Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Утверждено
Заместителем Министра
А.И. Осадчих
«_29_»_ноября_2000 г.

Методические рекомендации для работников учреждений государственной службы реабилитации инвалидов

Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата  на модели жилого помещения

Введение
1. Теоретическое обоснование необходимости разработки реабилитационной технологии применительно к задачам социально-бытовой адаптации
2. Создание модели жилого помещения для социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
2.1. Санитарно-гигиенический блок
2.2. Кухонно-бытовой блок
2.3. Спально-гостиничный блок
3. Оборудование учебно-тренировочного стенда
4. Табель оснащения модели жилого помещения для социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учебно-тренировочного стенда
4.1. Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для оснащения санитарно-гигиенического блока модели жилого помещения для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
4.2. Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для оснащения кухонно-бытового блока модели жилого помещения для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
4.3. Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для оснащения спально-гостиничного блока модели жилого помещения для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
4.4. Перечень изделий, которые необходимо расположить на платформе учебно-тренировочного стенда.

Составители:
Пузин С.Н.
Дементьева Н.Ф.
Лаврова Д.И.
Ковшарь Ю.А.
Турченкова Д.А.

Введение

Необходимость разработки методических рекомендаций по социально-бытовой адаптации инвалидов для специалистов реабилитационных учреждений основана на высокой потребности этой категории граждан в получении помощи и советов в приспособлении к бытовых условиям, к выполнению обыденных функций по самообслуживанию. Это   особенно актуально для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Функциональные нарушения в опорно-двигательной системе приводят к ограничению  особо важных видов жизнедеятельности инвалидов, к ограничению способности к самообслуживанию и передвижению.
Типы анатомического дефекта и связанные с ним ограничения способности к передвижению и самообслуживанию, изложенные в международном документе *), на самом деле еще более разнообразны и потому требуют разработки реабилитационных технологий. Настоящие методические рекомендации, разработанные в рамках проблемы создания реабилитационных технологий, направлены на решение довольно узкой задачи – организацию технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В решении этой задачи должна быть изложена, а в дальнейшем и реализована последовательность действий, логически следующих друг за другом и тесно связанных между собой.

*). Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. М., 1994, РАМН.

1. Теоретическое обоснование необходимости разработки реабилитационной технологии применительно к задачам социально-бытовой адаптации

Социально-бытовая адаптация инвалидов является отдельной областью социальной реабилитации инвалидов, которая представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей инвалидов к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество.
В области реабилитологии сформировались взгляды на систематику типов анатомического дефекта и связанных с ними ограничения жизнедеятельности  в сфере способности к самообслуживанию и передвижению. Реабилитационная индустрия, хотя и в недостаточном ассортименте, но разрабатывает и выпускает технические средства реабилитации.  Имеются отдельные разработки о применении, использовании некоторых технических средств для реабилитации инвалидов. Вместе с тем:

