Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт Инваспорт

Глава 1. Основы профилактической медицины

Будущее принадлежит медицине предохранительной.
Эта наука, идя рука об руку с государственностью, принесет несомненную пользу человечеству.
Н.И, Пирогов

Сегодня уровень цивилизованности страны определяется не только развитием космической техники, электроники и уровнем атомной энергетики, но и продолжительностью жизни населения, являющейся одним из наиболее обобщенных показателей здоровья человека. Здоровье нации — это определенная норма потока смены поколений, сохраняющая определенный уровень достаточности здоровья. Здоровье — рсп- резентатор социальной, экологической, духовной, экономической норм развития любой цивилизации. Здоровье нации — это высокий уровень экономики и обороноспособности страны. Здоровье нации тесно вязано с нормой развития общественного интеллекта, образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта.

1.1. Здоровье человека

Здоровье является бесценным богатством человека. «Здоровье — мудрых гонорар» (П. Беранже). «Самос действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа» (К. Бострели). Самое главное — захотеть быть здоровым. Здоровье — как капитал: его можно увеличить, его можно и прокрутить. Хочешь быть здоровым — будь им.
На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенно злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы и Земли существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей. Появилась необходимость развития пауки о здоровье, которую И.И. Брехман предложил назвать валеологией (от латинских слов valco — здравствовать, быть здоровым и logos — учение).
Просматриваются три уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в общественно-профессиональной деятельности; личпостно-психологический и духовный уровень, содержание которого составляют морально-этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.
Представления о здоровье получили свое выражение в уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Следовательно, поиятие «здоровье» надо рассматривать не только как отсутствие или наличие нарушений в нормальной структуре и функции разных органов и систем, по и как уровень физического развития и функциональных возможностей организма, диапазона его приспособления к меняющимся условиям среды. Значит, здоровье человека — это единство его клинического и функциональных компонентов.
Важнейшим критерием физиологической нормы является способность организма наиболее эффективно использовать свои биологические возможности в выполнении социальных, и прежде всего трудовых функций, его способность приспосабливаться к повышенным требованиям внешней среды, быстрее и эффективнее при этом перестраивать уровень своей деятельности. Таким образом, необходимо не только физическое, но и психическое и нравственное здоровье.
Согласно представлениям Г.И. Царегородцева, здоровье — не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и способность организма, личности быстро приспосабливаться к социально-психологической и природно-экологической обстановке, к выполнению различных социально-биологических и социально-трудовых функций. Здоровье людей зависит от социальной сферы, условий жизни и труда, экономического состояния страны, уровня культуры населения.
Показателями общественного здоровья являются рождаемость, смертность, в том числе детская, заболеваемость, уровень физического развития людей, средняя продолжительность жизни. Здоровье человека надо рассматривать не только с учетом результатов медицинского обследования, пола и возраста, но и в совокупности с социальными, климатическими, географическими условиями жизни. В этом находит свое выражение закон единства организма и среды его обитания.
Здоровье человека является продуктом гармонии между биологической природой (организма) и социальной сущностью (личности) человека. Эта закономерность с особой яркостью проявляется при анализе со- циалыю-биологической проблемы. На разных этапах развития организма, когда становится очевидным, что содержание понятий «возраст» и «жизненный цикл» включает в себя не только медико-биологические, но и социальные критерии.
Каждый человек должен активно встать на путь естественной (немедикаментозной) охраны, поддержания своего здоровья, предупреждения заболеваний, не говоря уже о том, что основным принципом для людей должно быть не сохранение, а созидание здоровья. Ведь организм человека располагает мудростью самозащиты и самосохранения. Как говорил Т. Мор: «Мудрец будет лучше избегать болезней, чем выбирать лекарства против них». Прав Г. Бенджамин, утверждая, что, поняв настоящие причины болезней, надо им помочь «покинуть» организм активным или пассивным с ним сотрудничеством и самоизлечиться, вернувшись к нормальному образу жизни и питанию, отказавшись от пагубных привычек и большинства медикаментов. Надо повернуться лицом к Природе.
Можно утверждать, что настало время, когда естественные методы профилактики и лечения должны стать господствующими, как единственно разумные и естественные.
Цепы на лечение продолжают расти, что делает длительное пребывание в больнице катастрофой. ГТо данным медиков США, если в ближайшее время не произойдут капитальные изменения в социальной политике, то расходы на здравоохранение, возрастающие по спирали, поглотят капитал, равный прибыли 500 наиболее преуспевающих компаний. Надо помнить слова Гиппократа: «Лечит болезнь врач, но излечивает природа». Вдумайтесь в смысл следующих изречений: «Стыдно признаться, но ведь из всех существ один человек не знает, что для него полезно» (Планий Старший); «Кто не ценит жизни, тот не достоин ее» (Леонардо да Винчи); «Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Ж. Лабрюйер).
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 30% — от окружающей среды, на 10% — от генетического наследия и лишь на 8—10% — от лечебных процедур. Следовательно, человек располагает большими возможностями для охраны своего здоровья. Император Тибе- рий всегда смеялся над докторами и над теми, которые, прожив жизнь, не знают, что полезно, что вредно для их организма, и прибегают к посторонним советам, «Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты» (Мюллер).
Человек может жить долго, если он сам не будет сокращать свою жизнь. «Наш организм создан для 120 лет жизни. И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. Я убежден, что нам говорят про естественное старение, вероятно, не вполне справедливо. Быстрое разрушение организма с годами происходит в основном не потому, что мы стареем, а потому, что мы неправильно стареем. Наш организм не обязан так быстро стареть, как это он обычно делает. Скорость старения зависит от нас самих. Надо лишь избавиться от факторов, ускоряющих старение, в том числе низкой физической активности. Я верю, что если мы полностью сбалансируем наше бытие, как в физическом, так и в эмоциональном отношении, то предельная продолжительность жизни вполне может подняться до уровня 120 лет» (Купер),
Для каждого человека, да и для всего общества нет большей ценности, чем здоровье человека. Проблему здоровья человека необходимо поднять на уровень существующей сегодня экологической проблемы. Надо создать в обществе такую же тревогу за человеческую зколо- гию. Говоря о здоровье,"надо всегда помнить мудрое изречение: «Здоровому человеку нужно все, весь мир, больному — одно здоровье».
Как никогда должна возрасти роль медицинской культуры человека, являющейся частью общей культуры. Медицинская культура предусматривает наличие определенного минимума соответствующих знаний и навыков у населения. Это является одним из важных условий воспитания активной сознательной грамотности каждого человека в отношении охраны своего здоровья. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого человека, которую он не должен перекладывать на окружающих.
В наше время нельзя считать себя культурным человеком, не умея ориентироваться в своем самочувствии, в функционировании разных систем своего организма, не умея сознательно воздействовать на эти функции средствами физической культуры, питания и т.п. Каждый человек должен стремиться овладеть искусством быть здоровым, не жалея на это ни времени, ни усилий. Надо поддерживать интерес к этой теме и стараться удовлетворить его. Речь, разумеется, идет не о просветительстве для самолечения, которое недопустимо, так как чревато серьезными неприятностями для больного человека. Нет! Речь идет о необходимости пропаганды гигиенических знаний и умений, которые поддерживают и умножаюг здоровье, а в случае заболевания способствуют успешной совместной работе врача и его пациента.
Вильгельм Гумбольдт как-то высказал мысль о том, что со временем болезни будут расценивать как следствие извращенного образа мышления и поэтому болеть будет считаться позорным.

