Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Работа со страхом и неуверенностью

Страх и неуверенность появляются прежде всего там, где возникает непривычная ситуация, в которой не сработали успешные методики преподавания, наработанные за годы преподавания, не получено ожидаемого результата о взаимодействии педагога с ребёнком, нарушены сложившиеся представления учителя о взаимоотношениях с учеником и тому подобные необычные ситуации, в которых пока не приобретено устойчивого понимания самой учебной ситуации и того, каким образом построить конструктивное учебное взаимодействие.
Рекомендациями в сложных и необычных учебных ситуациях могут быть следующие советы:
1. Поговорите с родителями ребёнка, выясните его особенности, спросите о предыдущем опыте обучения, трудностях и успехах. Выясните, какие способы обучения дают наилучший результат.
2. Обратитесь за советом к коллеге, имеющему опыт преподавания в инклюзивном классе, обратитесь за помощью в ресурсный центр либо в центр психолого-педагогической поддержки или к специалистам коррекционной школы.
3. Предложите провести психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации, сформулируйте вопросы для обсуждения.
4. Попросите консультации у специалистов, работающих с подобными особенностями детей, в отраслях, смежных с педагогикой (социальные работники, медицинские работники, педагоги дополнительного образования и т. д.).
5. Обратитесь к директору школы за помощью в решении организационных вопросов.
Во многих случаях страхи и неуверенность, возникшие до того, как в классе появился «особый» ученик, растворяются сразу же после того, как вы встретились и пообщались с ребёнком и его родителями, поработали на уроке вместе с классом и увидели, что новая ситуация на самом деле не содержит в себе ничего неожиданного и является вполне обычной. Страх и неуверенность проходят довольно быстро, и появляются совершенно другие чувства.
Подтверждением тому являются вот такие жизненные истории, которые названы «Мои страхи». Здесь приведены выдержки из эссе студентов-практикантов Центра помощи совершеннолетним подопечным2, наблюдения родителей детей с инвалидностью, цитаты из опыта работы педагогов обычных муниципальных школ и детских садов. Итак, «Мои страхи».
«Приходить в Центр было очень страшно. Страх возникает из-за отсутствия чёткого представления, что за люди в этом центре, почему они не такие, как мы, какие у них особенности, как с ними взаимодействовать и не навредить. А также признать, что это часть нашей жизни и не отвергать их».
«Для себя я сделала вывод, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. Поскольку он более слабый партнёр по коммуникации, незнание его особенностей позволяет с излишней лёгкостью рассуждать о том, что дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к общению. Но в этом мы глубоко ошибаемся!»
«Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Небезразлично: разговаривают с ним или нет, обращаются ли к нему и как, стараются ли его понять».
«Это был мой первый опыт непосредственного взаимодействия с умственно отсталыми людьми, и было немного страшно, особенно сначала - чувствовался барьер. Я с удивлением увидела, что если эти люди и отличаются от здоровых по уровню мышления, то эмоции и чувства у нас всех одинаковые. У каждого есть свои переживания, и сильно они не отличаются. После беседы остались положительные эмоции и были переосмыслены многие важные вещи».
«До посещения Центра я не представляла, что такое учреждение есть у нас в городе, и, даже узнав о существовании такого учреждения, не совсем представляла, чем же там занимаются и в чём заключаются его функции для таких особенных людей. Во время беседы с ребятами испытывала небольшую тревожность, не зная, как общаться и вести себя, но такое чувство длилось недолго, потому что постепенно понимаешь, что эти девушки и молодые люди такие же, как и мы, просто со своими особенностями. Я считаю, что людям необходимо знать о существовании данных центров и о людях, которые в них состоят, чего они достигли, чем занимаются, может быть, тогда все люди задумались бы о своём существовании, отношении к людям вообще».

___________

2 В настоящее время это государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Центр помощи гражданам с ментальными особенностями здоровья» (Архангельск).

Назад Оглавление Далее