Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Отягощение

Если описанный выше прибор рассчитан на коррекцию движений путем нормализации обратной связи, совершенствования мышечного чувства и схемы движений, то отягощение направлено в основном на восстановление опороспособности и на совершенствование мышечного чувства, схемы тела и движений.
Как уже указывалось ранее, при всех формах заболевания детским церебральным параличом отмечается недостаточное развитие антигравитационных механизмов, что ведет к нарушениям вертикальной позы, опороспособности и равновесия. Применение отягощения как бы усиливает действие силы тяжести, что заставляет больного мобилизовать активность антигравитационного действия и тем самым способствует коррекции схемы тела и движений. Эта особенность воздействия отягощения определяет и основные положения методики его применения: длительное систематическое использование отягощения со сменой приемов по мере привыкания больного к новым условиям; закрепление в различных упражнениях ощущения нормализации движений и поз с помощью отягощения; постепенный переход к снятию отягощения, постоянное закрепление достигнутого тренировкой; индивидуальный подбор и план использования отягощения в сочетании с другими средствами комплексно» го лечения.
Впервые отягощение в виде утяжеленного костюма начало использоваться в институте им. Г. И. Турнера [Акатов М. В., Рогачева Е. И., 1960 г.] и затем получило распространение в ряде лечебных учреждений, в том числе и в санатории «Комарове». Однако этот метод, являясь достаточно эффективным, особенно у тяжелых больных с гиперкинезами и при вестибуло-мозжечковой недостаточности, заслуживает большего внимания.
Отягощение может быть использовано в разных вариантах, начиная с отдельных предметов одежды (обувь, корсет, воротник, шлем, лиф, куртка, брюки), которые могут надеваться отдельно и в виде целого утяжеленного костюма. Используются также утяжеленные костыли, трости, короткие лыжи, рюкзак или ранец, а также ложки для еды, карандаши и т. д. При проведении упражнений используют утяжеленные предметы (мешки с песком, медицинболы, штангу малую — до 10 кг, коляски с грузом и т. п.). Эти утяжеленные предметы разной величины, формы и массы больные в соответствии со своими возможностями переносят, поднимают, опускают, толкают, катают, бросают, возят волоком и т. д.
Утяжеленный костюм в целом применяют главным образом у больных с гиперкинезами при тяжелой степени двойного хореоатегоза, особенно при сочетаниях с торсионной дистонией. В этих случаях костюм состоит из комплекта: куртки с отстегивающимися рукавами (что превращает ее в утяжеленный лиф) и брюк с лямками. Перед куртки и брюк двойной. На все части костюма нашивают карманы в виде полос с клапанами, в которые закладывают груз (дробь, полоски свинца и пр.). Области суставов (локтевого и коленного) остаются свободными. Немного выше этих суставов пришиваются ремешки, которыми фиксируют рукава и брюки и удерживают груз от опускания на сустав (рис. 25, 26). Расположение и число карманов, величину груза определяют индивидуально. Общую массу костюма, по мере привыкания больного, можно довести у детей 5-8 лет до 30% массы тела ребенка, а у более старших — до 50%.
Костюм лучше шить из прочной, плотной ткани (суровое полотно и т. п.), внешний вид его должен быть приятен больному. На поясе можно пришить пряжку военного образца и вообще воспитывать отношение к нему как к военной форме или как к костюму «Пингвин» космонавтов.

Утяжеленный костюм

25. Утяжеленный костюм: а — куртка, 6 — брюки

От эмоционального настроения больного во многом зависит успешность использования утяжеленного костюма, тем более, что больные с гиперкинетической формой заболевания чувствуют себя в костюме устойчивее, увереннее.

Больной в утяжеленной куртке: а — спереди, 6 — сзади

26. Больной в утяжеленной куртке: а — спереди, 6 — сзади

Находясь в костюме длительное время в течение дня, больной может в нем и гулять, надевая его под верхнюю одежду.
Начинать надевать костюм надо с лифа под верхнюю повседневную одежду в течение 1 — 2 нед, затем пристегивают рукава, а через 1—2 нед надевают брюки. После такого же срока ношения полного костюма надо снять ту часть, в которой больной меньше всего нуждается. Носить костюм на всех этапах больной должен во все время бодрствования и привыкнуть к нему так, что не будет его замечать. В костюме производится обучение различным движениям и действиям, например исходное положение лежа на спине с симметричным расположением рук и ног, голова в среднем положении:
1) Движения головой — наклоны, повороты.
2) Перемена положений тела: повороты на бок, живот и спину, начиная с перемещений головы, руки или ноги; из положения лежа сесть махом рук и ног.
3) Удержание равновесия при толчках в положении лежа на правом, левом боку.
4) Из положения лежа перейти в положение на четвереньках или на коленях, удерживая позу тела при толчках.
5) В разных исходных положениях элементарные движения рук и ног в прямых и косых направлениях, круговые движения одной, двумя конечностями.
Все движения необходимо сочетать с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями и применять задержки положения конечности на разных уровнях движений.
В исходном положении лежа на животе:
1) Руки согнуты, предплечья и кисти на опоре возле плеч — движения головой во всех направлениях с преодолением легкого сопротивления, оказываемого рукой методиста.
2) «Лодочка» — руки к плечам, ноги прямые — прогнуться.
3) Вставание на четвереньки (если нужно, то в облегченных условиях с подложенным под живот валиком), стояние на четвереньках с подниманием руки или ноги, затем — с одновременным подниманием разноименных руки и ноги. Во всех положениях проверять способность удержания тела от падения легкими толчками в туловище или при попытке сдвинуть с места опоры ладонь или колено.
В других исходных положениях:
1) Сидя с опущенными согнутыми ногами (или верхом на скамейке, стуле, валике и пр. — движения туловищем, головой, руками раздельно и в сочетании; движения в коленных и голеностопных суставах.
2) Стояние на коленях (стопы опущены с опоры) с движением рук без предметов и-с предметами разной величины, формы и массы, сохранять равновесие при толчках в разных направлениях и при давлении на плечи или голову.
3) Вставание с колен в положение стоя с поддержкой и самостоятельно и возвращение в исходное положение; то же с подниманием различных предметов или с оказанием давления на плечи или голову.

Утяжеленные лыжи с ботинками

27. Утяжеленные лыжи с ботинками
28. Утяжеленный корсет

4) Стоя спиной к гимнастической стенке (держась руками за рейку и свободно) удерживать положение тела при толчках; то же с легким предметом на голове (мешочек с песком, сложенное полотенце и пр.); то же стоя боком к гимнастической стенке, держась рукой за рейку и свободно и т. д.
Все эти и подобные им упражнения выполняются больным с постепенным увеличением массы костюма, затем — с уменьшением и, наконец, без костюма. В большинстве случаев могут быть использованы только отдельные утяжеленные части костюма. Так, утяжеленные ботинки сами по себе или прикрепленные к коротким лыжам могут быть использованы при всех формах детского церебрального паралича не только для обучения ходьбе, но и для исправления походки. Для утяжеления обуви используют свинцовые стельки или коски под пятку.
Для выработки равномерного шага могут быть использованы короткие утяжеленные лыжи с ограничительными ремнями, соединяющими обе лыжи и не дающими делать большие и неравномерные шаги (рис. 27). Детские укороченные лыжи утяжеляются свинцовой пластинкой на передней и задней половине лыжи, ограничительные ремни, удерживающие положение лыж, расположены спереди и сзади прикрепленных к лыжам ботинок. На нижнюю поверхность лыж наклеивается прочная ткань — сукно и т. п. для передвижения по полу.
При неравномерной опоре на ноги может быть использован так называемый «браслет», т. е. удлиненный мешочек с песком, прикрепленный к голени над голеностопным суставом. «Браслет» лучше изготовить из свинцовой полоски в мягком ватном чехле. Такого рода «браслеты» могут прикрепляться и к обеим ногам, способствуя большей устойчивости и равномерности шага. Прикрепление к одной ноге может способствовать и нормализации положения таза при косом его стоянии. «Браслеты» можно надевать и на запястья для борьбы с формированием порочного положения и выработки опороспособности.
Утяжеленный корсет (рис. 28) используют для коррекции порочного положения туловища и головы. Это мягкий корсет ленинградского типа с нашитыми длинными карманами, в которые закладывается груз.
Таким же способом и для той же цели может быть изготовлен «воротник», закрывающий плечи, верхнюю часть груди и спины. Масса и вид этих отдельных приспособлений подбираются индивидуально.
Использование отягощения не исключает, а предполагает сочетание его не только с физическими упражнениями, но и по мере необходимости с общим и точечным массажем и другими средствами комплексного лечения.

Назад Оглавление Далее