1.2. Краткий очерк истории развития профилактического направления в отечественной медицине

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поученье для настоящего,
предостереженье от будущего.
Сервантес;
Историческое деяние бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков.
С. Ц»ейг
Как указывается в Большой медицинской энциклопедии (том 2.1, стр. 250, 1983 г.): «Профилактика зародилась в связи с попытками эмпирического поиска средств предохранения от болезней и несчастных случаев в виде элементов индивидуальной и личной гигиены. Возникновение общественной профилактики связано с развитием государства и обязанностей его органов и учреждений по осуществлению предохранительных мер в первую очередь от массовых заболеваний населения».
Уже в первобытной общине были сформированы определенные санитарные правила и запреты, касающиеся постройки жилищ, уходу за чистотой тела и др. Народная медицина в то время располагала рядом профилактических гигиенических приемов (физические методы, профилактический прием лекарств и др.). Гигиенические рекомендации, включая режим дня, гимнастику, чистоту тела, регламентации сна и приемов пищи и др., вошли в обиход многих народов и нашли отражение даже в религиозных установлениях (например, Моисеевы заповеди и др.).
В сочинениях врачей Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Древней Греции и других стран содержатся рассуждения о профилактике, которой отдается предпочтение по сравнению с лечением болезней. Великий Гиппократ говорил: «...не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».
Образ жизни древних египтян был целесообразно урегулирован, в нем было очень много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать все тело прохладной водой, поощрялись занятия спортом, гимнастика и некоторые виды спорта входили в число занятий во всех древнеегипетских школах.
В рабовладельческую эпоху появились элементы общественной санитарии. Так, в Спаргге существовала целая система правил гигиенического и физического воспитания, а законами Древнего Рима предусматривались меры санитарного характера (правила пользования водой, контроль за пищевыми продуктами и др.).
В средние века в связи с широким распространением инфекционных болезней были разработаны и законодательно оформлены различные противоэпидемические мероприятия. Гигиеническими советами арабских и европейских медиков предписывались умеренность в потреблении пищи, поддержание чистоты тела, воздержание в употреблении вина, рациональный образ жизни. Большую известность получили профилактические меры, изложенные в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.), одна из заповедей которого гласит: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».
Значение профилактических мер высоко ценили средневековые врачи Армении, Грузии, Средней Азии. Особое место в развитии профилактики занимает великий врач, поэт и философ Ибн Сина (Авиценна), который в своих трудах, и особенно в «Каноне врачебной науки», первостепенное значение уделял диететике, режиму питания и сна, физическим упражнениям. По сути, он в поэтичной форме изложил основные принципы профилактической медицины.
Здоровье сохранить — задача медицины, Болезней суть понять и устранить причины.. Не забывай о том, Что от болезни лучшая защита, Лечить болезнь, пока она сокрыта.
И снова повторю: лечи причины, В том главный принцип нашей медицины.
Вплоть до XVIII—XIX вв. профилактическая медицина, по сути, была эмпирической, т.е. ее рекомендации не были научно обоснованы. Многолетний опыт медицины свидетельствует о том, что люди научились предупреждать болезни раньше, чем становились ясными причины и механизмы их развития. Так, Э. Дженкер произвел прививки против оспы в 1796 г. — более чем за 100 лет до открытия возбудителя этой болезни. Или другой пример: люди умели предупредить развитие цинги (например, употреблением квашеной капусты в рационе морских экспедиций) задолго до открытия витамина С, дефицит которого является причиной развития данной болезни.
В эпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию профилактической медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки. В частности, Ф. Бэкон считал укрепление здоровья, искоренение болезни, продление жизни человека основными задачами медицины.
Несомненно, что отечественная медицина находилась под определенным влиянием медицинских воззрений Запада и Древнего Востока (рукописи, книги, иностранные врачи, отечественные медики, совершенствующие свои знания в клиниках Запада). Особенно эта тенденция становилась ощутимой по мере развития медицинской пауки. В этом отношении можно говорить об интернационализации медицинской науки, И в этом ничего удивительного пет, так как открытия в науке в одной стране становятся достоянием и других стран. «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир» (Сантаяиа).
Вместе с тем нередко зарубежные авторы пишут о том, что-де, мол, основы профилактической медицины были заложены на Западе, а не в «дремучей» Руси. К сожалению, по невежеству или другим мотивам, об этом говорят и некоторые наши авторы, что не соответствует действительности. Не о таких ли авторах говорил М.Е. Салтыков-Щедрин: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына»,
Постараемся показать, что профилактическая направленность всегда являлась сутью, основным принципом нашей отечественной медицины.
Археологические данные свидетельствуют о развитии народной гигиены среди первобытных людей, населявших территорию нашей страны. Это, в частности, касалось гигиенических навыков в месте выбора жилищ и в их устройстве, в обычаях захоронения умерших.
Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам «оберегания» от недугов. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др.
О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах — патериках и в литературных памятниках — житиях, «словах» и других источниках. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относится «Изборник Святослава» — своеобразный энциклопедический сборник. В великокняжеском книгохранилище к концу XI в. накопилось много произведений медицинской и биологической литературы, переведенных с греческого и сирийского языков, а также написанных по-славянски. В числе этих произведений наиболее значительными были «Физиолог» — компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов, и «Шестоднев» Иоанна Болгарского.
Медицина Древней Руси X—XI вв. представляла собой целостную систему, включающую элементы морфологии, частную патологию, диагностику, терапию, хирургию и гигиену. Любопытно, что киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» к детям писал о том, что угнетение психики, как и леность — первые ступени к болезням, а труд является условием гармоничного развития организма человека. В произведениях X—XIII вв. (Иллариона Киевского, Нестора, Владимира Мономаха и др.) упоминаются сведения о лечебной диететике, почерпнутых из народной медицины восточных славян, например, назначение сырой печени трески — при куриной слепоте, или витаминосодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, морошка и др.) — при цинге.
В древнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней. Слова с корнем «опас», «оберег» обнаруживаются очень рано в языке восточных славян. Греческий термин «филактирна» в значении охраны человека от моров упоминается в пандектах, кормчих книгах Новгорода, Рязани (XI—ХШ вв). В связи с развитием общественной жизни уже в X—XI вв. определился круг санитарно-гигиенических правил выбора местности для поселений и источников доброкачественной питьевой воды, обустройства жилищ (кладовые для хранения пищевых продуктов, естественная освещенность помещений и др.).
В народном быту огромная оздоровительная роль принадлежала русской бане. Сохранилось описание лечебного применения бани летописцами: «...и возьмут на ся лрутье младое, бьются сами и того ся добьют, егда вылежут еле живы и облиются водою студсныо и пока оживут...» В литературных сборниках часто имелись целые главы по диететике. Мерилом питания должна была быть естественная потребность в пище (аппетит). Вино рекомендовалось пить с воздержанием, ибо «питие безъмерное — матица всему злу... и лестница к недугам человеческим». Широко рекомендовались физические развлечения (игра в мяч, скачки, охота), которые назывались «утехою души, соседствующей с телесным здравием».
