Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Ограничения по зрению

Учитывая тот факт, что основное количество информации человек воспринимает визуально, то становится очевидным, что основной проблемой незрячих и слабовидящих является недостаточно полное восприятие окружающего мира. В частности, сюда можно выделить и самостоятельное передвижение в городских условиях. Это относится к пользованию объектами городской инфраструктуры, пользованию общественным транспортом и так далее. Во многих случаях, из-за отсутствия доступной среды люди с ограничениями зрения подвергаются серьёзной опасности на улицах наших городов. Но практически всех проблем данного характера можно избежать, создав некоторые условия, которые могли бы компенсировать отсутствие зрения.

Ограничения по зрению

Прежде всего, необходимо, чтобы на городских тротуарах, дорогах, подземных переходах и в зданиях были специальные рельефные направляющие, которые могли бы указывать направление движения, это существенно облегчит ориентировку незрячего человека в городе и не даст ему потерять направление движения.

Отсутствие зрения

Необходимо также, чтобы эти направляющие, как и края тротуаров и дорог были выкрашены в контрастный (белый или желтый) цвет, для тех людей у кого плохое зрение.

Края тротуаров и дорог были выкрашены в контрастный (белый или желтый) цвет

Для людей с полной или частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестнице, ограде и т.д.) следует не менее чем за 80 см до него обеспечивать предупреждающую информацию путём изменения фактуры покрытия дорожек и тротуаров.
Также важным, в том числе, для жизни инвалидов по зрению является обозначение краёв платформы в метрополитене и железнодорожных перронах рельефной полосой, обозначенной контрастным цветом.
Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки (на всю ширину ступени), должна быть выполнена контрастная полоса ярко-жёлтого или белого цвета с рельефными узкими полосками.

Для людей с полной или частичной потерей зрения

Это поможет предупредить незрячих людей о начале и о конце лестничного марша. Также рекомендуется выполнять контрастную окраску ступеней всех лестниц (светлая поверхность ступеней и тёмный подступёнок). Данное требование можно реализовать за счёт подбора облицовочного материала соответствующих оттенков.
С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования желательно сделать одинаковым.

С учетом потребностей инвалидов по зрению

Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно закругление радиусом не более 5 см.
Для облицовки ступеней лестниц (особенно наружных) лучше использовать пиленый гранит. Нельзя полированные материалы и мрамор (как полированный, так и неполированный), так как они не обеспечивают должного сцепления подошвы обуви с поверхностью материала при увлажнении и в условиях гололеда.

Неполированный мрамор при низких температурах и в дождь становится очень скользким.

Ширина проступей должна быть:

для наружных лестниц - не менее 40 см,
для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях - не менее 30 см;

Высота подъемов ступеней:

для наружных лестниц - не более 12 см,
для внутренних - не более 15 см.

Все ступени в пределах марша и лестничной клетки, а также наружных лестниц должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема.
С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования должно быть одинаковым.
Немаловажным представляется обозначение контрастным цветом дверей общественных учреждений. На правой фотографии показана стеклянная дверь в целом ряду стеклянных витрин. Уверены, вы неоднократно сталкивались с подобными сооружениями, и здесь даже человеку с полностью сохранным зрением подчас нелегко определить какая из них открывается.
Подобные контрастные указатели помогут сориентироваться и избежать возможных трудностей и травматизма. На фотографии слева продемонстрировано контрастное обозначение цветом двухстворчатой двери, которое поможет человеку с ослабленным зрением не удариться о край соседней створки.

С учетом потребностей инвалидов по зрению

На этих фотографиях продемонстрировано контрастное выделение цветом дверей из однотонного окружения стен. На фотографии слева выделением двери чёрным контуром, на фотографии справа просто дверь окрашена другим цветом. Хотелось бы отметить, что это крайне удобно для всех людей и не только не портит, но даже украшает интерьер здания.
Очень важным аспектом для безопасного передвижения людей с ограничениями зрения является пересечение проезжей части. Для того чтобы максимально обезопасить этот процесс необходимо создание ряда специальных условий. В тех местах, где есть светофоры необходимо, чтобы все они были оборудованы специальным звуковым сигналом, сообщающим о том, что дорога свободна, и можно спокойно ее переходить.

Очень важным аспектом для безопасного передвижения людей с ограничениями зрения

Любая текстовая информация, как - то: название улиц, номера домов и подъездов, названия магазинов, учреждений организаций, находящихся в тех или иных зданиях, а также любая другая текстовая информация, размещаемая на улицах, должна дублироваться на азбуке Брайля. Также следует отметить, что вся эта информация должна находиться в каких-либо строго определенных местах, что бы человек с проблемами зрения всегда имел представление о том, где она находится, а также быть доступна для рук невидящего, в том числе по высоте размещения.
Например, номера домов располагать около подъездов и на углах здания. Еще не менее важным моментом является доступность внутри здания: номера квартир, надписи на дверях, кнопки в лифтах должны быть подписаны по Брайлю.

Дублироваться на азбуке Брайля

Необходимо, чтобы на всех автобусных, троллейбусных, трамвайных остановках расписание было продублировано на азбуке Брайля. Также необходимо чтобы в автобусах, троллейбусах трамваях обязательно объявлялись название остановок и номера маршрутов. Могут использоваться и специальные электронные системы, которые при запросе инвалида с индивидуального пульта выдают информацию о номере и маршруте следования транспортного средства.
В метрополитене нужно, чтобы названия станций на линиях, обозначения и направления переходов, на железнодорожных вокзалах наличие расписания поездов, нумерация платформ и электричек должна также дублироваться на азбуке Брайля.

Назад Оглавление Далее