aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква Д | Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов

Дактилология (дактильная речь) – своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук; используется в качестве заменителя устной речи для общения слышащих с глухими и глухих между собой.

Дактильная речь – см. Дактилология.

Дальтонизм (протанопия) – нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет).

Дауна болезнь (синдром Дауна, трисомия-21) – врожденная аномалия, обусловленная наличием добавочной, третьей хромосомы-21, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.

Двигательная активность – понятие, включающее в себя совокупность движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности; критерием служат продолжительность двигательного компонента в суточном бюджете времени, а также число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени.

Двигательная координация – управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве.

Двигательная расторможенность – см. Гиперактивность.

Двигательное воспитание – направленная деятельность педагога, позволяющая ребенку-инвалиду усвоить правильную двигательную активность, сформировать ее естественное проявление, соответствующее возрасту и физиологическим возможностям.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – устойчивое сознательное и избирательное нарушение социальных норм; совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, принятым в том или ином сообществе, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией; выделяют асоциальное (аморальное), антисоциальное (делинквентное) и аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Дееспособность – способность человека не только выполнять действия и деятельность, но и нести за это ответственность.

Дееспособность гражданская – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; возникает в полном объеме с совершеннолетием, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Дезадаптация – разрушение адаптивных, приспособительных механизмов; при наступлении инвалидности определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, чувством обиды, разочарования, вины).

Действие – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели; главная структурная единица деятельности.

Декларация независимости инвалида – выражает позицию активной личности, субъекта собственной жизни и социальных изменений. В качестве примера приведем Декларацию независимости инвалидов, созданную инвалидами Магаданской области (Виртуальный центр независимой жизни инвалидов Магаданской области). Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется. Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. Не старайтесь изменить меня; у вас нет на это права. Не пытайтесь руководить мною; я имею права на собственную жизнь, как любая другая личность. Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым; не делайте мне одолжения. Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. Помогите мне познать то, что я хочу. Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие. Не восхищайтесь мною, желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. Узнайте меня получше, мы можем стать друзьями. Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. Давайте уважать друг друга; ведь уважение предполагает равенство; слушайте, поддерживайте и действуйте.

Декларация о правах инвалидов – международный документ, принятый в 1975 году Генеральной Ассамблеей ООН, впервые за историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие права: на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь; на профессиональную подготовку и трудоустройство; на различные виды социального обслуживания; на экономическое и социальное обеспечение; право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на всех стадиях экономического и социального планирования; право на квалифицированную юридическую помощь; право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к информации, содержащейся в настоящей Декларации.

Делинквентное поведение – см. евиантное поведение.

Деонтология медицинская – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы,когнитивных представлений и общей пассивностью поведения; субъективно человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания, влечения, мотивы, волевая активность резко снижены; у аномальных детей и инвалидов может выступать как реакция на тяжелую жизненную ситуацию, обусловленную дефектом.

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Депривация сенсорная – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, в результате чего актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Дети с нарушением речи – дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении.

Дети-инвалиды – дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности; некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболевания и травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом.

Детский дом – учреждение, предназначенное для воспитания и обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей одиноких матерей в возрасте от 3 до 16 лет.

Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также для социально-трудовой адаптации с одновременным обучением по программе общеобразовательной школы.

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания детей от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – гетерогенная группа полиэтиологических заболеваний, которые возникают в результате недоразвития или повреждения головного мозга; характеризуется поражением двигательных систем мозга и различных психоречевых функций.

Дефект развития – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дефект зрения – нарушения зрения, которые могут быть разделены на прогрессирующие (первичная и вторичная глаукома, незаконченная атрофия зрительного нерва, травматическая катаракта, пигментная дегенерация сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т.д.) и стационарные (относятся пороки развития, например, микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговиц, катаракта и т.д.).

Дефект сложный – сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

Дефект речи – см. Нарушение речи.

Дефектология – наука о психофизических особенностях детей с нарушениями развития, закономерностях их обучения и воспитания; в ее состав входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия; дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами.

Диагноз реабилитационный – диагноз, необходимый для формирования индивидуальной программы и определения реабилитационного потенциала человека, имеет три составляющих: клинико-функциональный диагноз, психологический диагноз и социальный диагноз, для ребенка- инвалида включает также педагогический статус.

Диетотерапия – применение питания с лечебной целью; предусматривает в первую очередь химическое, механическое щажение больного органа, замену одних продуктов другими или же введение необходимых питательных веществ, недостающих организму больного.

Дизартрия – расстройство речи, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных отделов мозга, мозжечка, стриопаллидарной системы, при этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция.

Дизонтогенез – термин, употребляющийся для обозначения отклонений внутриутробного формирования структур организма от нормального развития; в более широком смысле он обозначает различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте; используется преимущественно в детской неврологии, психиатрии и психологии, в дефектологии ему соответствует понятие «аномалии развития».

Динамика – изменение чего-либо в процессе наблюдения; в медицине отражает характер изменений в течение болезни, нарушения функций, физиологических и клинических показателей.

Диплегия – двухсторонний паралич одноименных частей тела.

Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма, которое проявляется в нестойких оптико-пространственных искажениях букв, звукослогового состава слова и структуры предложения, нарушение письма, сопровождается заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов.

Дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая дислалия), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная дислалия).

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций; часто сочетается с дисграфией.

Диспансерное наблюдение – см. Виды амбулаторной психиатрической помощи.

Дисплазия – см. Пороки развития.

Дистимия – патологический аффективный симптомокомплекс, характеризующийся болезненным, трудно переносимым чувством душевного дискомфорта, которое проявляется угрюмостью, недовольством собой и окружающими, особенно близкими, пессимистическими суждениями; как правило, сопровождается ипохондрическими переживаниями с демонстративным предъявлением симптомов, разнообразными функциональными вегетативно-соматическими расстройствами.

Дисфункция мозговая минимальная – см. Минимальная мозговая дисфункция.

Дифференцированный подход в социальном воспитании – один из способов решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников.

Диффузные нарушения центральной нервной системы – расстройства деятельности нервной системы, захватывающие основные функции разных анализаторов и коры больших полушарий мозга.

Длительный уход – любые виды обслуживания, программы или деятельность, направленные на лечение, уход за лицами с длительными нарушениями функций; может быть обеспечено на дому или в учреждениях.

Дневной стационар для пожилых – структурное подразделение в поликлинике, диспансере или стационаре, где пожилые, хронически больные люди, не нуждающиеся в круглосуточном наблюдении, получают медицинскую помощь и вечером возвращаются домой.

Дозированная ходьба – см. Терренкур.

Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.

Дом-интернат для ветеранов войны и труда – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания ветеранов войны и труда и предоставления им необходимых социальных услуг.

Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания престарелых (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов старше 18 лет 1-й и 2-й группы инвалидности, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также предоставления им необходимых социальных услуг.

Дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания престарелых и инвалидов 1-й и 2-й групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся с посторонней помощью, и предоставления им необходимых социальных услуг.

Доступ к услугам социального обслуживания – создание условий по устранению препятствий в получении услуг гражданами, семьями, лицами, входящими в отдельные категории населения, и обеспечение их соответствия индивидуальной нуждаемости.

Доступная среда жизнедеятельности – см. Безбарьерная среда жизнедеятельности.

Доступность услуг социального обслуживания – см. Доступ к услугам социального обслуживания.

Досуг – виды деятельности, доставляющие индивиду чувство удовольствия, веселья и развлечения; используется для релаксации, снятия стресса, преодоления трудностей, удовлетворения своих интересов, поддержания физической формы, социальных взаимоотношений, для возможности самовыражения и творчества.

Дрожательный паралич – см. Болезнь Паркинсона.

Назад Оглавление Далее