Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Брошюра "Инвалиды и общественный транспорт: проверка на совместимость"

Проект осуществлялся при поддержке Британского департамента Международного развития через Программы Партнерств в Некоммерческом Секторе Чаритиз Эйд Фаундейшн (CAF) - Россия Москва, 2001 г.

Памяти Валентина Крылова

Введение
Как я ездил
Транспорт и я
Метро
Наземный транспорт
Железнодорожный транспорт
Самолеты
Личный транспорт
Служба социального такси
Результаты обследования станиций московского метро на предмет безопасности для инвалидов по зрению

Введение

В идеальном мире, к которому, надеемся, мы стремимся, окружающая среда должна быть полностью доступной для того, чтобы люди с инвалидностью не испытывали дискриминации ни в чем - ни при покупке товаров в магазине, ни при получении образования, ни при устройстве на работу, ни в путешествиях или просто поездках по городу по своим делам...

Но, к сожалению, сегодняшняя Москва практически не приспособлена для беспрепятственного передвижения инвалидов: многие не могут выйти из дома и, как остальные сограждане, выбрать, на чем ехать, зайти в ближайший магазин, пойти в кино...

Общественный транспорт Москвы - это метро, автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутное такси. Кроме того, в городе существует социальное такси для инвалидов (служба инватакси).

При всем этом разнообразии многие инвалиды, хотя и имеют льготы на оплату проезда в общественном транспорте, не могут самостоятельно им пользоваться. Этому препятствуют ступени, отсутствие пандусов и поручней, подъемников, большое расстояние от платформы до входа в вагон, узкие двери и турникеты, отсутствие брайлевских, крупных и контрастных указателей и еще многое, что превращает поездку в опасное приключение. Эта брошюра составлена из историй, написанных молодыми инвалидами. Каждый из них учится, работает и имеет, в силу своей активности, опыт пользования общественным транспортом.

Вы узнаете о степени доступности транспорта и прочтете о том, как мы вынуждены справляться с трудностями во время своих поездок на метро, в троллейбусе, автобусе, а также - на поездах и в самолетах. Кроме того, мы решили включить сюда историю о том, легко ли инвалиду стать автомобилистом. Мы очень надеемся, что этот опыт будет Вам полезен. Ждем Ваших откликов и примеров, как Вы справлялись с трудностями.

Брошюра была создана в рамках проектов «Молодые инвалиды - за социальные изменения» и "Молодые инвалиды - за равные права и возможности" (при поддержке Департамента Международного развития Британского Содружества через благотворительный фонд CAF). Приятного чтения и… удобной поездки! "Перспектива"

Как я ездил

Случилось так, что всю свою сознательную жизнь я вынужден передвигаться на костылях. Изо дня в день мне приходится сталкиваться с трудностями, о которых неивалиды и не подозревают.

Каждая поездка в городском транспорте для меня превращается в своеобразную «полосу препятствий». Все автобусы, троллейбусы, трамваи имеют высокие ступени и узкие двери, очень часто на входе отсутствуют поручни. Попробуйте на костылях войти в автобус или трамвай, и вы поймете, почему на наших улицах так редко встречаются инвалиды. При поездке в троллейбусе, кроме всех вышеперечисленных удовольствий, вас может ожидать удар током (ведь костыли часто имеют металлические части, а быстро соскочить со ступеньки на больных ногах невозможно).

К поездке на метро нужно быть готовым не только физически, но и психологически. Преодолев всевозможные ступеньки, эскалаторы, испытав «радость» скольжения по мраморному полу, я вхожу в вагон. Представьте себе реакцию людей. Кто-то смущенно прячет глаза, продолжая сидеть на удобном месте, а кто-то лезет в карман за мелочью. Ну, как объяснить людям, что подобная жалость мне совсем не нужна?

Есть еще одна маленькая, но очень важная проблема. Куда деть костыли? Ни в автобусе, ни в троллейбусе, ни в трамвае для них нет места. Особенно четко эта проблема ощущается потому, что весь городской наземный транспорт и метро практически всегда переполнены.

В поездах дальнего следования и электричках узкие проходы. В купе встает уже знакомая проблема: куда деть костыли? Они занимают большую площадь в купе и мешают соседям. Посещение туалета в вагоне тоже очень затруднено (из-за его размера и отсутствия необходимых поручней). Кроме того, инвалиду трудно преодолеть зазор между платформой и вагоном. Про путешествия на самолетах долго рассказывать не буду, ведь трудности одни и те же: ступени, узкий проход между кресел, отсутствие свободного места для костылей и т.п.

Транспорт и я

Меня спросили: «Какие трудности ты испытываешь в транспорте?» У меня ДЦП. В основном поражены руки и при некоторых условиях могут возникать сильные гиперкинезы. Но передвигаюсь я вполне хорошо. И поэтому как таковых трудностей в транспорте я не испытываю, однако маленькие «барьерчики» преодолевать все же приходиться.

