Физкультура
Волейбол как средство реабилитации при занятиях с людьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Кандидат педагогических наук, доцент К.М. Комиссарчик
Санкт-Петербургская педиатрическая медицинская академия, Санкт-Петербург
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый десятый человек на Земле - инвалид.
В работах В.С. Дмитриева, А.В. Сахно (1993) убедительно доказано, что проблема инвалидов в нашей стране всегда была в тени, а советская статистика сознательно уменьшала их действительную численность, делая реальность более привлекательной.
В настоящее время проблемы обеспечения полноценной жизнедеятельности особой категории населения страны - инвалидов, создания для них нормальных условий участия в доступной им трудовой деятельности, расширения диапазона и глубины проявления ими своих жизненных потенций - одни из наиболее важных.
По мнению С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло, О.В. Морозова, А.С. Солодкова (1996), одним из важнейших пластов необходимой инфраструктуры для инвалидов являются предпосылки и условия для организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности.
Целью нашего исследовании, проводимого на базе Профессионального реабилитационного центра города Санкт-Петербурга, было определить влияние волейбола как средства реабилитации на людей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Для реализации поставленной цели необходимо было определить влияние волейбола на людей с нарушением функций ОДА:
1. Как средства психологической реабилитации.
2. Как средства физической (двигательной) реабилитации.
Возрастная категория исследуемых - 26-43 года. Все они имеют высшее, по преимуществу медицинское, физкультурное и техническое образование, 50% - два высших образования.
Для решения первой задачи нами использовалась психологическая концепция личности, разработанная К.К. Платоновым. Согласно этой концепции, личность человека состоит из четырех подструктур:
I. Социальная направленность - мотивы, взгляды.
II. Оценка ценностей жизни.
III. Уровень эмоциональных процессов - уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности.
IV. Врожденные характеристики - тип темперамента.
Для определения влияния игрового вида спорта, в частности волейбола, на каждую из четырех подструктур нами была определена батарея тестов: для подструктуры I - тесты по мотивации (Л.Н. Данилина, В.М. Мельников, 1990); для подструктуры II - тесты по определению материальных и духовных ценностей (Д.Я. Богданова, И.П. Волков, 1989); для III - тесты, определяющие уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности (К. Спилбергер, Дж. Тейлор, Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов); для IV - тесты, определяющие и оценивающие тип темперамента (Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов).
В опросе приняли участие 11 человек, среди них пять - имели стаж травмы 5 лет, три -10 лет, три - с рождения. Двенадцатый участник команды не имел травм ОДА, что предусматривается правилами соревнований, поэтому он не принимал участия в опросе.
Результаты, представленные в табл. 1, позволяют сделать заключение, что у людей с нарушениями ОДА имеется высокая мотивация к занятиям спортом, в частности волейболом, так как они сознательно хотят укреплять свое здоровье, общаться с людьми, имеющими схожие травмы, и здоровыми людьми, раскрепощаться и самоутвер ждаться посредством физической культуры.
Таблица 1. Показатели мотивации при занятиях волейболом улиц, с нарушением функций ОДА
Мотивы | Показатели,% |
Укрепление здоровья | 100 |
Общение | 73 |
Стремление проявить себя смелым и решительным | 45 |
Подготовить себя к дальнейшей жизнедеятельности | 55 |
Чувство удовлетворения от деятельности | 55 |
Самоутверждение и самореализация | 64 |
Таблица 2. Показатели отношения к ценностям жизни,%
Жизненные ориентации | Показатели |
Деньги | 0 |
Эгоизм | 0 |
Доброжелательность | 73 |
Сопереживание | 55 |
Безответственность | 0 |
Честность | 55 |
Чуткость | 18 |
Таблица 3. Суммарный показатель уровня личностной тревожности улиц с нарушением ОДА,%
Тесты | Уровни | |||||
низкий | средний | высокий | ||||
до | после | до | после | до | после | |
Шкала личностной самооценки по К. Спилбергеру | 0 | 9 | 18 | 91 | 82 | 0 |
Шкала оценки личностной тревожности по Дж. Тейлору | 0 | 9 | 0 | 91 | 100 | 0 |
Таблица 4. Показатели психологических харак-теристик темперамента,%
Свойства | Уровни | ||
средний | высокий | очень высокий | |
Экстраверсия | 0 | 36 | 36 |
Интроверсия | 0 | 18 | 9 |
Ригидность | 0 | 0 | 9 |
Пластичность | 0 | 18 | 73 |
Эмоциональная возбудимость | 0 | 18 | 9 |
Эмоциональная уравновешенность | 0 | 73 | 0 |
Темп реакции | 27 | 64 | 9 |
Активность | 27 | 64 | 9 |
Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют о высоких нравственных качествах этой категории занимающихся волейболом.
Анализ показателей, представленных в табл. 3, свидетельствует, что у лиц с нарушением функций ОДА до занятий волейболом были высокие показатели уровня личностной тревожности, этот показатель в период регулярных занятий спортом снижается до среднего и низкого уровней.
Изучение взаимоотношений между тренером и спортсменом позволяет определить высокий показатель оценки тренера по трем параметрам: гностическому, который выявляет уровень компетентности тренера, как специалиста, с точки зрения спортсмена; эмоциональному, который определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность, и поведенческому, который показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
На основании полученных результатов можно сделать заключение, что тренер на практике продемонстрировал спортсменам профессиональный подход к подбору конкретных упражнений и изучению элементов игры; взаимоотношения тренера и спортсмена не ограничиваются тренировочными занятиями и не являются чисто деловыми; тренер как личность симпатичен спортсмену, что позволяет им поддерживать доверительные и дружеские отношения друг с другом.
Результаты, представленные в табл. 4, свидетельствуют, что исследуемые обладают высокими показателями экстраверсии, пластичности, эмоциональной уравновешенности, темпа реакции и активности. У 18% спортсменов определен высокий показатель интроверсии, эмоциональной возбудимости и низкий показатель темпа реакции и активности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол как игровой вид спорта, вполне может служить средством психологической реабилитации людей, имеющих нарушения ОДА. Высокие показатели мотивации, отношения к жизненным ценностям, уровня эмоциональных процессов являются ведущим мотивом в достижении оптимальной спортивной формы.
Для решения второй задачи исследования нами использовались тесты по ОФП и СФП. Тесты на ОФП: бросок набивного мяча весом 2 кг - 10 м; сгибание-разгибание рук в упоре лежа - 28 раз; сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине - 24 раза; "елочка" - бег 92 м (с опорой на руки) - 42 с. Их результаты свидетельствуют о высоком уровне физической подготовленности лиц, имеющих нарушения функции ОДА и систематически занимающихся спортом.
Показатели СФП в тестах (передача мяча двумя руками сверху из положения сидя - 63 раза за 1 мин, передача мяча двумя руками снизу из положения сидя - 53 раза за 1 мин, результативность нападающего удара - 7 из 10 попыток, результативность подачи - 8 из 10 попыток) также можно охарактеризовать как высокие.
Уровень физической подготовленности реализовался в соревновательной деятельности, результат которой - призовые места на чемпионатах России за последние несколько лет.
Следует отметить, что высокие результаты психологической и физической реабилитации помогают в социальной реализации этих людей. Подтверждение этому - высокий процент трудоустройства (80% наших исследуемых нашли работу по различным специальностям).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол является комплексным средством реабилитации лиц с нарушением функций ОДА и позволяет им самореализовываться как в спорте, так и в жизни.
Источник: Журнал "Теория и практика физической культуры" 2001, № 6.