Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

1. Дефекты осанки, их предупреждение и устранение

Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека формируется в процессе физического развития ребенка п развития у него статпко-динампческпх функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сиденпя и стояния постепенно формируются физиологические кривизны позвоночника - изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед (шейный лордоз), изгиб в грудном отделе выпуклостью назад (грудной кпфоз) и изгиб в поясничной области выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвонковых дисков, пмеющпх хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы и центральную нервную систему. Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса прп учебных занятиях, работе) и функциональ-ное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться плп уменьшаться, меняется положение плечевого и тазового пояса, может возникнуть наклонность к асимметричному положению тела. Порочное положение тела при стоянпп II сидении постепенно принимает характер стереотипа и, таким образом, эта неправильная привычная установка может закрепиться.
К дефектам осанки, связанным с изменением положения плечевого пояса, относятся: сведенные вперед п свнсающие плечевые суставы, крыловидные лопатки, асимметричная установка плечевого пояса. Эти нарушения осанки могут зависеть от условии статической нагрузки (например, ношопие школьником портфеля с книгами постоянно в одной И той же руке), от привычной неправильной позы (например, привычка высоких девочек-под- ростков, стесняющихся своего роста, стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом).

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение

Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное (неравномерное) развитие определенных мышечных групп, осо-бенно на фоне общей слабости мускулатуры. Формирование крыловидных лопаток, например, связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной п передней зубчатой мышц. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной сплы мышц, сближающих лопатки, а свисающие плечи - результат недостаточной тяги верхней части трапециевидной мышцы и передней зубчатой мышцы.
Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением положення таза, а именно с изменением угла наклона его. При увеличении угла наклона переднего полукольца тазового пояса (рпс. 45) наблюдается усиление поясничного изгиба позво-ночника (лордоза). Изменение положения таза может быть связано со снижением сплы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия - прямых мышц живота и задней группы мышц, перекидывающихся с таза на бедро п голень (ягодичные мышцы н сгпбателп коленного сустава). Необходимо иметь в виду, что подобное изменение осапкп может зависеть п от других причин: смещения у тучных людей траектории тяжести тела кпереди, которое выравнивается путем прогибания в поясничной области: ношения женщинами обуви на высоких каблуках и др.
Усиление поясничного лордоза отмечается и при некоторых патологических состояниях, например двустороннем врожденном вывихе бедер, параличе ягодичных мышц у больных полиомиелитом. Усиление физиологических кривизн позвоночника особенно часто бывает связано с

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение

нарушением условий статической нагрузки на фоне сниженной функциональной способности мускулатуры.
К порочным положениям тела прп сидении, принимаемым при учебных занятиях, следует отнести посадку с повернутым, наклоненным в сторону п сильно согнутым вперед туловищем (рис. 46, а, б, в).

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение

Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленноїм стуле или 'Занятиями за слишком низким столом, а также с большим расстоянием книги или тетради от ребенка.
Большую роль играет функциональное состояние мускулатуры. При слабом развитии мышц спины быстрее развивается их утомление, корпус ребенка при сиденпи принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного аппарата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также при стоянии (так называемая вялая осанка рис. 47а). У физически слабых детей иногда наблюдается сглаженность физиологических изгибов поз-воночника («плоская спина»). Асимметричное положение плечевого пояса может явиться следствием привычки сидеть, высоко подняв правое плечо (например, при занятиях за слишком высоким столом, когда левая рука свисает вниз, пли за круглым столом, рис. 46, г). Постоянно сохраняющаяся привычка сидеть с подложенной под таз ногой (рис. 46, д) и повернутым тазом (рнс. 46, е)