Большим событием явился перевод книги «Вертоград здоровья», сделанный 1534 г. Николаем Булевым, в которой наряду с описанием рекомендаций по диагностике и лечению болезней приводятся советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях. Мысли о предупреждении болезней все чаще находили отражение в сочинениях писателей того времени — Максима Грека, Даниила, Матвея Башкина, Феодосия Косого. Предписания и советы по повседневной бытовой гигиене включались в наставления более общего содержания, в частности в «Домострое» (XVI в.).
Реформы Петра I, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Западной Европы, коснулись всех сторон государственной и общественной жизни, в том числе медицины. Достаточно указать па открытие сухопутных и морских госпиталей в Москве, Петербурге и Кронштадте в начале XVIII в., которые стали учебными и научными центрами отечественной медицины, в том числе профилактической. Учреждение Академии паук (1724 г.) и открытие Московского университета (1755 г.) положили начало развитию отечественной медицинской науки.
Различные регламентации санитарно-гигиенического характера широко применялись в войсках и на флоте. Любопытно, что в договоре князя Олега с Византией оговаривалось, что русские дружинники, прий- дя в Царьград (Константинополь), получат возможность мыться в бане сколько захотят.
Великий русский полководец А.В. Суворов считал, что победы обеспечиваются не только воинской выучкой, дисциплиной, но и сбережением здоровья, сил солдата. «Мы умеем себя беречь, — писал он в своей «Науке побеждать». — Где ото ста один человек, а у нас и от пятьсот в месяц меньше умирает».
Ближайший помощник Суворова талантливый военный врач штабс- лекарь Ефим Белопольский в составленных им «Правилам медицинским чинам» требовал: «Причины болезней изыскивать не в лазаретах между больными, но между здоровыми в пешках, батальонах, ротах, исследовав их лищу, питье, строение казарм и землянок, время их построения, пространство и тесноту, чистоту, поваренную посуду, все содержание, о чем доносить полковому командиру». В этом положении заложены идеи предупреждения заболеваний, составляющие основу военной гигиены. Глубоко понимая это, А.В. Суворов писал в «Науке побеждать»: «... Помните, господа, полевой лечебник штабс-лекаря Бело- польского».
Россия дала отечественной и мировой науке таких замечательных представителей медицины, совершивших переворот в медицинской науке XIX в., как М.Я. Мудров, И.А. Дядьковский, С.П. Боткин, Т.А. Захарьин, АА. Остроумов. История достойно оценила эту славную плеяду корифеев русской клинической медицины, создавшую самобытное прогрессивное направление в отечественной науке и в развитии мировой профилактической медицины.
Матвей Яковлевич Мудро в — профессор Московского университета, виднейший представитель терапии первой половины XIX в. Его научное наследие и его воззрения дошли до нас в виде «слов», т.е. речей, произнесенных во время собраний. Придавая большое значение предупреждению болезней в преддверие войны с Наполеоном в 1809 г., Мудров произнес «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науке охранять здоровье военнослужащих». В 1820 г. он писал: «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней... предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Мудров погиб, исполнив свой врачебный долг во время эпидемии холеры после вскрытия трупа больного.
На развитие профилактической медицины большое влияние оказывала передовая общественная мысль. Гигиенические предписания и представления о приоритете профилактических мер в известной степени отражали передовые идеи А.Н. Радищева, М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.
В основе влияния подобных идей на дальнейшее становление общественной профилактики находилось развитие взглядов о взаимосвязях и единстве организма человека и окружающей среды, соотношении биологического и социального, первостепенной роли социальных факторов, социальной обусловленности здоровья. Эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины, догадок и предположений уступили место профилактической медицине как естественно-научному направлению. Гигиеническая наука стала опираться на данные физиологического эксперимента, микробиологии, патологии, физики, химии и других естественных наук.
Одновременно все большее влияние получали идеи общественной гигиены, учение о первостепенной роли социальной среды для здоровья населения и его охраны. Во второй половине XIX в. в России сложились благоприятные условия для развития естественных и технических наук. Деятели отечественного естествознания второй половины XIX — начала XX вв. внесли выдающийся вклад в развитие мировой науки. В 1861 г. А.М. Бутлеров создал теорию химического строения органических веществ. В 1869-м Д.И. Metщелеев открыл периодический закон химических элементов. Важным этапом в развитии термохимии и физической химии вообще явились труды Н.Н. Бекетова, классические исследования по химической кинетике, выполненные Н.А. Меншуткиным, Н.А. Шиловым, М.И. Коноваловым. В.И. Вернадский создал современное учение о биосфере, важное значение которого особенно ясно выявилось в связи с развитием экологии. А.Г. Сталетов внес существенный вклад в разработку проблем магнетизма.
Появились научно-исследовательские учреждения сстсствснно-па- учного направления. К концу 1888 г. в России имелось около 30 экспериментальных лабораторий, станций и научно-исследовательских институтов медико-биологического профиля, в том числе один из крупнейших в Европе Институт экспериментальной медицины в Петербурге (основан в 1890 г.) — первое в Европе научно-исследовательское учреждение, проводившее комплексные медико-биологические исследования, Бактериологический институт Московского университета и др.
Большая заслуга в пропаганде и творческом развитии эволюционного учения принадлежит К.А. Тимирязеву. Основоположниками эволюционной палеонтологии является В.О, Ковалевский, эволюционной и сравнительной эмбриологии — И.И. Мечников, сравнительной гистологии — А.И. Бабухин, А.С. Дотель.
П.Ф. Лесгафт, один из создателей теоретической анатомии, развивал функционально-анатомическое направление. Итогом его научной деятельности стал капитальный труд «Основы теоретической анатомии», в котором обосновывались идеи взаимной приспособленности структуры и функции органов и систем организма, впервые высказанные Н.И. Пироговым. Признание зависимости всестороннего развития функций здорового организма от его деятельности привело П.Ф. Лес- гафга к выводу о необходимости соответствующих физических упражнений и физического воспитания людей. Им были заложены научные основы физической культуры.
Важную роль в формировании гигиены как науки сыграли успехи физики, химии, биологии, физиологии, позднее — микробиологии. Успехи естествознания дали возможность перейти от общих описаний к точному исследованию среды, окружающей человека (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов) и созданию гигиенических нормативов. Гигиена из описательной пауки становилась экспериментальной. Основоположниками отечественной экспериментальной гигиенической науки стали А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисмаи.
Отечественная экспериментальная гигиена имела ярко выраженное физиологическое направление. В исследованиях тщательно учитывалась тесная связь изучаемых явлений окружающей среды со здоровьем человека. Характерная черта отечественной гигиены — ее общественная направленность, т.е. стремление выйти за пределы лабораторий — применение в практике, в жизни. В результате возникла школьная, коммунальная, профессиональная и, наконец, социальная гигиена.
Прежде чем перейти к изложению основных принципов профилактики, целесообразно ознакомиться с некоторыми данными о структуре заболеваемости современного человека.

