Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Физкультура   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Яндекс.Метрика
 

Волейбол как средство реабилитации при занятиях с людьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Кандидат педагогических наук, доцент К.М. Комиссарчик
Санкт-Петербургская педиатрическая медицинская академия, Санкт-Петербург

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый десятый человек на Земле - инвалид.

В работах В.С. Дмитриева, А.В. Сахно (1993) убедительно доказано, что проблема инвалидов в нашей стране всегда была в тени, а советская статистика сознательно уменьшала их действительную численность, делая реальность более привлекательной.

В настоящее время проблемы обеспечения полноценной жизнедеятельности особой категории населения страны - инвалидов, создания для них нормальных условий участия в доступной им трудовой деятельности, расширения диапазона и глубины проявления ими своих жизненных потенций - одни из наиболее важных.

По мнению С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло, О.В. Морозова, А.С. Солодкова (1996), одним из важнейших пластов необходимой инфраструктуры для инвалидов являются предпосылки и условия для организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

Целью нашего исследовании, проводимого на базе Профессионального реабилитационного центра города Санкт-Петербурга, было определить влияние волейбола как средства реабилитации на людей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Для реализации поставленной цели необходимо было определить влияние волейбола на людей с нарушением функций ОДА:

1. Как средства психологической реабилитации.

2. Как средства физической (двигательной) реабилитации.

Возрастная категория исследуемых - 26-43 года. Все они имеют высшее, по преимуществу медицинское, физкультурное и техническое образование, 50% - два высших образования.

Для решения первой задачи нами использовалась психологическая концепция личности, разработанная К.К. Платоновым. Согласно этой концепции, личность человека состоит из четырех подструктур:

I. Социальная направленность - мотивы, взгляды.

II. Оценка ценностей жизни.

III. Уровень эмоциональных процессов - уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности.

IV. Врожденные характеристики - тип темперамента.

Для определения влияния игрового вида спорта, в частности волейбола, на каждую из четырех подструктур нами была определена батарея тестов: для подструктуры I - тесты по мотивации (Л.Н. Данилина, В.М. Мельников, 1990); для подструктуры II - тесты по определению материальных и духовных ценностей (Д.Я. Богданова, И.П. Волков, 1989); для III - тесты, определяющие уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности (К. Спилбергер, Дж. Тейлор, Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов); для IV - тесты, определяющие и оценивающие тип темперамента (Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов).

В опросе приняли участие 11 человек, среди них пять - имели стаж травмы 5 лет, три -10 лет, три - с рождения. Двенадцатый участник команды не имел травм ОДА, что предусматривается правилами соревнований, поэтому он не принимал участия в опросе.

Результаты, представленные в табл. 1, позволяют сделать заключение, что у людей с нарушениями ОДА имеется высокая мотивация к занятиям спортом, в частности волейболом, так как они сознательно хотят укреплять свое здоровье, общаться с людьми, имеющими схожие травмы, и здоровыми людьми, раскрепощаться и самоутвер ждаться посредством физической культуры.

Таблица 1. Показатели мотивации при занятиях волейболом улиц, с нарушением функций ОДА

Мотивы Показатели,%
Укрепление здоровья 100
Общение 73
Стремление проявить себя смелым и решительным 45
Подготовить себя к дальнейшей жизнедеятельности 55
Чувство удовлетворения от деятельности 55
Самоутверждение и самореализация 64

Таблица 2. Показатели отношения к ценностям жизни,%

Жизненные ориентации Показатели
Деньги 0
Эгоизм 0
Доброжелательность 73
Сопереживание 55
Безответственность 0
Честность 55
Чуткость 18

Таблица 3. Суммарный показатель уровня личностной тревожности улиц с нарушением ОДА,%

Тесты Уровни
низкий средний высокий
до после до после до после
Шкала личностной самооценки по К. Спилбергеру 0 9 18 91 82 0
Шкала оценки личностной тревожности по Дж. Тейлору 0 9 0 91 100 0

Таблица 4. Показатели психологических харак-теристик темперамента,%

Свойства Уровни
средний высокий очень высокий
Экстраверсия 0 36 36
Интроверсия 0 18 9
Ригидность 0 0 9
Пластичность 0 18 73
Эмоциональная возбудимость 0 18 9
Эмоциональная уравновешенность 0 73 0
Темп реакции 27 64 9
Активность 27 64 9

Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют о высоких нравственных качествах этой категории занимающихся волейболом.

Анализ показателей, представленных в табл. 3, свидетельствует, что у лиц с нарушением функций ОДА до занятий волейболом были высокие показатели уровня личностной тревожности, этот показатель в период регулярных занятий спортом снижается до среднего и низкого уровней.

Изучение взаимоотношений между тренером и спортсменом позволяет определить высокий показатель оценки тренера по трем параметрам: гностическому, который выявляет уровень компетентности тренера, как специалиста, с точки зрения спортсмена; эмоциональному, который определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность, и поведенческому, который показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.

На основании полученных результатов можно сделать заключение, что тренер на практике продемонстрировал спортсменам профессиональный подход к подбору конкретных упражнений и изучению элементов игры; взаимоотношения тренера и спортсмена не ограничиваются тренировочными занятиями и не являются чисто деловыми; тренер как личность симпатичен спортсмену, что позволяет им поддерживать доверительные и дружеские отношения друг с другом.

Результаты, представленные в табл. 4, свидетельствуют, что исследуемые обладают высокими показателями экстраверсии, пластичности, эмоциональной уравновешенности, темпа реакции и активности. У 18% спортсменов определен высокий показатель интроверсии, эмоциональной возбудимости и низкий показатель темпа реакции и активности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол как игровой вид спорта, вполне может служить средством психологической реабилитации людей, имеющих нарушения ОДА. Высокие показатели мотивации, отношения к жизненным ценностям, уровня эмоциональных процессов являются ведущим мотивом в достижении оптимальной спортивной формы.

Для решения второй задачи исследования нами использовались тесты по ОФП и СФП. Тесты на ОФП: бросок набивного мяча весом 2 кг - 10 м; сгибание-разгибание рук в упоре лежа - 28 раз; сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине - 24 раза; "елочка" - бег 92 м (с опорой на руки) - 42 с. Их результаты свидетельствуют о высоком уровне физической подготовленности лиц, имеющих нарушения функции ОДА и систематически занимающихся спортом.

Показатели СФП в тестах (передача мяча двумя руками сверху из положения сидя - 63 раза за 1 мин, передача мяча двумя руками снизу из положения сидя - 53 раза за 1 мин, результативность нападающего удара - 7 из 10 попыток, результативность подачи - 8 из 10 попыток) также можно охарактеризовать как высокие.

Уровень физической подготовленности реализовался в соревновательной деятельности, результат которой - призовые места на чемпионатах России за последние несколько лет.

Следует отметить, что высокие результаты психологической и физической реабилитации помогают в социальной реализации этих людей. Подтверждение этому - высокий процент трудоустройства (80% наших исследуемых нашли работу по различным специальностям).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол является комплексным средством реабилитации лиц с нарушением функций ОДА и позволяет им самореализовываться как в спорте, так и в жизни.

Источник: Журнал "Теория и практика физической культуры" 2001, № 6.

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.