребления валового национального продукта (ВНП) государством, и в результате необоснованное налоговое бремя, в купе с возрастающим национальным долгом.

Социально-экономический и политический контекст продолжает развиваться, и вместе с тем, появляются новые проблемы, которые не дают возможности представить возвращение к условиям, существовавшим до 1980 г. В частности, развитие структуры семьи привело к исчезновению традиционных семей, и к возросшему разнообразию в том, как жители Европы реагируют на меняющиеся социальные структуры и экономическую ситуацию. Особую важность представляют изменения, происходящие на европейских рынках труда, повышение подвижности рынка труда, когда работа в одной организации на протяжении всей трудовой жизни человека представляется чем-то странным, все больше людей переходят на неполную занятость, а также наблюдается кардинальная смена требований к опыту и навыкам работника, где многие традиционные навыки становятся устаревшими. Вдобавок, демографический профиль многих европейских государств членов развивается таким образом, что меньшая часть населения должна будет поддерживать все возрастающую часть стареющего и более зависимого населения. Наконец, государства работают в рамках гораздо менее гибкого режима расходов, что хорошо проиллюстрировано критериями конвергенции, обозначенными для членства в Европейском валютном союзе.

В данный момент существует общий консенсус относительно того, что срочно требуется проведение реформы социального обеспечения, и что эти реформы должны базироваться на изменении структуры и системы. Требуется смена парадигмы, с которой появятся новые риски и новые возможности. Европейские государства члены в данный момент стоят перед лицом ряда существенных социальных и политических решений, которые приведут к широкомасштабным последствиям в предоставлении реабилитационных услуг в Европе. Наиболее существенные дилеммы приведены ниже.

I .3. Рамки и структура данной работы

Во второй главе данной работы описываются три главных международных инструмента политики, которые в настоящее время определяют политику в сфере инвалидности:

В 3 главе описываются главные направления и тенденции в сфере инвалидности, которые часто встречаются в некоторых инструментах политики, перечисленных выше. Эти вопросы рассматриваются вкратце, с целью дать читателю представление об их значимости и о том влиянии, которое они оказывают на стратегии в сфере инвалидности в настоящее время. Следует отметить, что некоторые направления/концепции не рассматриваются в данной главе, так как они были подробно освещены в рамках компонента Моделирование настоящего проекта:

Международные политические инструменты

Конвенция ООН по правам инвалидов

Конвенция по правам инвалидов и ее факультативный протокол были приняты 13 декабря 2006 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, и открыты для подписания 30 марта 2007 г. Она означает «смену парадигмы» в отношение и подходах к инвалидам. Конвенция создавалась как инструмент по правам человека, с четко выраженным измерением социального развития. Она включает подробное распределение категорий инвалидов и подчеркивает, что все люди с любыми формами инвалидности должны обладать всеми правами человека и основными свободами. Она уточняет и определяет, каким образом все категории прав применимы к инвалидам, обозначает те области, которые необходимо адаптировать для того, чтобы инвалиды могли успешно пользоваться своими правами, а также области, в которых права инвалидов нарушались и в которых необходимо усилить защиту прав.
Без сомнения, существующие международные договоры по правам человека должны поддерживать и защищать права инвалидов. Однако также очевидно, что эти механизмы и стандарты по сути не смогли в достаточной мере защитить права инвалидов. В первую очередь Конвенция была создана именно для решения этой проблемы. Следует отметить, что в Конвенцию не вошли какие-либо новые права человека, она остается в рамках международного закона по правам человека. Конвенция сосредоточена на тех правах, которые регулярно нарушались или пренебрегались в отношении инвалидов. Во вторую очередь, в Конвенции более подробно, чем в существующих договорах, разбираются шаги, необходимые для реализации этих прав.

В Конвенции приводятся конкретные советы и рекомендации для лиц, определяющих политику на национальном/региональном уровне по формированию общих стратегий в сфере инвалидности:

План действий ЕС в сфере инвалидности на 2004-2010г.

Равные возможности являются целью долгосрочной стратегии Европейского Союза в сфере инвалидности, которая стремится дать инвалидам возможность пользоваться их правами на собственное достоинство, равенство обращения, независимое существование и участие в жизни общества. Предпринимаемые Европейским Союзом действия поддерживают ряд общих экономических и социальных ценностей ЕС, давая инвалидам возможность использовать свои способности и участвовать в жизни общества и экономике. Стратегия ЕС опирается на три столпа: (1) Законодательство ЕС против дискриминации и меры, обеспечивающие доступ к правам личности; (2) Устранение барьеров окружающей среды, которые не дают инвалидам возможности полностью использовать свои способности; (3) продвижение вопросов инвалидности в политику Сообщества, которая способствует активному включению инвалидов.

План действий ЕС в сфере инвалидности (DAP) – учрежденный Европейской Комиссией с целью обеспечения ясной политики после 2003 Европейского Года Инвалидов в расширенной Европе – представляет собой функциональную основу для разработки стратегии ЕС в сфере инвалидности. В меняющемся экономическом и социальном окружении, структурированное включение вопросов инвалидности является совершенно необходимым. Политика в сфере инвалидности преимущественно является ответственностью Государств членов, однако политика и действия Сообщества во многом влияют на положение инвалидов. Совет это признает и рекомендует всем Государствам членам принять в расчет План Действий при разработке национальной политики в сфере инвалидности.

Первый этап Плана Действий акцентирован на доступе инвалидов к рынку труда и на мерах, способствующих трудоустройству: обучение в течение всей жизни, информационные технологии и доступ к застроенной окружающей среде. Европейские инициативы в данной сфере, представленные ниже, оказывают наибольшее влияние на национальную политику в сфере инвалидности:

Предварительный анализ первого этапа показывает, что продвижение вопросов инвалидности преуспело в некоторых областях, в частности, в трудоустройстве, информационных технологиях и образовании (eLearning). Для более эффективного влияния и более успешной интеграции инвалидов на рынке труда необходимо объединить концепцию продвижения с конкретными действиями в сфере инвалидности.

На основании данного анализа, второй этап продолжает делать акцент на трудоустройстве инвалидов как на приоритетном направлении, однако добавляется новый элемент - доступ к качественному и недорогому обслуживанию. В связи с этим, подчеркивается важность гарантии качества и поднимается вопрос о Европейской системе качества. Касательно обслуживания, очень рекомендуется де-институализация и создание служб на базе сообщества.

Еще одним приоритетным направлением стала доступность товаров и услуг. Воздействие на обслуживание, транспорт и возросшая доступность информационно-коммуникационных технологий, включая доступ к новому поколению вспомогательных систем, станут дополнением к действиям, предпринимаемым в настоящее время для доступности зданий.

Доступные транспортные системы являются важным элементом концепции независимого существования: доступный общественный транспорт и доступная окружающая среда дополняют и взаимно усиливают достижения в каждой области. Они должны продвигаться как в городе, так и в области.

В результате совещания Государств членов ЕС, вопросы доступности и трудоустройства останутся приоритетными направлениями последнего этапа Плана Действий. Относительно новым, (по крайней мере в свете Плана Действий), будет акцент на повышении информированности и развитие потенциала.

План действий Совета Европы в сфере инвалидности на 2006-2015 гг .

План действий Совета Европы в сфере инвалидности на 2006-2015 гг. пытается перевести цели Совета Европы  в отношении прав человека, анти -дискриминации, равных возможностей, полноценного гражданства и участия инвалидов, в Европейскую основу политики в сфере инвалидности на следующее десятилетие. Данный План Действий стремится создать комплексную основу,  которая будет достаточно гибкой и легко приспосабливаемой под конкретную ситуацию в стране. Она должна стать дорожным путеводителем для лиц, определяющих политику, дать им возможность создавать, приспосабливать, изменять направление и реализовывать планы, программы и инновационные стратегии.

Любая национальная стратегия в сфере инвалидности продолжит работать в рамках политики анти -дискриминации и прав человека с целью повышения независимости, свободы выбора и качества жизни инвалидов, а также повышения информированности об инвалидности как части человеческого многообразия. План действий Совета Европы в сфере инвалидности имеет целостный подход и включает в себя все ключевые сферы жизни инвалидов.