Начну с входа в тот самый транспорт.

Многие автобусы, трамваи и троллейбусы оснащены поручнем прямо посередине прохода. Многим этот поручень просто необходим, а мне он мешает. Когда в моей сумке, которую я ношу через плечо, находится что-либо объемное, то пролезть в проход между поручнем и дверью становиться сложной задачей. Подпрыгивая, чтобы встать на первую ступень автобуса, ударяюсь сумкой о поручень, теряю скорость и поскольку я не могу ни за что ухватиться, то выпадаю обратно на улицу. В этом случае приходиться делать несколько попыток.

В поезд, если на станции нет хотя бы низенького перрона, забраться очень и очень трудно, а порой, если в вагоне нет откидывающей ступени, - вообще невозможно без посторонней помощи. Также на небольшие самолеты, где нет специальных трапов, самостоятельный вход весьма сложен.

Внутри транспортных средств тоже есть свои проблемы. Например, в трамвае очень высоко расположен поручень, а стоять приходится часто, то естественно, чтобы не упасть, приходится как-то цепляться за него.

Зимой для меня представляют большое неудобство обледеневшие полы и ступени автобусов.

Если же какую-то транспортную проблему решить не могу сразу, то я пытаюсь это сделать снова и снова, и, как правило, она решается, так или иначе. Помощи у людей я обычно не прошу, но и не отвергаю, когда мне ее предлагают.

Метро

Инвалиды-колясочники в метро

В Московском метрополитене только две станции «Алтуфьево» и «Улица академика Янгеля» в отсутствие эскалаторов оснащены специальными подъемниками, но инвалиды-колясочники не могут ими пользоваться, поскольку они не работают.

При входах, выходах из метро, на переходах между станциями некоторые лестницы оборудованы швеллерами (двумя рельсами с П-образным профилем), однако пользоваться ими очень неудобно. Ширина «рельсов», положенных поверх ступеней, не подходит под все стандарты существующих колясок: инвалидных (разных типов), детских, сумок-колясок (расстояние между колесами может быть больше или меньше ширины швеллеров). Зачастую эти пологие спуски оборудованы перилами только с одной стороны, что не позволяет инвалиду-колясочнику пользоваться ими самостоятельно. Редкий пример пандусов, которыми инвалид-колясочник может воспользоваться сам - в подземных переходах около станций метро «Библиотека им. Ленина» и «Александровский сад»: двусторонние крепкие поручни, удобная ширина пандуса для разных типов колясок. Однако даже у добротно сделанного пандуса бывает недостаток - скользкое покрытие.

Большинство переходов между станциями метро не доступны для человека на коляске из-за крутых и длинных лестниц. Перила часто начинаются лишь через несколько ступенек, а заканчиваются, не доходя до конца лестницы, при этом они могут неожиданно прерваться колоннадой.

Иногда инвалидам-колясочникам приходится делать переход со станции на станцию по улице или разрабатывать сложные индивидуальные маршруты с несколькими пересадками, если ближайший переход недоступен.

На многих станциях метро проблемой является широкий зазор или разная высота между платформой и вагоном. Неожиданное препятствие в виде узкого турникета может возникнуть не только на входе в метро возле будки контролёра, но и на выходе со станции.

Некоторые контролеры не пускают инвалидов в метро, утверждая, что ездить без сопровождающего нельзя.

Рекомендации для инвалидов-колясочников по использованию метро

Если инвалидная коляска не проходит в турникет, надо попросить работников метрополитена, чтобы Вам открыли одно из ограждений.

Если обойти турникеты нет никакой возможности (это может случиться на выходе, который не обслуживается контролером), то можно попробовать попросить крепкого мужчину из числа пассажиров уделить Вам несколько минут. Вашему помощнику надо будет придержать Вашу коляску сзади с таким расчетом, чтобы Вы могли отстегнуть одно из колес. Помощник, удерживая Вашу коляску на трех колесах, проталкивает Вас через турникетный проход, пока Вы, или какой-нибудь другой пассажир, проносите отстегнутое колесо в руках. Во избежание несчастного случая это "упражнение" требует предварительного инструктирования потенциального помощника.

Когда Вы въезжаете на эскалатор, необходимо оставить несколько пустых ступеней перед собой. Заезжать на эскалатор, идущий вверх, следует лицом по направлению движения, а на эскалатор, идущий вниз, - спиной. Во втором случае совершенно необходимо обратиться за помощью к кому-нибудь из мужчин для страховки на эскалаторе со спины, чтобы предотвратить возможное опрокидывание назад, и попросить выдернуть Вашу коляску при сходе с эскалатора, чтобы не застрять и не создать затор.

На эскалаторе коляску следует размещать посреди прохода, чтобы иметь возможность держаться за поручни обеими руками, вынуждая Вас игнорировать попытки пассажиров пройти мимо Вас.

Заезжать в вагон, так же как и в ситуации с бордюрами, надо с небольшого разгона, чему, к сожалению, может препятствовать скопление пассажиров. В этом случае надо попросить кого-нибудь из пассажиров помочь Вам.

