Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Секс Секс

Любовь, секс и социальная адаптация

Детям с физическими недостатками,
живущим в разных уголках земного шара,
с надеждой, что они и их семьи помогут
принести в этот мир чуть больше любви
и понимания, посвящаю

Давид Вернер.

В деревне Ахойя — базе реализации проекта PROJIMO инвалиды — юноши и девушки — свободно ходят вместе на танцы и в кино. Они не стесняются окружающих, не скрывают своих дружеских или интимных отношений. Некоторые из молодых инвалидов поженились и в настоящее время уже имеют детей.

Большинство местных жителей воспринимают это как совершенно естественное и нормальное явление.

Но так было не всегда. Несколько лет тому назад, когда осуществление программы PROJIMO только начиналось, многие люди считали, что инвалиды не только с тяжелыми, но даже с не очень существенными отклонениями от нормы не могут и не должны иметь интимные связи, вступать в брак и обзаводиться детьми.

Вспоминается один из весенних вечеров несколько лет тому назад. Пожилая женщина наблюдала за группой, состоящей из молодых пар, слушающих гитаристов на деревенской площади. Один хромой юноша с палочкой стоял рядом с девушкой в инвалидной коляске. Когда музыканты заиграли любовный романс, молодые инвалиды нежно обнялись. Это потрясло пожилую женщину. Она, указывая на эту пару, злобно закричала: "Разве это не омерзительно"? Такие люди не имеют права вести себя подобным образом! Это неестественно! Они же калеки!

Любовь, секс и социальная адаптация

К сожалению, не только жители этой деревни думали, что инвалиды не могут и не должны вступать в брак и иметь интимные связи. Многие молодые инвалиды, не уверенные в себе, в жизни часто бывали мрачными, подавленными и стеснительными. Слишком часто требования, предъявляемые обществом, вступали в противоречие с устремлениями их сердца и плоти. Большинство из них считали, что они никогда не смогут понравиться какому-либо человеку противоположного пола. В юности им доводилось увлекаться. Но многие серьезно сомневались относительно своих сексуальных возможностей. Некоторые убеждались, что они имеют полноценные чувства и способности, но не имели приемлемого способа их выражения.

Некоторые консультанты программы PROJIMO были взрослыми людьми с большим стажем инвалидности, когда вступили в брак или нашли себе пару. Постепенно молодые инвалиды — члены PROJIMO начинали осознавать осуществимость своих желаний, потребностей и мечтаний.

Но, что еще важней, они обнаружили, что не так уж отличаются от других людей, как им казалось. И, наконец, они обнаружили, что привлекательны для окружающих. Вскоре после этого начинался роман.

На первых порах не все ладилось. Сдерживаемые молодыми людьми чувства бурно вырывались наружу. Делались ошибки, и происходили размолвки. Когда инвалиды начинали понимать, что правила поведения, установленные для них обществом, несправедливы, часто первым побуждением было желание вообще отвергнуть их.

Но затем, столкнувшись с возникающими иногда ужасными последствиями своего нетерпения, страсти и неопытности, молодые люди убеждались в необходимости принимать некоторые меры предосторожности и следовать установленным принципам. Они довольно часто причиняли себе вред, не желая этого. Мало-помалу члены группы начинали понимать, что способны жить полнокровной жизнью и иметь более полноценные взаимоотношения, чем они ранее считали.

Кроме того, постепенно местная община начинала воспринимать это как норму. Впервые открыто стали завязываться интимные отношения между инвалидами и здоровыми жителями деревни. Постепенно возник новый уровень понимания и признания.

Постепенно возник новый уровень понимания и признания

Индивидуальные и сексуальные потребности молодых людей

Каждый ребенок, независимо от того, здоров он или нет, имеет одинаковые потребности — в пище, защите и любви. Ребенок, воспитанный в атмосфере любви и уважения и понимания, имеет большую вероятность стать любящим, хорошим и чутким человеком.

У каждого ребенка есть потребность в том, чтобы к нему прикасались, держали на руках и ласкали. Маленькие дети получают удовольствие и представления о самом себе, прикасаясь и обследуя различные части своего тела. Ребенок же, инвалидность которого затрудняет такие прикосновения и обследование, может испытывать даже большую, чем здоровые дети, потребность в том, чтобы его брали на руки, обнимали и ласкали.