Не разработана базовая модель жилого помещения для обучения инвалидов пользованию обыденными бытовыми предметами в условиях «нового статуса – инвалида» и пользованию модифицированным оборудованием.
Основу активного образа жизни человека составляют два основных фактора – движение и деятельность. Дефицит этих важных функций приводит к известным ограничениям жизнедеятельности, положенным в основу признания человека инвалидом и требующим реабилитационного воздействия.
Дефицит движения и деятельности выражается в ограничениях способности к передвижению и в такой важной сфере жизнедеятельности, как способность к самообслуживанию.
К нарушениям таких жизненно важных функций приводит поражение костно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата.
Оба вида ограничений жизнедеятельности взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ограничений способностей к самообслуживанию при травмах верхних конечностей, а об ограничениях способности к передвижению – при повреждениях нижних конечностей. Вместе с тем известно, что инвалид с поражением нижних конечностей вследствие травмы позвоночника имеет ограничения жизнедеятельности  не только в сфере способности к передвижению. У него имеются в связи с этим и ограничение способности к самообслуживанию.
В сферу самообслуживания  в конкретном его понимании входит способность совершения санитарно-гигиенических действий, самостоятельного одевания, приготовления и приема пищи, мытье посуды и уборка квартиры.
Для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата особую значимость приобретает специальное оборудование, установка различных вспомогательных приспособлений, обеспечивающих бытовую и психологическую независимость, особая планировка  квартиры, позволяющая передвигаться на кресло-коляске либо с использованием ходунков.
Бытовые условия отражают оптимальную целесообразность установки бытовых приборов и возможность использования их для удовлетворения витальных потребностей.
Применительно к инвалидам особую важность приобретает создание условий, облегчающих доступность использования бытовыми приборами, наличие специальных устройств, обеспечивающих возможность самообслуживания (открывание форточек,  пользование вентилями, кранами, пользование электробритвой, зубной щеткой и т.д.), использование приспособлений, облегчающих самостоятельный прием пищи, фиксация посуды на столе, резание хлеба и других продуктов, пользование столовыми приборами, для самостоятельного подъема со стула, кровати, приспособлениями для поднятия предметов с пола и открывания форточек, для надевания чулок, носков, обуви, одежды и др.
С целью практической реализации положений о социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в ближайшем социуме (жилой среде) необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенных вспомогательных устройств и реабилитационных технических средств с последующим относительно независимым образом жизни.

2. Создание модели жилого помещения для социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Модель должна предусматривать оптимальное жилое помещение, приближенное к реальному, которое содержит жизненно важные «блоки», и в котором инвалид с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата будет надежно адаптирован.
Нарушения физиологических функций опорно-двигательного аппарата приводят к ограничению жизнедеятельности в виде различной степени снижения способности к самообслуживанию и передвижению.
В перечень функций по самообслуживанию как виду деятельности должно быть включено: выполнение санитарно-гигиенических навыков, осуществление приготовления и приема пищи, хозяйственно-бытовой труд (мытье посуды, уборка квартиры), самостоятельное одевание – раздевание, укладывание в постель.
Адаптированное жилое помещение должно включать приспособления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные).
При этом необходимо учитывать два самостоятельных подхода:

*) Настоящая модель жилого помещения является универсальной, рассчитанной на «собирательный образ» инвалида, имеющего разнообразную патологию (дефект) опорно-двигательного аппарата.

К оборудованию и оснащению должны предъявлять требования двух категорий:

медицинские требования:

технические требования:

В соответствии с видами жизнедеятельности инвалида модель жилого помещения может быть представлена несколькими блоками: санитарно-гигиеническим, кухонно-бытовым, спально-гостиничным.

2.1. Санитарно-гигиенический блок включает два помещения: ванная комната и туалет. Каждое из этих помещений должно быть модифицировано, т.е. отличаться от первоначального с учетом потребностей инвалидов.

Модификация ванной комнаты заключается в том, что она оборудуется горизонтальным поручнем на стороне, противоположной установленной ванны, пристенным откидным сидением, противоскользящим напольным ковриком, фигурным поручнем на стороне ванны, облегчающем самостоятельный подъем после мытья.
Ванна должна иметь подставку для самостоятельного помещения (погружения) в ванну. Необходимо оснащение ванны специальным сидением, обеспечивающим неполное погружение при мытье, специальным надонным противоскользящим ковриком, опорой для фиксации ног. Ванна должна быть оборудована гибким душевым шлангом, имеющим разновысокие штативы, что позволяет инвалиду самостоятельно использовать эти возможности при мытье, принятии душа. Желательно оборудование ванны вертикальным поручнем для принятия душа, оснащение ее стулом для душа.
Умывальник должен регулироваться по высоте для пользования инвалиду на кресло-коляске. Необходимо, чтобы умывальник имел специальное рычажное управление кранами, электрополотенце, устройство для автоматической подачи зубной пасты, жидкого мыла, зубную щетку, расческу – с удлиненной ручкой.
Ванная комната должна быть оснащена специальными (с удлиненной ручкой) мочалкой, расческой, зубной щеткой. Желательно оборудовать настенную электробритву, действие которой основано на фотоэлементе.
Модификация туалета заключается в специальном его приспособлении к потребностям инвалидов, передвигающихся на кресло-коляске, с костылями, имеющими дефекты верхних конечностей.
С этой целью туалет должен быть оборудован настенными горизонтальными поручнями, иметь напольное противоскользящее покрытие (коврик). Унитаз должен быть огражден вертикальными и горизонтальными поручнями, облегчающими подъем и обеспечивающими безопасность инвалида при пользовании унитазом. Унитаз должен быть оборудован удобным, доступным инвалиду рычажным  (кнопочным) устройством для спуска воды (слива), должен иметь регулируемое по высоте сидение, держатель туалетной бумаги.