Если Вам нужна помощь, не стесняйтесь обращаться к пассажирам - главное своевременно и правильно объясните, чем и как они могут помочь.

Использование метро инвалидами по зрению

Прежде чем инвалиду по зрению удается попасть на платформу метрополитена, ему приходится преодолевать ряд препятствий при входе в вестибюль. Первая и последняя ступеньки в подземных переходах и на станциях метро не окрашены яркой выделяющейся краской, что значительно затрудняет и замедляет передвижение слабовидящих, т.к. многие из них не могут определить, где начало и конец очередного лестничного пролёта.

Перила, как уже говорилось, часто начинаются лишь через несколько ступенек, а заканчиваются, не доходя до конца лестницы, и при этом могут прерываться колоннадой.

Некоторые контролеры не пускают полностью слепых людей в метро, утверждая, что ездить без сопровождающего нельзя и, что они не обязаны отвечать за их жизнь. Иногда незрячих принимают за пьяных, и в этом случае их препровождают в милицейскую часть для разбирательства.

Сами станции метрополитена также не оборудованы для инвалидов по зрению. Край платформы не выделяется, т.к. не оборудован выпуклой и ярко контрастирующей с полом станции полосой, так называемым «лежачим полицейским». Поверхность этой полосы, согласно стандартам, должна отличаться покрытием от основного пола (например, если пол станции из гладкого мрамора, то полоса должна быть из грубого необработанного мрамора).

При входе в поезд незрячему человеку бывает трудно определить, где открытая дверь, и куда ему надо шагать. Сложности могут возникнуть и при переходе, т.к. станции не оборудованы брайлевскими табличками-указателями, поясняющими местоположение и функции того или иного перехода (где делать переход, и на какую линию он приведёт). Имеющиеся таблички очень мелкие и неудобны для слабовидящих пассажиров. Чтобы по возможности избегать подобных неприятностей, плоховидящим и незрячим людям приходится запоминать, с какой станции на какую можно перейти или же постоянно обращаться за помощью. Для инвалида по зрению трудностью является и определение направления маршрута, т.е. в какую сторону ему нужно ехать в данный момент и как это узнать своевременно; это можно определить по голосу в вагоне, объявляющему станции, но это не всегда возможно из-за шума или плохой записи.

Рекомендации для инвалидов по зрению по использованию метро

Если сотрудники метрополитена не верят, что Вы являетесь инвалидом по зрению, подтвердите этот факт, предъявив членский билет ВОС (Всероссийского общества слепых), а при необходимости пенсионное удостоверение и паспорт, но не следует выпускать Ваши документы из рук. Если Вы не знаете, где требуемый для Вас переход или, в какую сторону Вам нужно сесть, чтобы попасть на интересующую Вас станцию, Вы можете обратиться за помощью к любому работнику метрополитена или к прохожим, хотя последние не всегда помогут. Проще всего найти работника, обслуживающего эскалатор, т.к. он/она практически неотлучно находится в своей будке.

Помните, что в поезде, идущем в центр города, остановки объявляет мужской голос, а в поезде, следующем из центра, - женский. О приближении поезда, стоя на станции, Вы можете узнать по «нисходящему» звуковому сигналу, но это только на тех станциях, которые оборудованы этими сигналами.

К сожалению, не все станции метро оборудованы ребристыми дорожками, которые предупреждают слабовидящих и незрячих людей о близости края платформы, в этом случае рекомендуется для лучшей ориентации использовать трость.

В приложении Вы найдете результаты обследования станций метро на предмет их доступности и безопасности для инвалидов по зрению.

Использование метро людьми маленького роста

Находясь в метро, люди маленького роста сталкиваются с неудобствами уже на входе: тяжелые двери не всегда под силу открыть даже физически сильному человеку. При спуске на станцию по лестнице или эскалатору невозможно, как рекомендует в репродуктор дежурный, "держаться за поручни" - они слишком высоки.

Человеку, рост которого от 90 до 130 см, трудно перешагнуть через широкую щель между платформой и вагоном. Во многих вагонах поручни сделаны не просто неудобно, а так, что дотянуться до них не представляется никакой возможности.

Сидения в вагонах поездов приспособлены для людей среднего роста, и если человек, рост которого не превышает 130 см, захочет ехать сидя, ему придётся вскарабкиваться на сидение как четырёх- или пятилетнему ребёнку.

Рекомендации для людей маленького роста

К сожалению, никаких особых рекомендаций для людей маленького роста мы Вам не сможем предложить. В случае необходимости обращайтесь за помощью к другим пассажирам.

Автобусы, троллейбусы, трамвай

В Москве нет ни одного городского автобуса, оборудованного специальным подъемником для инвалидных колясок. Это делает использование данного вида общественного транспорта инвалидами-колясочниками в принципе невозможным. Но есть люди, передвигающиеся на колясках, которые в своей повседневной жизни пользуются автобусом. Естественно, они прибегают к посторонней помощи: несколько человек вносят их на коляске в автобус, а потом кто-то так же выносит обратно. Причем своих помощников они не берут с собой, а вербуют непосредственно на остановках и в автобусах.