Большинство сообществ имеют правила и запреты, пытающиеся ограничивать и регулировать сексуальное поведение. Но во многих из них молодые люди (а порой и не очень молодые) обычно находят возможности обойти эти правила, более или менее тайно для сексуального воспитания юных инвалидов может быть лучше всего поискать возможности неформального и неподконтрольного общения, когда они могут делиться своими секретами с другими подростками.

Индивидуальные и сексуальные потребности молодых людей

Интимные отношения, брак и семья

Важно, чтобы все члены общества — больные и здоровые, понимали, что большинство инвалидов способны вступать в брачные отношения и иметь детей. Дети, чьи родители являются инвалидами, за исключением тех, кто страдает некоторыми наследственными заболеваниями, имеют гораздо больше шансов стать нормальными, чем дети здоровых родителей.

Для большинства инвалидов возможны близкие, интимные отношения. Это относится даже к тем случаям, когда рождение ребенка маловероятно, как, например, у некоторых людей с травмами позвоночника. Те, кто не ощущают свои половые органы, могут получать сексуальное удовлетворение от соприкосновения губ или других частей тела, не утративших чувствительности. Если супружеская пара хочет иметь детей, то она может усыновить или удочерить их.

В некоторых обществах почти любой из членов, включая инвалидов, может вступить в брак. Но в тех странах, где большое значение придается "идеальной" или безупречной, с физической точки зрения, внешности, для инвалидов трудно найти партнера. Иногда самым большим препятствием для этого становится убеждение инвалида, что он или она никогда не сможет никому понравиться. Преодолению таких предубеждений могут способствовать советы других инвалидов. Те, кто смог побороть свои страхи и нашел близкого человека, во многом могут помочь другим осознать, что внутренняя красота и доброта души также способны сделать человека привлекательным.

Это заставляет инвалида увидеть в другом инвалиде уникальные внутренние качества. Поэтому часто инвалиды в качестве партнера выбирают другого инвалида (болезни их могут быть совершенно различны). По мере того, как инвалиды начинают принимать все большее участие в жизни общества, более распространенными становятся интимные отношения и браки между здоровыми и инвалидами.

Вероятность того, что молодой инвалид познакомится и сблизится с другим молодым человеком, невелика. Для этого должны быть созданы определенные условия, характер которых, безусловно, будет различен в разных группах.

Должны быть созданы возможности для молодых инвалидов, даже передвигающихся в инвалидных колясках, посещать все мероприятия, танцы и общественные события, на которых присутствуют другие молодые люди. Общественная программа реабилитации может организовывать игры, вечеринки другие мероприятия, на которые наравне с молодыми инвалидами приглашаются и здоровье юноши и девушки.

Интимные отношения, брак и семья

Необходимость полной интеграции

Следует помнить, что возможность установления близких, интимных отношений является только одним из аспектов в системе мероприятий, приводящих к полной интеграции инвалида в жизнь общества. Чем больше будет сделано для этого, тем больше людей научатся видеть в инвалиде человека. Когда это происходит, открывается много новых возможностей.

Регулирование рождаемости

Девочки и мальчики — инвалиды должны располагать такими же сведениями и возможностями для предотвращения нежелательной беременности, как и здоровые молодые люди. Это особенно важно для участников общественной программы реабилитации. (О способах регулирования рождаемости см. Where There Is No Doctor ("Там, где нет врача", гл. 20.)

Умственно отсталый ребенок и секс

У умственно отсталых детей так же, как и у нормальных, по мере их взросления появляется повышенный интерес к сексу. Кроме того, они могут уделять большее внимание физическим ощущениям из-за ограниченности своих возможностей в других областях деятельности.

Так как указания, даваемые людьми умственно отсталому ребенку, часто бывают путаными и противоречивыми, у него может развиться недопустимый характер поведения. Часто родители не знают, как быть с этим. Например, мать может бояться брать своего умственно отсталого сына на базар, потому что он пытается дотронуться до каждой попавшейся ему на глаза девочки.

Умственно отсталому ребенку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью можно использовать бихевиористский метод обучения. Члены семьи могут каждый раз вознаграждать хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому поведению (этот метод рассмотрен в гл. 40).