2.2. Кухонно-бытовой блок включает два помещения: кухню и столовую. Модификация кухни как помещения для приготовления пищи заключается в том, что она оборудуется стационарными устройствами, приспособленными для самообслуживания инвалида с физическими дефектами верхних конечностей.

К стационарному оборудованию кухонно-бытового блока относятся:

Плита – электрическая (как наиболее безопасная) должна быть оборудована рычажными, легко управляемыми вентилями.
Кухонный стол должен иметь регулируемую высоту, что позволяет использовать его инвалидам в кресло-коляске либо в специальном рабочем кресле (стуле). Кухонный стол необходимо оборудовать специальными приспособлениями для резания твердых продуктов, для дозирования жидких и сыпучих продуктов, различными кухонными ножами, вилками, разливательными ложками для правой и левой руки.
Должны быть предусмотрены также приспособления для открывания банок, бутылок, набор держателей для кастрюли, чайника, сковородки.
Шкафы (напольный, навесной) необходимо оборудовать удобными широко захватными ручками – рычагами с неглубокими полками и вместе с тем имеющими большую площадь для свободного размещения кухонной утвари: сковородок, кастрюль, тарелок, кружек.
Мойка должна быть оборудована удобными рычажными кранами, оснащена щетками (на присосках) для мытья посуды, приспособлениями для чистки овощей.
Стол обеденный, модифицированный для инвалидов на кресло-коляске, необходимо оснастить специальной посудой: тарелки глубокие с утяжеленным дном, кружки с двумя ручками, изогнутыми ручками, вилки, ножи, ложки (для левой и правой руки) с длинными ручками, подставки для яиц на присосках.

2.3. Спально-гостиничный блок включает в себя прихожую, гостиную  и спальню.

Модификация прихожей должна предусматривать адаптированную дверную ручку, специальное приспособление для поворота дверного ключа, вешалку для одежды (на высоте, доступной инвалиду в кресло-коляске).
Необходимым оснащением является также комплект для подметания пола, захват для поднятия предметов с пола, доставания их с полки.
Модификация спальни-гостиной предусматривает функциональную кровать с противопролежневым матрацем, которая должна быть оснащена модифицированным надкроватным столиком, горизонтальным и вертикальным поручнями для самостоятельного вставания в постели, подъемником для перемещения в кресло-коляску.
В гостиной должен быть предусмотрен набор приспособлений для открывания –закрывания штор, форточек (фрамуг), держатель телефонной трубки.
Важным фактором в жизнедеятельности инвалида является возможность самостоятельного одевания. В связи с этим, в модели жилого помещения должны быть предусмотрены приспособления для одевания чулок, обуви, для застегивания молний, пуговиц.
Предлагаемая модель предусматривает возможность обучения инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата  пользованию модифицированным оборудованием,  т.е. специально приспособленным к различным типам анатомического дефекта и нарушенных функций костно-мышечной системы.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что инвалиды с данной патологией часто пользуются обычной бытовой техникой и оборудованием и потому нуждаются в переобучении, т.е. в социально-бытовом обучении с помощью специалиста на специально оборудованном учебно-тренировочном стенде.