Использование городских автобусов, троллейбусов и трамваев инвалидами-колясочниками

При входе в обычный автобус, троллейбус или трамвай приходится преодолевать 2-3 ступеньки, узкие двери и перила посреди прохода. Внутри, если повезет, бывает площадка, где можно сидеть на коляске, не мешая проходить остальным. Но это не всегда - часто приходится сидеть на самом проходе, вызывая массу "добрых" пожеланий в свой адрес. Держаться можно только за кресла и вертикальные поручни.

Теперь в Москве можно встретить автобусы с низкой приступкой и широкими дверьми, которые приемлемы для инвалидов в том случае, если водитель подгоняет машину вплотную к достаточно высокому бордюру.

Рекомендации для инвалидов-колясочников

Для использования этих видов транспорта необходима посторонняя помощь.

Если автобус с низкой приступкой и широкими дверьми остановился далеко от бордюра, то Вы можете попросить сопровождающего или пассажиров обратиться к водителю с просьбой подъехать поближе.

Если Вам надо попасть в обычный автобус, будет нужна помощь ни одного, а нескольких помощников. Они должны будут поднять Вас вместе с коляской (или отдельно Вас, отдельно коляску) и перенести через поручень, который стоит посередине входа в автобус.

В старых моделях автобусов существуют не только узкие двери, но еще и разделительные поручни посередине дверного проема. Преодолеть эту трудность можно, если вы пользуетесь инвалидной коляской активного типа (т.е. шириной не более 65 см). Когда вас поднимут помощники, вы снимаете одно колесо (сделать это легко, просто нажимаете на кнопку посередине колеса и снимаете его), коляска становится уже и проходит дверь. А в автобусе вы ставите колесо на место. Также поступаете на выходе из автобуса. Только не забудьте предварительно доходчиво объяснить Вашим помощникам, что именно Вы собираетесь предпринять и предупредить водителя о более длительном времени стоянки.

Использование городских автобусов, троллейбусов и трамваев инвалидами по зрению

Эти виды транспорта, также как и метро, не слишком удобны для инвалидов по зрению. Чтобы добраться до остановки или вернуться с неё, необходимо переходить дороги, которые зачастую не оборудованы обыкновенными светофорами, не говоря уже о светофорах со звуковыми сигналами.

И незрячему, и слабовидящему человеку номер подошедшего автобуса определить практически невозможно, т.к. номера мелкие и чаще всего неконтрастные. Узнать номер подошедшего транспорта иногда удаётся лишь после его отхода от остановки. Иногда машина (чаще автобус и троллейбус) останавливается до или после остановки, из-за чего невидящие люди могут пропустить свой транспорт.

Инвалиду по зрению бывает трудно определить остановку, где ему надо выйти, т.к. их объявляют далеко не на всех маршрутах.

Рекомендации для инвалидов по зрению

Обращайтесь за помощью и не стесняйтесь говорить о своих трудностях. На просьбу указать нужный Вам номер наиболее часто откликаются молодые мамы с детьми и молодёжь.

Если Вы не знаете, на какой по счёту остановке Вам надо выходить, то обратитесь к водителю с просьбой заранее объявить необходимую Вам остановку.

Использование городских автобусов, троллейбусов и трамваев людьми маленького роста

Очень часто бордюрный камень на остановках бывает очень высоким и неудобным для преодоления невысокому человеку.

Со сложностями такого же порядка приходится встречаться каждый раз при поездке в автобусе, троллейбусе и трамвае. Почти всегда ступеньки в дверях транспорта высокие, а особенно первая. На поручни рассчитывать не слишком приходится, т.к. далеко не в каждой машине есть удобные двухъярусные или хотя бы просто двусторонние поручни. Таким образом, чтобы попасть в салон какого-либо из перечисленных видов транспорта, людям маленького роста приходится с трудом взбираться по ступенькам.

Как и в метро, в наземном транспорте существует проблема высоких сидений.

Железнодорожный транспорт

Использование железнодорожного транспорта инвалидами-колясочниками

При пользовании услугами пригородного и междугороднего железнодорожного транспорта инвалидам-колясочникам приходится сталкиваться с разными проблемами.

Расстояние между перроном и входом в вагон непреодолимо без посторонней помощи. Для того чтобы попасть на платформу или же покинуть её, приходится преодолевать лестницы и турникеты. Некоторые платформы оборудованы крутыми съездами для носильщиков, и ими можно пользоваться, только прибегая к посторонней помощи.

Купейные и плацкартные вагоны также не приспособлены для человека на коляске.

Между вагоном и платформой существует весьма большое расстояние, без посторонней помощи ее невозможно преодолеть.