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение

приводит к неправильному положению его п создает асимметричное положение тела.
Асимметричное положение тела наблюдается также прп привычке стоять с отставленной в сторону п полусогнутой ногой (рпс. 47, б).
Как уже указывалось, подобное порочное положение тела легче возникает у физически слабых детей и подростков и может способствовать усилению бокового искривления позвоночника, вызванного другими причинами (например, дпсплазпей пояснично-крестцового отдела позвоночника).
Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий: 1) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды (условий статической нагрузки) п 2) улучшения физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упраж-нений.
Большое влияние на правильное развитие организма ребенка, являющееся одним из основных условий предупреждения возникновения различных нарушений осанки, оказывает общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, гигиена сна, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание учебы и отдыха, использование средств закаливания и т. д. Следует подчерк- путь значение для детей дневного отдыха и необходи-мость сна на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.
Существенную профилактическую роль играет соблюдение специального режима, оказывающего благоприятное Влияние на статику ребенка (В. В. Анпсимова, 1959; JI. М. Мирский, 1948; А. Г. Цейтлин, 1960). Необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико динамических функций начиная с младшего ясельного возраста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навык ползания, стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями ребенка. Для предупреждения нарушений осанки у детей младшего возраста имеет значение, помимо рациональной мебели, достаточно просторная одежда, правильное положение и длина резинок. Начиная с дошкольного возраста особенно большое значение приобретает выработка у ребенка правильного положения тела при стоянии и сидении. При этом весьма важно своевременно устрашіть ряд порочных положений и поз, часть из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, привычка стоять с полусогнутой ногой, сидеть с согнутым корпусом и расслабленными мышцами спины при учебных занятиях), часть же связана с нарушением правил школьной гигиены (например, отсутствием соответствия между высотой стола и стула). Определенное профилактическое значение имеет уменьшение длительности статической нагрузки (стояния, сидения) при слабом физическом развитии ребенка. При наклонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонить корпус назад и опереться на спинку стула.
У подростка и взрослого можно также воспитать правильную осанку, вырабатывая рациональную позу при работе за верстаком, у станка, при канцелярских занятиях.
Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мускулатуры (В. В. Икова, 1948; А. Ф. Каптелин, Т. Н. Рудякова, 1959; 3. П. Ковалькова, 1952; И. Д. Ловейко, 1962; Е. Н. Янкелевпч, 1956; Balland, Grozelier, 1952; Lerous- seaii, 1959), так как активное удержание корпуса, плечевого, тазового пояса и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для осуществления этой цели должны быть использованы дифференцированно подобранные упражнения утренней гигиенической гимнастики, физкультминутка во время уроков, перерывы между уроками, насыщенные физическими упражнениями прикладного и игрового характера. В условиях школы следует обратить внимание на проведение во время учебных занятий физкультминутки, имеющей значение «активного отдыха» и способствующей восстановлению работоспособности мышц спины, а также физических упражнений на воздухе в перерывах между уроками. Для этого необходимо, чтобы на школьном участке были установлены соответствующие снаряды (качели, вертикальные и горизонтальные лестницы, перекладины, бревно для балансирования и другие приспособления). В общем комплексе средств, воздействующих на физическое развитие, особенно большая роль принадлежит пра-вильно построенному уроку физкультуры, цель которого заключается в оказании общеукрепляющего влияния на организм ребенка, а не в выработке узких двигательных навыков спортивного характера. Правильный подбор спортивных упражнений, воспитание интереса к ним у школьника, внедрение их в режим дня ребенка также окажут большое влияние на его правильное и гармоничное развитие.
В утренней гимнастике внимание должно быть акцен-тировано на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающих лопатки, расширяющих грудную клетку, усиливающих длинные мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим целесообразно физические упражнения производить не только стоя, но также из положений лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и включить в комплекс упражнения с гимнастической палкой. Приводим примерный комплекс упраж-нений.

Примерный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей с дефектами осанки

1- е упражнение. П. п. - стоя; руки на поясе. Разведе-ние локтей со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п. - выдох (4-5 раз).
2- е упражнение. И. п. - стоя; руки разведены в сто-роны. Круговые движения руками назад (8-10 раз). Дыхание произвольное.
3- е упражнение. И. п. - стоя; ноги врозь, руки к пле-чам. Наклоны корпуса вперед с прямой спиной - выдох; возвращение в и. п. - вдох (4-5 раз).
4- е упражнение. И. п. - стоя; руки за спиной. Накло-ны корпуса вправо и влево (5-6 раз). Дыхание произвольное.
5- е упражнение. И. п. - стоя с палкой в руках. Присе-дание с прямым корпусом и вытягиванием рук вперед -- выдох; возвращение в и. п. - вдох (4-5 раз).
6- е упражнение. И. п. - стоя с палкой в руках. Поднн мание палки вперед вверх - вдох; возвращение в и. и. - выдох (4-5 раз).
7- е упражнение. И. п. - лежа на сппне, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3-4 раза).
8- е упражнение. И. п. - лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса - вдох; возвращение в и. п. - выдох (3-4 раза).
9- е упражнение. И. п. - стоя; руки на поясе. Поскоки с последующей ходьбой (30 секунд-1 минута).
10- е упражнение. И. п. - стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны - вдох; сведение - выдох (3-4 раза).
Использование перечисленных групп мероприятий достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ребенка. Для детей с отклонениями со стороны общего физического развития, сниженной функциональной способностью определенных мышечных групп п недостаточной выносливостью к физической нагруз ке должны быть организованы в школе дополнительные занятия физкультурой со специальной направленностью.
Подобные мероприятия имеют особенно большое про-филактическое значение для детей, ослабленных недавно перенесенными заболеваниями, а также страдающих недо-статочностью сердечно-сосудистой системы. Специальные физические упражнения (В. И. Мачинский, 1960), подобранные с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но п дома в виде самостоятельных заданий.
Так, детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кпфоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной). Детям с крыловидными лопаткамп и сведенными кпереди.
Плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.
При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание надплечпи, вытягивание рук вверх с противодействием.
При наклонности к лордозированию позвоночника це-лесообразно из положения лежа на спине производить попеременные движения ногамн («велосипед», попеременное поднимание прямых ног), переходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ногн в тазобедренных суставах из положения стоя и лежа на жпвоте, что укрепляет ягодпчные мышцы. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц еппны и живота. Для более интенсивного напряжения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением (гантель весом 0,5-1 кг, медицинбол весом 1-2 кг в зависимости от возраста ребенка). Выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), в переброске мяча, а также упражнения с самокоррекцией перед зеркалом. Выработке правильной осанки способствуют также упражнения в балансировании и на равновесие (например, упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки). Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений (построение, повороты, ходьба и т. д.).
С целью выработки хорошей осанки, а также для проверки правильности ее могут быть использованы специальные тесты. Например, ребенок становится еппной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодичная область, голени, и делает шаг вперед, стремясь сохранить правильное положение тела.

Назад Оглавление Далее