Международная основа для моделирования политики в сфере инвалидности

1. Участие в политической и общественной жизни 6. Безбарьерная застроенная окружающая среда 11. Социальная защита
2. Участие в культурной жизни 7. Доступный транспорт 12. Правовая защита
3. Доступ к информации и коммуникациям 8. Жизнь в сообществе 13. Защита от насилия и жестокого обращения
4. Равный доступ к образованию 9. Здравоохранение 14. Исследования и разработки
5. Трудоустройство, проф. ориентация и обучение 10. Комплексная реабилитация 15. Повышение информированности

План действий Совета Европы также освещает явление многочисленных барьеров или дискриминации. Женщины и девочки инвалиды, инвалиды, нуждающиеся в высоком уровне поддержки, дети и подростки инвалиды, пожилые инвалиды и инвалиды из числа меньшинств и мигрантов более подвержены исключению, и обычно их уровень участия в жизни общества гораздо ниже, чем у других инвалидов. Вышеупомянутые группы инвалидов нуждаются в особом внимании для обеспечения их включенности в общество.

II. Направления, тенденции и преобладающие понятия

Целостный подход к инвалидности

Инвалидность все чаще рассматривают как комплексный «пакет» факторов и элементов, имеющих отношение к различным аспектам жизни человека и общества. Вследствие этого, творение политики в сфере инвалидности на макро-уровне и реабилитация на микро-уровне должны рассматриваться как ситуативное и жизненное взаимодействие людей с их социальным и физическим окружением. Это означает, что для удовлетворения различных потребностей инвалидов следует обращаться к различным политическим сферам и/или интервенциям, которые воздействуют на эти потребности.

Для лиц, определяющих политическое направление, целостное понятие инвалидности относится к поиску путей координирования всех политических сфер, оказывающих влияние на инвалидность. Неполный перечень политических сфер, имеющих большое значение в жизни инвалида, включает: здравоохранение, социальное обслуживание, трудоустройство, образование, транспорт, спорт и отдых. Самая большая сложность для беспрепятственного координирования целостного подхода состоит в так называемом «силосном» мышлении различных заинтересованных сторон/департаментов. Например, министерство труда не заинтересовано в здравоохранении и социальной защите, несмотря на то, что повышение уровня здоровья может стать важным условием для возвращения людей на работу. Еще один пример: министерство образования финансирует специальное образование, однако не всегда учитывает переходные услуги для выхода на рынок труда. Одно Министерство отвечает «за получение диплома», другое министерство – за интеграцию в общество и т.д. Результатом комплексных реабилитационных услуг во многих случаях станет активное участие личности в жизни общества, однако в случае, если разные департаменты не смогут решить свои собственные затруднения, очень сложно говорить о совокупной выгоде, по крайней мере, в экономическом плане. В данном секторе не часто встречаются макроэкономические взгляды на анализ издержек/преимуществ.

Существуют различные структуры и процессы для достижения скоординированного, непрерывного процесса обеспечения потребностей инвалидов. Они варьируются от одного департамента, ответственного за все вопросы, связанные с инвалидностью, до интегрированной межсекторальной национальной стратегии в сфере инвалидности, координирование которой осуществляет Полномочный Государственный орган, до много-секторального подхода, опирающегося на ряд общих критериев и целей. Что касается информирования инвалидов, в некоторых странах существуют органы комплексного обслуживания для получения информации, консультации и помощи в защите прав в любом секторе, в то время как другие страны делают выбор в пользу комплексной системы ведения клиента, которая помогает людям получить услугу, обозначенную в их индивидуальном плане.

В плане реабилитации, целостный подход означает, что инвалидам необходима многосторонняя, спланированная и скоординированная помощь для того, чтобы они могли достичь своих целей. Два ключевых требования здесь будут: «ориентированный на человека» комплекс услуг и «партнерские отношения» между различными поставщиками услуг и действующими лицами, которые играют роль в достижении целей инвалидов.