Не во всех вагонах возможно самостоятельно пройти из тамбура к своему месту. Здесь большую роль играет ширина коляски и ширина коридора в вагоне. В самом узком месте приходится отстегивать одно колесо (при условии, что Вы пользуетесь активной коляской) и при помощи помощника преодолевать это препятствие. Коляска, даже самая узкая, не входит в купе.

О посещении туалета вообще не может быть и речи, а в плацкартном вагоне узкий проход не позволяет перемещаться даже на коляске активного типа.

На нескольких поездах ленинградского направления предусмотрено по одному купе для инвалида на коляске с сопровождающим.

При покупке билетов обязательно надо обратить внимание кассиров, чтобы они Вам продали билеты на нижнюю полку, в противном случае Вы рискуете оказаться в купе с несговорчивыми пассажирами, которые наотрез отказываются меняться с Вами местами и с билетом на верхнюю полку.

Рекомендации для инвалидов-колясочников

Не стесняйтесь обращаться за помощью к пассажирам, проводникам и работникам привокзальных служб, в частности медицинского пункта вокзала, а также к находящимся рядом пассажирам.

Для того, чтобы пересесть на полку в купе, надо сначала поставить ноги на пол в купе, затем упереться одной рукой о нижнюю полку, второй (у кого дотягивается) схватиться за верхнюю полку и пересесть. При этом желательно, чтобы кто-то подстраховывал Вас.

После этого надо разобрать свою коляску. Сиденье кладется под столик, на него колеса.

Использование железнодорожного транспорта для инвалидов по зрению

Довольно большим и даже опасным препятствием для инвалидов по зрению при пользовании поездами и электричками является щель между вагоном и перроном, ширина которой часто не одинакова на разных станциях. Незрячий человек не всегда может правильно рассчитать это расстояние и, сделав небольшой шаг, может упасть на рельсы или застрять между поездом и перроном.

Человеку, имеющему инвалидность по зрению, бывает сложно найти требуемый поезд, несмотря на то, что диктор на вокзале, а иногда и на промежуточных станциях, объявляет, где находится данный состав. Номер пути и название состава не возможно прочитать без посторонней помощи - буквы и цифры мелкие и находятся непомерно высоко, а при посадке в электричку на промежуточной остановке непонятно, какая именно электричка сейчас подошла, ведь это почти никогда не объявляется. Край платформы и место «остановки» дверей определить трудно, а никаких опознавательных знаков нет.

Расписание поездов и электричек также недоступно для инвалида по зрению из-за мелкого шрифта.

Рекомендации для инвалидов по зрению

При возникновении трудностей, обращайтесь за помощью к работникам привокзальных служб. Они помогут Вам решить проблемы: найти нужный поезд, разместиться в вагоне и т.д. Вас могут направить в медпункт, и в этом случае Вам помогут дежурные медработники.

Также можно обратиться за помощью к стоящим рядом пассажирам.

Железнодорожный транспорт для людей маленького роста

При использовании электричек и поездов дальнего следования, возникает проблема большого расстояния (щели) между перроном и вагоном, которое может быть гораздо шире, чем в метро.

Сидения и полки в вагонах также слишком высокие, вследствие чего - неудобные для людей маленького роста. Туалет в вагонах не приспособлен для таких людей из-за высоты умывальника и унитаза, пользоваться которыми можно только с посторонней помощью или же, вставая на принесённую табуретку.

Рекомендации для людей маленького роста

К сожалению, никаких особых рекомендаций для людей маленького роста мы Вам не сможем предложить. Только можем посоветовать прибегать к помощи других людей.

Самолеты

Использование самолетов инвалидами-колясочниками Использование авиатранспорта подразумевает не только непосредственно полет, но и необходимость многочисленных контактов с наземными службами.

Вы начинаете сталкиваться с трудностями еще при подъезде к любому из московских аэропортов. Ни у одного аэропорта нет автостоянки с местами для машин с ручным управлением, а сами автостоянки все платные.

Перед зданием аэропорта обычно тротуар с высоким бордюром и нет ни одного съезда.

В многоэтажных зданиях аэропортов не всегда работают имеющиеся эскалаторы и лифты, там, где они есть. Обычно внутри здания аэропорта существует огромное количество лестниц. Нет приспособленных туалетов и табличек крупным шрифтом для слабовидящих.

У инвалидов-колясочников существует проблема преодоления трапа, которая частично решена в некоторых аэропортах, например в аэропортах «Шереметьево-2» или "Домодедово": посадка в самолет осуществляется непосредственно через «рукав», но это бывает не на всех рейсах.

При прохождении регистрации пассажиру на коляске предоставляются помощники из числа служащих аэропорта, обеспечивающие его посадку в самолёт.

За рубежом такой проблемы практически не существует, так как там везде посадка идет через «рукав», а в некоторых странах есть специальные подъемники, при помощи которых инвалидов поднимают прямо в салон.

Можно смело сказать, что московские аэропорты абсолютно не приспособлены для инвалидов с любой формой инвалидности.