1.3. Болезни цивилизации

Во второй трети XX в. в большинстве экономически развитых стран четко определилось изменение профиля заболеваемости за счет резкого увеличения числа неинфекционных заболеваний. «Характер болезней быстро меняется. Создается впечатление, что борьба со старыми смертельными болезнями, распространенными в период нашего детства, была столь успешной, что природа отомстила, подтянув резервы, обученные нападению с совершенно новых позиций» (Д. Стамп).
В 50—60 гг. XX в. болезни неинфекционной природы заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности населения. Произошли значительные изменения структуры и соотношения причин заболеваемости и смертности — трансформировался сам тип или профиль заболеваемости вследствие сокращения инфекционных и паразитарных заболеваний как причин смертности и «натиска» хронически протекающих неинфекционных болезней, а также несчастных случаев, и прежде всего травм (особенно автодорожных). Так, например, лишь несколько групп хронических неинфекционных заболеваний и несчастные случаи в большинстве экономически развитых стран являются ныне причиной 70—80% всех случаев смерти, а удельный вес случаев смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний сократился до 1—4%.
В последние десятилетия все чаще стали говорить о наступлении эры «болезней цивилизации», особенно заболеваний сердечно-сосуди- стой системы. Не случайно говорят об эпидемии этих болезней, вышедших на первое место в структуре заболеваемости населения мира. Не случайно эти заболевания называют «болезнями цивилизации» (точнее — болезни от цивилизации). Речь идет о преобладании расстройств, связанных с научно-тсхиичсским прогрессом, нарушениями экологического равновесия, в конечном счете с интенсивными изменениями условий и образа жизни современного человека в экономически развитых странах. Любопытно, что еще А.П. Чехов говорил о такого рода болезнях. Свой рассказ «Случай mania grandioga» он начинает следующим образом: «Что цивилизация, помимо пользы, принесла человечеству и страшный вред, никто не станет сомневаться. Особенно настаивают на этом медики, не без основания видящие в прогрессе причину нервных расстройств, так часто наблюдаемых в последние десятки лет».
В фуппу так называемых «болезней цивилизации» входят заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, сосудистые поражения головного мозга), злокачественные опухоли, нервно-психические расстройства, болезни обмена веществ (атеросклероз, сахарный диабет и др.), травмы.
Особая роль принадлежит болезням сердца и сосудов, которые занимают ведущее место в структуре заболеваемости населения экономически развитых стран. Не случайно значение этих болезней возросло до проблемы № 1 современной медицины. Распространенность этих заболеваний и ущерб от них таковы, что они стали большой социальной проблемой.
Примеры.
По опубликованным данным, в СССР сердечно-сосудистыми заболеваниями страдало более 25% населения; эти заболевания отмечались примерно у каждого четвертого жителя страны. Гипертонической болезнью страдает 5—6% населения экономически развитых стран. В США число лиц с повышенным артериальным давлением составляет 23 миллиона человек.
Заболевания сердечно-сосудистой системы являются причиной высокой смертности населения и в 1973 г. составляли 88,4% от всех причин смерти. В СССР в 1974 г. от одной ишемической болезни сердца погибло в 1,5 раза больше людей, чем от всех видов злокачественных опухолей. Статистические данные свидетельствуют о том, что смертность городского населения от заболеваний сердца и сосудов увеличивается с каждым десятилетием. В США смертность от болезней сердца занимала четвертое место среди причин смерти населения, а к 1940 г. этот показатель вышел на первое место. Удельный вес смертных случаев при сер- дечно-сосудистых заболеваниях увеличился к 1959 г. до 36%, а в 1971 г. уже составлял более 47%.
«Натиск» хронически протекающих пеинфекционных заболеваний имеет прочный «тыл», которым можно считать наиболее характерные для современного периода демографические процессы, и прежде всего постарение населения в экономически развитых странах. Процесс постарения населения самым активным образом влияет на структуру смертности и заболеваемости. Вместе с тем отмечается тенденция к «омоложению» хронических неинфекциоппых заболеваний, особенно болезней сердца и сосудов. Случаи инфаркта миокарда и мозгового инсульта все чаще происходят у лиц молодого возраста. За 15—20 лет показатели заболеваемости и смертности в этой возрастной группе увеличились примерно в 2 раза.
Несомненно, что заболевания сердечно-сосудистой системы существовали и в далеком прошлом, но они были скрыты от нас потоком инфекционных болезней и плохо диагностировались. А.И. Куприн в своем рассказе «Смерть борца» классически описал клиническую картину стенокардии (грудной жабы). Однако в настоящее время высокие показатели болезней сердца и сосудов объясняются не только более совершенной диагностикой, но и истинным учащением их в абсолютном выражении.
Заболевания сердечно-сосудистой системы наносят наиболее ощутимый ущерб здоровью людей, трудовым ресурсам и экономике стран (временная и стойкая потеря трудоспособности, инвалидность). Так, в ГДР в 1971 г. показатель нетрудоспособности вследствие заболеваний сердечно-сосудистой системы составил 10—12 миллионов потерянных рабочих дней в год на 340 ООО человек; примерно 43% всех случаев инвалидности у мужчин были вызваны болезнями сердца и сосудов. Поданным наших ученых, 57% больных мужчин болезнями сердечно-сосудистой системы получают инвалидность в трудоспособном (допенсионном) возрасте.
Следует указать также на большой экономический ущерб, наносимый болезнями сердца и сосудов. Так, зарубежные специалисты пытаются подсчитать экономические потери от этих болезней. Например, в публикациях США сообщается, что по причине преждевременной смерти от болезней сердца и сосудов в этой стране трудовые потери в год составляют примерно 2 миллиона потерянных лет. Болезни сердечнососудистой системы составляют более 40% всех трудовых потерь в США вследствие смертности. В 1973 г. ущерб, нанесенный этой стране в связи с болезнями сердца и сосудов, достиг 40 миллиардов долларов.
Болезни цивилизации отражают современные воззрения на основе представлений о единстве социальных и биологических факторов в становлении, развитии и существовании человека. Именно условия жизни современного человека начали приходить в некоторое противоречие с требованиями (возможностями) его биологической природы. Биологическая природа человека в значительной мере консервативна и было бы неразумно забывать об ее возможностях.
Тип современного человека по существу не отличается от типа кроманьонца, жившего 100 тысяч лет назад. За этот период сменилось много социально-общественных укладов, но биологическая природа человека практически осталась неизменной. Природа предъявляет свои требования. Мы забываем о них, а она мстит нам болезнями цивилизации.
Болезни цивилизации прямо или опосредованно связаны с развитием современного мирового сообщества. Так, образ жизни и поведение населения преобразовались или преобразуются в связи с урбанизацией, химизацией и другими искусственными изменениями внешней среды, в связи с интенсификацией производственных процессов. В саою очередь, эти факторы способствуют неадекватным нейроэмоциональным реакциям, психологическим и иным стрессам, резким изменениям баланса питания, информационным перегрузкам, физической обездвиженности. Таким образом, болезни цивилизации — не фатальная предопределенность, а следствие деяния самих людей. Следовательно, профилактика этих заболеваний вполне реальна.
Болезни цивилизации зависят главным образом от воздействия факторов внешней среды. Речь идет о воздействии комплекса факторов, и прежде всего о совокупности экзогенных социально-экономических факторов и изменившемся образе жизни. О первостепенном значении факторов социально-экономического характера в распространении ряда хронических заболеваний свидетельствует резкое увеличение заболеваемости этими болезнями и смертности от них в очень короткий период времени, па протяжении которого немыслимы столь интенсивные генетические преобразования у человека. Всего лишь за жизнь одного поколения под воздействием бурных социально-экономических, научно- технических, политических и других перемен изменилась картина заболеваемости в экономически развитых странах, преобразовался профиль болезней. Ведущим звеном в структуре заболеваемости и смертности стали хронические болезни, прежде всего сердца и сосудов.
Нервные перегрузки и физические недогрузки, загрязненный воздух больших городов, неполноценное питание, курение и алкоголизм взрослых — все эти издержки цивилизации особенно больно бьют по еще не окрепшему организму ребенка. И чем меньше ребенок, тем тяжелее последствия таких ударов. Особенно уязвимы дети грудные и еще неродившиеся. Девять месяцев внутриутробного развития во многом определяют судьбу будущего ребенка. В этот первый период жизни человеческий организм наиболее подвержен различным повреждениям.

Сейчас многие люди нашей планеты осознали опасность безответственного отношения к природной среде, последствия которого губительны для здоровья человека, и поэтому во весь голос заговорили об охране и нии. Такая постановка способствует глубокому ознакомлению с причинами многих заболеваний и своевременному их предотвращению. Великий русский физиолог И.П. Павлов говорил: «...разве обыкновенно причины болезни не закрадываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинского внимания? А знание причин, конечно, сущсствсннейшее дело медицины. Во-первых, только зная причину, можно метко устремляться против нее, а во-вторых, и это еще важнее, — можно не допустить ее до действия, до вторжения в организм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле слова».
Возникновение и развитие представлений о первичной профилактике неразрывно связано с поисками причин возникновения и распространения заболеваний в процессе фундаментальных эпидемиологических, социально-гигиенических, теоретических, экспериментальных и клинико-социальпых исследований. Эти исследования направлены на установление истинных масштабов распространенности неинфекцион- иых заболеваний, на выявление первичных отклонений от нормального течения процессов жизнедеятельности, па изучение пусковых механизмов развития болезненных процессов, приводящих к возникновению различных заболеваний, а также на установление связи организма с воздействием различных факторов внешней среды.
Профилактика должна включать сумму мероприятий, направленных на изучение окружающей среды и изменение ее, планомерное воздействие на среду с целью искоренения условий, которые способствуют возникновению болезней. Мероприятия первичной профилактики должны носить как общеоздоровитсльный характер, содействуя улучшению условий жизни и укреплению здоровья населения в целом, так и строго целевое назначение по предотвращению конкретных заболеваний, в частности устранению факторов риска. При этом наилучшие результаты могут быть получены при комплексном осуществлении профилактических мер, обеспечивающих одновременно изменения условий труда и быта, защиту организма от внешних болезнетворных влияний с устранением риска возникновения болезни и повышающих устойчивость к этим факторам на основе мобилизации биологических приспособительных механизмов организма. Такой подход определяет необходимость регулирования с профилактической целью множества факторов быта и профессиональной деятельности, формирующих условия и образ жизни человека и относящихся к экологической и производственной обстановке, жилищным условиям, питанию, к духовной и физической культуре и т.д.
Меры первичной профилактики являются обязательным компонентом лечебных и реабилитационных мероприятий и неотъемлемой частью мероприятий вторичной профилактики.
Профилактическое направление медицины можно рассматривать как специфическое отражение в области здравоохранения единства организма и окружающей среды, тесной взаимосвязи социального и биологического. Исходя из возможности управления внешнесредовыми и особенно социальными факторами, которые в значительной степени обус- л о вливают состояние общественного здоровья, оценивая внутреннее генетическое в человеке как преобразование (в цепочке поколений) внеш- несредовых факторов, профилактическое направление в широком смысле слова можно рассматривать как создание наиболее благоприятных для здоровья населения социальных и природных условий.
Диспансеризация — основной ведущий метод проведения профилактических мероприятий. Профилактическая направленность проявляется в органическом единстве лечебных и предупредительно-оздоровительных мероприятий, в синтезе лечения и профилактики и находит свое реальное воплощение в диспансеризации.
Диспансеризация представляет собой научно обоснованную систему профилактических и лечебных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения.
Основные задачи диспансеризации:

  1. массовые углубленные медицинские обследования населения, которые должны проводиться регулярно. Эти обследования являются основным методом выявления лиц, подлежащих динамическому диспансерному наблюдению;
  2. динамический учет результатов углубленного медицинского обследования;
  3. на основании диспансеризации определяется объем лечебпо-про- филактических мероприятий;
  4. выявление лиц с предболезненными состояниями, начальными стадиями болезней, а также больных со сформировавшимися заболеваниями. Следует знать, что в ряде случаев болезни протекают довольно скрытно, не проявляясь какими-либо симптомами. Например, проведенное в одном из районов Москвы углубленное (электрокардиографическое) медицинское обследование выявило ишемическую болезнь сердца, в том числе перенесенные инфаркты миокарда, у 17,3% лиц, у которых отсутствовали какие-либо жалобы на состояние здоровья. Раннее распознание болезни — залог более успешного лечения.