Применительно к детям с отклонениями от нормы в поведении такой метод должен использоваться в семье задолго до полового созревания — чем раньше, тем лучше.

Ошибочно мнение, что у умственно отсталых молодых людей нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть и, если она не удовлетворяется, то это может привести к осложнениям, как для самих молодых людей, так и для окружающих.

В большинстве сообществ умственно отсталым людям очень трудно найти партнера. В некоторых странах организуются программы для умственно отсталых людей, когда они живут вместе в специально отведенных домах или совместно посещают общественные мероприятия. В результате некоторые из них находят себе партнера, а иногда женятся.

Могут возникнуть трудности при попытке защитить умственно отсталых девушек от половых излишеств и нежелательной беременности и одновременно не нарушить их человеческих прав.

Некоторые программы пытаются решить эту проблему с помощью полового воспитания или обеспечения молодых, умственно отсталых женщин средствами предотвращения беременности.

Проконсультируйтесь с местным медицинским работником, какие имеются приемлемые для вашей местности средства защиты от беременности.

Умственно отсталый ребенок и секс

Брак и семья

В странах, где инвалиды достигли большего признания и вовлечения в общественную жизнь, многие люди с физическими недостатками, в том числе с тяжелыми, создают собственные семьи.

Способность женатого инвалида содержать семью во многом зависит от его экономического положения. Поэтому помощь молодым инвалидам в приобретении специальности является важным элементом в подготовке к 6paкy и образованию семьи.

Половое воспитание

В среднем созревание детей-инвалидов происходит приблизительно в таком же возрасте или даже немного раньше, чем у здоровых детей. Месячные (менструация) у девочек могут начинаться в возрасте 11—12 лет (немного ранние или позже). Семяизвержение у мальчиков начинается в 12—14 лет (иногда раньше или позже).

Часто эти новые физиологические явления повергают ребенка в изумление и смятение, порой вызывают ощущение вины, если ему не рассказать об их естественности и назначении.

Так как возможности общения детей-инвалидов с другими детьми не под присмотром ограничены, они часто лишены наиболее простых и распространенных форм полового воспитания — детских игр, шуток, рассказов, песен и разговоров. Поэтому взрослые люди обязательно должны принимать участие в основных событиях жизни этих детей, в мягкой, доверительной форме предлагая задавать вопросы и откровенно отвечая на них.

Безусловно, в равной мере важно создавать для детей-инвалидов условия для общения, игр и общих секретов с другими детьми.

Признание прав инвалидов на сексуальную жизнь

У инвалидов не так часто и не так просто появляются возможности для установления близких отношений, как у здоровых людей. Многие из обычных вариантов знакомства мальчика с девочкой им могут не представиться.

Поэтому не удивительно, что некоторые из инвалидов вступают в наименее распространенные типы любовных отношений — иногда молодой инвалид вступает в связь с человеком, гораздо старше его по возрасту, иногда вступает в связь два члена одной семьи или одного пола или представители двух разных каст, рас, социальных уровней или любых других социальных групп, связи между которыми не одобряются обществом.

Прежде чем осуждать такую связь, важно выяснить, какую пользу приносит она или какой вред причиняет обоим партнерам. Если они вступили в эту связь добровольно и кажутся более счастливыми и более здоровыми благодаря ей, эти отношения, вероятно, следует поддержать, даже если они не одобряются обществом.

Многие инвалидные группы и организации открыто защищают право инвалидов вести образ жизни, отличающийся от общепринятого, если это происходит по обоюдному согласию и никому не причиняет никакого вреда. Они по собственному опыту знают, что общество часто бывает жестоким и несправедливым к тем, кто не похож на других. Поэтому они пытаются возглавить движение по перевоспитанию общества, добиваясь от него большей гибкости и терпимости по отношению к отклонениям от общепринятых нормы.

С другой стороны, нездоровые дети, юноши или девушки иногда попадают в такое положение, когда их можно легко обмануть или надругаться над ними. Крайнее одиночество некоторых молодых инвалидов или незащищенность умственно отсталых детей делают их легкой мишенью для насилия. Необходимы меры предосторожности для предотвращения этого.

Когда два человека живут вместе, не важно, кто они, имеет значение лишь то, что они любят и заботятся друг о друге.