aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Профилактика

Стресс и ребенок

К ребенку в возрасте от двух до пяти лет мы предъявляем более высокие требования. Чем более независимым становится малыш, тем больше с нег спрос. Благодаря этому ребенок быстро усваивает много разных вещей» новых слов, жестов, рассуждений.

Школа стресса

Детский сад - необходимый этап перед школой. Там поют, танцуют, играют, но все же требуется несколько дней, даже недель, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Перед дверью, выпустив руку, которую он сжимал всю дорогу, малыш принимается плакать. Эти неудержимые слезы явно свидетельствуют о стрессе, который сопровождает первые шаги на пути к школе.
К счастью, воспитательницы знают, что и как надо делать, чтобы преодолеть первые опасения и упорное нежелание разговаривать в незнакомой обстановке. Когда дети к ней немного попривыкнут, им нужно усвоить элементарные правила поведения в коллективе. Уметь «не шуметь», складывать руки на столе, говорить по очереди, учиться делать различные задания в нужном порядке, не отвлекать на себя все внимание старшего (например, воспитателя), садиться на место, убирать за собой игрушки после игры.
И вот какая перемена! Замечательно то, что дети весьма охотно подчиняются этой дисциплине. Они довольно легко принимают этот новый, совершенно отличный от прежнего образ жизни. Интересно, сколько взрослых людей способны, не хмурясь, пережить подобные изменения?
Время от времени малыши испытывают некоторые трудности в новых ситуациях. Иногда им требуется помощь, чтобы лучше справиться с очевидно сложным заданием. А если малыши не почувствуют при этом спасительной поддержки, то они, как и всякий другой на их месте, переживают стресс. Если эта схема часто или систематически повторяется, то последствия могут быть серьезными и даже драматичными.
Стресс у ребенка может проявиться в самых разных формах. В некоторых случаях можно даже говорить о том, как на те или иные ситуации будет реагировать этот ребенок в будущем, когда станет взрослым.

Школьные трудности

Память, абстрактное мышление, умение концентрироваться, рассуждать и анализировать полученные знания — все это необходимые качества, которыми должен обладать хороший ученик. Заметив, что эти качества неравномерно распределены между детьми, иные исследователи настаивают, что все зависит от врожденных способностей и решающее значение здесь имеет наследственность. Другие же на первое место ставят культурное окружение или воспитание, т.е. благоприобретенные способности.
Этот спор выходит за рамки нашего исследования, но отметим, что детям, вышедшим из интеллектуальной среды, безусловно учиться лете. И не потому, что они наследуют хромосомы философии, математики или физики, а потому, что это соответствует их образу жизни и в семье им легко могут помочь в учебе. Однако, не испытывая материальных трудностей в повседневной жизни, они и не столь заинтересованы в результатах обучения. Пропадает необходимость учиться, 4чтобы добиться определенного положения в обществе». Вот почему часто можно видеть, как студенты из менее обеспеченных слоев общества настроены во что бы то ни стало быстро и хорошо сдать экзамены, тем более если они должны сами зарабатывать себе на жизнь. Если дети травмированы тяжелой домашней обстановкой, то, каким бы ни было их происхождение и материальные условия жизни, они будут испытывать трудности в школе.
В этом нежном возрасте возможно все, но лишь при условии, что ребенок не будет переживать стресса, этого единственного непреодолимого препятствия на пути к знаниям.

От возбуждения к перевозбуждению

Прыгать, бегать, двигаться, тратить свою энергию - это свойство всех детей. Но есть дети, которые не в состоянии посидеть спокойно и двух минут, внутри у них находится «моторчик», который невозможно остановить. Никто и ничто не в силах привлечь их внимание. Таких детей называют сильно возбудимыми. Причины этого могут быть разными, но последствия всегда одинаковы: ребенка заметят, будут ругать, накажут. Может показаться, что когда он устанет, то успокоится, но это ошибка. Вечером продолжается то же самое, вдобавок ребенок разнервничался и уже совершенно разошелся. Он не упустит ни малейшей возможности учинить что-нибудь шумное, грубое и опасное.
Со временем вы замечаете, что в детском коллективе всегда одни и те же дети кричат, бегают по комнате, бьют стекла, что-то едят без разрешения, ломают себе руку, разбивают бровь так, что нужно наложить шов. Их то и дело застают играющими с ножами, спичками, электроприборами. Они разгуливают по балконным перилам и держат в напряжении всех окружающих. После криков и угроз раздаются шлепки. Итак, от одного несчастья до другого перед нами настоящий фейерверк, который иссякает только во время еды, и го не всегда! Стресс у сильно возбудимого ребенка принимает яркую, открытую форму.
После напряженного дня хочется, чтобы ребенок сразу заснул. Но это не так-то просто: у маленького бесенка все зависит от его настроения, у него свой ритм жизни, плохо сочетающийся с желанием его родителей побыстрее освободиться. Если ему трудно уснуть, он хочет, чтобы его побаюкали, рассказали сказку, спели песенку, поцеловали, улыбнулись. Но нетерпеливые родители, устав и рассердившись на свое чадо, путают наказание с лишением его необходимого внимания. Так они заменяют нежность враждебностью, твердость грубостью. Если после ссоры хлопнуть дверью и не дать ребенку возможности ни вернуть вас, ни достойно вам возразить, то он уже не сможет спокойно заснуть. Следующий день будет еще тяжелее, недосыпание однажды затруднит все последующие попытки загнуть, и порочный круг замкнется. Если в конце концов ребенку дадут лекарство, то он уже всерьез втянется и будет принимать снотворное постоянно. Статистические исследования показали, что дети, употребляющие подобные препараты, будут принимать их, когда станут взрослыми.

Ночные кошмары

Случается, что ребенок проснулся среди ночи. Он может несколько минут полежать с открытыми глазами, а затем прямиком отправиться в комнату родителей. Ему страшно, но он не может сказать почему. Чтобы понять, надо было бы прожить день на его месте, но это невозможно. Что его поразило, смутило, шокировало? Никем незамеченное событие, недослушанная или непонятая фраза, телепередача? И потом, было это сегодня или на прошлой неделе? Помню одну маленькую девочку однажды ночью разбудил вор, который прошел по балкону за окном ее комнаты. Этот нескромный тип так ее напугал, что потом несколько лет она не могла нормально спать. Многие дети должны обязательно вечером проверить, крепко ли заперта дверь, прежде чем лечь в постель.
Частые ночные кошмары свидетельствуют о стрессе, ими нельзя пренебрегать. Вечный вопрос родителей в этом случае: можно ли разрешить ребенку спать вместе с ними в их постели или нет?
Мне думается, вопрос неправильно сформулирован. Родителям, безусловно, неприятно вставать в два - три часа ночи, покидать тепло мягкой постели. Однако это лучший выход из положения. Если нельзя оставлять ребенка одного бороться со своими страхами, то нельзя и давать ему возможность отступить перед ними - это может стать привычкой. Лучше встать, пойти с ним на кухню выпить стакан воды, отвлечь его разговором о чем-то постороннем, проводить в его комнату и, окончательно его успокоив, снова уложить в постель.
Если вы потратите па это несколько минут от вашего сна, то впоследствии эта небольшая жертва окупится сторицей.

Если ребенок мочится в постели

Непроизвольное мочеиспускание довольно характерно для детей, которые очень крепко спят. Ослабление обычно закрытого сфинктера мочевого пузыря приводит к непроизвольному мочеиспусканию. Ребенок не просыпается от того, что он мокрый, а замечает это только утром. Чем старше он становится, тем больше боится проснуться в этом состоянии. Стесняясь этой своей слабости, ребенок систематически отказывается от приглашений школьных товарищей провести каникулы у них в гостях. Он боится, что его выдадут родственники: сестра или брат. Родители делают все, чтобы выйти из этого затруднительного положения: не дают ребенку пить мосле пяти часов вечера, будят его несколько раз за ночь, уговаривают, сердятся, высмеивают, наказывают, придумывают вознаграждение каждый раз, когда ребенок проснется сухим... и все напрасно. Я убедился, что очевидных результатов добивается посторонний человек, например врач, который абсолютно не участвует в семейных конфликтах и в стрессовых ситуациях. Он может спокойно обсудить с ребенком этот щекотливый возрос.

Привычка грызть ногти

В трудные моменты некоторые дети обгрызают ногти, порой до кожи. Они делают это бессознательно, Причины этого, несомненно, кроются в глубинах психики и очень сложны. Нет сомнений в том, что эта вредная привычка - верный признак эмоциональных перегрузок, стресса.

«Милый» или «противный» ребенок

Часто ребенка спешат зачислить в разряд «милых» или «противных». И если он уж слишком милый, то поведение его может вызвать удивление: кажется, он отдал бы последнюю рубашку. Он как будто все время ищет внимания и ласки. Больше всего он боится, что его оттолкнут, причины этого не очень понятны ему самому, но каждый раз они связаны с конкретной ситуацией. Не нужно путать эту постоянную потребность вызывать чувство благодарности и признания собственных заслуг с бескорыстным благородством. Общее мнение, что он такой милый, часто вызывает в ребенке потребность немедленной награды. И если он слишком жадно ищет себе похвалы, так это потому, что не находит очевидных доказательств своей действительной значительности. Тогда он покупает эти доказательства и совершает хорошие поступки, за что его и хвалят. Он с готовностью ждет этих похвал и каждый раз спрашивает себя, достаточно ли его похвалили. Я нарочно сгустил краски, но такое странное поведение должно привлечь внимание родителей, возможен скрытый стресс.
И наоборот, попадаются дети, про которых говорят: «чума, а не ребенок», «ужасный шалун», «требует постоянного присмотра», «у него вечно что-то не так». Он всем мешает, слишком болтлив, вечно чего-то требует, затевает возню, бьет малышей, рвет свою одежду, теряет карандаши (в том числе и ваши), носки, ранец. Одним словом, он раздражает. Такое поведение обычно связано с недостатком внимания и ласки, который он болезненно переживает. Это стресс.

Назад Оглавление Далее