Важной особенностью предболезненных состояний и начальных форм болезней является обратимость лежащих в их основе функциональных и структурных изменений в организме больного человека. Именно в этих случаях лечебно-профилактические мероприятия оказываются наиболее эффективными. В подавляющем большинстве случаев болезни предшествует предболезненный период, который может протекать иногда весьма длительное время незаметно. При углубленном медицинском обследовании отдельных органов и организма в целом можно выявить признаки предболезненного состояния.

  1. максимально раннее выявление и своевременное лечение начальных форм заболеваний, учет и диспансерное наблюдение за больными;
  2. раннее выявление лиц с факторами риска угрозы развития болезней, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, учет и динамическое диспансерное наблюдение за этими лицами;
  3. объем, характер и другие особенности лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, диспансеризации определяются контингентом лиц, находящихся на учете, анализам причин возникновения или обострения хронических заболеваний и характером факторов риска у них;
  4. контроль за выполнением лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий и оценка их эффективности;
  5. диспансерный метод необходим прежде всего для выявления условий возникновения болезней и воздействия на их причины.

Критерии хорошо организованной диспансеризации; полнота охвата диспансерным наблюдением, своевременность взятия на учет больных и лиц, имеющих факторы риска, степень активности диспансерного наблюдения (повторность контрольных вызовов для обследования и др.)
Диспансеризация заключается в активном наблюдении за здоровьем определенных контипгентов населения, в изучении условий труда и быта, в обеспечении правильного физического развития и сохранения здоровья. Диспансеризация включает в себя разработку мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды и профессиональной деятельности, динамическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья людей и проведение лечебно-профилактических мероприятий, целенаправленную саиитарно-просветительную работу.
В частности, в процессе диспансеризации разрабатываются рекомендации по режиму дня, труда, отдыха и двигательной активности (физическая культура, спорт, лечебная гимнастика). Обязательны индивидуальные рекомендации необходимых лечебных мероприятий с определением объема и сроков проведения (лечебное питание, физиотерапия, санаторно-курортное лечение и др.), организованного отдыха (дома отдыха, пансионаты, турбазы). Важны рекомендации и мероприятия по оздоровлению условий труда (устранение или смягчение влияния профессиональных вредностей) и быта, рекомендации сроков и объема дополнительного и контрольного медицинских исследований.
Отбор лиц, которые подлежат диспансеризации по состоянию здоровья, осуществляется врачами поликлиник, амбулаторий, больииц, специальных диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений.
Основные принципы профилактики:

  1. единство мер первичной и вторичной профилактики, лечебных и реабилитационных мероприятий. Эффективность лечения и реабилитации значительно увеличивается при одновременном использовании профилактических мероприятий;
  2. использование комплекса профилактических мероприятий;
  3. в системе профилактических мероприятий безусловные преимущества имеют немедикаментозные средства профилактики и только при их неэффективности в отношении так называемых «внутренних факторов риска» (повышенное содержание холестерина в крови, тенденция к неустойчивому артериальному давлению и др.) речь может идти о профилактике лекарственной, причем многолетней, дифференцированной и контролируемой. К сожалению, многие больные игнорируют немедикаментозные способы лечения, отдавая предпочтение различным лекарственным препаратам;
  4. раннее использование профилактических мероприятий, начиная с детства, особенно в семьях неблагоприятных в отношении наследственной отягощенности. Мероприятия первичной профилактики наиболее эффективны в детском и юношеском возрасте. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детей и юношей, включая прежде всего меры воспитательного и еанитарно-просветителыюго характера, увеличивается в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы — словом, то, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. Именно в этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска заболеваний и с большим трудом, а порой болезненно изживаются в зрелом возрасте. «Излишества юности — вексель на старость с процентами за тридцать лет» (Колтон);
  5. систематическое, регулярное проведение профилактических мероприятий на протяжении всей жизни;
  6. профилактика должна быть основой деятельности всех медицинских учреждений; раннее выявление факторов риска и их коррекция, хорошо поставленная систематическая пропаганда здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками;
  7. индивидуальная тактика выбора профилактических мероприятий с учетом состояния здоровья, характера факторов риска, психологии человека и т.п.;

И лекарь-целитель будет прав, У человека всякого свой нрав, Коль, изучая свойства те и эти, Держать любое будем на примете.
Ибн Сииа

  1. оздоровление внешней среды, устранение неблагоприятного влияния профессиональных факторов;
  2. четкое выполнение профилактических мероприятий на основе выявления и своевременного устранения факторов риска болезней; правильно организованное диспансерное наблюдение обеспечивают предупреждение возникновения заболеваний, снижение заболеваемости и трудопотерь;
  3. нормализация психической и физической нагрузок, исключение «пиковых» нагрузок;
  4. нормализация семейных отношений, ликвидация конфликтов в коллективе. «Будем стремиться укрепить наш дух, тогда с его помощью мы освободимся от тысячи болезней» (Э. Фойхтсралебеи);
  5. строгое соблюдение принципов рационального питания;
  6. устранение гипокинезии, увеличение физической активности человека (физкультура, спорт);
  7. формирование здорового образа жизни — основы профилактики;
  8. решительная борьба с вредными привычками. «Весь секрет продления состоит в том, чтобы не укорачивать ее» (Э. Фойхтералебен);
  9. важными моментами являются унификация методов исследования, лечения, профилактики и их использование в различных медицинских учреждениях;

— единая система борьбы с болезнями должна бьггь создана по типу последовательности и преемственности этапов: первичная профилактика — диагностика и лечение — реабилитация — вторичная профилактика.

