Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Предисловие составителя

Дорогой читатель!
Герои этой — книги очень разные люди. Разные по возрасту, профессии, жизненному пути. Объединяет всех их исключительное мужество, с которым они встретили вызов судьбы или случая, жажда знаний, целеустремленность в достижении поставленных целей, упорство в преодолении препятствий, оптимизм, который они не потеряли в самые тяжелые моменты их жизни, светлое восприятие мира и доброе отношение к людям. Именно эти качества объединяют их, а не то, что эти люди имеют группу инвалидности, и их в медицинском и юридическом смысле следует называть инвалидами - в буквальном своем значении слово «инвалид» к ним не применимо. На латыни invalidus значит бессильный, а в словаре Ушакова инвалид определяется как «человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости». Герои же книги являются людьми сильными духом и умеют трудиться несмотря на то, что для этого им приходится прилагать несравненно больше усилий, чем обыкновенным людям.
Книга выходит в Санкт-Петербурге в разгар последних белых ночей XX века накануне открытия Международной конференции «Высшее образование инвалидов». Девиз этой конференции: «Мир нуждается в интеллектуальном потенциале инвалидов». Мы входим в XXI век - век, в котором, возможно, решится судьба человечества, дошедшего в своем стремлении завоевать природу до опасной черты, когда природа начинает активно защищаться от homo sapiens — человека разумного, — которого правильнее было бы назвать человеком неразумныгм. СПИД, участившиеся природные катаклизмы и локальные экологические катастрофы - первые предупредительные «звоночки». И только интеллект, сопряженный с нравственным началом, может помочь человечеству найти правильный путь, который позволит перейти от насилия над природой к сотрудничеству с ней. Поэтому пример и опыт людей, сумевших победить свою личную судьбу, бесценен. Книга обращена ко всем людям. Никакого нормального человека не могут оставить равнодушным строки поэтессы Галины Гампер, с детства лишенной способности самостоятельно передвигаться, обращенной к тем, с кем судьба обошлась более милосердно:
Вы счастливцы!
Вы знаете это?
Улыбнитесь, шагните еще...
Сначала книга задумывалась как сборник высказываний студентов-инвалидов и инвалидов, получивших высшее образование, о проблемах, которые возникают при поступлении, в процессе учебы и после окончания ВУЗа, однако многие авторы не просто анализировали и обсуждали проблемы, но ярко и эмоционально рассказали о своей жизни.
В первом разделе книги собраны материалы, в которых в основном рассматриваются различные вопросы, связанные с подготовкой к получению высшего образования и самим процессом обучения. Открывается этот раздел статьей, обращенной к родителям - ее написал заместитель председателя Санкт-Петербургской общественной организации родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) В.Д. Озеров, сумевший помочь своему сыну, лишенному от рождения зрения, стать прекрасным певцом. Большинство авторов других статей, помещенных в этой части, учатся на специальном отделении «Юриспруденция» факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, созданном для инвалидов, имеющих трудности с передвижением. Существует распространенное мнение о том, что здоровые люди, особенно молодые, не могут понять проблемы инвалидов. Это мнение опровергается очерком, написанным студенткой первого курса Санкт-Петербургского государственного технического университета Леной Масловой. Завершает первый раздел статья Е.Г. Воробьевой и В.Б. Ольшанской - руководителей Санкт-Петербургской общественной организации детей-инвалидов и их родителей. (СПб АРДИС).
Во втором разделе собраны рассказы инвалидов, дополненные в ряде случаев посвященными им очерками. Эти замечательные люди получили высшее образование, иногда даже и не одно, и сумели реализовать себя, достигнуть успеха в самых различных сферах деятельности. Всем им пришлось преодолевать многочисленные препятствия, по выражению одного из авторов, «плыть против течения». Поддержка чаще приходила не от государства, а от тех хороших людей, которых много встречалось на их жизненном пути. До сих пор планка, которую приходится преодолевать инвалидам при получении высшего образования, очень высока. Это положение должно быть изменено - всем инвалидам, обладающим достаточными способностями и желанием учиться, должно быть доступно полноценное высшее образование, отвечающее их интересам, и дальнейшая работа по специальности. Чтобы этого достичь, не надо «изобретать велосипед» - достаточно реализовать приведенные в приложении «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятые Генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года. Сделать это не просто, но необходимо.
С одним из авторов книги я знаком не один десяток лет, с другими считанные годы, с большинством всего несколько месяцев или даже недель. Эти люди вызывают не жалость, а громадное уважение. После каждой личной беседы, разговора по телефону, чтения рукописи я испытывал приток энергии и оптимизма. Я надеюсь, что подобные чувства возникнут и у читателей книги.
А.М.Ельяшевич

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы