Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Модуль 1 Введение в локомоторную тренировку

Обзор модуля

Существует целый ряд методик, направленных на реабилитацию больных, утративших функцию передвижения. Метод локомоторной тренировки, описанный в данном руководстве, основан на использовании тонких внутренних механизмов функционирования нервной системы. Представленные ниже принципы имеют четкое нейрофизиологическое обоснование. Приложение этих принципов к трем компонентам локомоторной тренировки является залогом успешного восстановления ходьбы.

Задачи модуля:

- ознакомиться с четырьмя принципами локомоторной тренировки и привести, по крайней мере, по два примера их применения;
- указать три компонента локомоторной тренировки и цель каждого из них.

Принципы локомоторной тренировки

Принцип 1: Максимальная нагрузка на ноги
Принцип 2: Оптимизация сенсорных сигналов
Принцип 3: Оптимизация кинематики для каждой двигательной задачи
Принцип 4: Максимум восстановления, минимум компенсации

Общее представление о локомоторной тренировке

Локомоторная тренировка является реабилитационной стратегией, разработанной для восстановления ходьбы. Основная цель ее состоит в том, чтобы вызвать сенсорные сигналы, необходимые для запуска локомоторного паттерна (схемы последовательного возбуждения нейронов, обеспечивающих сокращение мышц, участвующих в ходьбе). Это возможно при соблюдении определенных фундаментальных принципов.

Принцип 1: Максимальная нагрузка на ноги

Пациент должен:
- удерживать на своих ногах максимально возможный вес тела;
- избегать использования рук для уменьшения нагрузки на ноги;
- правильно располагать стопы, чтобы удерживать вес;
- стоять, как можно чаще, выполняя повседневные дела (например, при чистке зубов, мытье посуды и т.п.).

Принцип 2: Оптимизация сенсорных сигналов

Пациент должен:
- стараться шагать с той скоростью, с которой он ходил до травмы;
- начинать фазы шага в соответствии с кинематическими и кинетическими сигналами.
Инструктор должен:
- помочь пациенту переносить вес с одной ноги на другую;
- правильно размещать свои руки на ногах пациента в разные фазы шага.

Принцип 3: Оптимизация кинематики для каждой двигательной задачи

Инструктор должен:
- помочь пациенту удерживать вертикальное положение;
- помочь пациенту сгибать и разгибать ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при выполнении шага;
- облегчить координацию движений конечностей.

Принцип 4: Максимум восстановления, минимум компенсации

Инструктор должен:
- стимулировать пациента попытаться сделать движение самостоятельно прежде, чем предлагать свою помощь;
- подобрать вспомогательные приспособления (ходунки, костыли, фиксаторы и т.п.), наименее ограничивающие возможность самостоятельного передвижения больного и наиболее соответствующие принципам локомоторной тренировки;
- позволять пациенту пользоваться этими приспособлениями, только когда это необходимо для независимого и безопасного передвижения;
- проводить постоянную переоценку необходимости в этих приспособлениях.

Компоненты локомоторной тренировки

Локомоторная тренировка состоит из трех ключевых компонентов: обучение ходьбе на тредмилле, тренировка ходьбы по неподвижной поверхности и ходьба в обычной среде пациента. Конечная цель локомоторной тренировки - восстановление способности к ходьбе в обычных условиях с минимальной помощью вспомогательных приспособлений. Обучив пациента шагать на тредмилле, переходят к тренировке ходьбы по неподвижной поверхности и в обычных условиях. Дефекты походки, выявленные во время сеансов ходьбы по неподвижной поверхности и в обычных условиях, корригируются в процессе тренировки на тредмилле. Таким образом, три компонента локомоторной тренировки интегрированы так, чтобы помочь пациенту достичь максимального восстановления ходьбы.

Каждый компонент имеет свою задачу. Все три компонента применяются в течение каждого сеанса тренировки, который начинают с обучения ходьбе на тредмилле, продолжают ходьбой по неподвижной поверхности и в обычной среде. Задачи каждого компонента постоянно усложняются, по мере прогресса в их освоении.

Обучение ходьбе на тредмилле

Цель - заново научить больных шагать, используя способность спинного мозга генерировать необходимые импульсы к мышцам ног в ответ на правильные сенсорные сигналы. Для этого применяют систему поддержки веса тела и тредмилл (body weight support and treadmill system - BWST). При этом сделать шаг пациенту помогают руки врачей-инструкторов. Начальное переобучение пациента достигается именно в этом компоненте, так как нервная система заново распознает двигательные схемы, ассоциированные с ходьбой. Этот компонент также необходим для коррекции нарушений походки при ходьбе по неподвижной поверхности и в обычных условиях.

Тренировка ходьбы по неподвижной поверхности

Цель ее - перенести навыки, полученные при обучении ходьбе на тредмилле, на неподвижную поверхность. Выявленные на этом этапе нарушения походки корригируются в следующем сеансе ходьбы на тредмилле, когда система BWST облегчает действия инструктора.

Тренировка ходьбы в обычных условиях

Цель - также перенести навыки, полученные при обучении ходьбе на тредмилле, на безопасное передвижение в обычных условиях. Принципы локомоторной тренировки используются и на этом этапе, чтобы научить больного передвигаться вне клинической среды. Врач подбирает вспомогательное приспособление, наименее ограничивающие возможность самостоятельного передвижения больного и обеспечивающее необходимую безопасность. Пациента обучают пользоваться этим приспособлением в соответствии с принципами локомоторной тренировки. Все нарушения походки на данном этапе корригируются в следующем сеансе ходьбы на тредмилле.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы