Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Глава XI. Формы организации и планирование занятий по лечебной физической культуре

Раскрывая задачи лечебной физической культуры, мы неоднократно подчеркивали необходимость длительного планомерного и последовательного обучения больных. Это — важное требование не только при индивидуальных занятиях с больными, но и при групповых занятиях. Особенно это важно в тех учреждениях, где больной находится сравнительно длительный срок, как, например, в специализированных санаториях или интернатах и т. д.
Индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия имеют два варианта: когда они являются единственнойсамостоятельной формой занятий и когда они проводятся параллельно с групповыми занятиями.
Индивидуальные занятия как единственная форма обычно назначаются особо тяжелым детям, по каким-либо признакам не могущим принимать участие в групповых занятиях (чрезвычайно малая степень подвижности, умственная отсталость и пр.).
Как правило, индивидуальные занятия для таких больных должны проводиться не менее двух раз в день и ежедневно. Первый раз можно включать пассивные упражнения по определенной схеме в сочетании с избирательными приемами массажа (расслабляющего и тонизирующего), во второй раз могут быть рекомендованы занятия по полной схеме. Продолжительность индивидуальных занятий по полной схеме может быть от 25 до 30 мин, а если включается еще и массаж, то до 40—45 мин. Точная их дозировка зависит от общего состояния больного, степени его контактности, задач, стоящих перед методистом. При занятиях длительностью 30—35 мин, без организационных мероприятий, можно придерживаться общей схемы урока из 3 частей.
I часть — 5—7 мин — упражнения на внимание, общеукрепляющие и дыхательные упражнения.
II часть — 20—25 мин — специальные упражнения для восстановления произвольных движений, обучение двигательным навыкам, разучивание некоторых упражнений, рекомендованных врачом.
III часть — 3—5 мин — игровые задания, дыхательные упражнения, чтение стихов, произношение определенных звуков по назначению логопеда, указания по проведенным занятиям и т. д.
Особенностью этих занятий будет то, что содержание основной части должно отвечать сугубо индивидуальным требованиям, и потому в большинстве случаев будет сохраняться длительное время без особых изменений, пока ребенок не освоит изученное.
В то же время содержание первой и третьей части нужно менять, внося известное разнообразие и эмоциональную окраску в индивидуальные занятия. В связи с этим, подбирая материал физических упражнений, необходимо вначале выделить то главное, что будет являться содержанием второй части занятий, а затем уже осуществлять подбор для I и III частей.
Надо помнить, что для успеха индивидуальных занятий особо важное значение имеет контакт между ребенком и методистом. Для усиления этого контакта нужно, руководствуясь особенностями и состоянием психики больного, активизировать его участие в занятиях. В доступной форме надо объяснить значение основных упражнений и требований и постепенно включать небольшие посильные индивидуальные задания. Например, во время еды стараться брать хлеб худшей рукой и т. п. Надо только, чтобы эти движения были хорошо разучены, доступны, немногочисленны (не больше 2), контролировались и поощрялись методистом. Нужно, чтобы ребенок мог видеть результаты своей работы, оценить их и стремился бы к новым достижениям.
Повторное индивидуальное занятие для того же больного, проводимое по сокращенной схеме, может включать, как уже говорилось ранее, пассивные движения с массажем или только некоторые упражнения из второй части длительностью 10—20 мин.
Если занятие построено как тренировка в ходьбе, то оно может проводиться в виде разучивания отдельных заданий; например: ходьба в брусьях вперед, в стороны, назад с переменой направления по сигналу; отдых сидя — игра в мяч с методистом; отработка момента переноса центра тяжести тела на опорную ногу и т. п.
Второй вариант индивидуальных занятий, когда они проводятся параллельно с групповыми. Конечно, самое лучшее будет, если одно и то же лицо будет проводить и групповые и индивидуальные занятия. Но если это по каким-либо причинам невозможно, то надо, чтобы между лицами, проводящими групповые и индивидуальные занятия, был установлен тесный контакт. Этот контакт должен начаться с совместного знакомства с больным при осмотре и определении индивидуальных назначений, а затем в совместной проверке имеющихся достижений и в определении новых назначений.
Кроме того, как ведущий групповые, так и ведущий индивидуальные занятия могут давать указания друг другу о включении определенных упражнений, особенно если ребенок отстает от группы в усвоении какого-то материала.
При проведении индивидуальных занятий, сочетаемых с групповыми, может быть в той или иной степени сокращен раздел общеукрепляющих упражнений и оставлены преимущественно специальные упражнения.
В связи с этим может быть несколько изменена и схема проведения занятия. Например: I часть — избирательный массаж, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения — 5—7 мин; II часть — только специальные упражнения (3—4) и игровое задание — 15—20 мин; III часть — 2—3 мин; всего 20—30 мин.
Разумеется, что при проведении как индивидуальных, так и групповых занятий подбор упражнений и методика проведения занятий должны подчиняться также соблюдению определенной кривой физиологической нагрузки. Наиболее типичной является кривая с постепенным ее повышением примерно до 2/3 второй части урока, а затем постепенное снижение до исходного.
Групповые занятия. Для проведения групповых занятий дети объединяются от 4 до 10 человек, исходя из возрастных данных, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.
Цель проведения групповых занятий заключается в том, чтобы на основе анализа двигательных нарушений и двигательных возможностей больных, общих для данной группы детей, наиболее рационально организовать их физическое воспитание, стремясь к нормализации произвольной двигательной деятельности.
Групповые занятия проводятся также по схеме урока, соответствующей принятой для здоровых.
Вводная часть имеет своей целью организацию группы для занятий. Это достигается упражнениями на внимание, построениями, элементарными игровыми заданиями.
Основная часть урока направлена на решение основной задачи, поставленной перед данным занятием. Практически в эту часть последовательно входят все упражнения, соответствующие задачам рабочего плана.
Заключительная часть включает упражнения на внимание, малоподвижные игры, дыхательные упражнения, спокойную ходьбу, упражнения на расслабление и др., для того, чтобы способствовать организации группы для перехода к другой деятельности.
Планирование занятий физическими упражнениями. Составление рабочего плана для проведения групповых и индивидуальных занятий необходимо в тех случаях,
когда больные находятся в учреждении 3—4 месяца и больше (санатории, интернаты). Опыт работы в санатории «Комарове» показывает, что составление рабочих планов для проведения занятий, особенно групповых, и определение намечаемых достижений значительно улучшают целенаправленность и эффективность проведения занятий. Приведем пример такого рода планирования. Исходя в среднем из 4-месячного курса лечения, общий расчет производится так, что при 3-разовом проведении в неделю групповых занятий можно рассчитывать на 40—42 занятия. Весь период занятий делится на 3 этапа. Первый этап — общая подготовка — включает примерно 20—25 занятий; второй этап — специальная подготовка — 10—15 занятий и третий этап—заключительный — 3—5 занятий.
Первый этап имеет своей задачей развивать и улучшать двигательные возможности больных, на основе их обучения управлять своими движениями.
Из общих задач по лечебной физической культуре, раскрытых в предыдущих главах, для конкретного рабочего плана на первом этапе берутся те, которые определяются общими чертами клинической характеристики группы больных.
Например, для группы ходячих детей, преимущественно имеющих гемипарезы, эти задачи могут быть: воспитание правильной осанки, овладение дыханием, нормализация произвольных движений в суставах верхней и нижней конечности и улучшение координации движений.
Для группы тяжелобольных неходячих детей с наличием спастических три- и тетрапарезов задачи первого этапа в групповых занятиях могут быть ограничены решением только одной — нормализация безусловнорефлекторной двигательной деятельности, или же добавлены: овладение дыханием и увеличение общей подвижности (в пределах требований к первой группе).
Второй этап. Основными задачами данного этапа в групповых занятиях являются: тренировка правильной осанки, ходьбы, действий пораженными конечностями, овладение нормативами по лазанию, метанию, равновесию или по каким-либо другим показателям в соответствии с возможностями больных.
Заключительный этап занятий направлен на проверку знаний и умений занимающихся и подготовку их к выписке: разучивание утренней гимнастики и индивидуальных заданий для выполнения их в домашних условиях.
При проведении индивидуальных занятий второй и третий этапы работы не обязательны. Важно только, чтобы к выписке из учреждения ребенок знал, какие упражнения он должен выполнять в домашних условиях, каких ошибок при выполнении определенных движений он должен избегать, какой двигательный режим он должен выполнять. Поэтому, естественно, последние занятия будут направлены на подытоживание пройденного и на разучивание домашних заданий.
Построение рабочего плана для групповых занятий удобнее всего строить по частям урока, что характерно для первого этапа. Во втором этапе это будут в основном тренировочные уроки, когда после небольшой разминки основное внимание уделяется тренировке в намеченных упражнениях. В третьем этапе занятия проводятся как проверка выполнения установленных нормативов, — может быть, в ряде случаев с включением соревнования.

Назад Оглавление Далее