Инваспорт
9. Туристский продукт и его разработка с учетом специальных нужд
Туристский продукт - это комплексное понятие. Оно включает в себя три основных вида предложения на рынке туристских услуг: тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. Различают туристский продукт вещественный (в виде предметов потребления) и невещественный (в виде услуг).
Тур представляет собой комплекс услуг - размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, культурно-досуговые, физкультурно-оздоровительные и др., объединенные главной целью: организовать путешествие по определенному маршруту и в определенный срок. Цели путешествия могут быть различными, но обязательно должны вызывать интерес и желание клиента совершить путешествие. Это свойство называется аттрактивностью.
Товары представляют собой специфическую часть туристского продукта (карты, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение) и неспецифическую (дефицитные товары или товары, которые стоят дешевле в местах пребывания туристов).
Важнейшими ориентирами при разработке и реализации туристского продукта являются его потребительские свойства:
- обоснованность - выполнение всех условий тура;
- надежность - достоверность информации;
- эффективность - наибольший эффект для туриста при наименьших расходах с его стороны;
- целостность - способность полностью удовлетворить потребность;
- полезность - удовлетворение тех или иных потребностей туриста;
- простота использования - способ потребления продукта должен быть понятен как туристу, так и обслуживающему персоналу;
- гибкость - способность системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и к особым нуждам клиента.
Этими свойствами должен обладать любой туристский продукт.
В процессе разработки туристского продукта следует учитывать специальные нужды потребителя: диетическое или вегетарианское питание, доступность зданий, гостиниц, ресторанов, туркомплексов, объектов отдыха и развлечений для людей, пользующихся креслом-коляской (лифт, подъемник, пандус), особые нужды неслышащих людей (световая сигнализация, сурдоперевод), незрячих (звуковая сигнализация и т.д.). Такие требования предъявляются не только к туристскому продукту, но и ко всем объектам городской и жилой инфраструктуры. Они должны быть доступны не только туристу, но и любому человеку с физическими и сенсорными нарушениями.
Во многих странах мира при строительстве гостиниц, ресторанов, банков, школ и других зданий учитываются требования стандартов, обеспечивающих доступность для всех. Тротуары имеют скошенный борт, входы зданий оборудованы пандусом или подъемником, установлены светофоры со звуковой сигнализацией для незрячих, в жилых помещениях для неслышащих предусмотрена световая и зрительная информация.
В Москве есть туристские объекты, полностью доступные для людей с физическими ограничениями:
Третьяковская галерея после реконструкции оборудована тремя подъемниками, передвигающимися по лестничному маршу, имеются кресла-коляски, переоборудован туалет.
Обеспечена доступность музея-мемориала на Поклонной горе, Исторического, Археологического музеев, торгового комплекса "Охотный ряд" на Манежной площади, ресторанов "Макдоналдс".
Турагентства и организаторы путешествий должны предусматривать наличие информации, необходимой для людей со специальными нуждами, например: сведений о том, где можно отремонтировать или взять напрокат кресло-коляску, приобрести гигиенические принадлежности, о том, где находится музей с экскурсиями "на ощупь" для незрячих людей.
В переводной статье "Свобода прикасания" (Вестник благотворительности. 1996. № 2 и 3) собрана ценная информация о том, как облегчить людям с ограничениями доступ к художественным ценностям.
Назад | Оглавление | Далее |