Возведение в стандарт

Часто используемое определение для «возведения в стандарт» предусматривает, что «вся деятельность, все стратегии и программы должны учитывать инвалидность, чтобы по отношению к инвалидам не требовалось предпринимать каких-либо специальных/особых действий». Вдобавок к этому элементу, в определении также говорится о том, что все слои населения должны знать о проблемах инвалидности и быть готовыми вкладывать средства и усилия в интеграцию инвалидов. Данное определение согласуется с социальной моделью инвалидности и делает акцент на равных возможностях и на принципах участия и партнерства.
Однако, на практике становится ясно, что крайнее истолкование данного определения «возведения в стандарт» включает серьезные риски. Некоторые группы людей с тяжелыми/множественными формами инвалидности нуждаются в специальных мерах в области политики или интервенциях даже в том случае, когда в целом инвалидность учитывается в политических сферах. Таким людям требуется особый уровень поддержки, чтобы они могли пользоваться «равными возможностями». Более того, политики в некоторых странах злоупотребляли концепцией «возведения в стандарт», чтобы оправдать снижение финансирования специальных мер в сфере инвалидности и услуг по поддержанию.
На основании этого опыта, Европейская Комиссия вместе с большинством других заинтересованных сторон на европейском уровне в данный момент использует измененное определение, в котором говорится, что «возведение в стандарт» проблем инвалидности должно сопровождаться проведением специальных действий/программ, которые будут способствовать развитию специальных знаний и опыта в сфере инвалидности. Данное истолкование концепции «возведения в стандарт» также согласуется с Международной классификацией функционирования, где «биопсихосоциальная модель» определяет инвалидность как динамическое взаимодействие между состоянием здоровья с одной стороны, и окружающими и личностными факторами с другой стороны.
В отношении трудоустройства, правовое основание необходимости применения принципа «возведения в стандарт» при разработке стратегий лежит в Постановлении ЕС против дискриминации, запрещающем дискриминацию при трудоустройстве и в трудовой деятельности на основании религиозных убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации. Постановление запрещает любое проявление дискриминации, прямое или непрямое, по всех упомянутым признакам, в трудоустройстве и трудовой деятельности, обозначенной как доступ к трудоустройству, самостоятельной занятости, в процессе профессиональной ориентации и обучения, на рабочем месте и в рабочих условиях, включая увольнение и оплату, а также членство организаций. Работодатели будут обязаны учитывать потребности инвалидов, чтобы обеспечить им равные возможности на рынке труда.
«Возведение в стандарт» предоставления услуг инвалидам подразумевает, что клиенты больше не приходят (постоянно) в центр, чтобы получить некоторые реабилитационные услуги, но что поставщик услуг предоставляет инвалидам особую поддержку, чтобы они могли без проблем участвовать в обычных «стандартных» сферах деятельности: в школах, на работе; могли независимо функционировать и т.д. Следовательно, услуги должны быть более узконаправленными, проводиться на базе сообщества, конкретными и фрагментированными. Так как многие поставщики услуг привыкли предлагать инвалидам проходить уже имеющиеся программы в своих учреждениях, данное новшество потребует глобальной перемены в мышлении, подходах и внутренней работе организации./p>

Де - институализация

Сравнительные исследования показали, что содержание инвалидов в крупных учреждениях имеет много негативных последствий, и способствует применению медицинского подхода к инвалидности. Наиболее значительные выявленные недостатки включают изолирование и отделение от общества, нехватку соответствующих программ лечения или (ре)абилитационных программ, которые могли бы позволить инвалиду делать успехи и реализовывать свой потенциал по максимуму. К тому же в крупных учреждениях зачастую не хватает персонала, и разные несовместимые целевые группы помещаются вместе, что затрудняет процесс предоставления качественных услуг. Наконец, безличное окружение и нехватка личного пространства ставят под угрозу такие основополагающие понятия, как права человека, этические принципы и самоопределение. По этим причинам, а также благодаря сильному влиянию социальной модели инвалидности, многие страны начали систематически сокращать число инвалидов, помещенных в лечебные учреждения, и организовывать децентрализованные услуги на базе сообщества.

Важно заметить в данной ситуации, что некоторые люди/организации стремятся свести процесс «де-институализации» к закрытию крупных лечебных заведений, либо они придают чрезмерное значение этому аспекту. Несмотря на то, что обычно крупные лечебные заведения не соответствуют принципам современной социальной модели инвалидности, каждый случай должен быть тщательно разобран, и проведена оценка того, как повлияет на инвалидов и их семьи закрытие учреждения. Это означает, что закрытие таких заведений должно сопровождаться появлением альтернативных услуг во избежание того, что услуги просто перестанут существовать. Во-вторых, закрытие крупных заведений должно рассматриваться как средство для достижения цели (повышение качества услуг для инвалидов), а не как самоцель. Наконец, каждый инцидент (закрытия) должен рассматриваться в отношении макро контекста, так как резкое линейное закрытие слишком большого числа крупных заведений приведет к разрушению данного сектора с вытекающими негативными последствиями для инвалидов.

Второе основополагающее замечание по принципу «де-институализации» заключается в том, что для организации альтернативных услуг на базе сообщества недостаточно предоставить подходящее помещение, мебель и оснащение. В основе таких услуг должны всегда лежать принципы равных возможностей, междисциплинарных интервенций, партнерских отношений и т. д., а перемена в мышлении/отношении даже более важна, чем материально-технические аспекты. Сотрудники организаций и служб должны регулярно проходить специальные учебные курсы с целью сохранения и повышения своей квалификации.

В большинстве стран, процесс де-институализации проводится на основании приведенной ниже стратегии:

Основы реабилитационных услуг на базе сообщества

Реабилитация на базе сообщества (РБС) – это стратегия в рамках развития общества для реабилитации, равенства возможностей и социального включения всех инвалидов. РБС реализуется совместными усилиями самих инвалидов, их семей, организаций и сообществ, а также соответствующих правительственных и неправительственных организаций здравоохранения, образования, проф. развития и социального обслуживания.

Деятельность сообщества в РБС часто стимулируется извне сообщества, чаще всего министерствами или НКО. После начальных переговоров с представителями извне сообщества, сообщество должно решить, станет ли РБС частью постоянной деятельности, направленной на развитие сообщества. Различные партнеры в сообществе, например, комитет по развитию сообщества, организации инвалидов и другие неправительственные организации могут взять на себя лидерские функции и ответственность за программу. Если сообщество решает начать программу по РБС, руководители программы по РБС оказывают необходимую помощь, включая обучение, доступ к справочным службам и мобилизацию ресурсов.

Главная цель РБС – дать инвалидам возможность максимально развить свои физические и умственные способности, иметь доступ к обычным услугам и возможностям, и стать активными участниками в жизни сообщества и общества в целом. В то же время, РБС стремится активизировать сообщества, чтобы они продвигали и защищали права инвалидов путем внесения изменений внутри сообщества, например, путем устранения барьеров к участию.

Неотъемлемыми составляющими программы РБС являются: национальные стратегии и поддержка, а также руководство промежуточного уровня и местное правительство. Способ связи сообщества с национальным уровнем отличается в зависимости от административной структуры страны и от конкретного министерства, продвигающего и поддерживающего программу РБС. В любом случае, однако, необходимы национальные стратегии для выстраивания общих приоритетов и для планирования программы РБС. Еще одним элементом успешной программы РБС является координация и распределение соответствующих ресурсов на национальном уровне.

Многосекторное взаимодействие в РБС необходимо для поддержки сообщества, удовлетворения конкретных потребностей инвалидов, и укрепления роли НКО. Вдобавок к взаимодействию государственных министерств, взаимодействие должно быть и между этими министерствами, неправительственными организациями и частным сектором. Необходимо сотрудничество между сообществом и службами на местном и промежуточном уровне, а также между различными службами на  местном, промежуточном и национальном уровнях. Сотрудничество между национальным, промежуточным и общественным уровнями в рамках сектора может обеспечить создание и предоставление соответствующих услуг.

Старение и инвалидность

Число пожилых людей и пожилых инвалидов в Европе быстро увеличивается. В ближайшие годы, по оценкам, в Европе у 15 миллионов пожилых людей возникнет какая-либо форма инвалидности, в то время как около 10 миллионов инвалидов станут пожилыми. Процент инвалидов в возрастных группах увеличивается с возрастом, по мере того, как у людей появляется инвалидность в связи со старением, например, уменьшение подвижности, хронические заболевания и т.д. Также, в международной классификации функционирования ВОЗ ведущая система определения инвалидности сегодня –«старение – это ограничение возможностей», так как функциональные способности человека напрямую влияют на уровень его участия.
«Феномен двойного старения» (родителей/опекунов и самих инвалидов), вызывает еще больше затруднений, так как некоторые родители/опекуны с возрастом возможно не смогут продолжать оказывать поддержку. Модели перехода от семейного к профессиональному обслуживанию потребуются в частности для людей с умственными нарушениями, о которых чаще всего заботятся родители вместе со специализированными службами.
Такое развитие событий представляет затруднение не только для политиков, но и для других заинтересованных сторон в сфере инвалидности, например, поставщиков услуг. Во-первых, увеличение срока жизни инвалидов и пожилых людей, приобретающих инвалидность в связи с возрастом, приведет к резкому росту спроса на услуги. Более того, число клиентов (в настоящее время) в старшей возрастной категории увеличится и потребуется более интенсивное обслуживание и другие подходы/методики.

Несмотря на нехватку точных показателей и цифр, рост числа пожилых инвалидов можно предугадать, хотя это явление происходит не мгновенно. Таким образом, любая стратегия в сфере инвалидности должна предусматривать такое развитие событий и предлагать решение этих проблем. В общем, можно выделить три главных плана:

Особое внимание в данной ситуации следует обратить на разработку законов и стратегий, способствующих и признающих принятие решений с чьей-либо помощью в тех случаях, когда пожилые инвалиды и/или люди с умственными нарушениями испытывают серьезные трудности с самостоятельным выбором и принятием решений, а также предоставить вспомогательные услуги и системы с целью содействия принятию решений с чьей-либо помощью.

Ориентированность на клиента и участие клиента

За последние несколько лет положение пользователя в процессе предоставления услуг сильно укрепилось. Разработка специального законодательства в некоторых странах, усилия, предпринимаемые движением инвалидов, например, принятие Мадридской Декларации Европейским Форумом Инвалидов (2002), недавнее принятие Конвенции ООН по правам инвалидов, а также представление новой классификации МКФ с особым акцентом на участии, способствовали признанию по всему миру инвалидов как равноценных граждан общества. Далее, меняющиеся стратегии (сокращение финансовых ресурсов) и  растущее влияние самих клиентов (например, через индивидуальный бюджет) приведут к тому, что инвалиды станут более активными и ответственными пользователями услуг. Следовательно, лица, определяющие политический курс, так же, как и поставщики услуг, должны очень серьезно отнестись к девизу Европейского Года Инвалидов 2003 «Ничего про нас без нас». Наконец, приоритетным в «клиенто-ориентированном» подходе является принцип решения проблем на местном уровне. Данный принцип уточняет, что неправильно будет «вышестоящим органам» принимать решения за тех, кто имеет достаточное представление о том, какие решения необходимо принять. По сути, принцип решения проблем на местном уровне подчеркивает, что никто лучше самих пользователей не знает их состояния и, следовательно, они могут наилучшим образом прийти к соответствующим решениям о том, что им необходимо.

С точки зрения поставщиков услуг, принцип участия пользователей соединяет в себе как важное этическое направление «Ничего о нас без нас», так и деловое обоснование. Последнее отражает меняющуюся ситуацию в секторе, которая требует, чтобы поставщики услуг считали (и относились) к пользователям услуг как к покупателям или клиентам. Следует оптимизировать участие пользователей услуг в разработке стратегии и в структуре управления поставщиков услуг. Ключевым элементом любой успешной стратегии управления станет концепция, рассматривающая пользователей услуг как партнеров в процессе предоставления услуг. Более того, потребуются коалиции с организациями пользователей услуг для того, чтобы убедить политиков в необходимости предоставления качественных услуг.

