aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Упражнения для удержания головы в вертикальном положении

Большинство этих упражнений направлено на стимуляцию мышц-разгибателей шеи, у которых, в силу особенности заболевания, нарушена сократительная способность. При этом наибольший эффект достигается, если в работе задействованы одновременно мышцы-разгибатели шеи и мышцы поясничного отдела позвоночника. Как правило, упражнения выполняются на полу с использованием мяча (овального или круглого) либо больших мягких игрушек. Стимуляция разгибания головы достигается за счет привлечения внимания ребенка к игрушке или яркому предмету, попадающему в его поле зрения. Кроме того, эффективны динамические упражнения, например, ходьба, передвижения на коленях или езда на велосипеде, при которых постоянно концентрируется внимание на положении головы.

* Упражнение 1 *

И. п. — лежа на животе на мяче. Покачивания вперед-назад или вправо-влево. Удерживать ребенка за ноги, ориентируя его взгляд на яркую игрушку. Можно слегка поддерживать голову за подбородок.

* Упражнение 2 *

И. п. — лежа на животе на овальном мяче, руки вытянуты вперед. Покачивания вперед с опорой руками на пол и поднятой головой. После определенной подготовки можно усилить выполнение этого упражнения. При опоре руками на пол убрать мяч из-под ребенка и зафиксировать стойку на руках с поднятой головой на несколько секунд. При этом методист держит одной рукой ноги ребенка за щиколотки, другой — быстро убирает мяч и страхует голову под подбородок.

* Упражнение 3 *

И. п. — лежа на животе на большой мягкой игрушке или подушке, руки вытянуты вперед. Поставить перед ребенком любую игрушку, книжку или интересующий его предмет и оставить так на несколько минут. Следить за постановкой головы и своевременно корректировать ее положение.

* Упражнение 4 *

И. п. — лежа на животе на полу, руки согнуты в локтях и опираются на предплечья. Поднять голову вверх, опустить вниз, повернуть вправо-влево. Повторить упражнение. Учить удерживать голову поднятой, регистрируя время удержания.

* Упражнение 5 *

И. п. — сидя на стуле. Самостоятельно или принудительно поворачивать голову вправо, влево, поднимать вверх, опускать вниз, наклонять к правому и левому плечу.

* Упражнение 6 *

И. п. — сидя на стуле. Наклониться, достать с пола предмет или игрушку, выпрямиться и зафиксировать голову в вертикальном положении.

* Упражнение 7 *

И. п. — стоя на коленях, упираясь животом в диван или кресло. Вначале выполнять упражнение несколько. минут, затем увеличить время. Таз находится в разогнутом положении; не допускать сгибания туловища вперед, для чего можно удерживать таз рукой. Для поддержания интереса ребенка расположить на уровне его глаз книгу, картинки, игрушки. При выполнении этого упражнения под колени следует подложить дополнительный коврик.

Диапазон двигательных нарушений и их комбинаций у детей настолько широк, что до сих пор нет единой классификации тяжести патологии. В целях совершенствования физического воспитания детей-инвалидов авторами была разработана система тестирования двигательных возможностей детей. Она состояла из трех блоков статических и динамических упражнений (общим числом 57), характеризующих способность ребенка совершать основные двигательные акты. Первый блок включал задания, выполняемые лежа на спине и животе, которыми проверялись умения удерживать голову, поворачиваться, опираться на руки, владеть движениями в суставах конечностей. Второй блок упражнений выявлял умение принимать и удерживать положение сидя и стоя. Третий — содержал задания, определяющие способность к разным видам передвижений, а также силовые, скоростные и координационные качества ребенка.

Выполнение упражнений оценивалось по 3-балльной шкале:
- 0 — отсутствие движения, навыка;
- 1 — выполнение с помощью;
- 2 — самостоятельное выполнение.
Набранное ребенком количество баллов переводилось в проценты по отношению к максимальному (114 баллов — 100%).
В зависимости от двигательных возможностей выделены три группы детей-инвалидов:
- I — умеющие ходить без посторонней помощи (выполняли задания на 70-99%);
- II — умеющие сидеть, но не умеющие ходить без посторонней помощи или специальных приспособлений выполняли задания всей программы на 50-80%;
- III — лежачие, малоподвижные больные, имеющие тяжелую форму инвалидности, могли выполнять задания на
16%, а в отдельных случаях — даже на 55%.

Положенные в основу классификации границы двигательной активности детей-инвалидов позволили определить особенности нарушений двигательных действий в каждой из трех групп. Анализ показал, что даже дети I группы, умеющие ходить без посторонней помощи, могут выполнять в положении лежа в среднем только 89% объема предложенных при тестировании упражнений, причем эти упражнения дают возможность оценить элементарные двигательные умения ребенка. Дети II группы способны в положении лежа выполнять в среднем 80% упражнений, а III группы — только 48%. Обращает на себя внимание то, что в положении стоя дети I группы выполняют самый меньший объем заданий — 64%, в положении сидя — 77% и в движении — 72%, что свидетельствует об определенных трудностях для детей удерживать статическое равновесие без опоры и необходимости концентрации внимания именно на этой стороне физической подготовки.

Разнообразие средств физической культуры и методических приемов позволяет подбирать нагрузку в соответствии с функциональными и двигательными возможностями ребенка в целях направленного восстановления отстающих физических качеств. Положительная динамика морфологических показателей тела и сердца, а также физической подготовленности детей, занимающихся по разработанной программе, убеждает в правильности выбранного направления физической реабилитации детей-инвалидов с нарушениями двигательных функций.

В результате занятий дети I группы без посторонней помощи стали выполнять разные варианты ходьбы — приставным шагом, назад; увеличилась скорость ходьбы, появилось умение бегать, дети научились вставать с пола, выросли показатели динамометрии, времени виса на прямых руках. У детей II группы улучшились опорность и сила рук и ног, они смогли самостоятельно вставать со стула и совершать несколько шагов. В III группе дети стали лучше удерживать голову и позу, сидя на полу, помогая себе руками, а также сидеть на стуле, удерживая голову и ноги на опоре, вставать со стула с посторонней помощью.

Средства физической культуры оказывают не только терапевтическое, но и воспитательное воздействие, что нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных лечебных задач. Богатый опыт родителей, полученный в процессе лечения детей, позволяет им объективно судить о результатах проводимых занятий.

Анализ ответов подтвердил общепризнанное мнение о прямой зависимости тренировочного эффекта от длительности занятий. 100% родителей, дети которых посещают тренировки более полугода, отметили улучшение в состоянии опорно-двигательного аппарата, тонуса мышц, осанки, уменьшение контрактур, расширение двигательных умений, появление новых навыков; 75% подтвердили прогресс в умственном развитии, улучшении речи, внимания, памяти, эмоционального фона, контакта с окружающими; 25% — прогресс в общем состоянии здоровья ребенка. И соответственно только 67, 50 и 16% родителей, чьи дети занимались на момент опроса не более трех месяцев, отметили те же положительные изменения.
В настоящее время наиболее актуальным направлением научно- методических исследований в сфере физического воспитания детей- инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является разработка вариантов типовых тренировочных программ, адекватных двигательному и функциональному состоянию индивида.

Назад Оглавление Далее