3. Оборудование учебно-тренировочного стенда

Цель создания учебно-тренировочного стенда состоит в том, чтобы инвалиды, имеющие дефекты функций верхних конечностей, могли бы восстановить движения в суставах кисти. При этом необходимо иметь в виду, что кисть человека может выполнять  наиболее распространенные движения, так называемые типы «захватов». Среди них такие, как цилиндрический, крючковой, шаровой, щипцовый.
В каждом из этих типов захвата свой приоритет участия в движении мышц кисти. При использовании всех типов захвата получается суммарный эффект восстановления движений в суставах кисти, который позвонил инвалиду выполнять необходимые действия: повернуть кран, ввернуть электрическую лампочку, набрать номер телефона, закрыть самостоятельно замок и т.д., т.е. стать адаптированным  социально-бытовом отношении.
Известно, что чаще всего инвалиду приходится пользоваться обыденным оборудованием в домашних условиях, доступным потому, что оно уже существует, установлено в квартире еще до наступления инвалидности. Это оборудование, вместе с тем, становится недоступным, т.к. нормальные физиологические функции кистей рук нарушены. Цель занятий на учебно-тренировочном стенде состоит в том, чтобы без специальных вспомогательных устройств инвалид мог адаптироваться к повседневному бытовому оборудованию путем приспособления поврежденных кистей на основе обучения и тренировки.
С целью восстановления функции руки для выполнения цилиндрического захвата на стенде следует расположить, например, мясорубку, телефонный аппарат (трубка), дверную ручку рычагового типа.
Для тренировки щипцового захвата можно использовать такие предметы, как вентили газовой (электрической) плиты, шпингалеты различных конструкций, накладной замок, защелку на кошельке, вилка электрическая при вкладывании в розетку, цепочка дверная и др.
Необходима также тренировка мелкой моторики, которая нередко бывает нарушенной в силу разных причин. Этой цели может служить диск телефонного аппарата, мелкие шпингалеты, кнопочные мебельные ручки, дверная цепочка, ключ от висячего замка, электровыключатели, всевозможные вентили, шнурование, ремешок к часам и др.
С учетом этой цели – цели обучения и тренировки – учебно-тренировочный стенд должен содержать предметы (оборудование) социально-бытового назначения.
Для восстановления функции крючкового захвата кисти руки необходимо разместить на стенде такие предметы, как дверные ручки в виде скобы различных модификаций (с тонкой и утолщенной рукояткой).
С целью тренировки функции руки для выполнения шарового захвата необходимо расположение на стенде шаровидных дверных ручек, электрической лампочки и других округлых предметов (водопроводные краны).
Для того, чтобы оснастить жилое помещение, адаптированное для инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, потребуется разработка табеля его оснащения соответствующим оборудованием.

4.Табель оснащения модели жилого помещения для социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учебно-тренировочного стенда

Оптимальный вариант табеля оснащения модели жилого помещения для социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должен включать оборудование трех наиболее важных с точки зрения жизнедеятельности человека «блоков»: санитарно-гигиенического, кухонно-бытового, спально-гостиничного.

4.1. Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для оснащения санитарно-гигиенического блока модели жилого помещения для инвалидов с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата.

В ванной комнате должны быть:

Горизонтальный поручень на противоположной стене (для перемещения в ванной комнате).

Сиденье пристенное – около ванны.
Стул – вкладыш навесной.
Фигурный поручень для помещения и выхода из ванны.
Подставка, облегчающая самостоятельный вход в ванну.
Противоскользящее напольное устройство (коврик) в ванной комнате.
Противоскользящее устройство на дне ванны.
Поручень вертикальный для принятия душа.
Стул для душа.
Банная щетка (мочалка) с удлиненной ручкой.
Раковина с регулируемой высотой.
Рычаг для управления водопроводным краном.
Устройство для подачи жидкого мыла.
Устройство для подачи зубной пасты.
Зубная щетка с длинной ручкой.
Расческа с длинной изогнутой ручкой.
Пристенное устройство для крепления электробритвы с фотоэлементом.
Туалет должен иметь следующее оснащение:
Унитаз с механизмом регулирования высоты сиденья.
Поручень фигурный (правый – левый) для унитаза.
Держатель туалетной бумаги.
Противоскользящее напольное покрытие (коврик).