«Клиенто-ориентированный» подход делает пользователя «клиентом». В сфере здравоохранения и социального обеспечения пользователи или их семьи не покупают напрямую большинство услуг, так как услуги предоставляются пользователю от лица спонсирующей организации. Это может стать значительным ограничивающим фактором с точки зрения пользователя. «Клиенто-ориентированный» подход уравновешивает требования финансирующей организации с ответственностью относиться к пользователю как к клиенту. Такой подход дает инвалиду возможность иметь собственные ресурсы под контролем, например, путем формирования индивидуального бюджета или прямых выплат, чтобы они могли покупать необходимые им услуги когда и где они желают. На уровне определения политического курса, инвалиды должны быть представлены на правительственном уровне и во всех ключевых комитетах и советах, которые принимают решения в сфере политики в рамках системы. Наконец, инвалиды играют ключевую роль в определении стратегий и стандартов, и следят за соответствием этим стандартам.

Главным условием для участия пользователя на всех уровнях является возможность инвалидов делать «осознанный выбор». Для этого, кроме всего прочего, требуется дать им возможность и убедиться, что у них имеется достаточно информации и аналитических способностей для того, чтобы выполнять роль лица, способного принимать решения и/или советника.

Обоснованность услуг

Пользователи услуг и общество в целом, а также политики и спонсоры в частности, становятся все более взыскательными и требовательными в отношении предоставления услуг инвалидам. С одной стороны, это происходит из-за сокращения финансовых средств на социальное обеспечение, в то время как число людей, которым требуется обслуживание, растет. С другой стороны, развивающаяся концепция гражданства способствует выражению общественного мнения и пользователей услуг, которые требуют видимых результатов и экономически целесообразного использования денег налогоплательщиков. Во-вторых, конкуренция между поставщиками услуг стала настолько явной, что ее больше нельзя отрицать. Эта тенденция выражается по всей Европе через проведение тендеров на предоставление услуг, прямое распределение средств пользователям услуг и появление коммерческих поставщиков услуг на рынке реабилитационных услуг. Такая концепция незнакома организациям, которые традиционно работали в «спокойном» окружении некоммерческих поставщиков услуг, и долгое время ориентировались только на свое существование и задачи, а не на результаты и экономическую целесообразность.

Как следствие двух вышеупомянутых явлений, все больше и больше давления оказывается на поставщиков услуг с тем, чтобы они доказывали, что их услуги полезны как человеку, так и обществу. Это можно сделать путем определения результатов услуг в экономических показателях (сколько инвалидов выходит на рынок труда), либо в показателях благополучия, возросшей самостоятельности, участия, социальных связей и других «абстрактных» признаках. Акцент должен быть не на том, что и как мы делаем, а на влиянии и результатах для общества и инвалидов (и их семей). Одним словом, необходимо обеспечить, чтобы «приписываемая полезность» соответствовала «ощущаемой полезности» в глазах всех заинтересованных сторон в сфере инвалидности. Другими словами, это означает удовлетворение потребностей клиентов и ожиданий заинтересованных сторон, что требует проведения анализа и понимания этих ожиданий. Еще одно замечание касательно доказательства полезности в том, что для того, чтобы показать, что «реабилитация оправдывает себя», часто приводят в сравнение альтернативные решения (включая ничегонеделание).

В добавок к тому, что мы делаем «правильные» вещи, поставщики услуг должны доказать, что они «делают это правильно», в плане оправдания финансов. С одной стороны, это относится к эффективному управлению выделенными ресурсами путем проведения процессов на повышение экономической целесообразности. С другой стороны, требуется акцент на качестве услуг на основании вычисленных результатов и последствий. Это также означает, что поставщики услуг не должны бороться за свои исторические позиции и интересы, а играть конструктивную роль в обсуждении такого развития событий. В таком случае, они могли бы учесть интересы общества, при этом сохраняя высокое качество обслуживания, которое учитывает в первую очередь интересы инвалидов.

Измерение результата, которое проводится в некоторых других сферах (например, экономике), не разработано систематическим образом в «реабилитационной индустрии». Часто используемые показатели включают: улучшение качества жизни, состояния здоровья, более самостоятельное и независимое существование, меньший уровень опеки после предоставления услуги, возвращение на работу или к частичной занятости, сокращение либо прекращение выплат пособий в конечном итоге, а также налоговые поступления вместо расходов на социальное обеспечение. Наиболее эффективным способом обоснования реабилитационных услуг является многосторонний подход: использование результатов (экономической) оценки, исследования, а также анализ экономической целесообразности, совместно с эффективной стратегией лоббирования.