aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква Д | Словарь медико-социальных понятий и терминов

Дальнозоркость - аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки.

Двигательная активность - постоянный процесс приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, направленный на бесконечное совершенствование приспособительных механизмов.

Деменция - стойкое снижение (упрощение) психической деятельности с ослаблением познавательных процессов, объединением эмоций и нарушениями поведения. Вследствие нарушений функций мозга могут проявляться характерные симптомы заболевания: нарушение внимания и памяти, снижение способности к абстрактно-логическому мышлению, нарушение понимания речи, возможность языкового выражения и практических действий.

Депрессия - болезненное состояние, проявляющееся психическими (подавленное настроение, замедление психических процессов) и физическими (снижение общего тонуса, замедленность движений, нарушение сна) расстройствами. Для состояния депрессии характерно уныние, пессимистический взгляд на будущее, разочарование в себе, в своих близких, легкая раздражимость, плаксивость, нерешительность, быстрая утомляемость, снижение аппетита или, напротив, тяга к обжорству. Депрессия или подавленное состояние, может быть вызвана разными причинами и имеет различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве. Пожилые мужчины, более чем втрое склонны к самоубийству по сравнению с молодыми и во столько же раз - по сравнению с женщинами. Депрессивное состояние вполне объяснимо для людей пожилого возраста из-за ухудшения физического состояния, слуха, зрения, конфликтной обстановки в семье, утраты прежнего положения в семье и обществе, смерти близких людей и других негативных ситуаций. В пожилом возрасте по-разному проявляются депрессивные состояния: до 70 лет депрессия ощущается гораздо острее и жестче, чем после 70-ти. Близкие люди, социальные работники способны ослабить депрессивное состояние установлением эмоционально комфортных отношений и созданием "фонда положительных эмоций" для пожилого или старого человека.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате лишения или ограничения возможностей удовлетворения каких-либо потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени. Возникновение депривации обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда человек живет в социальной изоляции.

Депривация социальная - ощущение, осознание личностью разрыва между ее ожиданиями и действительностью. В отличие от депривации психологической, понимаемой как сенсорная недостаточность, изоляция от внешних раздражителей, депривацию социальную характеризуют как потребность в социальных контактах, состояние социального дискомфорта, сопровождаемого непривычными или негативными психическими переживаниями. В теории социальной работы изучение социальной депривации связано анализом социального неравенства и образом жизни маргинальных социальных и социально слабозащищенных групп населения, лиц с отклоняющимся поведением, пенсионеров, безработных, инвалидов, заключенных и т д., а также проблемы одиночества в условиях урбанизированного общества. Для сохранения работоспособности и психического здоровья в условиях депривации важную роль выполняют рациональная организация труда и досуга, специальные меры социальной профилактики, но в первую очередь - создание условий жизни, достойных человека.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития ребенка, в момент родов и на первом году его жизни. При этом в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, с трудом или опозданием могут формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности с предметами.

Двигательные нарушения при ДЦП являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения, лишающие детей возможности свободного передвижения при наличии достаточного объема движений, и нарушения, частично ограничивающие их передвижение.

При резком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Особенностью двигательных нарушений у детей с ДЦП являются не только трудности или невозможность выполнения движений, но и слабость их ощущений. У ребенка не формируется правильное представление о движении, с трудом развивается пространственно-временная ориентация. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Формы ДЦП:

Нарушения моторики определяются меняющимся характером мышечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных насильственных движений, отсутствием эмоциональной выразительности двигательного и речевого актов.

Дефект развития - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов:

Встречаются сложные дефекты, например, нарушения слуха и зрения.

Диагностика социальная - анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования и развития. Диагностика социальная основывается на ряде принципов:

Различают два вида социальной диагностики - общую и частную. Результатом первой является выявление проблем диагностируемого объекта. В этой схеме выделяются по степени важности и причинно-следственной зависимости ключевые проблемы, проблемы следствия, а также стартовая проблема, решение которой признается в данных условиях первоочередным. Частная социальная диагностика проводится аналогичным образом для стартовой проблемы.

Наибольшее развитие социальная диагностика получила в практике управленческого консультирования. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью оценки ее "болевых точек", к которым относятся организационные противоречия (по "горизонтали" и "вертикали" внутри организации, в отношениях с внешней средой - отраслью, городом и т.д.), трудности (помехи, нехватки), неопределенности в целях, связях, нормах и д.р. Среди методов социальной диагностики чаще используют позиционный анализ, означающий выявление различий в целях, интересах, представлениях о ситуации различных групп, их приверженности различным точкам зрения, как о положении дел организации, так и в отношении друг друга. Социальная диагностика является подготовительным этапом поиска путей и средств для решения социальных проблем.

Диета - рацион и режим питания, назначаемый больному.

Диетология - наука о лечебном питании, изучающая питание человека в норме и при патологических состояниях, разрабатывающая основы рационального питания и методы его организации.

Дизартрия - расстройство артикуляции, проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), замедленностью или прерывистостью речи, связанное с нарушением иннервации периферического речевого аппарата.

Дизлексия - нарушение понимания или воспроизведения написанных символов; проявляется при чтении.

Дисграфия - общее название расстройства письма.

Дискриминация - осознанное или сложившееся в культуре на уровне обычая ограничение возможностей социальной самореализации определенной категории или группы лиц.

Дистанция социокультурная - различие между лицами или группами, служащее препятствием для их эффективных взаимодействий и коммуникации.

Дисфагия - нарушение глотания. Может быть вызвана различными причинами. Представляет опасность при кормлении больного, так как может быть причиной попадания пищи или жидкости в дыхательные пути и вызвать удушение больного.

Долгожитель - человек, проживший 90 и более лет.

Дом-интернат для престарелых - и инвалидов - стационарное учреждение для людей пожилого и старческого возраста, которые по разным причинам не могут жить дома и нуждаются в специальном уходе и медицинском обслуживании. В домах-интернатах для пациентов создаются благоприятные жизненные условия, организована медицинская и психологическая помощь.

В дома для престарелых принимаются граждане, достигшие пенсионного возраста: женщины 55 лет и мужчины 60 лет, у которых отсутствуют трудоспособные дети. Направление в дом для престарелых оформляется по месту жительства граждан учреждением социальной защиты совместно с медико-социальной экспертной комиссией и лечебным учреждением.

Пациенты, проживающие в домах для престарелых, получают 25% своей пенсии, остальная сумма зачисляется на счет учреждения, обеспечивающего своих подопечных необходимой мебелью, постельными принадлежностями, одеждой, обувью, питанием.

Для адаптации пожилых людей к новым жизненным условиям создается соответствующая бытовая обстановка, организуются необходимые виды помощи (медицинская, психологическая). Одной из задач домов для престарелых является реабилитация лиц пожилого и старческого возраста.

Достоинство - категория этики, понятие морального сознания. Выражает представление о ценности личности и отражает моральное отношение человека к самому себе и общества к этому человеку. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на ней основываются требования человека к себе. Достоинство наряду с совестью, помогает человеку осознать свой долг и ответственность перед другими людьми и собой.

В отношении пожилых людей "достоинство" затрагивает недопущение эксплуатации, физического или психологического насилия, обеспечение пожилым права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.

Досуг - часть свободного от участия в общественном разделении труда времени, которую индивид использует по собственному усмотрению и не на непреложные обязанности, а на реализацию индивидуальных интересов.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности: спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность); художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество); поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество); забота о животных; хобби (разнообразная деятельность по интересам); посещение музеев, театров, галерей, экскурсии, игры (настольные игры, компьютерные игры); развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики. Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер: ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей; степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста; возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию. Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

Назад Оглавление Далее