4.2. Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для оснащения кухонно- бытового блока модели жилого помещения для инвалидов с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата.

В кухне должно быть следующее оборудование:
Горизонтальный поручень настенный.
Плита электрическая с рычажными насадками на вентили (краны).
Стол кухонный с регулируемой высотой.
Шкаф напольный для кухонной утвари.
Шкаф навесной, доступный по высоте для инвалида в кресло-коляске.
Кресло рабочее с регулируемой высотой.
Фиксирующая доска (с присосками).
Щетка для мытья овощей.
Приспособление для чистки овощей.
Вспомогательное устройство для резки твердых продуктов с регулируемой рамкой.
Кухонный нож, фиксированный на доске (столе).
Дозированная кружка для сыпучих продуктов.
Дозированная емкость для жидкостей.
Приспособления для открывания банок.
Набор держателей для чайника, кастрюли, сковородки, терки.
Чайная посуда с двумя ручками, изогнутыми ручками.
Набор кухонной посуды для приготовления пищи.
Мойка с рычажным управлением кранами:
Насадки:
=для чистки овощей
=для мытья посуды.
В столовой следует предусмотреть следующее оснащение:
Стол обеденный (с выемкой) для инвалида на кресло-коляске.
Подставка, препятствующая скольжению тарелки.
Тарелка с глубоким дном для еды без помощи рук.
Обеденные тарелки с утяжеленным дном.
Подставка для яйца на присоске.
Вилка с зажимом.
Держатель для столовых приборов.
Специальная ложка для правой руки.
Специальная ложка для левой руки.
Столовый прибор (3 предмета) с длинными ручками и массивным сечением.

4.3. Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для оснащения спально- гостиничного блока модели жилого помещения для инвалидов с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата.

В прихожей должно быть предусмотрено:
Вешалка для одежды.
Удлинитель дверной ручки.
Универсальный держатель (для поворота дверного ключа).
Комплект для подметания пола.
Захват для поднятия предмета с пола, доставания с полки.
В гостиной – спальне должно быть:
Приспособление для открывания – закрывания форточки (фрамуги), раздвижения штор.
Держатель телефонной трубки.
Приспособление для надевания и снимания чулок.
Приспособление для надевания обуви.
Приспособление для застегивания пуговиц, молнии.
Кровать функциональная.
Матрац противопролежневый.
Надкроватный столик.
Поручень настенный горизонтальный.
Поручень настенный вертикальный.
Подъемник для перемещения из кресло-коляски на кровать.

Перечень указанного оборудования является оптимальным для пользования инвалидом, имеющим различную степень ограничения способности к самообслуживанию. В нем должны быть учтены также потребности инвалидов, передвигающихся на кресло-коляске.
В связи с тем, что инвалиды должны обучаться пользованию обыденным оборудованием, инвентарем, домашней утварью, необходимо создание учебно-тренировочного стенда и предусмотреть перечень изделий.

4.4. Перечень изделий, которые необходимо расположить на платформе учебно-тренировочного стенда

Этот перечень может быть расширен при создании учебно-тренировочного стенда в каждом отдельном случае.
Таким образом, для реализации задач технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует разработать модель жилого помещения, в котором должны быть предусмотрены основные блоки: санитарно-гигиенический, кухонно-бытовой и спально-гостиничный.
Необходимо обосновать создание учебно-тренировочного стенда для переобучения инвалидов с учетом появившихся анатомических дефектов и нарушений кистей рук.
Следует разработать табель оснащения соответствующих блоков жилого помещения, а также перечень предметов (изделий), используемых в быту для расположения их на платформе учебно-тренировочного стенда.
В результате этих мероприятий создается возможность проводить обучение инвалидов, имеющих нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, социально-бытовой  адаптации.