1.5. Условия, обеспечивающие эффективность профилактических мероприятии

Полноценное проведение профилактических мероприятий с широким охватом всего населения возможно только при активном одновременном участии государственных структур, медицинских работников, средств массовой информации и самого населения. Если не будет соблюдаться это условие, профилактика становится неэффективной и будет носить кустарный характер.
Здоровье населения — это первостепенная задача государства и должна быть основой государственной политики. Неумение решать эту проблему делает любое правительство непрофессиональным и безнравственным. Здоровая нация — это культурная нация, это высокий уровень производительности труда, экономики и обороноспособности самого государства. Надо, наконец, понять, что профилактика является основой социальной политики. В здравоохранении необходимо также понимание профилактику не только как комплекс санитарно-технических мер, гигиенических предписаний, по и как социально-профилактическое направление, которое в широком смысле слова означает конкретную активную форму заботы государства об охране здоровья народа. Осуществление профилактического направления в нашей стране должно слиться с задачей преобразования окружающей человека природной и социальной среды, превращения ее в источник полноценного труда и отдыха, укрепления здоровья и активного долголетия.
Вдумайтесь в следующие факты: наше государство несет огромные потери из-за временной нетрудоспособности населения. Так, по данным 1986 г., в СССР только за год на оплату больничных листов государство потратило 8 миллиардов рублей, с потерей ежегодно 3,1—3,5% рабочего времени, а народное хозяйство при этом не дополучило продукции на 30 миллиардов рублей. Для государства выгоднее, экономичнее вкладывать деньги в оздоровительные мероприятия для населения. В результате можно сэкономить много средств, сохранить профессиональные кадры, значительно увеличить производительность труда, заботясь о постоянной охране здоровья народа.
Профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко, как заботу государства об укреплении здоровья населения. Несомненно, что борьба с различными болезнями будет более успешной, если наряду с органами здравоохранения в этом деле будут активно участвовать и другие министерства, ведомства, учреждения, общественные организации.
Многочисленная армия учителей может во многом способствовать формированию у школьников правильного отношения к физической культуре и спорту, к организации рационального режима, обеспечивающего сочетание продуктивной учебы с достаточной физической активностью и отдыхом, способствовать проведению действенных мер предупреждения курения и употребления алкоголя у подростков и т.д.
Проблему охраны здоровья населения нельзя решать лоскутными постановлениями. Необходима научно обоснованная перспективная долгосрочная стратегическая государственная программа профилактики болезней в масштабе всей страны.
В этой государственной программе должны быть отражены и получить финансовое обеспечение следующие вопросы:

  1. реализация конституционно закрепленных прав на труд и отдых;
  2. охрана труда;
  3. охрана здоровья женщин и детей;
  4. организация общественного питания;
  5. организация льготного активного отдыха (дома отдыха, турбазы, пансионаты и санаторно-курортное лечение);
  6. развитие массовой физической культуры и спорта;
  7. материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности;
  8. оздоровление окружающей среды;
  9. воспитание у людей сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья (гигиеническое воспитание, санитарное просвещение);
  10. разработка научных программ по экологии человека;
  11. бесплатное лечение;
  12. диспансеризация населения.

В проведении профилактических мероприятий основной фигурой являются медицинские работники. Врачи должны видеть свою главную задачу не столько в лечении больных, сколько в профилактике болезней и поддержании здоровья населения. Говорят, что в Китае существовал древний обычай: платить врачу, только пока человек здоров. Если же человек заболевал, то врач обязан был лечить пациента бесплатно.
Необходимо менять психологию медицинских работников, считающих порой профилактику и диспансеризацию второстепенной компанией, отрывающей от «настоящего дела» — лечения больных. Такое отношение к диспансеризации и проведению профилактических мероприятий снижает их эффективность и дискредитирует систему. Уместно вспомнить слова великого русского клинициста Г.А. Захарьина, который в своей актовой речи «Здоровье и воспитание в городе и за городом» (1873) сказал: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения».

Медицинские работники не только должны быть главной фигурой в проведении оздоровительных и профилактических мероприятий, но и уметь воспитать у своих пациентов убеждения в необходимости их использования. Медицинские работники обязаны активно пропагандировать целесообразность предупредительной (профилактической) медицины, уметь отстаивать свои позиции в диспутах с представителями ненаучной, невежественной «медицины». «Все яснее и неопровсржимее для меня становилось одно: медицина не может делать ничего иного, как только указывать на те условия, при которых единственно возможно здоровье и излсчеиие людей; но врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела, — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной; он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова, он должен не только указывать, он должен бороться и искать путей, как провести свои указания в жизнь» (В. Вересаев).
В достижении успешной диспансеризации и обеспечении эффективной первичной и вторичной профилактики заболеваний важную роль играет хорошо организованная целенаправленная санитарно-просветитсльная работа. Трудно переоценить значение активного участия в санитарпо-про- светительной работе средств массовой информации. Именно печать, кино, радио, телевидение должны вести пропаганду среди населения научных, медицинских и гигиенических знаний — эффективного средства воспитательного воздействия и поднятия уровня общей культуры, а также действенного фактора формирования здоровых отношений в быту, па производстве и в микросоциалыюй среде. Средства массовой информации должны сыграть большую роль в воспитании медицинской культуры человека, пропаганде здорового образа жизни.
Надо вести активную борьбу против тех преступных лиц, которые, пользуясь доверчивостью людей, предлагают им явно индифферентные, а порой небезразличные для здоровья человека различные средства как панацею против всевозможных заболеваний. Ведь такие люди по невежеству и низкой нравственности (знахари, колдуны, маги и пр.), люди с низкой культурой наносят огромный нравственный урон обществу. О таких шарлатанах хорошо сказал Вольтер: «Каких ложных чудес не выдумано! Какое множество ложных мучеников! С каким же намерением выдуманы все такие грубые обманы? С тем, чтобы господствовать над разумом, чтобы нападать па легковерность невежд, чтобы похищать имения, чтобы воздвигать себе огромные здания продажею развалин бедных людей, чтобы повелевать».
К сожалению, многие люди еще верят в чудеса, чудо, забывая о .том, что «чудо — событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел» (Хаббард). Легковерных людей часто обманывают. Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить. Человека унижает страх, суеверие и идолопоклонство. Страх является причиной суеверия, которое ослабляет и оглупляет человека. Предрассудок — дитя невежества, которое, в свою очередь, является причиной суеверия. «Чего человек не знает, не сознаст, все то представляется ему страшным таинством: вот и являются колдуны, волшебники, злые духи» (В. Белинский). Вполне актуально звучат слова Шекспира: «Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что совершается на свете».
Надо помнить, что большим человеческим злом являются предрассудки и суеверие. Единственное лекарство против суеверия — это знания. «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие — самым несчастным» (Диоген), В 850—923 гг. в городе Хоросан жил великий арабский врач Разес. Он оставил после себя множество работ по медицине. Он предупреждал о шарлатанстве в медицине: «Есть столько маленьких фокусов, которыми врачи-шарлатаны стараются импонировать легковерным, что их не перечесть и в целой книге... Большинство из больных и не догадывается, что их обманывают. Но иногда этот обман случайно обнаруживается, если только внимательно присматриваться. Не следует поэтому никогда рисковать своей жизнью, доверяясь шарлатанам и принимать от них лекарства, которые принесли несчастье стольким людям, легко поддавшимся обману».
Санитарное просвещение представляет совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий (кино, радио, телевидение, печатное слово и др.), задача которых состоит в формировании у каждого человека, и прежде всего у молодежи, жизненной потребности в рациональном использовании всех условий для охраны и укрепления здоровья.
Требования к санитарному просвещению: актуальность, высокий научный характер, доступность, убедительность, дифференцированный подход к содержанию и методике самой пропаганды в зависимости от возраста, состояния здоровья, национальных особенностей, обычаев и традиций тех групп населения, среди которых проводится эта работа. Несомненно, что эффективность использования профилактических и оздоровительных мероприятий во многом обусловлегш сознательным отношением населения и активной их позицией. Каждый человек должен быть хозяином своего здоровья. Очевидна важная роль формирования у населения активной сознательной позиции в отношении здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, нерациональных форм поведения для обеспечения высокого уровня здоровья, увеличения сроков продолжительности жизни и творческой активности. Активное грамотное участие каждого человека в сохранении здоровья — это признак культуры нации.
Помните слова известного врача древнего Востока Абу Фараджа, который, обращаясь к больному, говорил: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете. Если ты будешь со мною, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».

1.6. Факторы риска

Концепция о факторах риска — один из важнейших принципов, лежащих в основе современных представлений о возможностях и направлениях профилактической медицины. Понятие «факторы риска» является по существу эпидемиологическим. Оно сформировалось в результате накопления большого научного фактического материала в ходе специальных исследований, проведенных на отдельных группах населения. Такие исследования получили наименование эпидемиологических. Они различаются по специфике, но общее, что их объединяет, — это объект исследования — популяция (организованная — рабочие и служащие каких-либо заводов, фабрик, фирм; неорганизованная — жители района, города), специальные, стандартные методы исследования (стандартный опрос, стандартное непосредственное обследование, специфические требования к электрокардиографическому, рентгенологическому, биохимическому исследованиям) и, наконец, унифицированные критерии оценки результатов исследования популяции с использованием современного достаточного сложного математического аппарата.
Так, на основании большого числа перспективных исследований, выполненных в США, американский эпидемиолог Эпштейн (1973) представил модель возможной связи факторов риска с ишемической болезнью ссрдца. Допускается, что около 20% мужского населения имеют эти факторы риска. В последующие 10 лет среди этих лиц развивается 50% всех случаев ишемической болезни сердца. Если рассматривать частоту возникновения ишемической болезни сердца за 10 лет, то среди лиц с факторами риска она развивается до 25% случаев, а среди остального населения этого же возраста и пола — в 4 раза реже. Предполагается, что из 1000 мужчин среднего возраста у 200 человек, имеющих факторы риска в течение 10 лет, у 35 (17,5%) будет наблюдаться инфаркт миокарда, а у 15 (7,5%) — внезапная смерть. За те же 10 лет у 800 мужчин, не имеющих факторов риска, инфаркт миокарда наступит у 40 человек (5%) и внезапная смерть — у 10 (1,25%). Факторы риска как эпидемиологическое понятие вытекает из наших представлений о характеристике и влиянии отдельных факторов внешней и внутренней среды, которые до этого изучались в эксперименте на животных, в клинике на больных и в дальнейшем получили подтверждение в упомянутых выше эпидемиологических исследованиях.
По-видимому, факторами риска следует называть такие факторы, которые ассоциируются с большой частотой тех или иных заболеваний. Это такие факторы, борьба с которыми направлена на уменьшение частоты возникновения болезней, снижение выраженности или устранения тех или иных болезненных процессов. Из огромного числа факторов, по-видимому, целесообразно выделить две основные группы факторов риска, имеющих важное значение для проведения профилактических мероприятий. К первой группе социально-культурных факторов риска можно отнести:

  1. сидячий (малоактивный) образ жизни, в том числе в свободное от работы время;
  2. насыщенные стрессами и конфликтами условия современной жизни;
  3. нерациональное питание;
  4. экологический дисбаланс;
  5. нездоровый образ жизни, в том числе вредные привычки.

Вторая группа — внутренние факторы риска представляют собой тс
или иные физиологические и биохимические сдвиги в организме человека (ожирение, повышенное артериальное давление, увеличение содержания холестерина в крови и др.). Проявление многих из этих внутренних факторов может быть связано с генетическими особенностями (наследственная предрасположенность).
Некоторые особенности факторов риска:

  1. их воздействие на организм человека зависит от степени, выраженности и продолжительности действия каждого из них и от реактивности самого организма;
  2. часть из факторов риска находится в причинно-следственных связях при формировании болезней. Например, нерациональное питание, являясь фактором риска, способствует возникновению другого фактора риска — ожирения;

— многие факторы риска начинают воздействовать в детском возрасте. Поэтому профилактические мероприятия следует проводить как можно раньше;

  1. вероятность развития болезни значительно повышается при комбинированном воздействии факторов риска. Пример: если курение повышает вероятность онкологических заболеваний в 1,5 раза, а злоупотребление алкоголем — в 1,2, то сочетанное их воздействие — в 5,7 раза;
  2. выявление факторов риска — одна из основных задач профилактической медицины, цель которой устранить имеющийся фактор риска или ослабить его воздействие на организм человека;
  3. обычно у одного и того же человека имеется не один, а комбинация факторов риска, в связи с чем довольно часто идет речь о много- факторной профилактике.

Факторов риска довольно много. Некоторые из них специфичны для развития определенных болезней, например, избыток поваренной соли при гипертонической болезни или избыточное высококалорийное питание продуктами, богатыми холестерином, при атеросклерозе.
К числу наиболее практически значимых факторов риска относят:

  1. наследственность;
  2. стрессовые воздействия;
  3. нерациональное питание;
  4. низкая физическая активность;
  5. экологический дисбаланс;
  6. нездоровый образ жизни;
  7. вредные привычки;
  8. ожирение.

Представляется целесообразным дать характеристику наиболее значимых факторов риска. При рассмотрении каждого фактора обратить внимание на характеристику факторов риска, механизмы их воздействия на человека и адекватные профилактические мероприятия.

Контрольные задания

  1. Охарактеризуйте болезии цивилизации и причины их развития.
  2. Дайте характеристику основных факторов риска, особенностей их развития и взаимодействия.
  3. Определите задачи первичной профилактики заболеваний человека.
  4. Определите задачи вторичной профилактики заболеваний человека.
  5. Назовите цели диспансеризации населения.
  6. Охарактеризуйте мероприятия первичной профилактики.
  7. Определите условия, способствующие эффективности проводимых профилактических мероприятий.
  8. Охарактеризуйте основные принципы профилактической медицины.
Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы