Социальная реабилитация
Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан в Москве
Цель этой брошюры - информировать читателей о проблемах доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам инфраструктуры города, а также о законодательных и нормативных актах, регулирующих эти вопросы. В первую очередь, она предназначена тем, от кого непосредственно зависит приспособление различных объектов города с учетом потребностей инвалидов:
- руководителям предприятий, организаций и учреждений-балансодержателей, арендаторов и пользователей зданий и сооружений;
- инженерно-техническим работникам проектных, строительных и ремонтных и других организаций;
- работникам органов социальной защиты и муниципальных служб.
Инвалиды и другие маломобильные граждане (пожилые люди, люди с детскими колясками, дети) должны пользоваться теми же правами и иметь те же возможности, что и большинство людей. Однако существующая на сегодняшний день инфраструктура города – архитектура зданий, улицы, общественный транспорт - ограничивают эти возможности.
Недостаток информации о проблемах инвалидов, наличии существующих законодательных и нормативно-правовых актов является одной из основных причин их невыполнения. Именно поэтому здесь собран перечень законодательных и нормативно-методических документов Российской Федерации и г. Москвы, которые содержат требования по созданию этих условий. Кроме того, в брошюре перечислены разработанные Госстроем строительные нормы и правила по приспособлению различных объектов городской инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов.
Эта брошюра подготовлена в региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» в рамках проекта «Молодые инвалиды – за доступный город», который осуществляется в сотрудничестве с Комитетом социальной защиты населения г. Москвы при поддержке Посольства США.
Сотрудники «Перспективы» готовы оказывать бесплатные консультации и предоставлять дополнительную информацию по вопросам создания безбарьерной среды. По всем вопросам можно обращаться по адресу: 111394 г. Москва, ул. Мартеновская, 30, тел.: 303-22-60, 970-68-05.
Суть проблемы
В нашем городе каждый год строится множество жилых домов, школ, детских садов, магазинов, поликлиник, больниц. Все больше появляется на улицах кафе и ресторанов, кинотеатров, клубов… Но многие из них не рассчитаны на людей с особыми потребностями и оказываются недоступными для маломобильных граждан, которые в силу различных обстоятельств имеют ограничения в передвижении.
К маломобильным гражданам относятся:
- инвалиды различных категорий, в том числе использующие для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников;
- люди пожилого возраста;
- люди с маленькими детьми и колясками.
По самым скромным оценкам, в нашей стране более 25% населения относятся к категории маломобильных граждан. Это значительная категория людей, интересы которой надо обязательно учитывать. Только инвалиды составляют примерно 10% населения. Для Москвы это - миллион с лишним человек. Многие из этих людей испытывают большие трудности в передвижении по городу или вовсе лишены такой возможности – ни архитектура, ни общественный транспорт в наших городах не позволяют им вести полноценную жизнь.
Законы
Международные, а теперь российские и московские стандарты и законы, требуют создать для всех людей условия для беспрепятственного доступа и пользования всеми без исключения зданиями и помещениями предприятий торговли, бытового обслуживания и питания, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, кинотеатров и концертных залов, театров и библиотек, учебных заведений, спортивных объектов и сооружений.
Ниже приводится перечень законодательных актов, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами – владельцами, арендаторами и пользователями объектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также проектными, строительными и ремонтными предприятиями и организациями:
Законодательные акты:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ст. 14,15, 16).
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 17,30, 62,65 и 66).
- Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 9.13 и 9.14).
- Закон г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» от 17 января 2001 г. №3.
Кроме того, требования по доступности содержатся в региональных законах, принятых в 20 субъектах Федерации.
Необходимо отметить, что законодательными актами (ст. 66 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 9.13 и 9.14), Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.16 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ и ст. 8 Закона г. Москвы от 17.01 2001 г. №3) предусмотрена административная и иная ответственность юридических, физических и должностных лиц, не выполняющих или уклоняющихся от выполнения требований градостроительных нормативов и правил по обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В частности, Градостроительный кодекс РФ и Закон г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» предусматривают следующие меры воздействия на нарушителей:
- невыполнение или уклонение от выполнения требований доступа инвалидов к объектам при строительстве новых, реконструкции, капитальном и текущем ремонте действующих зданий и сооружений, а также при благоустройстве территорий улиц и дорог - влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц от 50 до 100 и должностных лиц от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;
- нарушение при разработке и утверждении проектной документации влечет за собой наложение штрафа на граждан от 10 до 20; на юридических лиц – от 50 до 100 и на должностных лиц – от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Неоднократное нарушение этих требований, а также нарушение, совершенное в течение одного года с момента наложения штрафа, является основанием для ликвидации юридического лица, независимо от форм собственности, в соответствии с требованиями пункта 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях за эти нарушения, а также за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, предусматривает штрафные санкции в размере от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда.
Указанные законодательные и нормативно-методические документы предусматривают основные положения проектирования зданий и сооружений с учетом требований инвалидов. В наибольшей степени это относится к инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении различные приспособления для ходьбы и коляски. Они испытывают затруднения, преодолевая препятствия (лестницы, высокие ступени, бордюры, пороги), передвигаясь в стесненных помещениях, пользуясь тесными санитарно-гигиеническими и бытовыми помещениями.
Для людей с полной или частичной потерей зрения предусматривается дополнительная система ориентиров: сочетание контрастных цвета и фактуры материалов, направляющие и предупреждающие устройства, звуковые сигналы и указатели, и т.д. Для неслышащих людей предусматриваются устройства дополнительной визуальной и световой информации (например, «бегущая строка»), указателей, электроакустических приспособлений и др.
Выполнение этих требований дает возможность беспрепятственного передвижения и доступа всем людям, в том числе ослабленным, пожилым, детям, людям с детскими колясками. Таким образом, не только создаются условия для нормальной жизни инвалидов, но и в целом повышается уровень комфорта для всех людей.
Свободное передвижение и доступ
Руководители многих организаций, за исключением, быть может, учреждений социальной защиты и здравоохранения, неохотно приспосабливают свои здания для доступа инвалидов, объясняя это тем, что инвалиды их не посещают. Расхожие аргументы: «Зачем я буду вкладывать средства в реконструкцию, если ко мне за все время не пришел ни один инвалид?», «У нас здесь развлекательное заведение, а не больница…» Нам всем необходимо понять, наконец, что инвалиды - такие же граждане, как и все остальные, и имеют одинаковые со всеми права и могут иметь самые разнообразные потребности. А если людей на колясках сейчас не видно в кафе, кинотеатрах и на стадионах - так это как раз потому, что здания и помещения эти для них не слишком удобны и безопасны, а для многих - просто недоступны.
Отношение к инвалиду в обществе во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах. Ещё сегодня слово «инвалид» ассоциируется у большинства с определением «больной», который нуждается в постоянном уходе. Появление инвалида на коляске в магазине или школе, на стадионе или государственном учреждении может и должно стать обыденным, если при проектировании и строительстве всех без исключения общественных зданий и сооружений будут учитываться потребности этой категории населения.
Решение проблемы доступа не требует больших затрат. Устройство тротуаров с пониженным бордюром, наземных пешеходных переходов, удобных въездов в жилые дома и общественные здания не обходится дороже того, что принято в обычной практике строительства. Для того, чтобы обеспечить инвалиду на коляске возможность передвигаться без посторонней помощи, необходимы ровная поверхность и достаточное пространство.
Элементы доступности
Если нет возможности устроить вход в здание на одном уровне с тротуаром, его, в дополнение к лестницам, необходимо оборудовать пандусом. Пандус – это наклонная поверхность для вертикального перемещения людей, пользующихся колясками и детей в колясках.
При сооружении пандуса нужно помнить о нескольких важных вещах:
- Пандус состоит из трех частей: двух горизонтальных площадок в верхней и нижней части и собственно наклонной поверхности. Горизонтальные поверхности обеспечивают безопасное и стабильное положение коляски.
- Уклон пандуса должен быть не более 1:12. При уклоне пандуса более 5%, его необходимо снабдить поручнями с обеих сторон и ограждающими бортиками.
- Покрытие пандуса не должно быть скользким.
- Пандус должен дублировать лестницу, но не заменять ее.
Виды и параметры пандусов определяются индивидуально для каждого отдельного здания. В случаях, когда сооружение стационарного пандуса невозможно, используются откидные или съемные пандусы из прочных материалов.
В ряде случаев (на высоких лестницах, на станциях метрополитена и железнодорожных платформах) более целесообразно использовать подъемники. Тротуары у наземных переходов улиц и дорог, подходы к остановкам общественного транспорта требуют пониженных бордюров.
Незрячему или слабовидящему человеку трудно ориентироваться на улице или в подъезде. В незнакомой обстановке любое, самое незначительное, препятствие может представлять для него серьезную опасность. Поэтому, чтобы информировать незрячего человека о находящихся на его пути барьерах, можно использовать специальные дорожные плиты с предупредительным рельефом. Ярко окрашенные плиты с прочным эластичным покрытием, расположенные при подходе к лестничному маршу, помогут слабовидящему человеку вовремя подготовиться к подъему или спуску.
Обустройство инфраструктуры для доступа инвалидов и других маломобильных граждан поднимет качество обслуживания, привлечет новых клиентов, улучшит имидж предпринимателя в глазах потребителей. Поэтому, в конечном счете, небольшие инвестиции в улучшение комфорта клиентов - выгодны и с коммерческой точки зрения.
Что уже сделано?
В развитых странах доступная среда для инвалидов давно стала нормой. Россия в этом плане делает лишь первые шаги. Но перемены к лучшему уже заметны в некоторых крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге… Эти шаги – совместные усилия общественных организаций и местных властей.
Например, в Москве первоочередные меры по адаптации инвалидов и маломобильных групп населения в городской среде включены как специальный раздел Комплексной целевой Программы реабилитации инвалидов, утвержденной постановлением Правительства Москвы.
С 1999 г. городские власти ведут статистический учет зданий, уже доступных для инвалидов. Обследованы около 45 тыс. действующих в Москве объектов и сооружений – менее половины их общего количества. Результаты свидетельствуют, что на сегодняшний день приспособлено более 9 тыс. объектов, из них полностью – 1200, остальные – лишь частично. В первую очередь приспосабливаются объекты социальной защиты и здравоохранения. Более 12 тыс. входов в здания оборудовано пандусами, перилами и съездами. Для удобства инвалидов-колясочников переоборудовано 130 квартир и более 1 тыс. туалетов в общественных и административных зданиях. Обеспечено 1800 мест парковки транспорта инвалидов. Пологими съездами (пониженным бортовым камнем) обустроены более 1200 наземных переходов, установлено 18 звуковых светофоров и маяков, более 200 подземных переходов оборудованы пандусами. 135 рабочих мест аттестуются на предмет их доступности для инвалидов.
В отсутствие доступного общественного транспорта около 30 тыс. инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата обеспечиваются специальным автотранспортном бесплатно или на льготных условиях. Создан Центр легкового такси для инвалидов с парком в 55 машин, стоимость услуг которого наполовину ниже стандартного тарифа такси. Для коллективных выездов используются 19 автобусов, оборудованных подъемниками. Использование этих автобусов полностью оплачивается за счет городского бюджета. Программой намечается открытие девяти городских маршрутов движения автобусов с подъемниками.
Конечно, для Москвы такие темпы нельзя назвать удовлетворительными. Кроме того, при несоблюдении действующих градостроительных норм нередко пандусы при входах в здания и подземных переходов строятся неправильно: например, угол наклона слишком крут и порой достигает 30-45 градусов; часто пандус заменяется металлическими швеллерами или не оборудуется перилами. Такими пандусами пользоваться не только неудобно, но и опасно. Поэтому при проектировании и строительстве необходимо придерживаться рекомендаций и норм, разработанных архитекторами и инженерами.
Положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах (СНИПах), откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.
Систематизация и дальнейшее развитие нормативной базы по строительной отрасли, обеспечивающей выполнение федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (статья 15) осуществляется в рамках нормативных документов Специального Комплекса 35 «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Госстроем России утверждены и введены в действие нормативно-технические документы данного комплекса, содержащие требования, предъявляемые к проектированию и приспособлению объектов социальной инфраструктуры, отвечающие потребностям инвалидов, а именно:
- СНиП 35-01- 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»,
- СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»,
- СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»,
- СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;
- СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов»;
- СП 35-104-2001 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Ниже приводится общий перечень изданных рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:
- Общие положения (МДС 35 – 1. 2002). Москва: ГП ЦПП, 1996.
- Градостроительные требования. Москва: ГП ЦПП, 1996.
- Жилые здания и комплексы. (МДС 35 – 3). Москва: ГП ЦПП, 1994.
- Общественные здания и сооружения. Учреждения бытового обслуживания населения и общественного питания. Москва: ГП ЦПП.
- Общественные здания и сооружения. Учреждения торговли. Москва: ГП ЦПП.
- Общественные здания и сооружения. Специализированные детские дошкольные учреждения. Москва: ГП ЦПП.
- Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов. Часть 1. М.: ГП ЦПП, 1996.
- Часть 2. Общественные здания и сооружения. Учреждения учебно- воспитательные: общеобразовательные школы и профессиональные учебные заведения.
- Общественные здания и сооружения. Высшие учебные заведения.
- Общественные здания и сооружения. Стационарные коррекционные учреждения для детей-инвалидов: дома-интернаты, школы-интернаты.
- Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, аптеки. (МДС 35 – 5. 2000). М.: ГП ЦПП. 1998.
- Общественные здания и сооружения. Учреждения санаторно-курортного лечения и отдыха.
- Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения. М.: ГП ЦПП. 1998.
- Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения. (МДС 35–7. 2000). М.: ГП ЦПП. 1997.
- Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи. (МДС 35 – 8. 2000). М.: ГП ЦПП. 1997.
- Общественные здания и сооружения. Театры, театры-студии, цирки, спортивно – зрелищные залы, стадионы.
- Общественные здания и сооружения. Учреждения управления и информации, проектные и научно-исследовательские организации.
- Общественные здания и сооружения. Кредитно-финансовые учреждения.
- Общественные здания и сооружения. Культовые здания и сооружения различных конфессий.
- Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения. (МДС 35 – 9. 2000).М.ГП ЦПП. 1997.
- Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий. М ГП. ЦПП. 1994.
- Реконструкция и модернизация зданий и сооружений.
- Мероприятия по обеспечению эвакуации инвалидов в экстренных условиях.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов. (ПБ 10 – 403 – 01).
Московские городские строительные нормы (МГСН), пособия и рекомендации:
- Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП, М.1995.
- Пособия комплексному проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями:
- Выпуск 1. «Элементы городской среды» М. 1996;
- Выпуск 2. «Элементы зданий» М. 1997.
- Выпуск 3. «Доступный транспорт» М. 2000.
- Жилые здания. (МГСН 3.01 - 95);
- Дома-интернаты для инвалидов и престарелых (МГСН 4.05 – 94);
- Дома-интернаты для детей-инвалидов (МГСН 4.02 – 94);
- Школы-интернаты для детей инвалидов (МГСН 4.05 – 95);
- Лечебно-профилактические учреждения (МГСН 4.12 –97);
- Хосписы. (МГСН 4.01 – 94);
- Рекомендации по проектированию:
- Домов сестринского ухода. М. 1997;
- Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений (МГСН 4.08 – 97);
- Выпуск 1. Детские музыкальные школы и школы искусств. М. 1996.
- Выпуск 2. Центр детского творчества. М. 1997 г.
- Здания органов социальной защиты населения (МГСН 4.09 – 97);
- Здания банковских учреждений (МГСН 4.10 – 97);
- Предприятия розничной торговли (МГСН 4.13 – 97);
- Предприятия общественного питания (МГСН 4. 14 – 98);
- Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (МГСН 4.15 – 98);
- Гостиницы (МГСН 4.16 – 98);
- Культурно-зрелищные учреждения (МГСН 4. 17 – 98);
- Предприятия бытового обслуживания населения (МГСН 4.18 - 99);
- Стоянки легковых автомобилей (МГСН 5. 01 – 94).
За информацией о приобретении изданий градостроительных норм и правил, пособий и рекомендаций можно обратиться в Центр проектной продукции в строительстве (ГУП ЦПП) по адресу: 127238, Москва, Дмитровское шоссе, д. 46, корп. 2, Тел.: 482-42-94 – отдел заказов, 482-41-12 – проектный отдел, 482-42-97 – проектный кабинет, а также в ГУП «НИАЦ» по адресу: Москва, Триумфальная площадь, д. 1, к. 517б. Тел: 251-99-58, факс: 250-99-28.