Рекомендации для инвалидов-колясочников

Желательно приезжать в аэропорт не за несколько минут до окончания регистрации, а заблаговременно, чтобы успеть пройти регистрацию и сдать багаж, т.к. людей на колясках сажают в самолет вначале, перед остальными пассажирами.

После регистрации желательно сразу пойти в медицинский пункт аэропорта (правда, во "Внукове" Вы и это не сможете сделать без посторонней помощи: перед входом в медпункт - ступени).

Сотрудники медицинского пункта вызовут для Вас машину, которая и отвезет Вас к трапу, а вызванные опять-таки из медпункта молодые крепкие люди «занесут» Вас в салон самолета.

Будьте готовы к тому, что Вас посадят именно на то место, на которое у Вас куплен билет, даже если это место

Вам неудобно - где-нибудь в середине или в конце салона. Чтобы этого не произошло, надо стараться покупать билеты заранее на места в начале салона или же при посадке обговаривать эту ситуацию с бортпроводниками. При покупке билетов можно сразу сказать кассиру, что Вы пользуетесь инвалидной коляской, тогда больше шансов, что Вам продадут билет именно в начало салона.

Обязательно во время полета попросите стюардессу, чтобы она сообщила в пункт назначения, что на борту есть инвалид - колясочник, чтобы Вас встретили работники медпункта и помогли выйти из самолета.

То есть полет должен проходить по следующей схеме: регистрация - медпункт - посадка - предупреждение стюардесс.

Использование самолётов инвалидами по зрению

Человек с проблемами зрения испытывает трудности при ориентировке внутри здания аэропорта. Для прохождения регистрации инвалиду необходимо подойти к указанному выходу, но найти его самостоятельно очень трудно, т.к. в зданиях нет опознавательных знаков, надписей крупным шрифтом или брайлевских указателей.

Если имеется объёмный багаж, то его необходимо сдать в грузовое отделение, а после посадки получить, что довольно трудно для незрячего или плоховидящего человека, путешествующего без сопровождающего: свой чемодан надо узнавать самому, когда он едет по транспортеру.

Возникают трудности и чтобы попасть непосредственно в салон самолёта, когда нужно дойти или доехать до трапа по аэродрому, а также при подъеме по крутому трапу.

Рекомендации для инвалидов по зрению

Чтобы избежать большинства из вышеперечисленных трудностей, следует приезжать в аэропорт заблаговременно. Вы сможете обратить на себя внимание служащих аэропорта при прохождении регистрации и попросить, чтобы Вам помогли. При этом Вас могут направить в медпункт. Если Вы абсолютно не знакомы со зданием данного аэропорта, Вы можете самостоятельно обратиться за помощью в медпункт, где Вам помогут пройти регистрацию и посадят в салон самолёта заблаговременно, предупредив о Вашем присутствии стюардов. При необходимости, Вас встретит машина скорой помощи службы аэропорта, и медработники проводят Вас к встречающим или посадят на такси.

Личный транспорт для инвалида-колясочника

Мы говорим о проблемах доступности московского общественного транспорта для инвалидов.

Хорошо, что нам не предлагают обращаться к услугам такси - этот вид транспорта вполне доступен состоятельным людям с любой формой инвалидности (платите деньги - и Вам помогут не только сесть в машину, но и забраться в подъезд после поездки).

Когда мы требуем доступности общественного транспорта, то нам иногда отвечают: у Вас же есть льготы на приобретение автомобиля.

Государство не обеспечивает инвалида полностью бесплатным личным автотранспортом (если этот человек не инвалид войны), а только частично компенсирует расходы на приобретение автомобиля: например, в 2000 году московскому инвалиду 1-й группы в случае успешного прохождения медкомиссии и после годичного ожидания выдавалось около 29 тысяч рублей на приобретение "Оки" ценой в 57 тысяч рублей. Таким образом, разница, которую инвалид должен покрыть из своего кармана, сейчас равна его двухлетней пенсии, самой высокой по стране (да еще и дополнительно повышенной в 2001 году - соответственно, надо ожидать и грядущего повышения цен на автомобили).

Но здесь мы хотели рассказать о другой проблеме.

Итак, Вы приобрели автомобиль. Допустим, это Ваш первый автомобиль.

Тогда все Ваши проблемы упираются в вопрос получения прав на управление автомобилем.

И здесь парадоксальным образом на повестку дня встает вопрос доступности общественного городского транспорта!

Органы социальной защиты направляют Вас на бесплатное обучение вождению в автошколу на Коломенской набережной.

В школу на каждое занятие надо ездить, ведь у московских инвалидов в отличие от подмосковных нет автошколы-интерната. При этом Вас честно предупреждают, что занятия по теории проводятся в помещении, куда ведет очень крутая и большая лестница. Поэтому, если Вы передвигаетесь на инвалидной коляске или плохо ходите, Правила придется изучать самостоятельно.

Вы оплачиваете только минимальные расходы на бензин за 14 практических занятий (в количестве около 400 рублей).

Москва - город очень большой. Вопрос: как же Вам посещать занятия на протяжении пяти недель через день?!

Если Вы изучаете ПДД самостоятельно (экстерном), то Вам остается совершить всего-навсего 30 поездок туда-обратно в ограниченный промежуток времени (14 практических занятий и экзамен).

Если у Вас нет лишних денег на такси в количестве 3-6 тысяч рублей, если у Вас нет знакомого или родственника со своим автомобилем, бензином и большим количеством свободного времени, готового привозить Вас на занятие, ждать полтора часа и отвозить обратно домой, то в Вашем распоряжении остается только городской общественный транспорт... Инструктор встретит Вас на выходе около станции метро "Коломенская", а после занятий привезет обратно и высадит около этой же станции.

Теперь вспомните, что Вы - на коляске.

На станции нет эскалатора, и Вам придется искать несколько крепких помощников из числа пассажиров для того, чтобы подняться в подземный переход.

Выход из перехода на улицу оборудован пологим рельсовым спуском (швеллерным пандусом) - какая редкая удача! Раз Вы собираетесь водить машину, значит, скорее всего, позаботились о том, чтобы при этом пользоваться удобной и компактной коляской активного типа. Увы, ширина положенных поверх ступенек рельсов не предусматривает расстояние между передними колесиками Вашей современной коляски! К тому же на пандусе поручень предусмотрен только с одной стороны, а одной рукой удержаться на крутом спуске или вытянуть себя вверх на подъеме будет крайне сложно! Значит - надо опять искать помощника... На этот раз достаточно только одного сильного человека, но из-за неподходящей ширины пандусных швеллеров Ваш помощник будет чертыхаться из-за риска споткнуться и опрокинуть Вашу коляску...

А станция метро, ближайшая к Вашему дому, более доступна или там дела обстоят еще хуже?

А как Вы будете добираться до нее, если живете далеко от метро - на автобусе? на троллейбусе? на трамвае? несколько километров "пешком" через высокие бордюры, по разбитым тротуарам, под дождем и снегом?

А сможете ли Вы самостоятельно сделать необходимые пересадки в метро, если таковые потребуются? Видите, сколько трудностей на пути к освоению личного авторанспорта? (Это помимо трудностей, связанных с его приобретением и с доступным размещением его вблизи Вашего дома.)

Служба социального такси (инва-такси)

В 1995 г. в Москве при содействии правления Московского городского общества инвалидов, Комитета соцзащиты Москвы и автокомбината № 3 была создана служба социального такси - так называемое «инватакси». Эта служба предназначается для людей, которые имеют сложности в передвижении или пользуются инвалидной коляской и является практически единственным видом городского транспорта, доступным для инвалидов. Работа инватакси происходит по следующей схеме.

Для того, чтобы воспользоваться услугами инватакси, Вам надо купить специальные талоны. Талоны продаются в помещении правления Московского городского общества инвалидов по адресу: улица Бахрушина, дом 21/23, строение 5. Талоны продаются только по четвергам и пятницам с 11.00. до 15.00. При этом Вам надо будет отстоять большую очередь. Для того чтобы купить талоны в первый раз, Вам необходимо принести с собой ксерокопию справки ВТЭК и заявление на имя председателя МГОО ВОИ. Когда вы будете покупать талоны в следующий раз, нужно будет принести только заявление.

Итак, Вы стали обладателем талонов, дающих право использовать инватакси. Теперь надо заказать машину на удобное для Вас время. Заказы на инватакси принимаются по рабочим дням с 9.00. до 14.00. по телефонам 273-25-11 и 273-12-18.

Дозвониться очень трудно, поскольку на этих двух телефонах сидят только два диспетчера, а телефон звонит не переставая. При этом им приходится заново объяснять некоторым клиентам правила работы инватакси и т.д. Поэтому не удивляйтесь, если не сможете дозвониться вообще.

Машину Вы сможете заказать только на рабочие дни и с 8.00. до 18.00. В пятницу последний заказ принимается на 17.00, а в субботу на 16.00. В воскресенье служба инватакси не работает.

Может возникнуть ситуация, что Вы относительно спокойно купили талоны, дозвонились всего за час, а Вам отвечают, что машин нет, все заказаны. Не торопитесь излить свой гнев на диспетчеров. Дело в том, что машин в службе инватакси всего 20, причем многие из них уже не первый десяток лет работают, и, соответственно, нуждаются в ремонте. Но на качественный ремонт у автокомбината просто нет денег, тем более на покупку новых машин. К сожалению, Комитет Соцзащиты Москвы сокращает дотации для автокомбината № 3, поэтому скоро московские инвалиды могут остаться совсем без службы социального такси, по той простой причине, что машины выйдут из строя, а новых нет.

Раннее инвалиды по приемлемой для них цене могли купить нужное количество талонов для поездок, позвонить и заказать машину на нужное им время. Но в начале января 2001 года ситуация изменилась.

Во-первых, в три раза возросла цена на талоны, и многим людям это стало не по карману. Это связано с тем, что в Москве повысились тарифы на перевозки автотранспортом, а Комитет Соцзащиты снизил компенсацию с 75% до 50% на пользование инватакси.

Во-вторых, сейчас можно приобрести талонов только на десять часов, которых катастрофически не хватает, особенно для тех, кто пользуется машиной ежедневно для поездок на работу, на учебу, на лечение и т.д. Эти люди тратят по 3- 4 часа в день на дорогу. И соответственно, надо каждую неделю ехать опять за талонами и стоять в очереди. Если Вы пользуетесь инвалидной коляской или имеете сложности с передвижением, то значит, каждую неделю Вам надо просить кого-то из близких отрываться от работы и от своих дел и терять полдня на покупку талонов.

Из-за этого инвалиды вынуждены пересматривать свои планы, и, к сожалению, практически зависеть от удачного стечения обстоятельств.

Таким образом, за последние 2-3 года накопился целый комплекс проблем. В ноябре и декабре РООИ «Перспектива» провела кампанию по написанию писем в Правительство Москвы и Комитет Соцзащиты с просьбой улучшить работу такси. В результате этой кампании инвалиды, написавшие письма, получили однообразные ответы из московской Мэрии, в которых были ссылки на проблемы с финансированием и невозможности скорого разрешения трудностей, связанных с работой службы инватакси. Вот несколько наиболее интересных, на наш взгляд, ответов: «….Мы не имеем возможности обслуживать одного и того же инвалида каждый день.», «…Эта служба была создана для обслуживания инвалидов-колясочников. Другие формы инвалидности обслуживаются по мере возможностей…». Из этих немногих примеров видно, что власти города не имеют определенного и четкого ответа на наши вопросы.

Но, несмотря на все трудности, служба инватакси пытается выжить даже в сложившихся условиях. И диспетчеры, и водители трудятся на старом оборудовании. Водители помогают сложить коляску в машину, тому, кто в этом нуждается, и помочь забраться по лестнице.

Мы не можем Вам дать никаких рекомендаций по использованию инватакси. Единственное, что мы можем Вам порекомендовать, это добиваться от Комитета Соцзащиты увеличения финансирования этой такой нужной службы.

Результаты обследования станиций московского метро на предмет безопасности для инвалидов по зрению

Условные обозначения: - рельефная линия имеется - рельефная линия имеется, но не соответствует необходимым требованиям.

На станциях, не обозначенных флажками, рельефные линии отсутствуют. Пояснение к исследованию Московского метрополитена на предмет наличия рельефного сигнала, обозначающего приближение к краю платформы. Исследование Московского метрополитена показало, что далеко не все станции оборудованы рельефной чертой, сообщающей о близости края платформы, что могло бы обеспечить безопасность не только незрячим и слабовидящим людям, но и всем людям, находящемся на платформе. В тех случаях, когда рельефная черта присутствует на платформе, человек не всегда может ощутить её наличие. На разных станциях рельефная черта имеет разный вид, что не позволяет воспринимать её везде как средство безопасности. В некоторых случаях рельефная черта расположена слишком близко к краю платформы или недостаточно чётко обозначена.

На некоторых станциях край платформы представляет собой деформацию гранитного покрытия, что также не позволяет иметь реальное представление о близости путей. В некоторых случаях край платформы обозначен неотполированным гранитом, но и этот факт не может способствовать обеспечению безопасности. Рельефное обозначение у края платформы в метро должно быть оборудовано таким образом, чтобы любой человек независимо от обстоятельств смог реально понять, как близко он находится от опасной зоны. В особенности это касается незрячих людей или людей со слабым зрением, которые не могут визуально определить своё место положения.

Таким образом, опираясь на результаты проведённого исследования Московского метрополитена группой людей с нарушениями зрения, предлагаются следующие параметры рельефного сигнала, сообщающего о приближении края платформы:

Рельефная черта должна быть ярко выражена, чтобы человек имел представление о её наличии (ширина не больше 10-ти и не меньше 5-ти см. высота не больше 2-х см).

Рельефная черта должна находиться на достаточном удалении от края платформы (не меньше 80 см). Поверхность рельефной черты должна отличаться от поверхности остальной платформы более ярким цветом и материалом, из которого она изготовлена (например, прочная резина)

Архитектурная деформация у края платформы должны быть исправлены и на их месте также должен быть сделан нормальный рельефный сигнал. На всех станциях метро рельефная черта должна иметь одинаковый вид (цвет, форма, материал изготовления) так, чтобы ни при каких обстоятельствах невозможно было принять её за что-либо ещё.

Таким образом, выполнение всех рекомендаций будет способствовать безопасности не только незрячих людей и людей с ослабленным зрением, но и других пассажиров Московского метрополитена.

Популярные материалы Популярные материалы